Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.08.2008 N 15АП-3408/2008 ПО ДЕЛУ N А32-9585/2007-22/174

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 августа 2008 г. N 15АП-3408/2008

Дело N А32-9585/2007-22/174

Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2008 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ткаченко Т.И.,
судей Золотухиной С.И., Ивановой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Ткаченко Т.И.,
при участии:
- от заявителя: представителя по доверенности от 09.10.2007 г. Алешечкина В.В., паспорт <...>;
- от заинтересованных лиц: представители в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (уведомления N 80855, 80856);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 24.01.08 по делу N А32-9585/2007-22/174
по заявлению Станичного казачьего общества "Заречье" (особая пограничная станица) Адлерского района города Сочи Черноморского (окружного) казачьего общества Кубанского казачьего войска
к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю
о признании незаконным отказа и обязании предоставить в аренду земельный участок,
принятое судьей Чуприной Т.В.,

установил:

Станичное казачье общество "Заречье" (особая пограничная станица) Адлерского района города Сочи Черноморского (окружного) казачьего общества Кубанского казачьего войска с учетом принятых судом первой инстанции уточнений заявило требование об обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю заключить с заявителем договор долгосрочной аренды земельного участка, площадью 7,4 га, сроком на 49 лет, для размещения станицы с культурным центром, находящейся в селе Верхнее-Веселое Адлерского района г. Сочи Краснодарского края, с последующим направлением заявителю в течение двух недель со дня вступления решения суда в законную силу, проекта указанного договора аренды земельного участка.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.01.2008 г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что согласно материалам дела место размещения спорного земельного участка было предварительно согласовано заявителем с компетентными органами, в связи с чем проведение торгов (аукциона) в силу действующего земельного законодательства для предоставления земельного участка в аренду не требуется.
Не согласившись с принятым судебным актом Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю (ТУФАУФИ) обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.01.2008 г. и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ТУФАУФИ сослалось на следующие обстоятельства. Спорный земельный участок является федеральной собственностью. Распоряжение данным земельным участком на основании Положения о Территориальном управлении, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, осуществляет ТУФАУФИ. Согласно материалам дела заявитель в порядке статьи 31 Земельного кодекса РФ не обращался в Территориальное управление с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения спорного земельного участка органом не принималось. Таким образом, по мнению заинтересованного лица, вывод суда первой инстанции о состоявшемся предварительном согласовании места размещения земельного участка, не соответствует материалам дела.
Заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором казачье общество полагает доводы апелляционной жалобы необоснованными, так как из материалов дела видно, что место размещения спорного земельного участка было согласовано с органом местного самоуправления, который по смыслу статьи 31 Земельного кодекса РФ правомочен принимать данное решение.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке апелляционного производства повторно рассматривает дело.
В судебное заседание представители заявителя апелляционной жалобы и Департамента имущественных отношений Краснодарского края не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Территориальным управлением заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Представитель заявителя в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, дополнительно пояснив, что выбор земельного участка в силу статьи 31 Земельного кодекса РФ производит орган местного самоуправления, а не Территориальное управление. При этом, по мнению заявителя, заинтересованное лицо вправе передавать спорный земельный участок в аренду.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей заинтересованных лиц.
Как следует из материалов дела, Станичное казачье общество "Заречье" (особая пограничная станица) Адлерского района города Сочи Черноморского (окружного) казачьего общества Кубанского казачьего войска (далее - СКО "Заречье") обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Краснодарского края с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 7,4 га в долгосрочную аренду для размещения станицы с культурным центром, расположенного в селе Верхнее-Веселое Адлерского района г. Сочи Краснодарского края и направлении в адрес казачьего общества проекта договора аренды указанного земельного участка.
В ответ на обращение заявителя Территориальное управление сообщило, что приобретение спорного земельного участка в соответствии с Земельным кодексом возможно только на торгах.
СКО "Заречье", не согласившись с данной правовой позицией заинтересованного лица, обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края.
Изучив материалы дела, выслушав в судебном заседании пояснения заявителя, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно статье 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Из частей 1 - 3 статьи 30 Земельного кодекса РФ следует, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.
Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду. Размер арендной платы за указанный земельный участок определяется в размере земельного налога, установленного законодательством Российской Федерации за соответствующий земельный участок.
Орган местного самоуправления или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, после утверждения документации по планировке застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, на основании заявления о предоставлении земельного участка, указанного в абзаце первом настоящего пункта, лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, определяет технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, плату за подключение и принимает решение о предоставлении указанного земельного участка.
Решение о предоставлении земельного участка, указанное в абзаце втором настоящего пункта, является основанием установления в соответствии с заявлением лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, и за его счет границ такого земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
Частью 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно части 7 статьи 30 Земельного кодекса РФ решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Частью 1 статьи 31 предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, заявителем вместе с заявлениями, адресованными заинтересованным лицам, были представлены следующие документы:
- - акт выбора земельного участка под строительство от 15.07.2002, согласованный с главой города Сочи 24.03.2003;
- - проекты границ земельного участка, утвержденные главой города Сочи 21.03.2003 и руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Сочи;
- - заключение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Сочи от 12.06.2003 г. о предоставлении станичному казачьему обществу "Заречье" земельного участка для размещения на нем станицы с культурным центром в селе Верхнее-Веселое Адлерского района г. Сочи;
- - заключение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Краснодарского края от 17.09.2001 г. N 2626, в соответствии с которым комитет по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края согласовывает выбор земельного участка площадью 8 га, расположенного в Адлерском районе г. Сочи, с. Верхнее-Веселое;
- - заключение Департамента комплексного развития Азово-Черноморского побережья Краснодарского края о предоставлении станичному казачьему обществу "Заречье" земельного участка в селе Верхнее-Веселое Адлерского района г. Сочи;
- - заключение Комитета архитектуры и градостроительства от 23.07.2001 N 7240, в соответствии с которым Комитет архитектуры и градостроительства администрации г. Сочи считает целесообразным размещение казачьего хутора на спорном земельном участке;
- - заключение государственной экологической экспертизы по предпроектным материалам по размещению казачьего хутора "Заречье" в м/р "Блиново" Адлерского района г. Сочи;
- - заключение 10 отряда государственной противопожарной службы по охране города Сочи Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю о выборе земельного участка.
Как было указано выше, согласно статье 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статьям 9 - 11 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности РФ (федеральной собственностью), субъекты РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ, органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Из изложенного следует, что выделение спорного земельного участка заявителю производилось с предварительным согласованием места размещения земельного участка. Предоставление земельного участка с предварительным согласованием места его размещения по смыслу статьи 30 Земельного кодекса РФ не требует организации торгов.
Как видно из заключения комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Сочи от 10.06.2003 N 71 испрашиваемый казачьим обществом земельный участок находится во второй зоне округа санитарной охраны курорта. В предоставленных заявителем кадастровых планах также указано, что земли относятся ко второй зоне санитарной охраны.
Согласно пункту 5 статьи 31 Федерального закона от 14.03.95 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и статье 1 Федерального закона от 23.02.95 N 26-ФЗ "О лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, является курортом. Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации N 4766-1 и Совета Министров - Правительства Российской Федерации N 337 от 12.04.93 "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи" установлено, что Сочинский курортный регион является курортом федерального значения. В соответствии с приведенными Федеральными законами, Указом Президента Российской Федерации от 06.07.94 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей" и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.96 N 591-р "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей" курорт Сочи и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Сочи отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В силу части 6 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся, в частности, земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. Испрашиваемый казачьим обществом земельный участок находится в границах второй зоны санитарной охраны курорта федерального значения, поэтому является федеральной собственностью.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Пунктом "г" статьи 35 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" до разграничения государственной собственности на землю органам местного самоуправления предоставлено право распоряжаться земельными участками для строительства и эксплуатации объектов жилищного фонда, гаражей и иных хозяйственных построек, а также объектов инженерной инфраструктуры в границах поселений в соответствии с землеустроительной и градостроительной документацией.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о согласовании заявителем места размещения спорного земельного участка и правомерно обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю заключить с заявителем договор аренды земельного участка. Доводы апелляционной жалобы не основаны на правовых нормах и не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.
При принятии апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции предоставлял заинтересованному лицу отсрочку уплаты государственной пошлины до вынесения окончательного судебного акта. С учетом того, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, сумма государственной пошлины подлежит взысканию с заявителя жалобы.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.01.2008 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ТУ ФАУФИ по Краснодарскому краю - без удовлетворения.
Взыскать с ТУ ФАУФИ по Краснодарскому краю в доход федерального бюджета государственную пошлину 1000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
Т.И.ТКАЧЕНКО

Судьи
С.И.ЗОЛОТУХИНА
Н.Н.ИВАНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)