Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Пичугин В.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Кочергиной Н.А.
судей Арзамасцевой Г.В., Токарева Б.И.
при секретаре Ч.
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 мая 2013 года гражданское дело по иску Х.Г.П. в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Х.М.Ю. к ТОГАУ "Челнавский лесхоз", Комитету по управлению имуществом Тамбовской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тамбовской области о признании права собственности на жилой дом в порядке приватизации,
по апелляционной жалобе Комитета по управлению имуществом Тамбовской области на решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 11 марта 2013 года.
Заслушав доклад судьи Арзамасцевой Г.В., коллегия,
установила:
Х.Г.П. обратилась в суд в своих интересах и интересах несовершеннолетней Х.М.Ю. с иском к ТОГАУ "Челнавский лесхоз", Комитету по управлению имуществом Тамбовской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тамбовской области о признании права собственности по 1\\2 доли каждому на жилой дом ***, указав, что указанный дом предоставлен был ей для проживания в 1992 году в связи с нахождением в трудовых отношениях.
Приказом директора Степного лесхоза *** от 04.09.2001 года кордон переведен в жилой дом, а согласно технического заключения ОАО *** установлено, что кордон *** является жилым помещением.
14.02.2011 года между Х.Г.П. и ТОГАУ "Челнавский лесхоз" заключен договор социального найма, в квартире проживают: Х.Г.П., ее внучка Х.М.Ю., а также М., и Х.Ю., которые от участия в приватизации дома отказались.
Согласно выписки из реестра государственной собственности Тамбовской области *** от 16.11.2012 года значится как одноквартирный кордон, но как кордон, по ее мнению, не используется.
Согласно справки ГУПТИ по Тамбовской области *** от 11.01.2012 года Х.Г.П. на территории Тамбовского района Тамбовской области приватизированного жилья не имеет, в связи с чем вправе приватизировать спорное жилое помещение.
Решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 11 марта 2013 года исковые требования удовлетворены.
За Х.Г.П. и Х.М.Ю. признано право собственности по 1\\2 доли за каждой на жилой дом ***, общей площадью *** кв. м, в том числе жилой *** кв. м, находящийся по адресу: ***.
В апелляционной жалобе Комитет по управлению имуществом Тамбовской области просит данное решение отменить и принять новое, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
Указывает, что судом не определены все фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, не дана надлежащая оценка доказательствам, представленным в материалы дела, а также не применены нормы закона, подлежащие применению.
Так, в описательной части решения суд указывает, что комитет не признает исковые требования только в связи с отсутствием согласования перевода кордона в жилое помещение, что не соответствует позиции комитета, изложенной в возражениях на исковое заявление Х.Г.П. от 07.02.2013 года ***.
Кроме того, что в материалы дела не было представлено соответствующего согласования на перевод производственных жилых помещений в жилые дома со стороны органа, уполномоченного на ведение учета федерального имущества и органа, курирующего деятельность федерального государственного учреждения "Степной лесхоз" и обоснования перевода кордонов из служебных жилых помещений в жилые, комитет ссылается на наличие статуса служебного жилого помещения, которое расположено на землях государственного лесного фонда, и нормы закона, ограничивающие право на приватизацию служебных жилых помещений, что в решении отражено не было.
В мотивировочной части решения суд выделяет позицию ТУ Росимущества в Тамбовской области, не возражающего против приватизации спорного помещения, в то время как спорный объект не является федеральной собственностью и был передан в собственность Тамбовской области в 2007 году.
Принимая во внимание позицию ТУ Росимущества в Тамбовской области как основание для удовлетворения исковых требований Х.Г.П., суд не учитывает разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2008 N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству", согласно которым судам необходимо обратить внимание на то, что возможность участия тех или иных лиц в процессе по конкретному делу определяется характером спорного правоотношения и наличием материально-правового интереса, определение возможного круга лиц, которые должны участвовать в деле, начинается с анализа правоотношений и установления конкретных носителей прав и обязанностей, с учетом конкретных обстоятельств дела судья разрешает вопрос о составе лиц, участвующих в деле, то есть о сторонах, третьих лицах - по делам, рассматриваемым в порядке искового производства, а также об участниках, содействующих рассмотрению дела, представителях сторон и третьих лиц, экспертах, специалистах, переводчиках, свидетелях.
Таким образом, в решении суда учтено мнение Российской Федерации, которая с 2007 года не является собственником спорного помещения, и не отражена позиция комитета, являющегося представителем имущественных интересов субъекта Российской Федерации, чьи права напрямую затрагиваются при рассмотрении сложившегося спора и принятии решения.
Кроме того до настоящего времени ТОГАУ "Челнавский лесхоз" не представлено документов, подтверждающих, что служебные жилые помещения не используются и не будут использоваться по целевому назначению.
Спорный объект находится на землях государственного лесного фонда, которые являются федеральной собственностью, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества от 13.12.2011 года *** и свидетельством о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 29.10.2009 года серии *** в отношении земельного участка, категория земель: земли лесного фонда - вид разрешенного использования - для ведения лесного хозяйства, площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***.
Довод суда о том, что помещение является жилым, не может повлиять на имеющийся у спорного объекта статус служебного жилого помещения.
В материалы дела не было представлено документов, подтверждающих предоставление Х.Г.П. для проживания спорного помещения на законных основаниях. Данные обстоятельства судом исследованы не были.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя комитета по управлению имуществом Тамбовской области, Х.Г.П., ее представителя, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что спорное жилое помещение не является служебным жилым помещением, поскольку приказом Степного лесхоза *** от 04.09.2001 г. кордон переведен жилое помещение, а потому спорное жилое помещение подлежит приватизации.
С данным выводом нельзя согласиться по следующим основаниям.
Суд при разрешении заявленных требований не учел следующее.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.1995 года N 161 "Об утверждении перечня категорий работников лесного хозяйства, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения в домах государственного жилищного фонда, находящегося в собственности Российской Федерации", утвержден Перечень категорий работников лесного хозяйства, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения в домах государственного жилищного фонда.
Пунктом 22 Положения о государственной лесной охране Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1998 года N 850, определено, что лесникам на время работы в государственной лесной охране Российской Федерации предоставляются в бесплатное пользование служебные жилые помещения с надворными постройками (кордоны).
В реестре государственной собственности Тамбовской области спорный объект недвижимого имущества числится как - одноквартирный кордон, расположенный по адресу: ***, что подтверждается выпиской из Реестра государственной собственности Тамбовской области от 16.11.2012 года***. Постановлением администрации Тамбовской области от 26.01.2007 года N 67 "О приеме в государственную собственность Тамбовской области государственных учреждений (лесхозов)" безвозмездно в государственную собственность Тамбовской области были приняты государственные учреждения - лесхозы, в том числе в государственную собственность Тамбовской области было принято федеральное государственное учреждение "Степной лесхоз".
Согласно постановлению администрации Тамбовской области от 05.02.2007 года N 115 "Об утверждении уставов государственных учреждений (лесхозов)" федеральное государственное учреждение "Степной лесхоз" было переименовано в тамбовское областное государственное учреждение "Степной лесхоз" (далее - Учреждение), утвержден устав Учреждения.
В соответствии с передаточным актом от 29.01.2007 года на баланс Учреждения было принято имущество согласно бухгалтерского баланса по состоянию на 01.01.2007 года (далее - Имущество).
В состав Имущества включен и спорный объект недвижимого имущества - одноквартирный кордон, расположенный по адресу: ***.
Таким образом, на момент передачи Имущества спорный объект в силу прямого указания закона относился к категории служебных жилых помещений.
Постановлением администрации Тамбовской области от 02.03.2009 года N 203 "О реорганизации Тамбовского областного государственного автономного учреждения "Челнавский лесхоз" и Тамбовского областного государственного автономного учреждения "Степной лесхоз" Учреждение было присоединено к Тамбовскому областному государственному автономному учреждению "Челнавский лесхоз" (далее - ТОГАУ "Челнавский лесхоз").
Принимая во внимание изложенное, следует сделать вывод о том, что спорный объект является государственной собственностью Тамбовской области и закреплен на праве оперативного управления за ТОГАУ "Челнавский лесхоз", который без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом, закрепленным за ним собственником.
При этом следует отметить, что ни учреждение, ни истица согласия собственника имущества - субъекта Российской Федерации Тамбовской области на приватизацию спорного жилого помещения не получали.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации) каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В силу ст. 4 Закона о приватизации не подлежат приватизации служебные жилые помещения. Исходя из положений п. 22 Положения о государственной лесной охране Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.07.1998 года N 850 кордонами являются служебные жилые помещения с надворными постройками. Тем самым в силу прямого указания нормативного правового акта кордоны являются служебными жилыми помещениями. В этой связи отсутствие договора найма специализированного жилого помещения, не имеет правового значения для разрешения заявленного спора.
Вывод суда об утрате спорным жилым помещением статуса служебного мотивирован лишь со ссылкой на приказ Степного лесхоза от 04.09.2001 года *** о переводе кордонов (в том числе и спорного объекта), числящихся на балансе Степного лесхоза на праве оперативного управления.
Между тем, судом первой инстанции не учтено, что при переводе кордонов в жилые дома, отсутствовало соответствующее согласование на перевод кордонов в жилые дома со стороны органа, уполномоченного на ведение учета федерального имущества и органа, курирующего деятельность Степного лесхоза, а также обоснование перевода кордонов из служебных жилых помещений в жилые.
В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением.
В настоящее время согласно ст. 12 Закона Тамбовской области от 03.12.2010 года N 710-3 "О жилищном фонде Тамбовской области" устанавливает, что служебные жилые помещения специализированного жилищного фонда области предоставляются для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с областными государственными унитарными предприятиями, областными автономными, бюджетными и казенными учреждениями.
Во исполнение Постановления администрации Тамбовской области от 31.12.2010 года N 1595 "О мерах по реализации закона Тамбовской области от 03.12.2010 N 710-3 "О жилищном фонде Тамбовской области" на комитет возложены полномочия по присвоению статуса служебного жилого помещения и по ведению государственного учета специализированного жилищного фонда Тамбовской области.
Приказом комитета от 13.05.2011 года N 250 "О порядке ведения государственного учета специализированного жилищного фонда Тамбовской области и утверждении перечня служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда Тамбовской области согласно данным Реестра государственной собственности Тамбовской области" (далее - Приказ) утвержден порядок ведения реестра служебных помещений специализированного жилищного фонда Тамбовской области (далее - Порядок) и перечень служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда Тамбовской области согласно данным Реестра государственной собственности Тамбовской области. На основании Приказа в перечень служебных жилых помещений был включен и спорный объект.
В соответствии с п. 3 Порядка внесение изменений в реестр служебных жилых помещений Тамбовской области осуществляется на основании документов, подтверждающих произошедшие изменения.
На основании п. 4 Порядка исключение сведений о жилом помещении осуществляется на основании приказа комитета.
До настоящего времени ТОГАУ "Челнавский лесхоз" не представлено документов, подтверждающих, что служебные жилые помещения не используются и не будут использоваться по целевому назначению.
Не может быть принят в качестве допустимого доказательства при рассмотрении данного спора и договор социального найма жилого помещения от 14.02.2011 года.
В соответствии со ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.
Между тем, в материалах дела отсутствует решение собственника - Тамбовской области о предоставлении спорного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, а также доказательства того, что ТОГАУ "Челнавский лесхоз" уполномочивалось собственником на заключение договоров найма специализированного жилого помещения в отношении служебных жилых помещений, находящихся в государственной собственности Тамбовской области.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований истицы у суда не имелось, а поэтому решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 11 марта 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Х.Г.П. в своих интересах и интересах несовершеннолетней Х.М.Ю. к ТОГАУ "Челнавский лесхоз", Комитету по управлению имуществом Тамбовской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тамбовской области о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: ***, отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТАМБОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.05.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1334
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТАМБОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 мая 2013 г. по делу N 33-1334
Судья: Пичугин В.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Кочергиной Н.А.
судей Арзамасцевой Г.В., Токарева Б.И.
при секретаре Ч.
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 мая 2013 года гражданское дело по иску Х.Г.П. в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Х.М.Ю. к ТОГАУ "Челнавский лесхоз", Комитету по управлению имуществом Тамбовской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тамбовской области о признании права собственности на жилой дом в порядке приватизации,
по апелляционной жалобе Комитета по управлению имуществом Тамбовской области на решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 11 марта 2013 года.
Заслушав доклад судьи Арзамасцевой Г.В., коллегия,
установила:
Х.Г.П. обратилась в суд в своих интересах и интересах несовершеннолетней Х.М.Ю. с иском к ТОГАУ "Челнавский лесхоз", Комитету по управлению имуществом Тамбовской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тамбовской области о признании права собственности по 1\\2 доли каждому на жилой дом ***, указав, что указанный дом предоставлен был ей для проживания в 1992 году в связи с нахождением в трудовых отношениях.
Приказом директора Степного лесхоза *** от 04.09.2001 года кордон переведен в жилой дом, а согласно технического заключения ОАО *** установлено, что кордон *** является жилым помещением.
14.02.2011 года между Х.Г.П. и ТОГАУ "Челнавский лесхоз" заключен договор социального найма, в квартире проживают: Х.Г.П., ее внучка Х.М.Ю., а также М., и Х.Ю., которые от участия в приватизации дома отказались.
Согласно выписки из реестра государственной собственности Тамбовской области *** от 16.11.2012 года значится как одноквартирный кордон, но как кордон, по ее мнению, не используется.
Согласно справки ГУПТИ по Тамбовской области *** от 11.01.2012 года Х.Г.П. на территории Тамбовского района Тамбовской области приватизированного жилья не имеет, в связи с чем вправе приватизировать спорное жилое помещение.
Решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 11 марта 2013 года исковые требования удовлетворены.
За Х.Г.П. и Х.М.Ю. признано право собственности по 1\\2 доли за каждой на жилой дом ***, общей площадью *** кв. м, в том числе жилой *** кв. м, находящийся по адресу: ***.
В апелляционной жалобе Комитет по управлению имуществом Тамбовской области просит данное решение отменить и принять новое, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
Указывает, что судом не определены все фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, не дана надлежащая оценка доказательствам, представленным в материалы дела, а также не применены нормы закона, подлежащие применению.
Так, в описательной части решения суд указывает, что комитет не признает исковые требования только в связи с отсутствием согласования перевода кордона в жилое помещение, что не соответствует позиции комитета, изложенной в возражениях на исковое заявление Х.Г.П. от 07.02.2013 года ***.
Кроме того, что в материалы дела не было представлено соответствующего согласования на перевод производственных жилых помещений в жилые дома со стороны органа, уполномоченного на ведение учета федерального имущества и органа, курирующего деятельность федерального государственного учреждения "Степной лесхоз" и обоснования перевода кордонов из служебных жилых помещений в жилые, комитет ссылается на наличие статуса служебного жилого помещения, которое расположено на землях государственного лесного фонда, и нормы закона, ограничивающие право на приватизацию служебных жилых помещений, что в решении отражено не было.
В мотивировочной части решения суд выделяет позицию ТУ Росимущества в Тамбовской области, не возражающего против приватизации спорного помещения, в то время как спорный объект не является федеральной собственностью и был передан в собственность Тамбовской области в 2007 году.
Принимая во внимание позицию ТУ Росимущества в Тамбовской области как основание для удовлетворения исковых требований Х.Г.П., суд не учитывает разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2008 N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству", согласно которым судам необходимо обратить внимание на то, что возможность участия тех или иных лиц в процессе по конкретному делу определяется характером спорного правоотношения и наличием материально-правового интереса, определение возможного круга лиц, которые должны участвовать в деле, начинается с анализа правоотношений и установления конкретных носителей прав и обязанностей, с учетом конкретных обстоятельств дела судья разрешает вопрос о составе лиц, участвующих в деле, то есть о сторонах, третьих лицах - по делам, рассматриваемым в порядке искового производства, а также об участниках, содействующих рассмотрению дела, представителях сторон и третьих лиц, экспертах, специалистах, переводчиках, свидетелях.
Таким образом, в решении суда учтено мнение Российской Федерации, которая с 2007 года не является собственником спорного помещения, и не отражена позиция комитета, являющегося представителем имущественных интересов субъекта Российской Федерации, чьи права напрямую затрагиваются при рассмотрении сложившегося спора и принятии решения.
Кроме того до настоящего времени ТОГАУ "Челнавский лесхоз" не представлено документов, подтверждающих, что служебные жилые помещения не используются и не будут использоваться по целевому назначению.
Спорный объект находится на землях государственного лесного фонда, которые являются федеральной собственностью, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества от 13.12.2011 года *** и свидетельством о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 29.10.2009 года серии *** в отношении земельного участка, категория земель: земли лесного фонда - вид разрешенного использования - для ведения лесного хозяйства, площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***.
Довод суда о том, что помещение является жилым, не может повлиять на имеющийся у спорного объекта статус служебного жилого помещения.
В материалы дела не было представлено документов, подтверждающих предоставление Х.Г.П. для проживания спорного помещения на законных основаниях. Данные обстоятельства судом исследованы не были.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя комитета по управлению имуществом Тамбовской области, Х.Г.П., ее представителя, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что спорное жилое помещение не является служебным жилым помещением, поскольку приказом Степного лесхоза *** от 04.09.2001 г. кордон переведен жилое помещение, а потому спорное жилое помещение подлежит приватизации.
С данным выводом нельзя согласиться по следующим основаниям.
Суд при разрешении заявленных требований не учел следующее.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.1995 года N 161 "Об утверждении перечня категорий работников лесного хозяйства, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения в домах государственного жилищного фонда, находящегося в собственности Российской Федерации", утвержден Перечень категорий работников лесного хозяйства, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения в домах государственного жилищного фонда.
Пунктом 22 Положения о государственной лесной охране Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1998 года N 850, определено, что лесникам на время работы в государственной лесной охране Российской Федерации предоставляются в бесплатное пользование служебные жилые помещения с надворными постройками (кордоны).
В реестре государственной собственности Тамбовской области спорный объект недвижимого имущества числится как - одноквартирный кордон, расположенный по адресу: ***, что подтверждается выпиской из Реестра государственной собственности Тамбовской области от 16.11.2012 года***. Постановлением администрации Тамбовской области от 26.01.2007 года N 67 "О приеме в государственную собственность Тамбовской области государственных учреждений (лесхозов)" безвозмездно в государственную собственность Тамбовской области были приняты государственные учреждения - лесхозы, в том числе в государственную собственность Тамбовской области было принято федеральное государственное учреждение "Степной лесхоз".
Согласно постановлению администрации Тамбовской области от 05.02.2007 года N 115 "Об утверждении уставов государственных учреждений (лесхозов)" федеральное государственное учреждение "Степной лесхоз" было переименовано в тамбовское областное государственное учреждение "Степной лесхоз" (далее - Учреждение), утвержден устав Учреждения.
В соответствии с передаточным актом от 29.01.2007 года на баланс Учреждения было принято имущество согласно бухгалтерского баланса по состоянию на 01.01.2007 года (далее - Имущество).
В состав Имущества включен и спорный объект недвижимого имущества - одноквартирный кордон, расположенный по адресу: ***.
Таким образом, на момент передачи Имущества спорный объект в силу прямого указания закона относился к категории служебных жилых помещений.
Постановлением администрации Тамбовской области от 02.03.2009 года N 203 "О реорганизации Тамбовского областного государственного автономного учреждения "Челнавский лесхоз" и Тамбовского областного государственного автономного учреждения "Степной лесхоз" Учреждение было присоединено к Тамбовскому областному государственному автономному учреждению "Челнавский лесхоз" (далее - ТОГАУ "Челнавский лесхоз").
Принимая во внимание изложенное, следует сделать вывод о том, что спорный объект является государственной собственностью Тамбовской области и закреплен на праве оперативного управления за ТОГАУ "Челнавский лесхоз", который без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом, закрепленным за ним собственником.
При этом следует отметить, что ни учреждение, ни истица согласия собственника имущества - субъекта Российской Федерации Тамбовской области на приватизацию спорного жилого помещения не получали.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации) каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В силу ст. 4 Закона о приватизации не подлежат приватизации служебные жилые помещения. Исходя из положений п. 22 Положения о государственной лесной охране Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.07.1998 года N 850 кордонами являются служебные жилые помещения с надворными постройками. Тем самым в силу прямого указания нормативного правового акта кордоны являются служебными жилыми помещениями. В этой связи отсутствие договора найма специализированного жилого помещения, не имеет правового значения для разрешения заявленного спора.
Вывод суда об утрате спорным жилым помещением статуса служебного мотивирован лишь со ссылкой на приказ Степного лесхоза от 04.09.2001 года *** о переводе кордонов (в том числе и спорного объекта), числящихся на балансе Степного лесхоза на праве оперативного управления.
Между тем, судом первой инстанции не учтено, что при переводе кордонов в жилые дома, отсутствовало соответствующее согласование на перевод кордонов в жилые дома со стороны органа, уполномоченного на ведение учета федерального имущества и органа, курирующего деятельность Степного лесхоза, а также обоснование перевода кордонов из служебных жилых помещений в жилые.
В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением.
В настоящее время согласно ст. 12 Закона Тамбовской области от 03.12.2010 года N 710-3 "О жилищном фонде Тамбовской области" устанавливает, что служебные жилые помещения специализированного жилищного фонда области предоставляются для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с областными государственными унитарными предприятиями, областными автономными, бюджетными и казенными учреждениями.
Во исполнение Постановления администрации Тамбовской области от 31.12.2010 года N 1595 "О мерах по реализации закона Тамбовской области от 03.12.2010 N 710-3 "О жилищном фонде Тамбовской области" на комитет возложены полномочия по присвоению статуса служебного жилого помещения и по ведению государственного учета специализированного жилищного фонда Тамбовской области.
Приказом комитета от 13.05.2011 года N 250 "О порядке ведения государственного учета специализированного жилищного фонда Тамбовской области и утверждении перечня служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда Тамбовской области согласно данным Реестра государственной собственности Тамбовской области" (далее - Приказ) утвержден порядок ведения реестра служебных помещений специализированного жилищного фонда Тамбовской области (далее - Порядок) и перечень служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда Тамбовской области согласно данным Реестра государственной собственности Тамбовской области. На основании Приказа в перечень служебных жилых помещений был включен и спорный объект.
В соответствии с п. 3 Порядка внесение изменений в реестр служебных жилых помещений Тамбовской области осуществляется на основании документов, подтверждающих произошедшие изменения.
На основании п. 4 Порядка исключение сведений о жилом помещении осуществляется на основании приказа комитета.
До настоящего времени ТОГАУ "Челнавский лесхоз" не представлено документов, подтверждающих, что служебные жилые помещения не используются и не будут использоваться по целевому назначению.
Не может быть принят в качестве допустимого доказательства при рассмотрении данного спора и договор социального найма жилого помещения от 14.02.2011 года.
В соответствии со ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.
Между тем, в материалах дела отсутствует решение собственника - Тамбовской области о предоставлении спорного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, а также доказательства того, что ТОГАУ "Челнавский лесхоз" уполномочивалось собственником на заключение договоров найма специализированного жилого помещения в отношении служебных жилых помещений, находящихся в государственной собственности Тамбовской области.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований истицы у суда не имелось, а поэтому решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 11 марта 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Х.Г.П. в своих интересах и интересах несовершеннолетней Х.М.Ю. к ТОГАУ "Челнавский лесхоз", Комитету по управлению имуществом Тамбовской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тамбовской области о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: ***, отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)