Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.06.2013 ПО ДЕЛУ N А41-15009/12

Разделы:
Земли особо охраняемых территорий и их объектов; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2013 г. по делу N А41-15009/12


Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
судей Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Калмыковой О.В.,
при участии в заседании:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Бриз" (ИНН: 7725733495, ОГРН: 1117746710124): Малахов А.Ю. - по доверенности от 04 июня 2013 года,
от заинтересованного лица, администрации Солнечногорского муниципального района Московской области (ИНН: 5044013302, ОГРН: 1035008863746): не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Солнечногорского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 18 марта 2013 года по делу N А41-15009/12, принятое судьей Нечаевой С.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бриз" к администрации Солнечногорского муниципального района Московской области о признании действий (бездействия) незаконными и обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Бриз" (далее - ООО "Бриз") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Солнечногорского муниципального района Московской области с требованиями:
- - признать незаконными действия администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, по рассмотрению заявления ООО "Бриз" (входящий N 0234 от 20.01.2012 г.), выразившиеся в требовании дополнительно представить документы, оформленном письмом от 27.02.2012 года N 0234;
- - признать незаконным бездействие администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, по рассмотрению заявления ООО "Бриз" (входящий N 0234 от 20.01.2012 г.), выразившиеся в непринятии решения о предоставлении в собственность за плату в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации земельного участка кадастровый номер 50:09:0040106:32, общей площадью 40000 (сорок тысяч) кв. м, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование - под базу отдыха, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский р-н, с.п. Соколовское, д. Маслово, база отдыха (пионерский лагерь) "Лесное озеро" на котором находятся объекты недвижимого имущества принадлежащие на праве собственности ООО "Бриз";
- - обязать администрацию Солнечногорского муниципального района Московской области принять решение о предоставлении в собственность за плату, в порядке установленном земельным законодательством Российской Федерации, земельного участка кадастровый номер 50:09:0040106:32, общей площадью 40000 (сорок тысяч) кв. м, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование - под базу отдыха, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский р-н, с.п. Соколовское, д. Маслово, база отдыха (пионерский лагерь) "Лесное озеро" на котором находятся объекты недвижимого имущества принадлежащие на праве собственности ООО "Бриз";
- - обязать администрацию Солнечногорского муниципального района Московской области заключить с ООО "Бриз" договор купли-продажи, в порядке установленном земельным законодательством Российской Федерации, земельного участка кадастровый номер 50:09:0040106:32, общей площадью 40000 (сорок тысяч) кв. м, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование - под базу отдыха, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский р-н, с.п. Соколовское, д. Маслово, база отдыха (пионерский лагерь) "Лесное озеро" на котором находятся объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности ООО "Бриз" (том 1, л.д. 2 - 5).
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 марта 2013 года заявленные требования удовлетворены (том 1, л.д. 86 - 92).
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация Солнечногорского муниципального района Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права (том 1, л.д. 105 - 107).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в апелляционном порядке.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя заинтересованного лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Оценив содержащиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом доводов заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции в части удовлетворения требования ООО "Бриз" о признании незаконным действия администрации Солнечногорского муниципального района Московской области по рассмотрению заявления ООО "Бриз" вх. N 0234 от 20.01.2012 г., выразившегося в требовании дополнительно представить документы (письмо от 27.02.2012 года N 0234) подлежит отмене, а в части обязания администрации Солнечногорского муниципального района Московской области заключить с ООО "Бриз" договор купли-продажи изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 20 января 2012 года ООО "Бриз" обратилось в администрацию Солнечногорского муниципального района Московской области с заявлением, вх. N 0234, в котором просило предоставить в собственность за плату, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", земельный участок, кадастровый номер 50:09:0040106:32, общей площадью 40000 (сорок тысяч) кв. м, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование - под базу отдыха, расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский р-н, с.п. Соколовское, д. Маслово, база отдыха (пионерский лагерь) "Лесное озеро" (том 1, л.д. 28 - 29).
На испрашиваемом в собственность, земельном участке расположены здания, принадлежащие ООО "Бриз" на праве собственности, а именно:
- - административное здание, назначение нежилое, 1-этажный, общая площадь 91,2 кв. м, инв. N 294:083-25254/А, лит. А, а, адрес объекта: Московская область, Солнечногорский район, сельское поселение Соколовское, д. Маслово, б/о Лесное озеро, административное здание, д. 3;
- - павильон детский игровой, назначение, нежилое, 1-этажный, общая площадь 314,8 кв. м, инв. N 294:083-25254/3, лит. 3, адрес объекта: Московская область, Солнечногорский район, сельское поселение Соколовское, д. Маслово, б/о Лесное озеро, павильон детский игровой, д. 2;
- - душевая-прачечная, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 127,1 кв. м, инв. N 294:083-25254/Д, лит. Д, адрес объекта: Московская область, Солнечногорский район, сельское поселение Соколовское, д. Маслово, б/о Лесное озеро, душевая прачечная, д. 1;
- - кухня-столовая, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 402 кв. м, инв. N 294.083-25254/Е, адрес объекта: Московская область, Солнечногорский район, сельское поселение Соколовское, д. Маслово, б/о Лесное озеро, кухня-столовая, д. 6;
- - спальный корпус, назначение: нежилое, 2-этажный, общая площадь 627,1 кв. м, инв. N 294;083-25254/ж, лит. Ж, адрес объекта, Московская область, Солнечногорский район, сельское поселение Соколовское, д. Маслово, б/о Лесное озеро, спальный корпус N 2, д. 5;
- - домик сборно-разборный, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 29,9 кв. м, инв. N 294.083-25254/В, лит. В, адрес объекта: Московская область, Солнечногорский район, сельское поселение Соколовское, д. Маслово, б/о Лесное озеро, домик, д. 7;
- - изолятор, назначение, нежилое, 1-этажный, общая площадь 84,9 кв. м, инв. N 294:083-25254/В, лит. Б, адрес объекта: Московская область, Солнечногорский район, сельское поселение Соколовское, д. Маслово, б/о Лесное озеро, изолятор, д. 4.
27 февраля 2012 года письмом N 0234 администрация Солнечногорского муниципального района Московской области в ответ на обращение заявителя сообщила, что ООО "Бриз" необходимо представить дополнительные документы (том 1, л.д. 27).
Ссылаясь на то обстоятельство, что заинтересованным лицом до настоящего времени не принято решение по заявлению ООО "Бриз" о формировании и дальнейшем предоставлении в собственность за плату в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации, земельного участка, и, в то же время, не представлен мотивированный отказ в совершении действий, предусмотренных действующим законодательством, а также, полагая, что оспариваемые действия и бездействие администрации Солнечногорского муниципального района Московской области не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя, ООО "Бриз" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Оценив содержащиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом доводов заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению по следующим основаниям.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Следовательно, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с положениями статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Абзацем 1 части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане и юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно Приложению к Приказу Минэкономразвития от 13 сентября 2011 года N 475 и зарегистрированного в Минюсте Российской Федерации 30 сентября 2011 года, установлен исчерпывающий Перечень документов, прикладываемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания строения, сооружения.
Как следует из материалов дела, 20 января 2012 года ООО "Бриз" обратилось в администрацию Солнечногорского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, кадастровый номер 50:09:0040106:32, общей площадью 40000 (сорок тысяч) кв. м, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование - под базу отдыха, расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский р-н, с.п. Соколовское, д. Маслово, база отдыха (пионерский лагерь) "Лесное озеро", на котором находятся объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности заявителю (том 1, л.д. 28 - 29).
В ответ на указанное обращение администрация Солнечногорского муниципального района Московской области письмом N 0234 от 27 февраля 2012 года сообщила ООО "Бриз", что для разрешения вопроса по существу заявителю необходимо представить дополнительные документы, в соответствии с Приказом Минэкономразвития от 13 сентября 2011 года N 475 (том 1, л.д. 27).
При этом текст письма администрации Солнечногорского муниципального района Московской области от 27 февраля 2012 года N 0234 не содержит отказа ООО "Бриз" в предоставлении испрашиваемого земельного участка, а содержит указание на необходимость представления заявителем дополнительных документов для принятия решения по вопросу о предоставлении указанного земельного участка.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не усматривает несоответствия оспариваемого действия ответчика закону или иному правовому акту, а также нарушения оспариваемым действием прав и законных интересов заявителя, в связи с чем считает требование ООО "Бриз" о признании незаконными действий администрации Солнечногорского муниципального района Московской области по рассмотрению заявления ООО "Бриз" (входящий N 0234 от 20.01.2012 г.), выразившиеся в требовании дополнительно предоставить документы, не подлежащим удовлетворению.
Вместе с тем, подача заявления о предоставлении земельного участка порождает обязанность органа местного самоуправления рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка и принять законное решение.
Исходя из смысла действующего законодательства, администрация Солнечногорского муниципального района Московской области, обязана была рассмотреть заявление ООО "Бриз" и дать по нему мотивированный ответ (статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 года N 11 установлено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Учитывая то обстоятельство, что по истечении 30 дней со дня получения органом местного самоуправления заявления ООО "Бриз" решение о предоставлении земельного участка не принято, а мотивированный отказ в установленный законом срок заявителю не направлен, с учетом представления заявителем необходимых документов, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о признании оспариваемого бездействия администрации Солнечногорского муниципального района Московской области незаконным.
Доказательства, подтверждающие, что испрашиваемый земельный участок изъят или ограничен в обороте и не может быть предоставлен в собственность ООО "Бриз", в материалы дела не представлены.
При этом, признавая бездействие органа местного самоуправления незаконным, суд первой инстанции в качестве способа восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя обязал администрацию Солнечногорского муниципального района Московской области:
- 1) принять решение о предоставлении заявителю в собственность за плату спорного земельного участка;
- 2) заключить с ООО "Бриз" договор купли-продажи спорного земельного участка в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации.
Апелляционная инстанция полагает, что обжалуемый судебный акт в данной части подлежит изменению ввиду следующего.
Рассматривая настоящее дело, судом установлено, что у администрации Солнечногорского муниципального района Московской области не имелось законных оснований для нерассмотрения представленного ООО "Бриз" заявления и отказа в предоставлении земельного участка в собственность.
Следовательно, при установлении данного факта суду первой инстанции следовало возложить на уполномоченный орган обязанность по устранению допущенного нарушения прав путем принятия соответствующего решения и направления в адрес заявителя проекта договора купли-продажи земельного участка с предложением о его заключении.
Таким образом, правовых основания для принятия судом первой инстанции решения о возложении на администрацию обязанности по заключению договора купли-продажи в рамках настоящего спора не имелось.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 18 марта 2013 года по делу N А41-15009/12 отменить в части удовлетворения требования ООО "Бриз" о признании незаконным действия администрации Солнечногорского муниципального района Московской области по рассмотрению заявления ООО "Бриз" вх. N 0234 от 20.01.2012 г., выразившегося в требовании дополнительно представить документы (письмо от 27.02.2012 года N 0234).
В удовлетворении данного требования отказать.
Изменить решение в части обязания администрации Солнечногорского муниципального района Московской области заключить с ООО "Бриз" договор купли-продажи, в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации, земельного участка кадастровый номер 50:09:0040106:32, общей площадью 40 000 (сорок тысяч) кв. м, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование - под базу отдыха, расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский район, с.п. Соколовское, д. Маслово, база отдыха (пионерский лагерь) "Лесное озеро", на котором находятся объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности ООО "Бриз", обязав администрацию Солнечногорского муниципального района Московской области направить в адрес ООО "Бриз" проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
В остальной части решение оставить без изменения.

Председательствующий
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА

Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
С.А.КОНОВАЛОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)