Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Мындря Д.И., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - территориальное управление) на решение Арбитражного суда Пермского края от 21.09.2012 по делу N А50-15763/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Открытое акционерное общество "Порт Пермь" (ИНН 5903004012, ОГРН 1025900757904; далее - общество "Порт Пермь") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным бездействия территориального управления, выразившегося в непринятии решения о предоставлении в собственность общества "Порт Пермь" земельного участка площадью 12 082 кв. м с кадастровым номером 59:01:4510602:25, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Фоминская, 60; об обязании территориального управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении в собственность указанного земельного участка, подготовке и направлению в адрес заявителя проекта договора купли-продажи земельного участка с выкупной стоимостью в размере 114 676 руб. 31 коп. в 10-дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 21.09.2012 (судья Гусельникова Н.В.) заявленные требования удовлетворены частично, признано незаконным бездействие территориального управления, выразившееся в непринятии решения о предоставлении в собственность заявителю земельного участка с кадастровым номером 59:01:4510602:25 общей площадью 12 082 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Фоминская, 60; на территориальное управление возложена обязанность в 10-дневный срок с момента вступления в силу судебного акта принять решение о предоставлении в собственность общества "Порт Пермь" указанного земельного участка. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2012 (судьи Голубцова Ю.А., Скромова Ю.В., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе территориальное управление просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на нарушение судами п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации. Заявитель указывает на отсутствие у него полномочий по самостоятельному принятию решения о предоставлении земельного участка площадью более 1 га в собственность без соответствующего поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Управление также отмечает, что представленные обществом "Порт Пермь" документы направлены в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для согласования.
Как установлено судами, общество "Порт Пермь" является собственником сооружения - железнодорожных путей, назначение - нежилое, протяженностью 2160,59 пог. м, инвентарный номер 34612, литера Г45, расположенных по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Фоминская, 60, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.05.2012 серии 59-БГ N 417298.
Общество "Порт Пермь" обратилось в территориальное управление с заявлением от 31.05.2012 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 59:01:4510602:25 площадью 12082 кв. м, на котором расположены принадлежащие обществу "Порт Пермь" объекты недвижимости.
Ссылаясь на непринятие территориальным управлением в установленный законом срок решения о предоставлении земельного участка в собственность, общество "Порт Пермь" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с рассматриваемым заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что территориальным управлением допущено бездействие, не соответствующее положениям Земельного кодекса Российской Федерации. Отказывая в удовлетворении остальной части заявленных требований, суды исходили из того, что при отсутствии решения соответствующего органа о предоставлении земельного участка в собственность оснований для разработки проекта договора купли-продажи и направления текста договора заявителю не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В соответствии с п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в п. 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 8 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (далее - Положение), предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п. 4 Положения).
Полномочия территориальных органов определены в Типовом положении о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденном приказом Минэкономразвития от 01.11.2008 N 374.
Согласно п. 4.1, 4.6 Типового положения территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что заявление о предоставлении земельного участка в собственность за плату подано заявителем в уполномоченный орган исполнительной власти.
Срок рассмотрения заявления и принятия решения о предоставлении земельного участка установлен в п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации и составляет один месяц.
Учитывая изложенное, суды сделали обоснованный вывод о том, что непринятие территориальным управлением соответствующего решения в указанный срок является бездействием, противоречащим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя.
Отклоняя довод территориального управления о том, что продажа земельных участков может осуществляться только по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом, суды верно отметили, что необходимость оформления такого поручения не является обстоятельством, влекущим изменение срока принятия решения о предоставлении земельного участка, установленного п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 21.09.2012 по делу N А50-15763/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае - без удовлетворения.
Председательствующий
З.Г.СЕМЕНОВА
Судьи
Д.И.МЫНДРЯ
Н.Г.БЕЛЯЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 14.03.2013 N Ф09-913/13 ПО ДЕЛУ N А50-15763/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 марта 2013 г. N Ф09-913/13
Дело N А50-15763/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Мындря Д.И., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - территориальное управление) на решение Арбитражного суда Пермского края от 21.09.2012 по делу N А50-15763/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Открытое акционерное общество "Порт Пермь" (ИНН 5903004012, ОГРН 1025900757904; далее - общество "Порт Пермь") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным бездействия территориального управления, выразившегося в непринятии решения о предоставлении в собственность общества "Порт Пермь" земельного участка площадью 12 082 кв. м с кадастровым номером 59:01:4510602:25, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Фоминская, 60; об обязании территориального управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении в собственность указанного земельного участка, подготовке и направлению в адрес заявителя проекта договора купли-продажи земельного участка с выкупной стоимостью в размере 114 676 руб. 31 коп. в 10-дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 21.09.2012 (судья Гусельникова Н.В.) заявленные требования удовлетворены частично, признано незаконным бездействие территориального управления, выразившееся в непринятии решения о предоставлении в собственность заявителю земельного участка с кадастровым номером 59:01:4510602:25 общей площадью 12 082 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Фоминская, 60; на территориальное управление возложена обязанность в 10-дневный срок с момента вступления в силу судебного акта принять решение о предоставлении в собственность общества "Порт Пермь" указанного земельного участка. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2012 (судьи Голубцова Ю.А., Скромова Ю.В., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе территориальное управление просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на нарушение судами п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации. Заявитель указывает на отсутствие у него полномочий по самостоятельному принятию решения о предоставлении земельного участка площадью более 1 га в собственность без соответствующего поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Управление также отмечает, что представленные обществом "Порт Пермь" документы направлены в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для согласования.
Как установлено судами, общество "Порт Пермь" является собственником сооружения - железнодорожных путей, назначение - нежилое, протяженностью 2160,59 пог. м, инвентарный номер 34612, литера Г45, расположенных по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Фоминская, 60, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.05.2012 серии 59-БГ N 417298.
Общество "Порт Пермь" обратилось в территориальное управление с заявлением от 31.05.2012 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 59:01:4510602:25 площадью 12082 кв. м, на котором расположены принадлежащие обществу "Порт Пермь" объекты недвижимости.
Ссылаясь на непринятие территориальным управлением в установленный законом срок решения о предоставлении земельного участка в собственность, общество "Порт Пермь" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с рассматриваемым заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что территориальным управлением допущено бездействие, не соответствующее положениям Земельного кодекса Российской Федерации. Отказывая в удовлетворении остальной части заявленных требований, суды исходили из того, что при отсутствии решения соответствующего органа о предоставлении земельного участка в собственность оснований для разработки проекта договора купли-продажи и направления текста договора заявителю не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В соответствии с п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в п. 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 8 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (далее - Положение), предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п. 4 Положения).
Полномочия территориальных органов определены в Типовом положении о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденном приказом Минэкономразвития от 01.11.2008 N 374.
Согласно п. 4.1, 4.6 Типового положения территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что заявление о предоставлении земельного участка в собственность за плату подано заявителем в уполномоченный орган исполнительной власти.
Срок рассмотрения заявления и принятия решения о предоставлении земельного участка установлен в п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации и составляет один месяц.
Учитывая изложенное, суды сделали обоснованный вывод о том, что непринятие территориальным управлением соответствующего решения в указанный срок является бездействием, противоречащим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя.
Отклоняя довод территориального управления о том, что продажа земельных участков может осуществляться только по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом, суды верно отметили, что необходимость оформления такого поручения не является обстоятельством, влекущим изменение срока принятия решения о предоставлении земельного участка, установленного п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 21.09.2012 по делу N А50-15763/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае - без удовлетворения.
Председательствующий
З.Г.СЕМЕНОВА
Судьи
Д.И.МЫНДРЯ
Н.Г.БЕЛЯЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)