Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 23.04.2013 ПО ДЕЛУ N А55-19176/2012

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 2013 г. по делу N А55-19176/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителя:
заявителя - Храмовой А.А., доверенность от 08.08.2012 N 01-01-9/263,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11.10.2012 (судья Шабанов А.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2012 (председательствующий судья Пышкина Н.Ю., судьи Николаева С.Ю., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-19176/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Северо-западные магистральные нефтепроводы", г. Казань, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа, с участием в дела в качестве третьих лиц: Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, г. Самара,

установил:

открытое акционерное общество "Северо-западные магистральные нефтепроводы" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление) с заявлением о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 07.07.2011 N 156 и обязании провести государственную регистрацию договора аренды лесного участка от 07.07.2011 N 156.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.10.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2012, заявление удовлетворено.
Управление, обжалуя решение суда первой и постановление апелляционной инстанций, в кассационной жалобе просит их отменить, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь в ее обоснование на неправильное применение судами норм материального права.
В отзыве общество полагает доводы кассационной жалобы ошибочными, судебные акты правильными.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как установлено судом общество обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации договора аренды лесного участка от 07.07.2011 N 156, заключенного на основании решения Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 07.07.2011 N 05-02-32-3057 "О предоставлении в аренду лесного участка, находящегося в государственной собственности, без аукциона".
Сообщением от 02.03.2012 N 01/263/2011-125 Управление отказало обществу в регистрации договора аренды лесного участка на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в связи с тем, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав.
Регистрирующим органом отказ мотивирован тем, что согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 данного Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если федеральным законом не предусмотрено иное.
Согласно позиции ответчика, изложенной и в апелляционной жалобе, если участок расположен на землях лесного фонда, государственная регистрация вышеуказанного договора аренды лесных участков возможна только при наличии государственной регистрации права собственности Российской Федерации. Кроме того, необходима первичная регистрация права федеральной собственности на лесной участок категории "Лесной фонд". По данным Единого государственного реестра прав, право собственности Российской Федерации на испрашиваемый участок не зарегистрировано. Более того, в плане лесного участка должна быть указана дата его заверения должностным лицом.
Общество, не согласившись с отказом в государственной регистрации договора аренды лесного участка, посчитав его незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Общество на государственную регистрацию представило договор аренды лесного участка, предметом которого является лесной участок из земель лесного фонда с номером учетной записи в государственном лесном реестре 472-2010-06, имеющий местоположение: Самарская область, Волжский район, Волжское лесничества, Дубовоуметское участковое лесничество, квартал N 30, выдел 2, квартал N 33, выдел 53, квартал N 72, выдел 19, в границах, указанных в плане лесного участка, прилагаемом к договору, площадью 6,16 га, предоставленный в аренду в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации для эксплуатации линейных объектов: магистральный нефтепровод "Альметьевск-Куйбышев-1" Ду 820 мм, магистральный нефтепровод "Альметьевск-Куйбышев-2" Ду 1020 мм, магистральный нефтепровод "Ромашкино-Куйбышев" Ду 530 мм, магистральный нефтепровод "Калтасы-Куйбышев" Ду-720 мм, магистральный нефтепровод "Николаевка-Самара" Ду-820 мм, магистральный нефтепровод "Николаевка-Самара" Ду-1020 мм.
Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу статьи 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" до 01.01.2015 допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности. При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет.
Согласно статье 4.2 вышеуказанного Федерального закона, лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным.
В соответствии со статьей 69 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются, соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Согласно схеме расположения и границ лесных участков, характеристике лесных участков и их насаждений (приложения N 1 и N 2 к договору аренды), а также Плану лесных участков, представленным на государственную регистрацию, спорный участок площадью 6,16 га имеет номер учетной записи в государственной лесном реестре 472-2010-06, расположен в защитных лесах на лесных землях, непокрытых лесной растительностью, местоположение: Самарская область, Волжский район, Волжское лесничество, Дубовоуметское участковое лесничество, квартал 30, выдел 2, квартал N 33, выдел 53, квартал N 72, выдел 19.
Статьей 4.4 указанного Федерального закона предусмотрено, что если до 01.01.2015 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения.
Таким образом, исходя из смысла указанной нормы закона, на государственную регистрацию должны быть представлены документы, с которыми закон связывает возникновение, прекращение, переход, ограничение прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также кадастровый план земельного участка, план участка недр и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 указанного Федерального закона.
Таким образом, суды двух инстанций пришли к правомерному выводу о том, что представленные заявителем в регистрирующий орган документы соответствуют требованиям статей 17, 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", что позволяло регистрирующему органу осуществить государственную регистрацию договора аренды лесного участка.
В кассационной жалобе не приведено доводов, указывающих на нарушение судом норм права, неприменение либо неправильное применение которых привело к принятию незаконных судебных актов.
Аналогичная позиция изложена по делу А55-19175/2012.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 11.10.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2012 по делу N А55-19176/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
С.Ю.МУРАВЬЕВ

Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)