Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 12.12.2013 ПО ДЕЛУ N А55-3049/2013

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 декабря 2013 г. по делу N А55-3049/2013


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплевой М.В.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Хайруллиной Ф.В.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.04.2013 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2013 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Холодная С.Т., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-3049/2013
по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Красноармейский Самарской области, Самарская область, с. Красноармейское, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, с привлечением третьего лица: администрации муниципального района Красноармейский Самарской области, Самарская область, с. Красноармейское, о признании незаконным отказа в государственной регистрации,

установил:

Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Красноармейский Самарской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования Комитета на земельный участок площадью 1 229 034 кв. м кадастровый номер 63:25:1006003:2, расположенный по адресу: Самарская область, Красноармейский район, в границах закрытого акционерного общества "Заря", дом 51, содержащегося в сообщении от 14.01.2013 N 25/502/2012-278 и об обязании провести государственную регистрацию.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.04.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2013, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции считает их подлежащими отмене.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением администрации муниципального района Красноармейский Самарской области от 15.11.2012 N 1776 Комитету для хозяйственного использования в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок площадью 1 229 034 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения земель, расположенного по адресу: Самарская область, Красноармейский район, в границах закрытого акционерного общества "Заря", дом 51.
Комитет обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на вышеназванный земельный участок, на что сообщением от 14.01.2013 N 25/502/2012-278 последовал отказ.
В качестве основания отказа в регистрации права постоянного (бессрочного) пользования Управление Росреестра указало, что в соответствии с пунктом 3 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" спорный земельный участок, будучи земельным участком из фонда перераспределения земель, может быть предоставлен юридическим лицам лишь в собственность или аренду и вид права, как постоянное (бессрочное) пользование, в Федеральном законе от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" отсутствует.
Полагая отказ незаконным, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
В качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию было представлено постановление администрации муниципального района Красноармейский Самарской области от 15.11.2012 N 1776.
В силу пункта 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей лицами, указанными в данной статье. Перечень таких лиц является исчерпывающим.
В статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131) перечислен перечень вопросов местного значения муниципального района, на решение которых органы местного самоуправления наделены соответствующими полномочиями, однако осуществление сельскохозяйственного производства или ведение подсобного хозяйства к вопросам местного значения муниципального района не отнесено.
Согласно Положению о Комитете осуществление сельскохозяйственного производства или ведение подсобного хозяйства к вопросам местного значения муниципального района не отнесено.
Пунктом 2 статьи 41 Федерального закона N 131 предусмотрено, что органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Кроме того, в силу пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
По смыслу указанных выше норм Комитет как казенное учреждение не вправе заниматься коммерческой деятельностью, в том числе сельскохозяйственным производством.
Не учтены судами и положения пункта 3 статьи 80 ЗК РФ, в силу которого использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно указанной норме способы использования земель фонда перераспределения земель определены в статье 78 ЗК РФ, а порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения устанавливается Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначении".
В данном случае Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" содержит специальные нормы о порядке предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
При этом предоставление таких земельных участков на иных видах права действующим законодательством не предусмотрено.
Следовательно, у администрации муниципального района Красноармейский Самарской области отсутствовали законные основания предоставлять спорный земельный участок Комитету на праве постоянного (бессрочного) пользования. Поскольку Комитет в связи с особенностями своего правового статуса не вправе осуществлять такие виды деятельности как сельскохозяйственное производство, спорный земельный участок не может быть ему предоставлен ни на каком виде права.
Нормы регулируют отношения, связанные с использованием и предоставлением земельных участков, а не земель сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения. В свою очередь, Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" содержит специальные нормы предоставления земель сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения.
Пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" определен субъектный состав и вид права, на котором перечисленным в данной статье лицам передаются земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о незаконности принятого регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации являются ошибочными, следствием неправильного применения норм материального права.
При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты подлежат отмене, а заявленные требования - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 23.04.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2013 по делу N А55-3049/2013 отменить.
В удовлетворении заявления Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Красноармейский Самарской области отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
М.В.КОНОПЛЕВА

Судьи
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)