Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 14.11.2012 ПО ДЕЛУ N 33-10164

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 ноября 2012 г. по делу N 33-10164


Судья Черепанова О.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Няшина В.А.,
судей Овчинниковой Н.А., Позолотиной Н.Г.,
при секретаре Б.,
рассмотрела 14 ноября 2012 года в г. Перми в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе К. на решение Свердловского районного суда г. Перми от 25 июня 2012 г., которым постановлено:
В удовлетворении заявленных К. к Департаменту земельных отношений Администрации. г. Перми требований о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным отказать в полном объеме.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А., судебная коллегия

установила:

К. обратилась в суд с заявлением о признании отказа Департамента земельных отношений администрации г. Перми в предоставлении земельного участка незаконным. Указала, что просила предоставить ей в аренду земельный участок для индивидуальною жилищного строительства, расположенный по адресу: западнее пер. <...>, <...> в <...> районе г. Перми (п. <...>). Письмом ей было в этом отказано со ссылкой на п. 1.2. ст. 30 Земельного кодекса РФ., Положение о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми от 28.10.2008 г. N 315, ст. 38.1 ЗК РФ, и предложено реализовать свое право путем участия в аукционах по сформированным земельным участкам. Считает, что действия Департамента земельных отношений администрации г. Перми являются незаконным, нарушающими ее права, противоречат требованиям ст. 30.1 ЗК РФ, на которую К. ссылалась в заявлении. Также отказ Департамента нарушает ее права - она лишена, возможности получить земельный участок для указанных целей, иных участков в интересующем ее жилом районе нет. Просит суд признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 17 февраля 2011 года в предоставлении К. в аренду земельного участка для целей индивидуальною жилищного строительства и обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми устранить нарушения закона, рассмотреть вопрос о предоставлении в аренду на срок 4 года 11 месяцев земельный участок общей площадью 2000 кв. м для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: западнее пер. <...> в <...> районе г. Перми (п. <...>).
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе, К., указывая, что подлежащая применению норма п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ судом не применялась. Согласно данной норме права Департамент земельных отношений был обязан либо принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка. Выводы суда противоречат названной норме Закона. Департаментом земельных отношений не сделано ни того ни другого, а просто выдан отказ. Вместе с тем, было возможно принять решение о продаже права аренды на аукционе. Судом допущена описка при ссылке на п. 3 ст. 301 ЗК РФ, при этом цитируется ст. 30 ЗК РФ. При наличии специальной нормы - ст. 30.1 ЗК РФ, суд неправомерно применяет Положение о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми от 28.10.2008 г. N 315, так как ЗК РФ имеет большую юридическую силу. Вывод суда о том, что с заявлением было необходимо обращаться в иной орган - в Департамент имущественных правоотношений, противоречит ст. 30.1, 29 ЗК РФ. Тот факт, что испрашиваемый участок не состоит на кадастровом учете, не мог служить основанием к отказу в удовлетворении требований, поскольку согласно п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ для принятия решения о предоставлении земельного участка не требуется предварительных землеустроительных работ.
Проверив решение в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, 30.01.2012 г. К. обращалась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в аренду в порядке ст. 30.1 ЗК РФ земельного участка площадью 2000 кв. м для индивидуального жилищного строительства по адресу: западнее пер. <...>, <...> в <...> районе г. Перми (п. <...>).
17.02.2012 г. Департамент земельных отношений отказал в предоставлении испрашиваемого участка, указав, что предоставление участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется исключительно посредством проведения торгов сформированных для этих целей земельных участков, перечень которых опубликован. Организатором торгов является Департамент имущественных правоотношений администрации г. Перми.
Разрешая спор, суд правильно исходил из того, что для реализации права на получение в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства предварительно должен быть соблюден порядок формирования земельного участка и его постановки на государственный кадастровый учет, что следует из положений ч. 4 ст. 30 ЗК РФ. Предоставление таких участков, согласно п. 2 ст. 30.1 ЗК РФ, возможно исключительно на торгах, организатором которых, в силу п. 3.1.10 Положения о департаменте имущественных отношений администрации города Перми утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 210, является Департамент имущественных отношений.
Суд обоснованно отметил, что поскольку оспариваемым письмом Департамента земельных правоотношений до заявителя была доведена только выше указанная информация, письмо прав К. не нарушает и отказом в предоставлении ей земельного участка не является.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости применить по делу п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ, не влекут отмены решения суда, поскольку нормы ст. 30.1 ЗК РФ не подлежат применению вне связи с нормами ст. 30 ЗК РФ, которая регламентирует порядок предоставления земельного участка. Так, пунктом 4. ст. 30 ЗК РФ установлено, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: проведение работ по формированию земельного участка, которые включают формирование участка и постановку его на кадастровый учет; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды или предоставление участка без проведения торгов. Из данной нормы права следует, что в отношении земельного участка, который не сформирован, а именно такой участок испрашивает заявитель, преждевременно в порядке п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ выносить решение о проведении &apos; аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка.
Ссылка в жалобе на неправомерное применение судом Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315, как противоречащего Земельному кодексу РФ, несостоятельна, поскольку данное Положение принято в силу прямого указания закона, а именно - в соответствии с пунктом 1.2 статьи 30 ЗК РФ и на основании Федерального закона от 06.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Иных доводов, влекущих отмену решения суда, в апелляционной жалобе не приведено. Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу апелляционную жалобу К. на решение Свердловского районного суда г. Перми от 25 июня 2012 г. оставить без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)