Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Плотниковой Л.Н., судей Мазуровой Н.С. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Гипростром" (ИНН 6164103260 ОГРН 1026103280048) - Пендюрина Н.П. (доверенность от 04.12.2012), от заинтересованного лица - Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области - Гаричян О.К. (доверенность от 09.01.2013), в отсутствие третьего лица - Департамента имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону, извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Гипростром" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2012 по делу N А53-22291/2012 (судьи Малыхина М.Н., Авдонина О.Г., Галов В.В.), установил следующее.
ОАО "Гипростром" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области (далее - министерство) о признании права на приобретение земельного участка, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Согласия 7-9/20, площадью 1933 +/- 15 кв. м с кадастровым номером 61:44:0050517:121, в собственность по цене, установленной в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка; признании незаконными действий, выразившихся в отказе в принятии распоряжения о передаче в собственность истцу за плату указанного земельного участка, обязании после вступления решения в законную силу принять распоряжение о предоставлении истцу спорного земельного участка за плату в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка и передать вместе с расчетом выкупной цены и вторым экземпляром документов, представленных истцом, в государственное автономное учреждение "Фонд имущества Ростовской области" для заключения с истцом договора купли-продажи (уточненные требования).
Заявленные требования мотивированы тем, что отказ заинтересованного лица нарушает право заявителя на приобретение в собственность земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественно - земельных отношений администрации г. Ростова-на-Дону (далее - ДИЗО).
Решением суда от 10.08.2012 заявленные требования частично удовлетворены. Суд признал отказ заинтересованного лица в продаже земельного участка не соответствующим пунктам 5 - 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), обязал министерство в месячный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу принять решение о предоставлении в собственность заявителю испрашиваемого земельного участка и направить ему копию такого решения. В удовлетворении остальной части требований отказано. Суд оценил доводы министерства о том, что распоряжение о разделе земельного участка подлежало предоставлению в силу пункта 5.2 перечня документов, утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, и указал, что при разрешении спора исходит из необходимости и возможности применения к спорным правоотношениям положений пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса, по смыслу которого вне зависимости от избранного заявителем и фактически реализованного варианта обращения с заявлением о предоставлении земельного участка, отсутствие решения на образование земельного участка иной площади не является основанием к отказу в удовлетворении заявления. Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части обязания предоставить участок на определенных условиях (по цене в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка) и передать соответствующие документы в Фонд имущества Ростовской области для заключения с обществом договора купли-продажи, суд указал, что в рамках настоящего дела обжалуется отказ в рассмотрении заявления заинтересованного лица о приобретении земельного участка, а не иск о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка, в то время как условия договора купли-продажи не являлись предметом оценки и исследования арбитражного суда. Преддоговорный спор может быть рассмотрен в общем порядке по правилам искового производства.
Постановлением апелляционного суда от 27.11.2012 решение отменено в части удовлетворения заявленных требований. В удовлетворении заявленных обществом требований отказано в полном объеме, в остальной части решение оставлено без изменения. Апелляционный суд исходил из того, что общество обратилось с заявлением о приватизации земельного участка к ненадлежащему лицу, поскольку жилой дом под литерой "В" по ул. Согласия, 9, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 61:44:0050517:4 (ныне ул. Согласия 7-9/20), на основании постановления мэра г. Ростова-на-Дону от 30.06.1999 N 1446 зарегистрирован в качестве объекта муниципальной собственности, следовательно, в силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" земельный участок с кадастровым номером 61:44:0050517:4 с 01.07.2006 относится к объектам муниципальной собственности.
В кассационной жалобе общество просит апелляционное постановление отменить, оставить в силе решение. Заявитель указывает, что отнесение спорного земельного участка к объектам муниципальной собственности необоснован, поскольку на момент введения Земельного кодекса спорный участок изъят у муниципального образования и передан в федеральную собственность вместе с находящимися на нем строениями. Право муниципальной собственности на спорный земельный участок в порядке разграничения государственной собственности на землю не зарегистрировано, что подтверждается сведениями из ЕГРП. Доказательств того, что испрашиваемый земельный участок сформирован с нарушением действующих норм, что приводит к невозможности эксплуатации принадлежащего муниципалитету жилого дома (литера "В"), расположенного на смежном земельном участке, сторонами не предоставлено. Кроме того, апелляционным судом не учтено, что до выделения обществу из состава земельного участка с кадастровым номером 61:44:0050517:4 испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 61:44:0050517:121 земельный участок под жилым домом (литера "В") сформирован не был. Податель жалобы ссылается на судебную практику (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.12.2012 N А53-9110/2012), согласно которой по смыслу статей 11.3, 11.9 Земельного кодекса орган государственной власти (орган местного самоуправления), уполномоченный на принятие решения об образовании земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не вправе отказывать в принятии соответствующего решения по заявлению арендатора, обосновавшего необходимость раздела участка, исключительно по мотиву отсутствия волеизъявления. Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 61:44:0050517:4 не разграничено, невозможность его раздела заинтересованным лицом не доказана. Распоряжение такими земельными участками находится в ведении министерства.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить постановление апелляционного суда без изменения, указывая, что выводы апелляционного суда об отнесении земельного участка к муниципальному уровню собственности соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.
Судом кассационной инстанции 14.02.2013 был объявлен перерыв в судебном заседании до 17 часов 30 минут 21.02.2013.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судами установлено и участвующими в деле лицами не оспаривается, что решением Ростовского горисполкома от 21.10.1970 N 791 земельный участок в г. Ростове-на-Дону, пер. Согласия, 7, 9, 5/20, площадью 2 321 кв. м был предоставлен Государственному проектному институту по проектированию предприятий промышленности строительных материалов "Гипростром" Ростовской области (далее - институт "Гипростром") для строительства административного здания.
На земельном участке находились подлежащие сносу аварийные объекты - ветхие жилые дома литеры "А, Б, В" (1890 года постройки). Условием предоставления земельного участка указан снос аварийных домов, отселение граждан (т. 1, л.д. 88).
Институт "Гипростром" в 1988 году передал УКСу Ростовского горисполкома денежные средства для отселения граждан из ветхих жилых домов.
В 1992 году в план приватизации института "Гирпростром" (государственное предприятие федерального уровня собственности) в числе подлежащего приватизации имущества включено административное здание площадью 2 787, 9 кв. м (литера А), находящееся на земельном участке по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Согласия, 7-9/20.
Земельный участок площадью 0,24 га в плане приватизации указан как объект, предоставленный предприятию в пользование с правом последующего выкупа. В приложении к плану приватизации значится акт о нормативной цене земельного участка (т. 1, л.д. 67-75).
Административное здание приватизировано, ОАО "Гипростром" выдано свидетельство серии АБ 2000 РО 61 N 062257 о праве собственности (т. 1, л.д. 53).
Государственным актом от 27.03.1997 N РО-44-10369 удостоверено право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком площадью 0,2333 га по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Согласия, 7, предоставленное ОАО "Гипростром" на основании постановлений главы администрации г. Ростова-на-Дону от 20.11.1992 N 92, от 23.03.1997 N 459 (т. 1, л.д. 54-57, 85-87). По данным государственного земельного учета земельный участок имеет кадастровый номер 61:44:0050517:4 (уточненная площадь 2321+/- 17 кв. м).
На момент введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации на земельном участке по указанному адресу находились как административное здание ОАО "Гипростром", так и не снесенные аварийные жилые дома муниципального уровня собственности.
В октябре 2006 года произошло обрушение жилых домов (литеры А и Б), в связи с чем администрация Ленинского района г. Ростова-на-Дону поручила ОАО "Гипростром" произвести снос этих строений.
Снос указанных объектов произведен в 2007 году (т. 1, л.д. 85-86).
В федеральной либо муниципальной собственности земельный участок по данным ЕГРП не зарегистрирован.
Общество обращалось в министерство с заявлением от 20.12.2011 о предоставлении земельного участка площадью 2321+/- 17 кв. м с кадастровым номером 61:44:0050517:4 в собственность. Вид разрешенного использования по кадастровому паспорту - эксплуатация административного здания. Основание кадастрового учета - государственный акт от 27.03.1997 N РО-44-10369; участок находится у общества на праве постоянного (бессрочного) пользования. Собственность в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) на земельный участок не зарегистрирована (т. 1, л.д. 64-65, 77).
В письме от 20.01.2012 N 19/1116 заинтересованное лицо указало, что на указанном земельном участке расположены два объекта недвижимости, одним из которых является двухэтажное кирпичное жилое здание литера "В", на которое заявитель не представил документы, подтверждающие право собственности.
Исходя из содержания отказа министерства, в целях оформления прав на земельный участок под административным зданием общество обратилось с заявлением о кадастровом учете земельного участка, образованного для эксплуатации административного здания. Решением ФГБУ ФКП "Федеральная кадастровая палата" земельный участок площадью 1933 +/- 15 кв. м (кадастровый номер 61:44:0050517:121), сформированный из земель, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование ОАО "Гипростром" на основании государственного акта от 27.03.1997 N РО-44-10369, поставлен на кадастровый учет.
Заявитель 06.04.2012 вновь обратился в министерство с заявлениями о предоставлении земельного участка в собственность (т. 1, л.д. 79).
В письме от 16.04.2012 N 19/6517 заинтересованное лицо указало на отсутствие акта уполномоченного органа, содержащего решение об образовании земельного участка с кадастровым номером 61:44:0050517:121 из участка, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование обществу (т. 1, л.д. 80).
Действия министерства по отказу в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности явились основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 24 (статья 198) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Общество указало, что в силу статьей 35, 36, 11 - 2 Земельного кодекса Российской Федерации обладает правом получения земельного участка в собственность, заинтересованным лицом может быть решен вопрос о выделении ему земельного участка площадью 1933 +/- 15 кв. м (с учетом отказа этого же лица в приватизации всего участка).
При рассмотрении спора суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Административное здание общества находится на отмежеванном землепользователем земельном участке площадью 19933+/-15 кв. м (учетный кадастровый номер 61:44:0050517:121), образованном в составе и в границах участка с кадастровым номером 61:44:0050517:4, который с кадастрового учета не снят, числится в постоянном (бессрочном) пользовании общества согласно государственному акту. Разрешенным видом использования участков с кадастровыми номерами 61:44:0050517:121 и 61:44:0050517:4, согласно кадастровым паспортам, указано "эксплуатация административного здания".
До 2012 года раздельно земельные участки для эксплуатации подлежащих сносу аварийных жилых домов и построенного на выделенном для этой цели земельном участке административного здания в качестве отдельных объектов сформированы не были, право собственности на земельный участок с кадастровым номером 61:44:0050517:4 не зарегистрировано, поэтому вывод суда первой инстанции о том, что земельный участок, на котором находятся аварийный жилой дом муниципального уровня собственности и административное здание ОАО "Гипростром" (приватизированное предприятие федерального уровня собственности) не разграничен по уровню собственности, является правомерным.
Право общества на приобретение в собственность земельного участка при приватизации государственного имущества предусмотрено Федеральным законом от 21.12.2001 N 2001 N 178-ФЗ (в редакции от 07.12.2011) "О приватизации государственного и муниципального имущества", согласно которому земельный участок отчуждается в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка. Обязанность землепользователей, не перечисленных в статье 20 Земельного кодекса, переоформить имеющееся у них право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды либо приобрести земельный участок в собственность установлена статьей 3 (пункт 2) Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ). Согласно пункту 9 статьи 3 Закона N 137-ФЗ государственный акт, выданный обществу в марте 1997 года, действителен и имеет равную юридическую силу с записями в ЕГРП.
Кроме того, согласно статье 36 Земельного кодекса, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, иными федеральными законами (пункт 1).
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В силу пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии со статьей 7.1 Областного закона Ростовской области от 22.07.2003 N 19-ЗС "О регулировании земельных отношений в Ростовской области" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах городского округа "Город Ростов-на-Дону", осуществляют областные органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления данного муниципального образования в пределах полномочий, установленных настоящим Областным законом, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В силу статьи 7.3 указанного Областного закона специальный областной орган исполнительной власти по распоряжению земельными участками, уполномоченный Правительством Ростовской области, в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах городского округа "Город Ростов-на-Дону" принимает решение о продаже указанных земельных участков собственникам расположенных на них объектов недвижимости, ранее находившихся в собственности Российской Федерации либо в собственности Ростовской области.
Постановлением Правительства Ростовской области от 22.03.2012 N 206 "Об установлении Порядка осуществления специальным областным органом исполнительной власти полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах городского округа "Город Ростов-на-Дону" (вступило в силу 05.04.2012) министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области определено в качестве специального областного органа исполнительной власти по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах городского округа "Город Ростов-на-Дону", в пределах полномочий, установленных Областным законом от 22.07.2003 N 19-ЗС.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.3, 2.4, 2.7, 2.8 Порядка осуществления специальным областным органом исполнительной власти полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах городского округа "Город Ростов-на-Дону", утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 22.03.2012 N 206, министерство в тридцатидневный срок со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в собственность и документов, предусмотренных федеральными нормативными правовыми актами, принимает решение о продаже земельного участка и передаче документов государственному бюджетному учреждению "Фонд имущества Ростовской области". Основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в собственность являются следующие обстоятельства: заявитель не уполномочен обращаться с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок, на котором расположены не находящиеся в собственности заявителя здания, строения, сооружения; наличие запрета на приватизацию земельного участка, установленного законодательством Российской Федерации; земельный участок изъят из оборота или ограничен в обороте и федеральным законом не допускается его нахождение в частной собственности; земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд; наличие вступивших в законную силу решений суда, ограничивающих оборот земельного участка; на земельном участке испрашиваемой площадью находятся здания, строения, сооружения, не являющиеся собственностью заявителя. Министерство при принятии решения о продаже земельного участка производит расчет цены земельного участка в соответствии с законодательством Ростовской области. Решение о продаже земельного участка оформляется распоряжением Минимущества Ростовской области. В пятидневный срок со дня принятия распоряжения о продаже земельного участка министерство направляет заявителю уведомление о принятом решении и передаче документов Фонду имущества Ростовской области для заключения договора купли-продажи.
Удовлетворяя заявленные обществом требования в части, суд первой инстанции на основании оценки доказательств установил, что министерство наделено соответствующей компетенцией на принятие решения о предоставлении спорного земельного участка. Право постоянного (бессрочного) пользования общества, возникшее в 1997 году на спорный участок, не прекращено в порядке, установленном законом. Поскольку общество обладает ограниченным вещным правом пользования земельным участком и выбрало иной режим землепользования (право собственности), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у заявителя права на выкуп земельного участка и наделение министерства компетенцией на принятие решения о предоставлении спорного земельного участка в собственность.
Исходя из предмета данного спора суд первой инстанции правомерно в силу статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемый отказ в признал незаконным, поскольку установлено наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие отказа закону и нарушение им прав и законных интересов общества. Данный вывод соответствует судебной практике (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2009 N 11276/2009), постановления Федеральных арбитражных судов Западно-Сибирского округа от 03.02.2011 по делу N А70-3507/2010, Северо-Кавказского округа от 25.08.2008 по делу N А53-974/2008, Московского округа от 19.04.2012 по делу N А40-62431/11, Уральского округа от 06.07.2012 N Ф09-5689/12).
Суд кассационной инстанции учитывает, что доводов о невозможности отчуждения спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо в связи с его резервированием для государственных или муниципальных нужд (отнесение их к землям общего пользования) на основе соответствующих правовых актов органов публичной власти, использованием для иных публичных целей, министерство не заявляло.
При рассмотрении данного спора департаментом имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону, привлеченным к участию в деле в качестве третьего лица, не заявлено притязаний в отношении земельного участка, испрашиваемого обществом для переоформления в собственность.
На основании изложенного суд кассационной инстанции считает, что при принятии оспариваемого судебного акта, судом апелляционной инстанции неправильно истолкованы нормы материального права, в связи с чем, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2012 подлежит отмене, а решение суда первой инстанции следует оставить в силе.
Руководствуясь статьями 110, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2012 по делу N А53-22291/2012 в части отмены решения Арбитражного суда Ростовской области от 10.08.2012 об удовлетворении заявленных требований отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.08.2012.
Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области в пользу открытого акционерного общества "Гипростром" в возмещение судебных расходов 2 тыс. рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 28.02.2013 ПО ДЕЛУ N А53-22291/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 февраля 2013 г. по делу N А53-22291/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Плотниковой Л.Н., судей Мазуровой Н.С. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Гипростром" (ИНН 6164103260 ОГРН 1026103280048) - Пендюрина Н.П. (доверенность от 04.12.2012), от заинтересованного лица - Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области - Гаричян О.К. (доверенность от 09.01.2013), в отсутствие третьего лица - Департамента имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону, извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Гипростром" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2012 по делу N А53-22291/2012 (судьи Малыхина М.Н., Авдонина О.Г., Галов В.В.), установил следующее.
ОАО "Гипростром" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области (далее - министерство) о признании права на приобретение земельного участка, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Согласия 7-9/20, площадью 1933 +/- 15 кв. м с кадастровым номером 61:44:0050517:121, в собственность по цене, установленной в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка; признании незаконными действий, выразившихся в отказе в принятии распоряжения о передаче в собственность истцу за плату указанного земельного участка, обязании после вступления решения в законную силу принять распоряжение о предоставлении истцу спорного земельного участка за плату в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка и передать вместе с расчетом выкупной цены и вторым экземпляром документов, представленных истцом, в государственное автономное учреждение "Фонд имущества Ростовской области" для заключения с истцом договора купли-продажи (уточненные требования).
Заявленные требования мотивированы тем, что отказ заинтересованного лица нарушает право заявителя на приобретение в собственность земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественно - земельных отношений администрации г. Ростова-на-Дону (далее - ДИЗО).
Решением суда от 10.08.2012 заявленные требования частично удовлетворены. Суд признал отказ заинтересованного лица в продаже земельного участка не соответствующим пунктам 5 - 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), обязал министерство в месячный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу принять решение о предоставлении в собственность заявителю испрашиваемого земельного участка и направить ему копию такого решения. В удовлетворении остальной части требований отказано. Суд оценил доводы министерства о том, что распоряжение о разделе земельного участка подлежало предоставлению в силу пункта 5.2 перечня документов, утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, и указал, что при разрешении спора исходит из необходимости и возможности применения к спорным правоотношениям положений пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса, по смыслу которого вне зависимости от избранного заявителем и фактически реализованного варианта обращения с заявлением о предоставлении земельного участка, отсутствие решения на образование земельного участка иной площади не является основанием к отказу в удовлетворении заявления. Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части обязания предоставить участок на определенных условиях (по цене в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка) и передать соответствующие документы в Фонд имущества Ростовской области для заключения с обществом договора купли-продажи, суд указал, что в рамках настоящего дела обжалуется отказ в рассмотрении заявления заинтересованного лица о приобретении земельного участка, а не иск о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка, в то время как условия договора купли-продажи не являлись предметом оценки и исследования арбитражного суда. Преддоговорный спор может быть рассмотрен в общем порядке по правилам искового производства.
Постановлением апелляционного суда от 27.11.2012 решение отменено в части удовлетворения заявленных требований. В удовлетворении заявленных обществом требований отказано в полном объеме, в остальной части решение оставлено без изменения. Апелляционный суд исходил из того, что общество обратилось с заявлением о приватизации земельного участка к ненадлежащему лицу, поскольку жилой дом под литерой "В" по ул. Согласия, 9, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 61:44:0050517:4 (ныне ул. Согласия 7-9/20), на основании постановления мэра г. Ростова-на-Дону от 30.06.1999 N 1446 зарегистрирован в качестве объекта муниципальной собственности, следовательно, в силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" земельный участок с кадастровым номером 61:44:0050517:4 с 01.07.2006 относится к объектам муниципальной собственности.
В кассационной жалобе общество просит апелляционное постановление отменить, оставить в силе решение. Заявитель указывает, что отнесение спорного земельного участка к объектам муниципальной собственности необоснован, поскольку на момент введения Земельного кодекса спорный участок изъят у муниципального образования и передан в федеральную собственность вместе с находящимися на нем строениями. Право муниципальной собственности на спорный земельный участок в порядке разграничения государственной собственности на землю не зарегистрировано, что подтверждается сведениями из ЕГРП. Доказательств того, что испрашиваемый земельный участок сформирован с нарушением действующих норм, что приводит к невозможности эксплуатации принадлежащего муниципалитету жилого дома (литера "В"), расположенного на смежном земельном участке, сторонами не предоставлено. Кроме того, апелляционным судом не учтено, что до выделения обществу из состава земельного участка с кадастровым номером 61:44:0050517:4 испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 61:44:0050517:121 земельный участок под жилым домом (литера "В") сформирован не был. Податель жалобы ссылается на судебную практику (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.12.2012 N А53-9110/2012), согласно которой по смыслу статей 11.3, 11.9 Земельного кодекса орган государственной власти (орган местного самоуправления), уполномоченный на принятие решения об образовании земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не вправе отказывать в принятии соответствующего решения по заявлению арендатора, обосновавшего необходимость раздела участка, исключительно по мотиву отсутствия волеизъявления. Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 61:44:0050517:4 не разграничено, невозможность его раздела заинтересованным лицом не доказана. Распоряжение такими земельными участками находится в ведении министерства.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить постановление апелляционного суда без изменения, указывая, что выводы апелляционного суда об отнесении земельного участка к муниципальному уровню собственности соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.
Судом кассационной инстанции 14.02.2013 был объявлен перерыв в судебном заседании до 17 часов 30 минут 21.02.2013.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судами установлено и участвующими в деле лицами не оспаривается, что решением Ростовского горисполкома от 21.10.1970 N 791 земельный участок в г. Ростове-на-Дону, пер. Согласия, 7, 9, 5/20, площадью 2 321 кв. м был предоставлен Государственному проектному институту по проектированию предприятий промышленности строительных материалов "Гипростром" Ростовской области (далее - институт "Гипростром") для строительства административного здания.
На земельном участке находились подлежащие сносу аварийные объекты - ветхие жилые дома литеры "А, Б, В" (1890 года постройки). Условием предоставления земельного участка указан снос аварийных домов, отселение граждан (т. 1, л.д. 88).
Институт "Гипростром" в 1988 году передал УКСу Ростовского горисполкома денежные средства для отселения граждан из ветхих жилых домов.
В 1992 году в план приватизации института "Гирпростром" (государственное предприятие федерального уровня собственности) в числе подлежащего приватизации имущества включено административное здание площадью 2 787, 9 кв. м (литера А), находящееся на земельном участке по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Согласия, 7-9/20.
Земельный участок площадью 0,24 га в плане приватизации указан как объект, предоставленный предприятию в пользование с правом последующего выкупа. В приложении к плану приватизации значится акт о нормативной цене земельного участка (т. 1, л.д. 67-75).
Административное здание приватизировано, ОАО "Гипростром" выдано свидетельство серии АБ 2000 РО 61 N 062257 о праве собственности (т. 1, л.д. 53).
Государственным актом от 27.03.1997 N РО-44-10369 удостоверено право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком площадью 0,2333 га по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Согласия, 7, предоставленное ОАО "Гипростром" на основании постановлений главы администрации г. Ростова-на-Дону от 20.11.1992 N 92, от 23.03.1997 N 459 (т. 1, л.д. 54-57, 85-87). По данным государственного земельного учета земельный участок имеет кадастровый номер 61:44:0050517:4 (уточненная площадь 2321+/- 17 кв. м).
На момент введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации на земельном участке по указанному адресу находились как административное здание ОАО "Гипростром", так и не снесенные аварийные жилые дома муниципального уровня собственности.
В октябре 2006 года произошло обрушение жилых домов (литеры А и Б), в связи с чем администрация Ленинского района г. Ростова-на-Дону поручила ОАО "Гипростром" произвести снос этих строений.
Снос указанных объектов произведен в 2007 году (т. 1, л.д. 85-86).
В федеральной либо муниципальной собственности земельный участок по данным ЕГРП не зарегистрирован.
Общество обращалось в министерство с заявлением от 20.12.2011 о предоставлении земельного участка площадью 2321+/- 17 кв. м с кадастровым номером 61:44:0050517:4 в собственность. Вид разрешенного использования по кадастровому паспорту - эксплуатация административного здания. Основание кадастрового учета - государственный акт от 27.03.1997 N РО-44-10369; участок находится у общества на праве постоянного (бессрочного) пользования. Собственность в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) на земельный участок не зарегистрирована (т. 1, л.д. 64-65, 77).
В письме от 20.01.2012 N 19/1116 заинтересованное лицо указало, что на указанном земельном участке расположены два объекта недвижимости, одним из которых является двухэтажное кирпичное жилое здание литера "В", на которое заявитель не представил документы, подтверждающие право собственности.
Исходя из содержания отказа министерства, в целях оформления прав на земельный участок под административным зданием общество обратилось с заявлением о кадастровом учете земельного участка, образованного для эксплуатации административного здания. Решением ФГБУ ФКП "Федеральная кадастровая палата" земельный участок площадью 1933 +/- 15 кв. м (кадастровый номер 61:44:0050517:121), сформированный из земель, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование ОАО "Гипростром" на основании государственного акта от 27.03.1997 N РО-44-10369, поставлен на кадастровый учет.
Заявитель 06.04.2012 вновь обратился в министерство с заявлениями о предоставлении земельного участка в собственность (т. 1, л.д. 79).
В письме от 16.04.2012 N 19/6517 заинтересованное лицо указало на отсутствие акта уполномоченного органа, содержащего решение об образовании земельного участка с кадастровым номером 61:44:0050517:121 из участка, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование обществу (т. 1, л.д. 80).
Действия министерства по отказу в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности явились основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 24 (статья 198) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Общество указало, что в силу статьей 35, 36, 11 - 2 Земельного кодекса Российской Федерации обладает правом получения земельного участка в собственность, заинтересованным лицом может быть решен вопрос о выделении ему земельного участка площадью 1933 +/- 15 кв. м (с учетом отказа этого же лица в приватизации всего участка).
При рассмотрении спора суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Административное здание общества находится на отмежеванном землепользователем земельном участке площадью 19933+/-15 кв. м (учетный кадастровый номер 61:44:0050517:121), образованном в составе и в границах участка с кадастровым номером 61:44:0050517:4, который с кадастрового учета не снят, числится в постоянном (бессрочном) пользовании общества согласно государственному акту. Разрешенным видом использования участков с кадастровыми номерами 61:44:0050517:121 и 61:44:0050517:4, согласно кадастровым паспортам, указано "эксплуатация административного здания".
До 2012 года раздельно земельные участки для эксплуатации подлежащих сносу аварийных жилых домов и построенного на выделенном для этой цели земельном участке административного здания в качестве отдельных объектов сформированы не были, право собственности на земельный участок с кадастровым номером 61:44:0050517:4 не зарегистрировано, поэтому вывод суда первой инстанции о том, что земельный участок, на котором находятся аварийный жилой дом муниципального уровня собственности и административное здание ОАО "Гипростром" (приватизированное предприятие федерального уровня собственности) не разграничен по уровню собственности, является правомерным.
Право общества на приобретение в собственность земельного участка при приватизации государственного имущества предусмотрено Федеральным законом от 21.12.2001 N 2001 N 178-ФЗ (в редакции от 07.12.2011) "О приватизации государственного и муниципального имущества", согласно которому земельный участок отчуждается в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка. Обязанность землепользователей, не перечисленных в статье 20 Земельного кодекса, переоформить имеющееся у них право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды либо приобрести земельный участок в собственность установлена статьей 3 (пункт 2) Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ). Согласно пункту 9 статьи 3 Закона N 137-ФЗ государственный акт, выданный обществу в марте 1997 года, действителен и имеет равную юридическую силу с записями в ЕГРП.
Кроме того, согласно статье 36 Земельного кодекса, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, иными федеральными законами (пункт 1).
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В силу пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии со статьей 7.1 Областного закона Ростовской области от 22.07.2003 N 19-ЗС "О регулировании земельных отношений в Ростовской области" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах городского округа "Город Ростов-на-Дону", осуществляют областные органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления данного муниципального образования в пределах полномочий, установленных настоящим Областным законом, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В силу статьи 7.3 указанного Областного закона специальный областной орган исполнительной власти по распоряжению земельными участками, уполномоченный Правительством Ростовской области, в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах городского округа "Город Ростов-на-Дону" принимает решение о продаже указанных земельных участков собственникам расположенных на них объектов недвижимости, ранее находившихся в собственности Российской Федерации либо в собственности Ростовской области.
Постановлением Правительства Ростовской области от 22.03.2012 N 206 "Об установлении Порядка осуществления специальным областным органом исполнительной власти полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах городского округа "Город Ростов-на-Дону" (вступило в силу 05.04.2012) министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области определено в качестве специального областного органа исполнительной власти по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах городского округа "Город Ростов-на-Дону", в пределах полномочий, установленных Областным законом от 22.07.2003 N 19-ЗС.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.3, 2.4, 2.7, 2.8 Порядка осуществления специальным областным органом исполнительной власти полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах городского округа "Город Ростов-на-Дону", утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 22.03.2012 N 206, министерство в тридцатидневный срок со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в собственность и документов, предусмотренных федеральными нормативными правовыми актами, принимает решение о продаже земельного участка и передаче документов государственному бюджетному учреждению "Фонд имущества Ростовской области". Основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в собственность являются следующие обстоятельства: заявитель не уполномочен обращаться с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок, на котором расположены не находящиеся в собственности заявителя здания, строения, сооружения; наличие запрета на приватизацию земельного участка, установленного законодательством Российской Федерации; земельный участок изъят из оборота или ограничен в обороте и федеральным законом не допускается его нахождение в частной собственности; земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд; наличие вступивших в законную силу решений суда, ограничивающих оборот земельного участка; на земельном участке испрашиваемой площадью находятся здания, строения, сооружения, не являющиеся собственностью заявителя. Министерство при принятии решения о продаже земельного участка производит расчет цены земельного участка в соответствии с законодательством Ростовской области. Решение о продаже земельного участка оформляется распоряжением Минимущества Ростовской области. В пятидневный срок со дня принятия распоряжения о продаже земельного участка министерство направляет заявителю уведомление о принятом решении и передаче документов Фонду имущества Ростовской области для заключения договора купли-продажи.
Удовлетворяя заявленные обществом требования в части, суд первой инстанции на основании оценки доказательств установил, что министерство наделено соответствующей компетенцией на принятие решения о предоставлении спорного земельного участка. Право постоянного (бессрочного) пользования общества, возникшее в 1997 году на спорный участок, не прекращено в порядке, установленном законом. Поскольку общество обладает ограниченным вещным правом пользования земельным участком и выбрало иной режим землепользования (право собственности), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у заявителя права на выкуп земельного участка и наделение министерства компетенцией на принятие решения о предоставлении спорного земельного участка в собственность.
Исходя из предмета данного спора суд первой инстанции правомерно в силу статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемый отказ в признал незаконным, поскольку установлено наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие отказа закону и нарушение им прав и законных интересов общества. Данный вывод соответствует судебной практике (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2009 N 11276/2009), постановления Федеральных арбитражных судов Западно-Сибирского округа от 03.02.2011 по делу N А70-3507/2010, Северо-Кавказского округа от 25.08.2008 по делу N А53-974/2008, Московского округа от 19.04.2012 по делу N А40-62431/11, Уральского округа от 06.07.2012 N Ф09-5689/12).
Суд кассационной инстанции учитывает, что доводов о невозможности отчуждения спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо в связи с его резервированием для государственных или муниципальных нужд (отнесение их к землям общего пользования) на основе соответствующих правовых актов органов публичной власти, использованием для иных публичных целей, министерство не заявляло.
При рассмотрении данного спора департаментом имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону, привлеченным к участию в деле в качестве третьего лица, не заявлено притязаний в отношении земельного участка, испрашиваемого обществом для переоформления в собственность.
На основании изложенного суд кассационной инстанции считает, что при принятии оспариваемого судебного акта, судом апелляционной инстанции неправильно истолкованы нормы материального права, в связи с чем, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2012 подлежит отмене, а решение суда первой инстанции следует оставить в силе.
Руководствуясь статьями 110, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2012 по делу N А53-22291/2012 в части отмены решения Арбитражного суда Ростовской области от 10.08.2012 об удовлетворении заявленных требований отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.08.2012.
Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области в пользу открытого акционерного общества "Гипростром" в возмещение судебных расходов 2 тыс. рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.Н.ПЛОТНИКОВА
Л.Н.ПЛОТНИКОВА
Судьи
Н.С.МАЗУРОВА
И.В.СИДОРОВА
Н.С.МАЗУРОВА
И.В.СИДОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)