Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.05.2013 ПО ДЕЛУ N А55-30789/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 мая 2013 г. по делу N А55-30789/2012


Резолютивная часть постановления объявлена: 27 мая 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 28 мая 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Худышева Т.Н., доверенность от 09.01.2013 г. N 2,
от первого ответчика - извещен, не явился,
от второго ответчика - Стрюкова Г.А., доверенность от 17.12.2012 г. N 14081,
от третьего лица - Филюк Т.В., доверенность от 22.10.2012 г. N Д 0501/2611,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 марта 2013 г. по делу N А55-30789/2012 (судья Бойко С.А.),
по заявлению закрытого акционерного общества "Самарский булочно-кондитерский комбинат" (ИНН 6319008608, ОГРН 1026301700039), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
Департаменту управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
третье лицо - Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,
установил:

Закрытое акционерное общество "Самарский булочно - кондитерский комбинат" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными решения Департамента управления имуществом городского округа Самара (далее первый ответчик) об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Силовая, д. 1, площадью 4139 кв. м, содержащегося в сообщении N 15-07-10/63148 от 09.12.2011, и решения Министерства имущественных отношений Самарской области (далее второй ответчик) об отказе в предоставлении заявителю в собственность вышеназванного земельного участка, содержащегося в сообщении N 12-1/4134/08 от 03.09.2012, а также об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26 марта 2013 г. по делу N А55-30789/2012 заявленные требования удовлетворены полностью.
В апелляционной жалобе второй ответчик просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Первый ответчик также считает решение суда незаконным, просит его отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Третье лицо оставляет разрешение вопроса о законности судебного акта на усмотрение суда.
Дело рассмотрено в отсутствие первого ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя, второго ответчика и третьего лица, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 12.11.2008 г. закрытое акционерное общество "Самарский булочно - кондитерский комбинат" обратилось в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Силовая, д. 1, площадью 4 139 кв. м.
На указанном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителя на праве собственности, что подтверждается имеющимися в материалах дела свидетельствами о праве собственности.
11.12.2008 г. министерство направило в Департамент управления имуществом городского округа Самара обращение N 12-1/4134/08 об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
14.08.2008 г. министерством был направлен повторный запрос N 12-1/4131/08 об утверждении схемы расположения земельного участка.
Сообщением N 15-07-10/63148 от 09.12.2011 г. департамент управления имуществом городского округа Самара уведомил министерство и о невозможности утверждения схемы испрашиваемого заявителем земельного участка в связи с отсутствием каталога координат поворотных точек испрашиваемого земельного участка.
Сообщением N 12-1/4134/08 от 03.09.2012 г. Министерство имущественных отношений Самарской области отказало в предоставлении заявителю в собственность вышеназванного земельного участка, сославшись на отказ Департамента управления имуществом городского округа Самара утвердить схему.
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения заявителя в арбитражный суд.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на министерство имущественных отношений Самарской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу положений пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11 от 24 марта 2005 года "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, в силу императивной нормы пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации на органы местного самоуправления городского округа Самара возложена обязанность по утверждению схем расположения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, в процессе предоставления таких земельных участков для целей, не связанных со строительством. Указанной нормой права четко определен срок для реализации данной обязанности, равный одному месяцу с момента получения соответствующего заявления или обращения.
Вместе с тем, актом, устанавливающим процедуры и критерии предоставления вышеуказанных земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, является Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (далее - Порядок).
Пунктами 2.4 - 2.6 Порядка определены особенности утверждения схем расположения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, в процессе предоставления таких земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Согласно пункту 2.4 Порядка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
Пунктом 2.5 Порядка установлено, что в месячный срок с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 2.6 Порядка, в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
В соответствии с пунктом 1.3 постановления Главы городского округа Самара от 19.09.2006 N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий, предоставляемых для целей, не связанных со строительством", органом местного самоуправления городского округа Самара, уполномоченным по утверждению схем расположения земельных участков, ранее предоставленным гражданам и юридическим лицам и фактически занимаемым ими, а также по земельным участкам, на которых располагаются здания, строения, сооружения, находящиеся на каком-либо праве у граждан и юридических лиц является Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Возражая против удовлетворения заявленных требований Департамент управления имуществом городского округа Самара указывает на то, что в пакете документов. представленных для целей изготовления схемы расположения земельного участка отсутствовал каталог координат поворотных точек.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с перечнем, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 к числу документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок отнесены: копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок; копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей); при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП; выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП; кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него; копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 настоящего Перечня; сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Схема расположения земельного участка с каталогом координат поворотных точек, в указанном Перечне не поименована. Следовательно, у заявителя отсутствует обязанность по предоставлению такого документа.
Кроме того, из материалов дела и объяснений сторон следует, что заявителем при обращении в министерство был представлен план границ испрашиваемого земельного участка, из которого возможно определить местонахождение испрашиваемого земельного участка (т. 1 л.д. 22). Более того, письмом от 07.08.2009 N 449 (вх. N 15-07-07/20420 от 18.08.2009) заявитель представил в департамент управления имуществом городского округа Самара технические паспорта на принадлежащие ему здания, свидетельства о праве собственности на них, межевое дело с координатами XY и план земельного участка.
Из представленной Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самары выкопировки из карты правового зонирования городского округа Самара следует, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне ПК-1 и не отнесен к числу земель, ограниченных в обороте.
Таким образом, каких-либо препятствий в изготовлении и утверждении схемы испрашиваемого заявителем земельного участка у департамента управления имуществом городского округа Самара не имелось.
В соответствии со ст. ст. 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценивая обстоятельства дела, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемые решения Департамента управления имуществом городского округа Самара об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Силовая, д. 1, площадью 4 139 кв. м, содержащееся в сообщении N 15-07-10/63148 от 09.12.2011, а также решение Министерства имущественных отношений Самарской области об отказе в предоставлении заявителю в собственность вышеназванного земельного участка, содержащееся в сообщении N 12-1/4134/08 от 03.09.2012 противоречат требованиям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушают права и законные интересы заявителя, что в силу статьи 201 АПК РФ является основанием для признания их незаконными и обязания устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 марта 2013 г. по делу N А55-30789/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
Т.С.ЗАСЫПКИНА
С.Т.ХОЛОДНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)