Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.11.2013 N 15АП-16364/2013 ПО ДЕЛУ N А01-617/2013

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 ноября 2013 г. N 15АП-16364/2013

Дело N А01-617/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Косеевой М.С.
при участии:
- от истца - директор Ласица В.М.; представитель Ласица Л.Г. по доверенности N 91 от 31.10.2013;
- от ответчика - представитель Ломешина Э.Е. по доверенности N 2863 от 24.10.2013;
- представитель Коновалова Е.М. по доверенности N 2934 от 30.10.2013, паспорт
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Рассвет" на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 28.08.2013 по делу N А01-617/2013
по иску ЗАО "Рассвет"
к ответчику - администрации муниципального образования "Гиагинский район"
о признании незаконным отказа в заключении договора аренды земельного участка
принятое в составе судьи Шебзухова З.М.

установил:

закрытое акционерное общество "РАССВЕТ" обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея к администрации муниципального образования "Гиагинский район" с заявлением о признании незаконным отказа администрации муниципального образования "Гиагинский район" в заключении договора аренды на земельный участок: поле N 5, общей площадью 92 га из них пашни 73 га, болот 19 га со следующими кадастровыми номерами участков: 01:01:3403000:69 - поле N 5, часть, общей площадью 32,96 га; 01:01:3403000:68 - поле N 5, часть 2, общей площадью 9,0 га; 01:01:3403000:70 - поле N 5, часть 3, общей площадью 19,0 га; 01:01:3403000:71 - поле N 5, часть 4, общей площадью 4,9 га, болот 19 га, расположенные между этими участками, и понуждении администрации муниципального образования "Гиагинский район" заключить с закрытым акционерным обществом "РАССВЕТ" договор аренды названного земельного участка (с учетом изменения предмета требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - л.д. 24).
Решением от 28.08.2013 в удовлетворении требований отказано.
Решение мотивировано тем, что истцом при обращении в администрацию района с требованием заключить договор аренды земельного участка не представлены документы, подтверждающие право постоянного (бессрочного) пользования испрашиваемым земельным участком. Истцом так же не представлены доказательства того, что истец является правопреемником АОЗТ "Рассвет". Определить тождественность испрашиваемого земельного участка и земельного участка, указанного в постановлении главы администрации Гиагинского района "Об изъятии земельного участка Келермесского сельского округа в фонд перераспределения главы администрации района" от 10.04.1998 N 172, не представляется возможным. Основания для признания отказа администрации в заключении договора аренды незаконным не имеется.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что на момент издания постановления главы администрации Гиагинского района N 172 от 10.04.2008 нормы статей 30 - 32 Земельного кодекса РСФСР не действовали, в связи с чем истцу не мог быть выдан государственный акт советом народных депутатов района. Наличие права постоянного (бессрочного) пользования подтверждено постановлением N 172 от 10.04.1998. Тождественность испрашиваемого земельного участка и участков, названных в постановлении N 172 от 10.04.1998, подтверждена ответчиком в отзыве на иск. По мнению заявителя, вопрос о наличии в настоящее время у истца права постоянного (бессрочного) пользования не исследован судом. Истец по настоящему делу является правопреемником АОЗТ "Рассвет".
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заявителя жалобу поддержал.
Представитель администрации муниципального образования Гиагинский район доводы жалобы отклонил как несостоятельные по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как видно из материалов дела, 09.01.2013 ЗАО "Рассвет" обратилось в администрацию с заявлением о заключении договора аренды земельных участков: 01:01:3403000:69 - поле N 5, часть, общей площадью 32,96 га; 01:01:3403000:68 - поле N 5, часть 2, общей площадью 9,0 га; 01:01:3403000:70 - поле N 5, часть 3, общей площадью 19,0 га; 01:01:3403000:71 - поле N 5, часть 4, общей площадью 4,9 га, болот 19 га (л.д. 18).
Письмом от 01.02.2013 исх. N 266 в заключении договора отказано (т. 1 л.д. 16).
Полагая, что администрация незаконно уклоняется от предоставления в аренду земельного участка, ЗАО "РАССВЕТ" обратилось в арбитражным суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 7 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 01.07.2012 в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
С заявлением ЗАО "Рассвет" обратилось 09.10.2013, то есть с пропуском срока, установленного для льготного порядка переоформления прав на земельный участок.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ЗАО "Рассвет" пояснил, что пропуск срока связан с отсутствием информации у общества о наличии постановления N 172 от 10.04.1998.
Вместе с тем, в постановлении указано, что оно принято на основании ходатайства администрации АОЗТ "Рассвет" от 20.03.1998.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заявителя также пояснил, что с указанным ходатайством общество не обращалось, однако, пояснений об основаниях возникновения права постоянного (бессрочного) пользования в этом случае, заявителем жалобы не дано.
В силу части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (часть 6 статьи 36 Кодекса).
В обоснование своих возражений заявитель жалобы ссылается на постановление главы администрации Гиагинского района N 172 от 10.04.1998 (л.д. 17).
В соответствии с названным постановлением из землепользования Келемесского сельского округа земельный участок площадью 92 га, в том числе, пашни 73 га, болот 19 га, расположенный вблизи х. Лесной. в фонд перераспределения главы администрации Гиагинского района. Земельный участок предоставлен в постоянное пользование ОАЗТ "Рассвет" для сельскохозяйственного использования. АОЗТ "Рассвет" обязано оформить в установленном порядке документы, удостоверяющие право пользования земельным участком за счет средств АОЗТ "Рассвет".
К заявлению о предоставлении земельного участка в аренду заявителем представлены в качестве документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на спорный земельный участок, представлены следующие документы: постановление главы администрации Гиагинского района "Об изъятии земельного участка Келермесского сельского округа в фонд перераспределения главы администрации района", копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, копию устава ЗАО "Рассвет", копию приказа о выборах генерального директора ЗАО "Рассвет" от 18.02.2011, копии кадастровых паспортов земельных участков от 22.08.2008 N 01-02/08-2927, от 22.08.2008 N 01-02/08-2924, от 22.08.2008 N 01-02/08-2925.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.
В пункте 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком удостоверяется документами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу пункта 9 статьи 3 Федерального закона 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании статьи 31 Земельного кодекса РСФСР 1991 года к документам, подтверждающим права на земельные участки, относились: по праву собственности на землю, праву пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком - государственный акт, выдаваемый соответствующим Советом народных депутатов по установленной форме; по праву аренды и временного пользования - договор.
Государственный акт, подтверждающий право постоянного (бессрочного) пользования, заявителем в администрацию не представлен.
Однако, Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2287 данные нормы признаны недействующими, то есть в момент издания постановления N 172 от 10.04.1998, получение государственного акта не требовалось.
В пункте 3 названного постановления указано на то, что АОЗТ "Рассвет" обязано оформить документы, удостоверяющие право пользования земельным участком.
Заявителем жалобы не представлено доказательств соблюдения порядка оформления документов о правах на земельный участок, предусмотренного Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767, в частности заявителем не произведено установление границ земельного участка.
Суд апелляционной инстанции также считает необходимым отметить, что в постановлении N 172 от 10.04.1998 площадь земельного участка, подлежащего передаче в постоянное пользование, указана в размере 92 га. В заявлении о переоформлении прав на земельный участок ЗАО "Рассвет" указало на земельный участки общей площадью 84,86 га, в связи с чем вывод суда первой инстанции об отсутствии возможности определить тождественность истребуемых участков и участка, названного в постановлении N 172 от 10.04.1998, правомерен.
В обжалуемом решении суд первой инстанции также обоснованно указал на то, что истцом не представлено доказательств перехода прав и обязанностей АОЗТ "Рассвет" к ЗАО "Рассвет" в порядке правопреемства при подаче заявления в администрацию.
В Едином государственном реестре юридических лиц в отношении ЗАО "Рассвет" и в уставе общества сведения о правопреемстве отсутствуют (л.д. 9-14).
В пункте 1.3 устава ЗАО "Рассвет" указано, что общество является правопреемником Совхоза "Рассвет".
С учетом представления документов, необходимых для рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка в аренду, не в полном объеме, отказ администрации района в заключении договора аренды правомерен, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 28.08.2013 по делу N А01-617/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
О.А.ЕРЕМИНА

Судьи
Н.В.КОВАЛЕВА
Б.Т.ЧОТЧАЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)