Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.
судей Абубакировой Р.Р., Старичковой Е.А.
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции гражданское дело по иску К. к администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка, признании незаконным действия администрации по обращению в орган кадастрового учета с заявлением о снятии с учета земельного участка с кадастровым N <...>, обязании восстановить на кадастровом учете земельный участок и заключить договор аренды земельного участка по адресу: <...>, кадастровый номер N <...> общей площадью <...> кв. м сроком на <...> года для строительства индивидуального жилого дома по апелляционной жалобе В. на решение Кировского районного суда г. Уфы РБ от 16 марта 2012 года, которым постановлено:
Исковые требования К. удовлетворить.
Признать недействительным отказ администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении К. земельного участка с кадастровым номером N <...> в аренду для строительства индивидуального жилого дома.
Признать недействительным снятие Администрацией ГО г. Уфа с кадастрового учета земельного учета с кадастровым номером N <...>, общей площадью <...> кв. м.
Обязать Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по <...> восстановить на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером N <...>, общей площадью <...> кв. м.
Обязать администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан заключить с К. договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер N <...> общей площадью <...> кв. м, сроком на <...> года для строительства индивидуального жилого дома.
Заслушав доклад судьи Абубакировой Р.Р., судебная коллегия
установила:
К. обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к администрации ГО г. Уфа РБ, в котором просил признать недействительным отказ администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении ему земельного участка с кадастровым N <...> в аренду для строительства индивидуального жилого дома; признать незаконным действия администрации ГО г. Уфа по обращению в орган кадастрового учета с заявлением о снятии спорного земельного участка с кадастрового учета, обязать восстановить земельный участок на кадастровом учете и обязать Администрацию ГО г. Уфа РБ заключить с ним договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <...>, кадастровый N <...>, общей площадью <...> кв. м, сроком на <...> года для строительства индивидуального жилого дома. Свои требования К. мотивировал тем, что он обратился в администрацию городского округа <...> РБ с заявлением о предоставлении ему для строительства индивидуального жилого дома в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <...>, кадастровый N <...> (с учетом уточнения требований кадастровый N <...>), общей площадью <...> кв. м. Администрация города не дала ему ответа, что он расценивает как отказ. Вместо дачи письменного ответа Администрация ГО г. Уфа РБ подала заявление в ФБУ Кадастровая палата по РБ <...> года о снятии испрашиваемого земельного участка с кадастрового учета. Таким образом, полагает, что администрацией ГО г. Уфа РБ были нарушены статьи 30, 30.1, 32, 59 и 60 Земельного кодекса РФ и п. 4 ст. 24 Федерального закона N <...> от <...> года.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит В., ссылаясь на то, что вынесенным решением затрагиваются его права, поскольку постановлением мэра г. Уфы от <...> года "Консорциуму по строительству жилья при администрации Кировского района г. Уфы" предоставлен земельный участок площадью 66 гектаров из городских земель, в том числе <...> гектара для строительства жилья. Право землепользования также подтверждается свидетельством на право владения и пользования землей N <...> от <...> года, постановлением главы администрации г. Уфы N <...> от <...> года На основании данных документов, "Консорциум по строительству жилья при администрации Кировского района г. Уфы" заключил с ним <...> года договор N <...> о предоставлении В. земельного участка в жилом районе "Кузнецовский затон", квартал "Г", участок N <...> с кадастровым N <...> площадью <...> кв. м, на котором он начал строительство жилого дома. Решением Кировского районного суда г. Уфы от <...> года за ним признано право собственности на незавершенный строительством объект по адресу: г. Уфа, жилой район "Кузнецовский затон", квартал "Г", участок N <...> на земельном участке площадью <...> кв. м с кадастровым N <...>. Указанное решение суда вступило в законную силу <...> года. Однако, в <...> года, т.е. после признания права собственности за ним на незавершенное строительством объект на спорном участке, ему стало известно о вынесении <...> года решения об обязании администрации ГО г. Уфа РБ заключить с К. договор аренды земельного участка площадью <...> кв. м <...> кв. м с кадастровым N <...> сроком на <...> года для строительства индивидуального жилого дома. В резолютивной части обжалуемого решения указан кадастровый N <...>, речь идет об участке, предоставленном "Консорциумом по жилью" В. для индивидуального жилищного строительства с кадастровым N <...>. В мотивировочной части решения указан предыдущий кадастровый N <...>, который ФБУ "Федеральная кадастровая палата РБ" аннулирован и присвоен кадастровый N <...> Таким образом, судом первой инстанции нарушены его права, а также нормы процессуального и материального права.
Также в апелляционной жалобе указано, что перечисленные судом в решении нормы Земельного кодекса не предусматривают преимущественного права К. на приобретение спорного земельного участка в собственность или в аренду.
Администрацией города аукцион по продаже права аренды спорного земельного участка не проводился, объявление о проведении аукциона не публиковалось. Суд занялся несвойственной ему функцией по распределению земельных участков.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ, решение должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п. п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене независимо от доводов апелляционных жалобы, представления в случае принятия решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В силу ч. 5 ст. 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных ч. 4 настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой.
В абзаце 4 пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующего производство в суде апелляционной инстанции" обращено внимание судов на то, что в силу части 4 статьи 13 и части 3 статьи 320 ГПК РФ лица, не привлеченные к участию в деле, вправе обжаловать в апелляционном порядке решение суда первой инстанции в случае, если данным решением разрешен вопрос об их правах и обязанностях, то есть они лишаются прав, ограничиваются в правах, наделяются правами и (или) на них возлагаются обязанности. При этом такие лица не обязательно должны быть указаны в мотивировочной и (или) резолютивной частях судебного постановления.
Следовательно, у В., как лица, не привлеченного к участию в деле, и подавшего апелляционную жалобу на состоявшееся по делу решение суда первой инстанции, должен иметься материально-правовой интерес на предмет спора.
Решением Кировского районного суда г. Уфы РБ от <...> года исковые требования В. к администрации ГО г. Уфа РБ о признании права собственности на объект незавершенного строительства удовлетворены (л.д. 150, 151). Судом за В. признано право собственности на незавершенный строительством объект площадью <...> кв. м по адресу: <...> участок N <...>, на земельном участке площадью <...> кв. м с кадастровым N <...> Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от <...> года решение Кировского районного суда г. Уфы РБ от <...> года отменено, в удовлетворении исковых требований В. к администрации ГО г. Уфа РБ о признании права собственности на объект незавершенного строительства отказано.
Из указанного апелляционного определения следует, что В. возвел на спорном земельном участке объект незавершенного строительства.
Заявляя о праве на самовольно возведенный объект незавершенного строительства, В. ссылается на постановление органа местного самоуправления <...> годов о предоставлении ему вышеуказанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Из письма филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан от <...> года N <...> следует, что характеристики земельного участка с кадастровым N <...> идентичны характеристикам аннулированного земельного участка N <...>, местоположение границ, координаты узловых и поворотных точек полностью совпадают (л.д. 45 - 47).
При таких обстоятельствах и представленных доказательствах имеются основания полагать, что решением, принятым без привлечения к участию в деле В., нарушены права последнего, также претендующего на спорный земельный участок, поскольку этот земельный участок находится в его фактическом пользовании и он возвел на нем фундамент дома, он ограничен в праве на получение спорного земельного участка.
С учетом изложенного, в соответствии с п. 2 ч. 4, ч. 5 ст. 330 ГПК РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду рассмотрения дела в отсутствие В., не привлеченного к участию в деле, и влечет переход к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РБ от 11 июня 2013 года постановлено перейти к рассмотрению гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции в связи с тем, что при рассмотрении спора 16.03.2012 года В. не был привлечен к участию в деле.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции. К. и В. в заявлениях, адресованных в Верховный суд Республики Башкортостан, просили рассмотреть дела в их отсутствие.
В силу ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие сторон, надлежаще извещенных о времени, месте судебного заседания.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца по доверенности А.Ю. исковые требования поддержал. Считает, что исковые требования К. законные и обоснованные. На основании заявления К. администрация города должны была принять решение о предоставлении ему данного земельного участка, поскольку поступило только одно заявление. Других обращений о предоставлении данного земельного участка в аренду не было. Не отрицает, что на спорном земельном участке возведен фундамент дома.
Представитель К. - Б. исковые требования истца поддержал, указав, что ответчик сообщение в печати не опубликовал, а обратился в кадастровый орган о снятии земельного участка с кадастрового учета. В. и консорциум правами на земельный участок не обладают.
Представитель В. - А.Р. просил в удовлетворении исковых требований К. отказать, указав, что земельный участок находится в пользовании В., он там возвел фундамент дома, также претендует на данный земельный участок.
Рассматривая, в силу положений части 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, гражданское дело по иску К. к администрации ГО г. Уфы РБ о понуждении к заключению договора аренды земельного участка по правилам производства в суде первой инстанции, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что <...> года от истца в администрацию городского округа г. Уфа поступило заявление о предоставлении К. под индивидуальное жилищное строительство в аренду без предварительного согласования места размещения объекта земельного участка, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер земельного участка N <...>, с приложением к заявлению кадастрового паспорта испрашиваемого участка земли (л.д. 9).
Обращаясь в суд с иском, К. исходил из того, что на его заявление администрация города ответа не дала, что он расценил как отказ, который и посчитал возможным обжаловать. При этом материалы гражданского дела не содержат отказа администрации ГО г. Уфа истцу в предоставлении испрашиваемого участка земли.
Из ответа Управления по земельным ресурсам администрации города от <...> года N <...> следует, что заявление истца о предоставлении испрашиваемого земельного участка не подлежит удовлетворению, поскольку кадастровые сведения земельного участка с кадастровым N <...> имеют аннулированный статус (л.д. 55).
Из материалов дела следует, что спорный вышеуказанный земельный участок на основании поступившего заявления представителя администрации ГО г. Уфа РБ о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости N <...> от <...> года, решением N <...> от <...> года Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по РБ согласно ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и п. 53 Порядка ведения государственного кадастрового учета недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 г. N 42, снят с государственного кадастрового учета объекта недвижимости и исключен из сведений государственного кадастра недвижимости (л.д. 26, 28).
По заявлению о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от <...> года N <...> и приложенного к нему Межевого плана, на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым N <...>, идентичный характеристикам аннулированного участка N <...> местоположение границ которых полностью совпадает.
В письме N <...> от <...> года ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по РБ сообщает, что земельный участок, сведения о котором были аннулированы и исключены из ГКН, и в частности N <...> и вновь образованный земельный участок N <...> является одним и тем же объектом недвижимости. В период с <...> по <...> года сведения о земельном участке вновь были аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости (л.д. 45 - 47).
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Статьей 30.1 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных пп. 5 п. 1 ст. 24, п. 2.1 ст. 30 и п. 27 ст. 38.1 Земельного кодекса РФ.
Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Анализ приведенных выше норм земельного законодательств в их правовой связи позволяет сделать вывод о том, что предоставление земельных участков в аренду должно производиться исключительно с соблюдением принципа публичности, в силу которого органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны сообщать населению информацию о предоставлении земельных участков, независимо от целей, для которых они предоставляются.
Исходя из толкования данной правовой нормы, опубликование указанных сведений в печатном издании является обязательным.
Несоблюдение указанных требований норм права свидетельствует о нарушении предусмотренного законом порядка предоставления земельных участков в аренду.
Доказательств об опубликования сообщения в средствах массовой информации о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования до обращения К. с иском в суд и по настоящее время материалы дела не содержат.
В связи с чем, у судебной коллегии отсутствуют основания для удовлетворения заявленных К. исковых требований, поскольку фактически иск К. направлен на получение земельного участка без соблюдения публичного порядка и требования истца сводятся к предоставлению ему спорного земельного участка в аренду без опубликования сообщения в средствах массовой информации и аукциона, бесплатно, что не предусмотрено нормами земельного законодательства.
Изложенное не лишает истца права на получение спорного земельного участка с соблюдением процедуры его предоставления, предусмотренного ст. 30.1 ЗК РФ. Следовательно, истцу не отказано в предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство из земель, находящихся в муниципальной собственности.
Таким образом, предусмотренных законом оснований для заключения с К. договора аренды испрашиваемого земельного участка не имеется.
Вышеизложенное свидетельствует также об отсутствии нарушений прав и законных интересов истца при совершении администрацией города действий по снятию спорного земельного участка с кадастрового учета, тогда как согласно ст. 2 ГПК Российской Федерации одной из задач гражданского судопроизводства является защита нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.
Статья 3 названного Кодекса предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ, граждане, организации вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их прав и свободы.
Исходя из смысла названных норм, необходимым условием для признания действий (бездействия) недействительным является одновременно несоответствие оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и свобод гражданина.
Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспариваемого права, поэтому при обращении с требованиями о признании незаконными действия администрации городского округа г. Уфа РБ по снятию спорного участка земли с кадастрового учета, заявитель обязан в порядке ст. 56 ГПК РФ представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
Постановка спорного земельного участка на кадастровый учет или снятие его с учета не могли повлиять на отсутствующее у К. право на испрашиваемый земельный участок.
Подав заявление о снятии земельного участка с кадастрового учета. администрация города препятствий для заявителя в получении земельного участка в аренду не создала, так как положениями подпункта 1 пункта 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ установлен порядок предоставления земельного участка для жилищного строительства без предварительного согласования места размещения объекта, а именно:
- 1) обращение с заявлением;
- 2) проведение работ по формированию земельного участка, что включает в себя: подготовку проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов; публикацию сообщения о проведении торгов или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов;
- 3) государственный кадастровый учет;
- 4) проведение торгов;
- 5) подписание протокола о результатах торгов или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления.
Таким образом, государственный кадастровый учет земельного участка является третьим этапом в порядке предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, и отсутствие у лица, обратившегося с заявления о предоставлении участка земли без предварительного согласования места размещения, кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка само по себе не могло является препятствием в оформлении прав на землю в установленном законом и вышеприведенном в порядке.
Вместе с тем, Положением о землепользовании в г. Уфе, утвержденным решением 5 сессии XXIII созыва Уфимского городского Совета РБ от <...> года, установлен единый порядок действий городского Совета, администрации г. Уфы, юридических лиц и граждан по регулированию земельных отношений на территории города Уфа, в пункте 1.3.5 которого установлено, что при обращении с заявлением для рассмотрения вопроса об отводе земельного участка для граждан предусмотрен в Приложении N <...> перечень документов, а именно: заявление на имя главы с просьбой о предоставлении земельного участка; заключение Главархитектуры г. Уфы; копия с генплана города; ходатайство администрации соответствующего района г. Уфы; справка; заключения необходимых служб города; паспорт. Кадастровый паспорт земельного участка не предусмотрен в качестве обязательного документа при обращении с заявлением об отводе, поскольку только с момента принятия положительного решения по рассмотрению заявления на право предоставления земельного участка администрация города организует и подготавливает землеустроительное дело (п. 1.3.7 Положения о землепользовании в г. Уфы).
Кроме того, согласно п. 2 ст. 20 Закона о кадастре, земельный участок может быть поставлен на государственный кадастровый учет на основании заявления любого заинтересованного лица. Обязательным приложением к Заявлению о постановке на государственный кадастровый учет является межевой план, подготовленный в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 24 ноября 2008 года N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков".
В материалах дела доказательства обращения К. с заявлением о постановке спорного земельного участка на кадастровый учет с предоставлением межевого плана, получения отказа в проведении государственного кадастрового учета земельного участка или уклонения соответствующего органа от проведения государственного кадастрового учета земельного участка, отсутствуют, на обстоятельства такого обращения истец не ссылается и доказательств не приводит.
Следовательно, правовых оснований для признания действий администрации города по снятию спорного земельного участка с кадастрового учета незаконными не имеется.
Частью 5 ст. 24 Закона о государственном кадастре недвижимости N 221-ФЗ, введенной в действие Федеральным законом от 21.12.2009 N 334-ФЗ, вступившим в силу 01 марта 2010 года, установлено, что в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
Подав заявление о снятии земельного участка с кадастрового учета. администрация города реализовала свое право, предусмотренное ч. 5 ст. 24 Закона о государственном кадастре недвижимости.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований К. не имеется, заявленные истцом требования не основаны на нормах действующего земельного законодательства, и в удовлетворении заявленных истцом требований следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 16 марта 2012 года отменить, принять новое решение:
В удовлетворении исковых требований К. к администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка, признании незаконным действия администрации по обращению в орган кадастрового учета с заявлением о снятии с учета земельного участка с кадастровым номером N <...> обязании восстановить на кадастровом учете земельный участок и заключить договор аренды земельного участка по адресу: <...>, кадастровый номер N <...>, общей площадью <...> кв. м сроком на <...> года для строительства индивидуального жилого дома, отказать.
Председательствующий
З.А.НАУШИРБАНОВА
Судьи
Р.Р.АБУБАКИРОВА
Е.А.СТАРИЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 26.06.2013
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июня 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.
судей Абубакировой Р.Р., Старичковой Е.А.
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции гражданское дело по иску К. к администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка, признании незаконным действия администрации по обращению в орган кадастрового учета с заявлением о снятии с учета земельного участка с кадастровым N <...>, обязании восстановить на кадастровом учете земельный участок и заключить договор аренды земельного участка по адресу: <...>, кадастровый номер N <...> общей площадью <...> кв. м сроком на <...> года для строительства индивидуального жилого дома по апелляционной жалобе В. на решение Кировского районного суда г. Уфы РБ от 16 марта 2012 года, которым постановлено:
Исковые требования К. удовлетворить.
Признать недействительным отказ администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении К. земельного участка с кадастровым номером N <...> в аренду для строительства индивидуального жилого дома.
Признать недействительным снятие Администрацией ГО г. Уфа с кадастрового учета земельного учета с кадастровым номером N <...>, общей площадью <...> кв. м.
Обязать Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по <...> восстановить на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером N <...>, общей площадью <...> кв. м.
Обязать администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан заключить с К. договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер N <...> общей площадью <...> кв. м, сроком на <...> года для строительства индивидуального жилого дома.
Заслушав доклад судьи Абубакировой Р.Р., судебная коллегия
установила:
К. обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к администрации ГО г. Уфа РБ, в котором просил признать недействительным отказ администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении ему земельного участка с кадастровым N <...> в аренду для строительства индивидуального жилого дома; признать незаконным действия администрации ГО г. Уфа по обращению в орган кадастрового учета с заявлением о снятии спорного земельного участка с кадастрового учета, обязать восстановить земельный участок на кадастровом учете и обязать Администрацию ГО г. Уфа РБ заключить с ним договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <...>, кадастровый N <...>, общей площадью <...> кв. м, сроком на <...> года для строительства индивидуального жилого дома. Свои требования К. мотивировал тем, что он обратился в администрацию городского округа <...> РБ с заявлением о предоставлении ему для строительства индивидуального жилого дома в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <...>, кадастровый N <...> (с учетом уточнения требований кадастровый N <...>), общей площадью <...> кв. м. Администрация города не дала ему ответа, что он расценивает как отказ. Вместо дачи письменного ответа Администрация ГО г. Уфа РБ подала заявление в ФБУ Кадастровая палата по РБ <...> года о снятии испрашиваемого земельного участка с кадастрового учета. Таким образом, полагает, что администрацией ГО г. Уфа РБ были нарушены статьи 30, 30.1, 32, 59 и 60 Земельного кодекса РФ и п. 4 ст. 24 Федерального закона N <...> от <...> года.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит В., ссылаясь на то, что вынесенным решением затрагиваются его права, поскольку постановлением мэра г. Уфы от <...> года "Консорциуму по строительству жилья при администрации Кировского района г. Уфы" предоставлен земельный участок площадью 66 гектаров из городских земель, в том числе <...> гектара для строительства жилья. Право землепользования также подтверждается свидетельством на право владения и пользования землей N <...> от <...> года, постановлением главы администрации г. Уфы N <...> от <...> года На основании данных документов, "Консорциум по строительству жилья при администрации Кировского района г. Уфы" заключил с ним <...> года договор N <...> о предоставлении В. земельного участка в жилом районе "Кузнецовский затон", квартал "Г", участок N <...> с кадастровым N <...> площадью <...> кв. м, на котором он начал строительство жилого дома. Решением Кировского районного суда г. Уфы от <...> года за ним признано право собственности на незавершенный строительством объект по адресу: г. Уфа, жилой район "Кузнецовский затон", квартал "Г", участок N <...> на земельном участке площадью <...> кв. м с кадастровым N <...>. Указанное решение суда вступило в законную силу <...> года. Однако, в <...> года, т.е. после признания права собственности за ним на незавершенное строительством объект на спорном участке, ему стало известно о вынесении <...> года решения об обязании администрации ГО г. Уфа РБ заключить с К. договор аренды земельного участка площадью <...> кв. м <...> кв. м с кадастровым N <...> сроком на <...> года для строительства индивидуального жилого дома. В резолютивной части обжалуемого решения указан кадастровый N <...>, речь идет об участке, предоставленном "Консорциумом по жилью" В. для индивидуального жилищного строительства с кадастровым N <...>. В мотивировочной части решения указан предыдущий кадастровый N <...>, который ФБУ "Федеральная кадастровая палата РБ" аннулирован и присвоен кадастровый N <...> Таким образом, судом первой инстанции нарушены его права, а также нормы процессуального и материального права.
Также в апелляционной жалобе указано, что перечисленные судом в решении нормы Земельного кодекса не предусматривают преимущественного права К. на приобретение спорного земельного участка в собственность или в аренду.
Администрацией города аукцион по продаже права аренды спорного земельного участка не проводился, объявление о проведении аукциона не публиковалось. Суд занялся несвойственной ему функцией по распределению земельных участков.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ, решение должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п. п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене независимо от доводов апелляционных жалобы, представления в случае принятия решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В силу ч. 5 ст. 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных ч. 4 настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой.
В абзаце 4 пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующего производство в суде апелляционной инстанции" обращено внимание судов на то, что в силу части 4 статьи 13 и части 3 статьи 320 ГПК РФ лица, не привлеченные к участию в деле, вправе обжаловать в апелляционном порядке решение суда первой инстанции в случае, если данным решением разрешен вопрос об их правах и обязанностях, то есть они лишаются прав, ограничиваются в правах, наделяются правами и (или) на них возлагаются обязанности. При этом такие лица не обязательно должны быть указаны в мотивировочной и (или) резолютивной частях судебного постановления.
Следовательно, у В., как лица, не привлеченного к участию в деле, и подавшего апелляционную жалобу на состоявшееся по делу решение суда первой инстанции, должен иметься материально-правовой интерес на предмет спора.
Решением Кировского районного суда г. Уфы РБ от <...> года исковые требования В. к администрации ГО г. Уфа РБ о признании права собственности на объект незавершенного строительства удовлетворены (л.д. 150, 151). Судом за В. признано право собственности на незавершенный строительством объект площадью <...> кв. м по адресу: <...> участок N <...>, на земельном участке площадью <...> кв. м с кадастровым N <...> Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от <...> года решение Кировского районного суда г. Уфы РБ от <...> года отменено, в удовлетворении исковых требований В. к администрации ГО г. Уфа РБ о признании права собственности на объект незавершенного строительства отказано.
Из указанного апелляционного определения следует, что В. возвел на спорном земельном участке объект незавершенного строительства.
Заявляя о праве на самовольно возведенный объект незавершенного строительства, В. ссылается на постановление органа местного самоуправления <...> годов о предоставлении ему вышеуказанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Из письма филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан от <...> года N <...> следует, что характеристики земельного участка с кадастровым N <...> идентичны характеристикам аннулированного земельного участка N <...>, местоположение границ, координаты узловых и поворотных точек полностью совпадают (л.д. 45 - 47).
При таких обстоятельствах и представленных доказательствах имеются основания полагать, что решением, принятым без привлечения к участию в деле В., нарушены права последнего, также претендующего на спорный земельный участок, поскольку этот земельный участок находится в его фактическом пользовании и он возвел на нем фундамент дома, он ограничен в праве на получение спорного земельного участка.
С учетом изложенного, в соответствии с п. 2 ч. 4, ч. 5 ст. 330 ГПК РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду рассмотрения дела в отсутствие В., не привлеченного к участию в деле, и влечет переход к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РБ от 11 июня 2013 года постановлено перейти к рассмотрению гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции в связи с тем, что при рассмотрении спора 16.03.2012 года В. не был привлечен к участию в деле.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции. К. и В. в заявлениях, адресованных в Верховный суд Республики Башкортостан, просили рассмотреть дела в их отсутствие.
В силу ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие сторон, надлежаще извещенных о времени, месте судебного заседания.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца по доверенности А.Ю. исковые требования поддержал. Считает, что исковые требования К. законные и обоснованные. На основании заявления К. администрация города должны была принять решение о предоставлении ему данного земельного участка, поскольку поступило только одно заявление. Других обращений о предоставлении данного земельного участка в аренду не было. Не отрицает, что на спорном земельном участке возведен фундамент дома.
Представитель К. - Б. исковые требования истца поддержал, указав, что ответчик сообщение в печати не опубликовал, а обратился в кадастровый орган о снятии земельного участка с кадастрового учета. В. и консорциум правами на земельный участок не обладают.
Представитель В. - А.Р. просил в удовлетворении исковых требований К. отказать, указав, что земельный участок находится в пользовании В., он там возвел фундамент дома, также претендует на данный земельный участок.
Рассматривая, в силу положений части 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, гражданское дело по иску К. к администрации ГО г. Уфы РБ о понуждении к заключению договора аренды земельного участка по правилам производства в суде первой инстанции, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что <...> года от истца в администрацию городского округа г. Уфа поступило заявление о предоставлении К. под индивидуальное жилищное строительство в аренду без предварительного согласования места размещения объекта земельного участка, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер земельного участка N <...>, с приложением к заявлению кадастрового паспорта испрашиваемого участка земли (л.д. 9).
Обращаясь в суд с иском, К. исходил из того, что на его заявление администрация города ответа не дала, что он расценил как отказ, который и посчитал возможным обжаловать. При этом материалы гражданского дела не содержат отказа администрации ГО г. Уфа истцу в предоставлении испрашиваемого участка земли.
Из ответа Управления по земельным ресурсам администрации города от <...> года N <...> следует, что заявление истца о предоставлении испрашиваемого земельного участка не подлежит удовлетворению, поскольку кадастровые сведения земельного участка с кадастровым N <...> имеют аннулированный статус (л.д. 55).
Из материалов дела следует, что спорный вышеуказанный земельный участок на основании поступившего заявления представителя администрации ГО г. Уфа РБ о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости N <...> от <...> года, решением N <...> от <...> года Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по РБ согласно ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и п. 53 Порядка ведения государственного кадастрового учета недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 г. N 42, снят с государственного кадастрового учета объекта недвижимости и исключен из сведений государственного кадастра недвижимости (л.д. 26, 28).
По заявлению о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от <...> года N <...> и приложенного к нему Межевого плана, на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым N <...>, идентичный характеристикам аннулированного участка N <...> местоположение границ которых полностью совпадает.
В письме N <...> от <...> года ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по РБ сообщает, что земельный участок, сведения о котором были аннулированы и исключены из ГКН, и в частности N <...> и вновь образованный земельный участок N <...> является одним и тем же объектом недвижимости. В период с <...> по <...> года сведения о земельном участке вновь были аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости (л.д. 45 - 47).
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Статьей 30.1 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных пп. 5 п. 1 ст. 24, п. 2.1 ст. 30 и п. 27 ст. 38.1 Земельного кодекса РФ.
Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Анализ приведенных выше норм земельного законодательств в их правовой связи позволяет сделать вывод о том, что предоставление земельных участков в аренду должно производиться исключительно с соблюдением принципа публичности, в силу которого органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны сообщать населению информацию о предоставлении земельных участков, независимо от целей, для которых они предоставляются.
Исходя из толкования данной правовой нормы, опубликование указанных сведений в печатном издании является обязательным.
Несоблюдение указанных требований норм права свидетельствует о нарушении предусмотренного законом порядка предоставления земельных участков в аренду.
Доказательств об опубликования сообщения в средствах массовой информации о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования до обращения К. с иском в суд и по настоящее время материалы дела не содержат.
В связи с чем, у судебной коллегии отсутствуют основания для удовлетворения заявленных К. исковых требований, поскольку фактически иск К. направлен на получение земельного участка без соблюдения публичного порядка и требования истца сводятся к предоставлению ему спорного земельного участка в аренду без опубликования сообщения в средствах массовой информации и аукциона, бесплатно, что не предусмотрено нормами земельного законодательства.
Изложенное не лишает истца права на получение спорного земельного участка с соблюдением процедуры его предоставления, предусмотренного ст. 30.1 ЗК РФ. Следовательно, истцу не отказано в предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство из земель, находящихся в муниципальной собственности.
Таким образом, предусмотренных законом оснований для заключения с К. договора аренды испрашиваемого земельного участка не имеется.
Вышеизложенное свидетельствует также об отсутствии нарушений прав и законных интересов истца при совершении администрацией города действий по снятию спорного земельного участка с кадастрового учета, тогда как согласно ст. 2 ГПК Российской Федерации одной из задач гражданского судопроизводства является защита нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.
Статья 3 названного Кодекса предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ, граждане, организации вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их прав и свободы.
Исходя из смысла названных норм, необходимым условием для признания действий (бездействия) недействительным является одновременно несоответствие оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и свобод гражданина.
Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспариваемого права, поэтому при обращении с требованиями о признании незаконными действия администрации городского округа г. Уфа РБ по снятию спорного участка земли с кадастрового учета, заявитель обязан в порядке ст. 56 ГПК РФ представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
Постановка спорного земельного участка на кадастровый учет или снятие его с учета не могли повлиять на отсутствующее у К. право на испрашиваемый земельный участок.
Подав заявление о снятии земельного участка с кадастрового учета. администрация города препятствий для заявителя в получении земельного участка в аренду не создала, так как положениями подпункта 1 пункта 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ установлен порядок предоставления земельного участка для жилищного строительства без предварительного согласования места размещения объекта, а именно:
- 1) обращение с заявлением;
- 2) проведение работ по формированию земельного участка, что включает в себя: подготовку проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов; публикацию сообщения о проведении торгов или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов;
- 3) государственный кадастровый учет;
- 4) проведение торгов;
- 5) подписание протокола о результатах торгов или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления.
Таким образом, государственный кадастровый учет земельного участка является третьим этапом в порядке предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, и отсутствие у лица, обратившегося с заявления о предоставлении участка земли без предварительного согласования места размещения, кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка само по себе не могло является препятствием в оформлении прав на землю в установленном законом и вышеприведенном в порядке.
Вместе с тем, Положением о землепользовании в г. Уфе, утвержденным решением 5 сессии XXIII созыва Уфимского городского Совета РБ от <...> года, установлен единый порядок действий городского Совета, администрации г. Уфы, юридических лиц и граждан по регулированию земельных отношений на территории города Уфа, в пункте 1.3.5 которого установлено, что при обращении с заявлением для рассмотрения вопроса об отводе земельного участка для граждан предусмотрен в Приложении N <...> перечень документов, а именно: заявление на имя главы с просьбой о предоставлении земельного участка; заключение Главархитектуры г. Уфы; копия с генплана города; ходатайство администрации соответствующего района г. Уфы; справка; заключения необходимых служб города; паспорт. Кадастровый паспорт земельного участка не предусмотрен в качестве обязательного документа при обращении с заявлением об отводе, поскольку только с момента принятия положительного решения по рассмотрению заявления на право предоставления земельного участка администрация города организует и подготавливает землеустроительное дело (п. 1.3.7 Положения о землепользовании в г. Уфы).
Кроме того, согласно п. 2 ст. 20 Закона о кадастре, земельный участок может быть поставлен на государственный кадастровый учет на основании заявления любого заинтересованного лица. Обязательным приложением к Заявлению о постановке на государственный кадастровый учет является межевой план, подготовленный в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 24 ноября 2008 года N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков".
В материалах дела доказательства обращения К. с заявлением о постановке спорного земельного участка на кадастровый учет с предоставлением межевого плана, получения отказа в проведении государственного кадастрового учета земельного участка или уклонения соответствующего органа от проведения государственного кадастрового учета земельного участка, отсутствуют, на обстоятельства такого обращения истец не ссылается и доказательств не приводит.
Следовательно, правовых оснований для признания действий администрации города по снятию спорного земельного участка с кадастрового учета незаконными не имеется.
Частью 5 ст. 24 Закона о государственном кадастре недвижимости N 221-ФЗ, введенной в действие Федеральным законом от 21.12.2009 N 334-ФЗ, вступившим в силу 01 марта 2010 года, установлено, что в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
Подав заявление о снятии земельного участка с кадастрового учета. администрация города реализовала свое право, предусмотренное ч. 5 ст. 24 Закона о государственном кадастре недвижимости.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований К. не имеется, заявленные истцом требования не основаны на нормах действующего земельного законодательства, и в удовлетворении заявленных истцом требований следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 16 марта 2012 года отменить, принять новое решение:
В удовлетворении исковых требований К. к администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка, признании незаконным действия администрации по обращению в орган кадастрового учета с заявлением о снятии с учета земельного участка с кадастровым номером N <...> обязании восстановить на кадастровом учете земельный участок и заключить договор аренды земельного участка по адресу: <...>, кадастровый номер N <...>, общей площадью <...> кв. м сроком на <...> года для строительства индивидуального жилого дома, отказать.
Председательствующий
З.А.НАУШИРБАНОВА
Судьи
Р.Р.АБУБАКИРОВА
Е.А.СТАРИЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)