Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "16" апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "06" мая 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Хасановой И.А.,
судей: Споткай Л.Е., Магда О.В.,
секретаря судебного заседания Бахтеевой Э.Б.,
При участии в судебном заседании:
- от Волченко Юрия Ивановича: Галимова Р.Р., представителя по доверенности от 11.09.2012;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю: Черепахиной О.В., представителя по доверенности N 70-55/308 от 28.12.2012;
- от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии": Емандыкова С.Н., представителя по доверенности от 14.02.2012 N 24/2012-05,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "31" января 2013 года по делу N А33-5894/2012, принятое судьей Е.А. Баукиной
установил:
Волченко Юрий Иванович обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
- - об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:11:0210201:760, общей площадью 101 993 кв. м, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, ориентир д. Сухая (участок находится примерно 700 м от ориентира по направлению на запад, участок N 4) в размере его рыночной стоимости 9893000 руб. по состоянию на 15.01.2009;
- - об обязании управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю и федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:11:0210201:760, общей площадью 101 993 кв. м, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, ориентир д. Сухая (участок находится примерно 700 м от ориентира по направлению на запад, участок N 4) в размере его рыночной стоимости 9 893 000 руб. по состоянию на 15.01.2009.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "31" января 2013 года установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:0210201:760, общей площадью 101 993 кв. м, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, ориентир д. Сухая (участок находится примерно 700 м от ориентира по направлению на запад, участок N 4), определенную по состоянию на 15.01.2009, в размере его рыночной стоимости 9 893 000 рублей. На федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" возложена обязанность внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:11:0210201:760, общей площадью 101 993 кв. м, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, ориентир д. Сухая (участок находится примерно 700 м от ориентира по направлению на запад, участок N 4), определенной по состоянию на 15.01.2009, в размере его рыночной стоимости 9 893 000 рублей. В удовлетворении искового требования об обязании управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:11:0210201:760, общей площадью 101 993 кв. м, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, ориентир д. Сухая (участок находится примерно 700 м от ориентира по направлению на запад, участок N 4), определенной по состоянию на 15.01.2009, в размере его рыночной стоимости 9 893 000 рублей отказано. С федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу Волченко Юрия Ивановича взысканы судебные расходы в сумме 9 500 рублей, из которых 2000 рублей - расходы по уплате государственной пошлины, 7 500 рублей - расходы по оплате вознаграждения эксперту. С управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в пользу Волченко Юрия Ивановича взысканы судебные расходы в сумме 9 500 рублей, из которых 2000 рублей - расходы по уплате государственной пошлины, 7 500 рублей - расходы по оплате вознаграждения эксперту.
Не согласившись с решением, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю обратились с апелляционными жалобами, в которых просят отменить вынесенный судебный акт.
Управление Росреестра в апелляционной жалобе указывает, что в процедуре проведения государственной кадастровой оценки земель, закрепленной Законом об оценочной деятельности, Управление Росреестра по Красноярскому краю участие не принимает, является ненадлежащим ответчиком. Считает, что выводы Президиума ВАС РФ, высказанные в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, не применимы к данным спорным правоотношениям.
Кадастровая палата полагает, что требование предъявлено к ненадлежащему органу в лице учреждения. Полагает ссылку истца на Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010 несостоятельной, т.к. в этом документе отражена правовая позиция относительно государственной кадастровой оценки, проведенной до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2010 г. N 167-ФЗ.
Апелляционные жалобы приняты к производству, назначено их рассмотрение на 16.04.2013.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Не согласна с решением суда первой инстанции. Просит отменить решение Арбитражного суда Красноярского края от "31" января 2013 года по делу N А33-5894/2012 и принять по делу новый судебный акт.
Представитель федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Не согласен с решением суда первой инстанции. Просит отменить решение Арбитражного суда Красноярского края от "31" января 2013 года по делу N А33-5894/2012 и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Волченко Юрия Ивановича в судебном заседании поддержал возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Согласен с решением суда первой инстанции. Просит оставить решение Арбитражного суда Красноярского края от "31" января 2013 года по делу N А33-5894/2012 без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
По договору дарения земельного участка от 10.10.2011 гражданка Волченко Наталья Владимировна подарила гражданину Волченко Юрию Ивановичу земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 101 993 кв. м, адрес: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, ориентир д. Сухая (участок находится примерно 700 м от ориентира по направлению на запад, участок N 4), кадастровый номер 24:11:0210201:760.
Право собственности Волченко Юрия Ивановича на земельный участок с кадастровым номером 24:11:0210201:760 общей площадью 101 993 кв. м, расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, ориентир д. Сухая (участок находится примерно 700 м от ориентира по направлению на запад, участок N 4), зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19.10.2011, номер записи регистрации 24-24-10/024/2011-701, что подтверждается свидетельством о праве собственности от 19.10.2011 серии 24ЕК 287443.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 13.06.2012 N 24/12-169139 земельный участок с кадастровым номером 24:11:0210201:760 внесен в государственный кадастр недвижимости 15.01.2009, образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 24:11:0210201:408, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами земельного участка; ориентир д. Сухая; участок находится примерно 700 м от ориентира по направлению на запад; почтовый адрес ориентира: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, участок N 4; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, площадь 101 993+/- 224 кв. м, кадастровая стоимость 38263693 рублей 88 копеек, удельный показатель кадастровой стоимости 375,16 руб./кв. м.
Согласно строке 1 таблицы 8 приложения N 2 "Кадастровая стоимость земель садоводческих, огороднических и дачных объединений" к постановлению Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 251-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Красноярского края" удельный показатель кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Емельяновского района в ДНТ "Город золотой" (район д. Сухая) равен 375,26 руб./кв. м.
По результатам судебной экспертизы оценки рыночной стоимости земельного участка, проведенной экспертом Лукиным Александром Александровичем - оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Траст-Аудит", в отчете N 187-2012 от 19.11.2012 итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:11:0210201:760, площадь 101 993,0 кв. м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами земельного участка; ориентир д. Сухая; участок находится примерно 700 м от ориентира по направлению на запад; почтовый адрес ориентира: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, участок N 4; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, на дату оценки 15.01.2009 составила 9 893 000 рублей без НДС.
Ссылаясь на положения статьи 66 ЗК РФ, а также правовую позицию ВАС РФ, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011, истец обратился с настоящим иском в суд.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса, а также положений главы III.1 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусматривающими, в том числе судебный порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости. Рассматривая спор по правилам искового производства, суд руководствовался разъяснениями, данными Президиумом Высшего Арбитражного Суда российской Федерации в Постановлении от 28.06.2011 N 913/2011.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
В соответствии со статьей 24.19. Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:
- кадастровый паспорт объекта недвижимости;
- нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
- отчет в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
- положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в типовых требованиях к порядку создания и работы комиссии.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости
В соответствии со статьей 68 Арбитражного апелляционного суда Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Апелляционный суд полагает, что и для суда и для комиссии допустимыми доказательствами, подтверждающими рыночную стоимость земельного участка, исходя из выше приведенных положений Закона, является, в том числе Отчет оценщика и положительное экспертное заключение на указанный отчет. Не обращение истца в комиссию не лишает его права обратиться с иском в суд, предоставив доказательства, предусмотренные законом в обоснование рыночной стоимости земельного участка.
Принимая во внимание правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, исходя из положений Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что участникам гражданского оборота, в том числе, физическим лицам, предоставлено право на обращение в арбитражный суд с иском о приведении актуальной кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в ГКН, в соответствие с его рыночной стоимостью.
Материалами дела подтверждается и ответчиками не оспаривается, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:0210201:760 была установлена расчетным методом (в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222) на дату внесения его в государственный кадастр недвижимости 15.01.2009 (л.д. 92 том N 2).
Так как на 01.01.2008 земельный участок с кадастровым номером 24:11:0210201:760 как объект недвижимости отсутствовал, судом первой инстанции была назначена судебная экспертиза оценки рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:11:0210201:760, на дату определения его кадастровой стоимости - 15.01.2009, а не на 01.01.2008 - дату определения среднего значения показателя кадастровой стоимости земель дачных объединений в ДНТ "Город золотой", ориентир д. Сухая Емельяновского района Красноярского края в отчете ООО "ИНСТИТУТ ОЦЕНКИ" N 695/2008 об определении кадастровой стоимости земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений в Красноярском крае.
По результатам судебной экспертизы оценки рыночной стоимости земельного участка, проведенной экспертом Лукиным Александром Александровичем - оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Траст-Аудит", в отчете от 19.11.2012 N 187-2012 итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:11:0210201:760, площадь 101 993,0 кв. м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами земельного участка; ориентир д. Сухая; участок находится примерно 700 м от ориентира по направлению на запад; почтовый адрес ориентира: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, участок N 4; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, на дату оценки 15.01.2009 составила 9 893 000 рублей без НДС.
Учитывая, что пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней редакции до 26.07.2010 (даты вступления в силу изменений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, введенных Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ), так и в действующей редакции допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости, и в результате судебной экспертизы определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:0210201:760 на дату оценки 15.01.2009 в размере 9 893 000 рублей, судом первой инстанции обоснованно удовлетворено исковое требование Волченко Юрия Ивановича об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка в размере рыночной стоимости.
Доводы ответчиков, изложенные в апелляционных жалобах, не могут служить основанием для отказа в иске, по следующим основаниям:
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.
Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Согласно пункту 2 Приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, надлежащим ответчиком по рассматриваемой категории споров является кадастровая палата, наделенная функциями органа кадастрового учета.
Указанный подход соответствует судебной практики, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010, а также в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N ВАС-1630/13 от 27.02.2013.
Таким образом, основания для отмены судебного акта отсутствуют у суда апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб относятся на ответчиков.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "31" января 2013 года по делу N А33-5894/2012 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
И.А.ХАСАНОВА
Судьи
Л.Е.СПОТКАЙ
О.В.МАГДА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.05.2013 ПО ДЕЛУ N А33-5894/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 2013 г. по делу N А33-5894/2012
Резолютивная часть постановления объявлена "16" апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "06" мая 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Хасановой И.А.,
судей: Споткай Л.Е., Магда О.В.,
секретаря судебного заседания Бахтеевой Э.Б.,
При участии в судебном заседании:
- от Волченко Юрия Ивановича: Галимова Р.Р., представителя по доверенности от 11.09.2012;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю: Черепахиной О.В., представителя по доверенности N 70-55/308 от 28.12.2012;
- от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии": Емандыкова С.Н., представителя по доверенности от 14.02.2012 N 24/2012-05,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "31" января 2013 года по делу N А33-5894/2012, принятое судьей Е.А. Баукиной
установил:
Волченко Юрий Иванович обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
- - об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:11:0210201:760, общей площадью 101 993 кв. м, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, ориентир д. Сухая (участок находится примерно 700 м от ориентира по направлению на запад, участок N 4) в размере его рыночной стоимости 9893000 руб. по состоянию на 15.01.2009;
- - об обязании управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю и федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:11:0210201:760, общей площадью 101 993 кв. м, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, ориентир д. Сухая (участок находится примерно 700 м от ориентира по направлению на запад, участок N 4) в размере его рыночной стоимости 9 893 000 руб. по состоянию на 15.01.2009.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "31" января 2013 года установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:0210201:760, общей площадью 101 993 кв. м, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, ориентир д. Сухая (участок находится примерно 700 м от ориентира по направлению на запад, участок N 4), определенную по состоянию на 15.01.2009, в размере его рыночной стоимости 9 893 000 рублей. На федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" возложена обязанность внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:11:0210201:760, общей площадью 101 993 кв. м, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, ориентир д. Сухая (участок находится примерно 700 м от ориентира по направлению на запад, участок N 4), определенной по состоянию на 15.01.2009, в размере его рыночной стоимости 9 893 000 рублей. В удовлетворении искового требования об обязании управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:11:0210201:760, общей площадью 101 993 кв. м, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, ориентир д. Сухая (участок находится примерно 700 м от ориентира по направлению на запад, участок N 4), определенной по состоянию на 15.01.2009, в размере его рыночной стоимости 9 893 000 рублей отказано. С федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу Волченко Юрия Ивановича взысканы судебные расходы в сумме 9 500 рублей, из которых 2000 рублей - расходы по уплате государственной пошлины, 7 500 рублей - расходы по оплате вознаграждения эксперту. С управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в пользу Волченко Юрия Ивановича взысканы судебные расходы в сумме 9 500 рублей, из которых 2000 рублей - расходы по уплате государственной пошлины, 7 500 рублей - расходы по оплате вознаграждения эксперту.
Не согласившись с решением, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю обратились с апелляционными жалобами, в которых просят отменить вынесенный судебный акт.
Управление Росреестра в апелляционной жалобе указывает, что в процедуре проведения государственной кадастровой оценки земель, закрепленной Законом об оценочной деятельности, Управление Росреестра по Красноярскому краю участие не принимает, является ненадлежащим ответчиком. Считает, что выводы Президиума ВАС РФ, высказанные в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, не применимы к данным спорным правоотношениям.
Кадастровая палата полагает, что требование предъявлено к ненадлежащему органу в лице учреждения. Полагает ссылку истца на Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010 несостоятельной, т.к. в этом документе отражена правовая позиция относительно государственной кадастровой оценки, проведенной до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2010 г. N 167-ФЗ.
Апелляционные жалобы приняты к производству, назначено их рассмотрение на 16.04.2013.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Не согласна с решением суда первой инстанции. Просит отменить решение Арбитражного суда Красноярского края от "31" января 2013 года по делу N А33-5894/2012 и принять по делу новый судебный акт.
Представитель федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Не согласен с решением суда первой инстанции. Просит отменить решение Арбитражного суда Красноярского края от "31" января 2013 года по делу N А33-5894/2012 и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Волченко Юрия Ивановича в судебном заседании поддержал возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Согласен с решением суда первой инстанции. Просит оставить решение Арбитражного суда Красноярского края от "31" января 2013 года по делу N А33-5894/2012 без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
По договору дарения земельного участка от 10.10.2011 гражданка Волченко Наталья Владимировна подарила гражданину Волченко Юрию Ивановичу земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 101 993 кв. м, адрес: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, ориентир д. Сухая (участок находится примерно 700 м от ориентира по направлению на запад, участок N 4), кадастровый номер 24:11:0210201:760.
Право собственности Волченко Юрия Ивановича на земельный участок с кадастровым номером 24:11:0210201:760 общей площадью 101 993 кв. м, расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, ориентир д. Сухая (участок находится примерно 700 м от ориентира по направлению на запад, участок N 4), зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19.10.2011, номер записи регистрации 24-24-10/024/2011-701, что подтверждается свидетельством о праве собственности от 19.10.2011 серии 24ЕК 287443.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 13.06.2012 N 24/12-169139 земельный участок с кадастровым номером 24:11:0210201:760 внесен в государственный кадастр недвижимости 15.01.2009, образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 24:11:0210201:408, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами земельного участка; ориентир д. Сухая; участок находится примерно 700 м от ориентира по направлению на запад; почтовый адрес ориентира: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, участок N 4; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, площадь 101 993+/- 224 кв. м, кадастровая стоимость 38263693 рублей 88 копеек, удельный показатель кадастровой стоимости 375,16 руб./кв. м.
Согласно строке 1 таблицы 8 приложения N 2 "Кадастровая стоимость земель садоводческих, огороднических и дачных объединений" к постановлению Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 251-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Красноярского края" удельный показатель кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Емельяновского района в ДНТ "Город золотой" (район д. Сухая) равен 375,26 руб./кв. м.
По результатам судебной экспертизы оценки рыночной стоимости земельного участка, проведенной экспертом Лукиным Александром Александровичем - оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Траст-Аудит", в отчете N 187-2012 от 19.11.2012 итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:11:0210201:760, площадь 101 993,0 кв. м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами земельного участка; ориентир д. Сухая; участок находится примерно 700 м от ориентира по направлению на запад; почтовый адрес ориентира: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, участок N 4; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, на дату оценки 15.01.2009 составила 9 893 000 рублей без НДС.
Ссылаясь на положения статьи 66 ЗК РФ, а также правовую позицию ВАС РФ, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011, истец обратился с настоящим иском в суд.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса, а также положений главы III.1 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусматривающими, в том числе судебный порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости. Рассматривая спор по правилам искового производства, суд руководствовался разъяснениями, данными Президиумом Высшего Арбитражного Суда российской Федерации в Постановлении от 28.06.2011 N 913/2011.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
В соответствии со статьей 24.19. Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:
- кадастровый паспорт объекта недвижимости;
- нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
- отчет в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
- положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в типовых требованиях к порядку создания и работы комиссии.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости
В соответствии со статьей 68 Арбитражного апелляционного суда Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Апелляционный суд полагает, что и для суда и для комиссии допустимыми доказательствами, подтверждающими рыночную стоимость земельного участка, исходя из выше приведенных положений Закона, является, в том числе Отчет оценщика и положительное экспертное заключение на указанный отчет. Не обращение истца в комиссию не лишает его права обратиться с иском в суд, предоставив доказательства, предусмотренные законом в обоснование рыночной стоимости земельного участка.
Принимая во внимание правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, исходя из положений Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что участникам гражданского оборота, в том числе, физическим лицам, предоставлено право на обращение в арбитражный суд с иском о приведении актуальной кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в ГКН, в соответствие с его рыночной стоимостью.
Материалами дела подтверждается и ответчиками не оспаривается, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:0210201:760 была установлена расчетным методом (в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222) на дату внесения его в государственный кадастр недвижимости 15.01.2009 (л.д. 92 том N 2).
Так как на 01.01.2008 земельный участок с кадастровым номером 24:11:0210201:760 как объект недвижимости отсутствовал, судом первой инстанции была назначена судебная экспертиза оценки рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:11:0210201:760, на дату определения его кадастровой стоимости - 15.01.2009, а не на 01.01.2008 - дату определения среднего значения показателя кадастровой стоимости земель дачных объединений в ДНТ "Город золотой", ориентир д. Сухая Емельяновского района Красноярского края в отчете ООО "ИНСТИТУТ ОЦЕНКИ" N 695/2008 об определении кадастровой стоимости земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений в Красноярском крае.
По результатам судебной экспертизы оценки рыночной стоимости земельного участка, проведенной экспертом Лукиным Александром Александровичем - оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Траст-Аудит", в отчете от 19.11.2012 N 187-2012 итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:11:0210201:760, площадь 101 993,0 кв. м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами земельного участка; ориентир д. Сухая; участок находится примерно 700 м от ориентира по направлению на запад; почтовый адрес ориентира: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, участок N 4; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, на дату оценки 15.01.2009 составила 9 893 000 рублей без НДС.
Учитывая, что пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней редакции до 26.07.2010 (даты вступления в силу изменений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, введенных Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ), так и в действующей редакции допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости, и в результате судебной экспертизы определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:0210201:760 на дату оценки 15.01.2009 в размере 9 893 000 рублей, судом первой инстанции обоснованно удовлетворено исковое требование Волченко Юрия Ивановича об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка в размере рыночной стоимости.
Доводы ответчиков, изложенные в апелляционных жалобах, не могут служить основанием для отказа в иске, по следующим основаниям:
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.
Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Согласно пункту 2 Приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, надлежащим ответчиком по рассматриваемой категории споров является кадастровая палата, наделенная функциями органа кадастрового учета.
Указанный подход соответствует судебной практики, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010, а также в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N ВАС-1630/13 от 27.02.2013.
Таким образом, основания для отмены судебного акта отсутствуют у суда апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб относятся на ответчиков.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "31" января 2013 года по делу N А33-5894/2012 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
И.А.ХАСАНОВА
Судьи
Л.Е.СПОТКАЙ
О.В.МАГДА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)