Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.10.2012 ПО ДЕЛУ N А55-19883/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 октября 2012 г. по делу N А55-19883/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2012 года
Постановление в полном объеме изготовлено 18 октября 2012 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Евсигнеевой С.В.,
с участием:
от заявителя - Бенгин М.Н., доверенность от 27.04.2011 г.,
от ответчиков:
Министерства имущественных отношений Самарской области - Ужакова О.А., доверенность от 11.01.2012 г. N 5,
Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 октября 2012 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Захаряна Оника Нерсесовича
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 августа 2012 года по делу N А55-19883/2012 (судья Стенина А.В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Захаряна Оника Нерсесовича (ОГРНИП 304631834800108), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, об обязании устранить допущенные нарушения,

установил:

Индивидуальный предприниматель Захарян Оник Нерсесович (далее - заявитель, ИП Захарян О.Н., Предприниматель) обратился с заявлением в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - первый ответчик, Министерство), Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - второй ответчик, Департамент) о признании незаконными заключения Департамента о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории и решения Министерства об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г Самара, Советский район, ул. Аэродромная, в районе жилого дома 72, площадью 13.8 кв. м, а также об обязании ответчиков устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории и предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду.
Решением суда первой инстанции от 22 августа 2012 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись принятым судебным актом, Предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что арендные отношения с заявителем возникли до введения в действие Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. N 61. Судом не учтено, что распоряжением администрации Советского района от 09.09.2005 г. и актом ввода в эксплуатацию киоска при действующих правилах зонирования площадь арендуемого участка увеличена до 13,8 кв. м, при этом назначение земельного участка не менялось. Считает оспариваемое заключение Департамента незаконным, поскольку кадастровые работы по постановке территориальных зон на кадастровый учет не проводились, следовательно, определить место расположение испрашиваемого земельного участка в соответствии с зонированием не представляется возможным.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель первого ответчика в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы.
Представитель второго ответчика в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя второго ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Предприниматель в соответствии с договором от 27.10.1999 г. N 003485з является арендатором земельного участка площадью 6 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Аэродромная, в районе жилого дома 72, под киоск "Ремонт обуви" (л.д. 21 - 26). Срок действия договора с 31.05.1999 г. по 30.04.2000 г.
Распоряжением администрации Советского района г. Самары от 06.11.2002 г. N 2538 срок действия данного договора продлен на 11 месяцев (л.д. 13).
Распоряжением администрации Советского района г. Самары от 09.09.2005 г. N 762 ИП Захаряну О.Н. предоставлен в аренду без права выкупа в собственность земельный участок площадью 13,8 кв. м на 11 месяцев под существующим временным киоском "Ремонт обуви" по адресу: ул. Аэродромная, в районе жилого дома N 92, согласно прилагаемой схеме (л.д. 10).
15.08.2008 г. Предпринимателю выдана справка о готовности временного объекта - киска "Ремонт обуви" площадью 13,80 кв. м на территории Советского района к эксплуатации (л.д. 15).
20.01.2012 г. ИН Захарян О.Н. обратился в Министерство с заявлением N 12-1/0061/12 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 13,8 кв. м в аренду.
Министерство обратилось в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара с обращением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории.
В ответ на вышеуказанное обращение Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара представил в Министерство заключение от 16.02.2012 г. N СП-9/224-0-1 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, поскольку испрашиваемый земельный участок согласно Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. N 61, расположен в двух территориальных зонах: зоне многоэтажной жилой застройки 5 - 16 этажей (Ж-4) и зоне предприятий обслуживания населения местного (районного) значения (Ц-3).
17.04.2012 Министерство направило в адрес заявителя уведомление об отказе в предоставлении земельного участка с приложением заключения Департамента о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка.
Считая заключение Департамента о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка и отказ Министерства в предоставлении в аренду земельного участка незаконными и нарушающими права и законные интересы, ИП Захарян О.Н. обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 2 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).
Согласно п. 2.1 данного Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В заявлении о предоставлении земельного участка указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. К заявлению, указанному в п. 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку (п. 2.2 Порядка).
Пунктом 2.4 Порядка предусмотрено, что после получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, Министерство имущественных отношений Самарской области направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
Пунктом 2.5 Порядка установлено, что в месячный срок с момента поступления обращения Министерства, указанного в п. 2.4 Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с Порядком направляет ее в Министерство либо в адрес лица, которое обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
Согласно п. 2.6 Порядка, в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения Министерства, указанного в п. 2.4 настоящего Порядка, направляет в Министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
В течение 14 дней с момента получения министерством заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка министерство направляет в адрес заявителя уведомление об отказе в предоставлении земельного участка с приложением заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка.
В соответствии постановлением главы городского округа Самара от 19.09.2006 г. N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий" полномочия по утверждению схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории относятся к компетенции Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждает, что в ответ на обращение Министерства об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории Департамент направил заключение от 16.02.2012 г. N СП-9/224-0-1 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории.
Согласно указанному заключению испрашиваемый земельный участок в соответствии с Картой правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. N 61, расположен в двух территориальных зонах: зоне многоэтажной жилой застройки 5 - 16 этажей (Ж-4) и зоне предприятий обслуживания населения местного (районного) значения (Ц-3).
В силу п. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Поскольку испрашиваемый земельный участок площадью 13,80 кв. м расположен в двух территориальных зонах, оспариваемое заключение Департамента соответствует требованиям градостроительного законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Получив заключение Департамента о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, Министерством, правомерно, в соответствии с п. 2.6 Порядка, направлено в адрес заявителя уведомление об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Доводы заявителя о том, что арендные отношения возникли до введения в действие Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. N 61, следовательно, на них действие указанных Правил не распространяются, подлежат отклонению в силу следующего.
В соответствии с п. 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Градостроительный регламент устанавливается правилами землепользования и застройки для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (п. 2 ст. 85 ЗК РФ).
Градостроительное зонирование наряду с территориальным планированием призвано в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности обеспечить условия для устойчивого развития территории (ст. 2 ГРК РФ).
Кроме того, как следует из материалов дела, согласно договору аренды от 27.10.1999 г. N 003485з, на который ссылается заявитель, Предпринимателю был предоставлен земельный участок площадью 6,00 кв. м. Земельный участок площадью 13,80 кв. м, предоставленный в соответствии с распоряжением администрации Советского района г. Самары от 09.09.2005 г. N 762, сформирован не был.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно, в соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ, принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные Предпринимателем в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 августа 2012 года по делу N А55-19883/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК

Судьи
П.В.БАЖАН
Е.М.РОГАЛЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)