Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Соколовой И.Ю., Богдановской Г.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кочетковой Н.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 20.02.2013 по делу N А34-4276/2012 (судья Губанова Е.И.).
В судебном заседании, проводимом при использовании систем видеоконференц-связи, приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью "Уралойл" - Седунов А.В. (доверенность);
- Правительства Курганской области - Жермаков А.С. (доверенность);
- Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области - Бирюкова Е.П. (доверенность).
Общество с ограниченной ответственностью "Уралойл" (далее - ООО "Уралойл", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением:
- - о признании недействительным распоряжения Правительства Курганской области (далее - Правительство, заинтересованное лицо) от 26.04.2012 N 100-р "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Уралойл" в размещении АЗС, и проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка";
- - об обязании Правительства Курганской области принять распоряжение о предварительном согласовании места размещения АЗС в адрес ООО "Уралойл".
Определением суда от 10.10.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области (далее - Департамент) (т. 1 л.д. 89-90).
Определением суда первой инстанции от 08.11.2012 производство по делу в части требований об обязании Правительства Курганской области принять распоряжение о предварительном согласовании места размещения АЗС в адрес ООО "Уралойл" прекращено в связи с отказом общества от этой части требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 20.02.2013 требования ООО "Уралойл" удовлетворены (т. 2, л.д. 116-128).
Суд признал недействительным распоряжение Правительства Курганской области от 26.04.2012 N 100-р "Об отказе Обществу с ограниченной ответственностью "Уралойл" в размещении АЗС, и проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка".
Не согласившись с принятым решением, Правительство (далее так же апеллянт, податель жалобы) обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований отказать.
Податель жалобы полагает судебный акт принятым с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда основанными на неполно исследованных обстоятельствах дела.
Как указывает апеллянт, при вынесении решения суд не учел состоявшиеся по делу А34-2655/2010 судебные акты, а именно - решение суда первой инстанции от 28.09.2010, которым признано недействительным распоряжение Правительства Курганской области от 09.02.2010 N 28-р "О предварительном согласовании места размещения автомобильной автозаправочной станции обществу с ограниченной ответственностью "Транзит" по мотиву того, что на земельный участок, предварительно согласованный ООО "Транзит", имелись другие претенденты, в том числе ООО "Уралойл". Постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанции данное решение оставлено без изменения, при этом в постановлениях судов имеется прямое указание на то, что в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги.
Вывод суда, согласно которому оспариваемое распоряжение нарушает преимущественные права ООО "Уралойл" по формированию спорного земельного участка и предоставлению его в аренду, принадлежащие заявителю как лицу выигравшему конкурс по отбору претендентов на формирование земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса, по мнению апеллянта, является несостоятельным. Земельным законодательством не предусмотрена возможность установления преимущественного права одних заявителей перед другими в случае подачи заявлений о предварительном согласовании места размещения объекта, а проведенный 21.08.2009 конкурс по отбору претендентов на право формирования земельного участка не является конкурсом по продаже права на заключение договора аренды, проводимым в соответствии с п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ.
Кроме того, апеллянт полагает, что судом необоснованно удовлетворено ходатайство ООО "Уралойл" о восстановлении срока на обращение с данным заявлением. Оспариваемое распоряжение было принято по результатам рассмотрения заявления ООО "Уралойл" от 26.03.2012 N 7 и отправлено заявителю заказной корреспонденцией по адресу, который был указан в заявлении. Вручение адресату почтового отправления 12.05.2012 подтверждено почтовой квитанцией, тогда как заявитель обратился в суд лишь 10.09.2012, т.е. с пропуском срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ. Полагает, что вопросы внутреннего документооборота организации не могут являться основанием для признания причин пропуска срока обращения в суд уважительными.
В судебном заседании, проводимом посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области, представитель подателя апелляционной жалобы доводы жалобы поддержал, изложив их в тезисной форме.
Представитель Департамента с доводами подателя жалобы согласился, указывая на наличие оснований для отмены судебного акта.
Представитель заявителя возражал против указанных в апелляционной жалобе доводов, полагая решение суда законным и обоснованным.
Законность и обоснованность оспоренного судебного акта проверяются судом апелляционной инстанции в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 05.08.2003 N 231 в целях упорядочения размещения объектов дорожного сервиса на территории Курганской области, в соответствии с Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 17.12.2002 N 479 "Об утверждении схемы размещения АЗС и АГЗС на территории Курганской области" создана Конкурсная комиссия по отбору претендентов на формирование земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса (далее - Конкурсная комиссия).
15.11.2007 проведен конкурс по отбору претендентов на формирование земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса (АЗС, АГЗС) на территории Курганской области с последующим заключением договоров аренды земельных участков. Победитель аукциона на формирование земельного участка по ул. Мостостроителей - ул. Епишева г. Кургана определен не был.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 24.04.2008 по делу А34-244/2008 решение Конкурсной комиссии признано незаконным. Суд обязал Правительство Курганской области рассмотреть ранее представленные на конкурс документы претендентов - ИП Власовой, ООО "Уралойл", ООО "ОВК-Инвест" и определить победителя (т. 1 л.д. 19-29).
Во исполнение решения суда, согласно протоколу заседания Конкурсной комиссии от 21.08.2009, победителем конкурса на право формировать земельный участок по ул. Мостостроителей - ул. Епишева с последующим заключением договора аренды признан ООО "Уралойл".
25.08.2009 выписка из указанного протокола заседания Конкурсной комиссии направлена в адрес Администрации г. Кургана и участников конкурса.
26.08.2009 ООО "Уралойл" направило в адрес Правительства Курганской области письмо, с подтверждением своих намерений как победителя конкурса по строительству АЗС и просило направить соответствующие документы (обращение) в Администрацию г. Кургана или уполномоченный орган местного самоуправления.
Данное письмо направлено в адрес Администрации г. Кургана письмом Департамента от 16.02.2010.
Постановлением Администрации г. Кургана от 14.02.2012 обществу "Уралойл" утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории города Кургана для размещения АЗС (т. 1, л.д. 133-135).
Так же Администрацией г. Кургана оформлен акт от 13.03.2012 N 11 о выборе земельного участка для строительства здания автомобильной заправочной станции по ул. Мостостроителей - ул. Епишева в г. Кургане площадью 3457 кв. м (т. 1, л.д. 129-131,138-143).
26.03.2012 ООО "Уралойл" обратился в Департамент земельных и имущественных отношений Курганской области с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта - автомобильной заправочной станции на земельном участке площадью 0,3457 га, расположенном по адресу: пересечение улиц Мостостроителей-Епишева.
26.04.2012 Правительством Курганской области принято распоряжение N 100-р "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Уралойл" в размещении АЗС и проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка". Согласно пункту 1 данного распоряжения обществу с ограниченной ответственностью "Уралойл" отказано в размещении АЗС на земельном участке площадью 0,3456га. Местоположение земельного участка: Курганская область, г. Курган, в районе пересечения ул. Мостостроителей - Епишева.
Пунктами 2 и 3 указанного распоряжения Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области поручено провести торги по продаже права на заключение договора аренды земельного участка указанного в пункте 1 настоящего распоряжения и совместно с соответствующими органами местного самоуправления МО г. Курган провести работы по формированию земельного участка с целью проведения торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка (л.д. 18, т. 1).
Из материалов дела так же следует, что на основании заявления общества с ограниченной ответственностью "Транзит" от 15.01.2009 о выборе земельного участка ориентировочной площадью 0,3 га для строительства АЗС по ул. Мостостроителей - ул. Епишева уполномоченными на предоставление земельных участков в г. Кургане органами государственной власти и местного самоуправления была начата процедура выбора земельного участка для ООО "Транзит".
Постановлением Администрации г. Кургана от 17.08.2009 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории, 04.12.2009 составлен акт о выборе земельного участка, площадью 0,1868 га для размещения АЗС.
Распоряжением Правительства Курганской области N 28-р от 09.02.2010 обществу "Транзит" было предварительно согласовано место размещения АЗС на земельном участке площадью 0,1868 га местоположением г. Курган, в районе пересечения улиц Мостостроителей - ул. Епишева.
Как следует из решения Арбитражного суда Курганской области от 22.04.2010 по делу N А34-9951/2009 суд, исследовав схему размещения (границ) земельного участка, выданную ООО "Уралойл", в отношении которого проводился конкурс по отбору претендентов на формирование земельного участка по ул. Мостостроителей - ул. Епишева и схему расположения земельного участка по ул. Мостостроителей - ул. Епишева, прилагаемую к акту выбора земельного участка, выданного ООО "Транзит", установил, что местоположение этих земельных участков совпадает.
Решением Арбитражного суда от 28.09.2010 по делу А34-2655/2010 распоряжение Правительства Курганской области N 28-р от 09.02.2010 признано недействительным (т. 1 л.д. 45-56). Судом сделан вывод о том, что данное распоряжение, являясь в силу ч. 8 ст. 31 Земельного кодекса РФ основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка под строительство, нарушает преимущественное право ООО "Уралойл" по формированию указанного земельного участка и получения его в аренду.
Ссылаясь на то, что распоряжение Правительства Курганской области N 100-р "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Уралойл" в размещении АЗС и проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка" является незаконным и нарушает его право на получение земельного участка под строительство АЗС общество "Уралойл" обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, сославшись на преюдициальное значение судебных актов по делам А34-244/2008, А34-9951/2009, А34-2655/2010 пришел к выводу о незаконности распоряжения от 26.04.2012 N 100-р как нарушающего преимущественное право ООО "Уралойл" по формированию указанного земельного участка и получения его в аренду для строительства АЗС.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке ст. 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - та же АПК РФ) выслушав пояснения участвующих лиц, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, считает судебный акт подлежащим отмене на основании части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 198 АПК РФ).
По смыслу статей 197 - 200 АПК РФ, а также приведенного в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ" разъяснения, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 АПК РФ). Вместе с тем бремя доказывания факта нарушения прав возлагается на заявителя.
Порядок предоставления земельных участков для строительства установлен ст. 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу пункта 5 данной статьи предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно статье 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (пункт 1).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны (пункт 5).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Изложенные нормы не предусматривают возможности предоставления земельных участков под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта путем проведения конкурса по отбору претендентов на формирование земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе, принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Из материалов дела следует, что утвержденный постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 5.08.2003 N 231 "Порядок организации и проведения конкурса по отбору претендентов на формирование земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса (АЗС, АГЗС) на территории Курганской области с последующим заключением договоров аренды земельных участков" (далее - Порядок проведения конкурса) признан утратившим силу на основании постановления Правительства Курганской области от 27.10.2008 N 483.
Таким образом, материалами дела подтверждены обстоятельства проведения двух различных процедур, направленных на предоставление одного и того же земельного участка, одна из которых начатая в рамках принятого во исполнение требований статьи 34 ЗК РФ нормативного акта Курганской области, утвердившего Порядок проведения конкурса, другая - в рамках урегулированного нормами статей 30 - 32 ЗК РФ порядка предоставления земельных участков под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта.
Вместе с тем, каждая из указанных процедур предполагает соблюдение принципа открытости, гласности и соблюдения прав всех лиц, заинтересованных в предоставлении того или иного земельного участка.
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Обязательным этапом процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта в силу пункта 3 статьи 31 ЗК РФ так же является информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Положения законодательства об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под определенные цели обеспечивают возможность любым заинтересованным лицам подать заявление о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом Земельный кодекс не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Из материалов дела следует, что общество "Уралойл" было признано победителем конкурса на право формировать земельный участок по ул. Мостостроителей - ул. Епишева, который проводился 21.08.2009 во исполнение судебного решения, обязавшего Правительство Курганской области определить победителя среди круга первоначальных претендентов - ИП Власовой, ООО "Уралойл", ООО "ОВК-Инвест". Информация о выделении земельного участка для размещения АЗС была опубликована в газете "Курган и курганцы" N 70 от 02.07.2009.
Поскольку данная конкурсная процедура проводилась в рамках исполнения судебного акта арбитражного суда, а так же учитывая, что на момент ее проведения Порядок проведения конкурса был признан утратившим силу, ООО "Транзит" не имело возможности вступить в данную процедуру в качестве претендента на получение того же земельного участка.
Вместе с тем, предусмотренное нормой пункта 1 статьи 31 ЗК РФ право на обращение с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта данным обществом было реализовано путем обращения в уполномоченный орган с заявлением от 15.01.2009, т.е. раньше проведения конкурсной процедуры, победителем которой было признано ООО "Уралойл".
Таким образом, на момент определения победителя конкурса на право формирования земельного участка - ООО "Уралойл", имел место иной претендент на получение этого же земельного участка - ООО "Транзит", право которого претендовать на получение спорного земельного участка обстоятельством проведения конкурса в рамках иной процедуры предоставления земельных участков аннулировано быть не может.
Порядок предоставления земельного участка для строительства в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Земельным кодексом Российской Федерации не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Данное толкование правовых норм дано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10 по делу N А76-4758/2009-63-92, является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Делая вывод о наличии у общества "Уралойл" преимущественного права на получение земельного участка под строительство как у лица, являющегося победителем конкурса на право формирования земельного участка, суд первой инстанции не учел данное положение законодательства, а так же фактические обстоятельства дела из которых следовало, что заявление общества "Транзит" о предоставлении того же земельного участка под строительство в порядке статьи 31 ЗК РФ было подано ранее опубликования информации о проведении конкурса, ранее проведения самого конкурса и определения его победителя, а так же без учета того, что вступить в данную процедуру в качестве претендента названное общество не могло, поскольку решением арбитражного суда от 24.04.2008 по делу N А34-244/2008 на Правительство Курганской области была возложена обязанность определить победителя среди трех претендентов.
Кроме того, судебная коллегия соглашается с доводом подателя апелляционной жалобы, согласно которому земельным законодательством не предусмотрена возможность установления преимущественного права одних заявителей перед другими в случае обращения с заявлением о предоставлении одного и того же земельного участка под строительство.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое распоряжение Правительства Курганской области от 26.04.2012 N 100-р "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Уралойл" в размещении АЗС и проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка" соответствует нормам действующего земельного законодательства и не нарушает права ООО "Уралойл".
При названных обстоятельствах решение суда подлежит отмене на основании части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса как принятое с неправильным применением норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Курганской области от 20.02.2013 по делу N А34-4276/2012 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Уралойл" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.04.2013 N 18АП-3459/2013 ПО ДЕЛУ N А34-4276/2012
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 2013 г. N 18АП-3459/2013
Дело N А34-4276/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Соколовой И.Ю., Богдановской Г.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кочетковой Н.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 20.02.2013 по делу N А34-4276/2012 (судья Губанова Е.И.).
В судебном заседании, проводимом при использовании систем видеоконференц-связи, приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью "Уралойл" - Седунов А.В. (доверенность);
- Правительства Курганской области - Жермаков А.С. (доверенность);
- Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области - Бирюкова Е.П. (доверенность).
Общество с ограниченной ответственностью "Уралойл" (далее - ООО "Уралойл", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением:
- - о признании недействительным распоряжения Правительства Курганской области (далее - Правительство, заинтересованное лицо) от 26.04.2012 N 100-р "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Уралойл" в размещении АЗС, и проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка";
- - об обязании Правительства Курганской области принять распоряжение о предварительном согласовании места размещения АЗС в адрес ООО "Уралойл".
Определением суда от 10.10.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области (далее - Департамент) (т. 1 л.д. 89-90).
Определением суда первой инстанции от 08.11.2012 производство по делу в части требований об обязании Правительства Курганской области принять распоряжение о предварительном согласовании места размещения АЗС в адрес ООО "Уралойл" прекращено в связи с отказом общества от этой части требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 20.02.2013 требования ООО "Уралойл" удовлетворены (т. 2, л.д. 116-128).
Суд признал недействительным распоряжение Правительства Курганской области от 26.04.2012 N 100-р "Об отказе Обществу с ограниченной ответственностью "Уралойл" в размещении АЗС, и проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка".
Не согласившись с принятым решением, Правительство (далее так же апеллянт, податель жалобы) обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований отказать.
Податель жалобы полагает судебный акт принятым с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда основанными на неполно исследованных обстоятельствах дела.
Как указывает апеллянт, при вынесении решения суд не учел состоявшиеся по делу А34-2655/2010 судебные акты, а именно - решение суда первой инстанции от 28.09.2010, которым признано недействительным распоряжение Правительства Курганской области от 09.02.2010 N 28-р "О предварительном согласовании места размещения автомобильной автозаправочной станции обществу с ограниченной ответственностью "Транзит" по мотиву того, что на земельный участок, предварительно согласованный ООО "Транзит", имелись другие претенденты, в том числе ООО "Уралойл". Постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанции данное решение оставлено без изменения, при этом в постановлениях судов имеется прямое указание на то, что в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги.
Вывод суда, согласно которому оспариваемое распоряжение нарушает преимущественные права ООО "Уралойл" по формированию спорного земельного участка и предоставлению его в аренду, принадлежащие заявителю как лицу выигравшему конкурс по отбору претендентов на формирование земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса, по мнению апеллянта, является несостоятельным. Земельным законодательством не предусмотрена возможность установления преимущественного права одних заявителей перед другими в случае подачи заявлений о предварительном согласовании места размещения объекта, а проведенный 21.08.2009 конкурс по отбору претендентов на право формирования земельного участка не является конкурсом по продаже права на заключение договора аренды, проводимым в соответствии с п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ.
Кроме того, апеллянт полагает, что судом необоснованно удовлетворено ходатайство ООО "Уралойл" о восстановлении срока на обращение с данным заявлением. Оспариваемое распоряжение было принято по результатам рассмотрения заявления ООО "Уралойл" от 26.03.2012 N 7 и отправлено заявителю заказной корреспонденцией по адресу, который был указан в заявлении. Вручение адресату почтового отправления 12.05.2012 подтверждено почтовой квитанцией, тогда как заявитель обратился в суд лишь 10.09.2012, т.е. с пропуском срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ. Полагает, что вопросы внутреннего документооборота организации не могут являться основанием для признания причин пропуска срока обращения в суд уважительными.
В судебном заседании, проводимом посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области, представитель подателя апелляционной жалобы доводы жалобы поддержал, изложив их в тезисной форме.
Представитель Департамента с доводами подателя жалобы согласился, указывая на наличие оснований для отмены судебного акта.
Представитель заявителя возражал против указанных в апелляционной жалобе доводов, полагая решение суда законным и обоснованным.
Законность и обоснованность оспоренного судебного акта проверяются судом апелляционной инстанции в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 05.08.2003 N 231 в целях упорядочения размещения объектов дорожного сервиса на территории Курганской области, в соответствии с Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 17.12.2002 N 479 "Об утверждении схемы размещения АЗС и АГЗС на территории Курганской области" создана Конкурсная комиссия по отбору претендентов на формирование земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса (далее - Конкурсная комиссия).
15.11.2007 проведен конкурс по отбору претендентов на формирование земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса (АЗС, АГЗС) на территории Курганской области с последующим заключением договоров аренды земельных участков. Победитель аукциона на формирование земельного участка по ул. Мостостроителей - ул. Епишева г. Кургана определен не был.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 24.04.2008 по делу А34-244/2008 решение Конкурсной комиссии признано незаконным. Суд обязал Правительство Курганской области рассмотреть ранее представленные на конкурс документы претендентов - ИП Власовой, ООО "Уралойл", ООО "ОВК-Инвест" и определить победителя (т. 1 л.д. 19-29).
Во исполнение решения суда, согласно протоколу заседания Конкурсной комиссии от 21.08.2009, победителем конкурса на право формировать земельный участок по ул. Мостостроителей - ул. Епишева с последующим заключением договора аренды признан ООО "Уралойл".
25.08.2009 выписка из указанного протокола заседания Конкурсной комиссии направлена в адрес Администрации г. Кургана и участников конкурса.
26.08.2009 ООО "Уралойл" направило в адрес Правительства Курганской области письмо, с подтверждением своих намерений как победителя конкурса по строительству АЗС и просило направить соответствующие документы (обращение) в Администрацию г. Кургана или уполномоченный орган местного самоуправления.
Данное письмо направлено в адрес Администрации г. Кургана письмом Департамента от 16.02.2010.
Постановлением Администрации г. Кургана от 14.02.2012 обществу "Уралойл" утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории города Кургана для размещения АЗС (т. 1, л.д. 133-135).
Так же Администрацией г. Кургана оформлен акт от 13.03.2012 N 11 о выборе земельного участка для строительства здания автомобильной заправочной станции по ул. Мостостроителей - ул. Епишева в г. Кургане площадью 3457 кв. м (т. 1, л.д. 129-131,138-143).
26.03.2012 ООО "Уралойл" обратился в Департамент земельных и имущественных отношений Курганской области с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта - автомобильной заправочной станции на земельном участке площадью 0,3457 га, расположенном по адресу: пересечение улиц Мостостроителей-Епишева.
26.04.2012 Правительством Курганской области принято распоряжение N 100-р "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Уралойл" в размещении АЗС и проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка". Согласно пункту 1 данного распоряжения обществу с ограниченной ответственностью "Уралойл" отказано в размещении АЗС на земельном участке площадью 0,3456га. Местоположение земельного участка: Курганская область, г. Курган, в районе пересечения ул. Мостостроителей - Епишева.
Пунктами 2 и 3 указанного распоряжения Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области поручено провести торги по продаже права на заключение договора аренды земельного участка указанного в пункте 1 настоящего распоряжения и совместно с соответствующими органами местного самоуправления МО г. Курган провести работы по формированию земельного участка с целью проведения торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка (л.д. 18, т. 1).
Из материалов дела так же следует, что на основании заявления общества с ограниченной ответственностью "Транзит" от 15.01.2009 о выборе земельного участка ориентировочной площадью 0,3 га для строительства АЗС по ул. Мостостроителей - ул. Епишева уполномоченными на предоставление земельных участков в г. Кургане органами государственной власти и местного самоуправления была начата процедура выбора земельного участка для ООО "Транзит".
Постановлением Администрации г. Кургана от 17.08.2009 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории, 04.12.2009 составлен акт о выборе земельного участка, площадью 0,1868 га для размещения АЗС.
Распоряжением Правительства Курганской области N 28-р от 09.02.2010 обществу "Транзит" было предварительно согласовано место размещения АЗС на земельном участке площадью 0,1868 га местоположением г. Курган, в районе пересечения улиц Мостостроителей - ул. Епишева.
Как следует из решения Арбитражного суда Курганской области от 22.04.2010 по делу N А34-9951/2009 суд, исследовав схему размещения (границ) земельного участка, выданную ООО "Уралойл", в отношении которого проводился конкурс по отбору претендентов на формирование земельного участка по ул. Мостостроителей - ул. Епишева и схему расположения земельного участка по ул. Мостостроителей - ул. Епишева, прилагаемую к акту выбора земельного участка, выданного ООО "Транзит", установил, что местоположение этих земельных участков совпадает.
Решением Арбитражного суда от 28.09.2010 по делу А34-2655/2010 распоряжение Правительства Курганской области N 28-р от 09.02.2010 признано недействительным (т. 1 л.д. 45-56). Судом сделан вывод о том, что данное распоряжение, являясь в силу ч. 8 ст. 31 Земельного кодекса РФ основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка под строительство, нарушает преимущественное право ООО "Уралойл" по формированию указанного земельного участка и получения его в аренду.
Ссылаясь на то, что распоряжение Правительства Курганской области N 100-р "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Уралойл" в размещении АЗС и проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка" является незаконным и нарушает его право на получение земельного участка под строительство АЗС общество "Уралойл" обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, сославшись на преюдициальное значение судебных актов по делам А34-244/2008, А34-9951/2009, А34-2655/2010 пришел к выводу о незаконности распоряжения от 26.04.2012 N 100-р как нарушающего преимущественное право ООО "Уралойл" по формированию указанного земельного участка и получения его в аренду для строительства АЗС.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке ст. 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - та же АПК РФ) выслушав пояснения участвующих лиц, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, считает судебный акт подлежащим отмене на основании части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 198 АПК РФ).
По смыслу статей 197 - 200 АПК РФ, а также приведенного в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ" разъяснения, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 АПК РФ). Вместе с тем бремя доказывания факта нарушения прав возлагается на заявителя.
Порядок предоставления земельных участков для строительства установлен ст. 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу пункта 5 данной статьи предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно статье 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (пункт 1).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны (пункт 5).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Изложенные нормы не предусматривают возможности предоставления земельных участков под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта путем проведения конкурса по отбору претендентов на формирование земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе, принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Из материалов дела следует, что утвержденный постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 5.08.2003 N 231 "Порядок организации и проведения конкурса по отбору претендентов на формирование земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса (АЗС, АГЗС) на территории Курганской области с последующим заключением договоров аренды земельных участков" (далее - Порядок проведения конкурса) признан утратившим силу на основании постановления Правительства Курганской области от 27.10.2008 N 483.
Таким образом, материалами дела подтверждены обстоятельства проведения двух различных процедур, направленных на предоставление одного и того же земельного участка, одна из которых начатая в рамках принятого во исполнение требований статьи 34 ЗК РФ нормативного акта Курганской области, утвердившего Порядок проведения конкурса, другая - в рамках урегулированного нормами статей 30 - 32 ЗК РФ порядка предоставления земельных участков под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта.
Вместе с тем, каждая из указанных процедур предполагает соблюдение принципа открытости, гласности и соблюдения прав всех лиц, заинтересованных в предоставлении того или иного земельного участка.
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Обязательным этапом процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта в силу пункта 3 статьи 31 ЗК РФ так же является информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Положения законодательства об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под определенные цели обеспечивают возможность любым заинтересованным лицам подать заявление о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом Земельный кодекс не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Из материалов дела следует, что общество "Уралойл" было признано победителем конкурса на право формировать земельный участок по ул. Мостостроителей - ул. Епишева, который проводился 21.08.2009 во исполнение судебного решения, обязавшего Правительство Курганской области определить победителя среди круга первоначальных претендентов - ИП Власовой, ООО "Уралойл", ООО "ОВК-Инвест". Информация о выделении земельного участка для размещения АЗС была опубликована в газете "Курган и курганцы" N 70 от 02.07.2009.
Поскольку данная конкурсная процедура проводилась в рамках исполнения судебного акта арбитражного суда, а так же учитывая, что на момент ее проведения Порядок проведения конкурса был признан утратившим силу, ООО "Транзит" не имело возможности вступить в данную процедуру в качестве претендента на получение того же земельного участка.
Вместе с тем, предусмотренное нормой пункта 1 статьи 31 ЗК РФ право на обращение с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта данным обществом было реализовано путем обращения в уполномоченный орган с заявлением от 15.01.2009, т.е. раньше проведения конкурсной процедуры, победителем которой было признано ООО "Уралойл".
Таким образом, на момент определения победителя конкурса на право формирования земельного участка - ООО "Уралойл", имел место иной претендент на получение этого же земельного участка - ООО "Транзит", право которого претендовать на получение спорного земельного участка обстоятельством проведения конкурса в рамках иной процедуры предоставления земельных участков аннулировано быть не может.
Порядок предоставления земельного участка для строительства в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Земельным кодексом Российской Федерации не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Данное толкование правовых норм дано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10 по делу N А76-4758/2009-63-92, является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Делая вывод о наличии у общества "Уралойл" преимущественного права на получение земельного участка под строительство как у лица, являющегося победителем конкурса на право формирования земельного участка, суд первой инстанции не учел данное положение законодательства, а так же фактические обстоятельства дела из которых следовало, что заявление общества "Транзит" о предоставлении того же земельного участка под строительство в порядке статьи 31 ЗК РФ было подано ранее опубликования информации о проведении конкурса, ранее проведения самого конкурса и определения его победителя, а так же без учета того, что вступить в данную процедуру в качестве претендента названное общество не могло, поскольку решением арбитражного суда от 24.04.2008 по делу N А34-244/2008 на Правительство Курганской области была возложена обязанность определить победителя среди трех претендентов.
Кроме того, судебная коллегия соглашается с доводом подателя апелляционной жалобы, согласно которому земельным законодательством не предусмотрена возможность установления преимущественного права одних заявителей перед другими в случае обращения с заявлением о предоставлении одного и того же земельного участка под строительство.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое распоряжение Правительства Курганской области от 26.04.2012 N 100-р "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Уралойл" в размещении АЗС и проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка" соответствует нормам действующего земельного законодательства и не нарушает права ООО "Уралойл".
При названных обстоятельствах решение суда подлежит отмене на основании части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса как принятое с неправильным применением норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 20.02.2013 по делу N А34-4276/2012 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Уралойл" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Судьи
И.Ю.СОКОЛОВА
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
И.Ю.СОКОЛОВА
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)