Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2014 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Сириной В.В.
Тамашакина С.Н.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тюменьречфлот" на решение от 13.06.2013 Арбитражного суда Тюменской области (судья Вебер Л.Е.) и постановление от 03.10.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Солодкевич Ю.М., Грязникова А.С., Кудрина Е.Н.) по делу N А70-2416/2013 по иску общества с ограниченной ответственностью "Тюменьречфлот" (625034, г. Тюмень, ул. Судостроителей, 16, ОГРН 1097232028508, ИНН 7203240339) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (625031, г. Тюмень, ул. Рационализаторов, 20, ОГРН 1047200990891, ИНН 7202131175), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (107078, г. Москва, Орликов переулок, 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) об обязании изменить внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка на его рыночную стоимость.
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Тюменьречфлот" - Игнатюк В.А., по доверенности от 12.07.2013; Кманский В.В., по доверенности от 15..01.2014.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тюменьречфлот" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области и Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ответчик, учреждение) об обязании изменить внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка на рыночную стоимость.
До принятия решения по существу истцом заявлен отказ от исковых требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области. Отказ принят судом.
Решением от 13.06.2013 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 03.10.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе общество просит принятые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своих доводов указывает на нарушение арбитражными судами норм материального и процессуального права. Полагает, что отказ в иске в связи с предоставлением отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка не на дату, на которую была установлена кадастровая стоимость, является необоснованным, поскольку истцом не оспариваются результаты кадастровой оценки, общество просит актуализировать кадастровую стоимость путем ее установления в размере рыночной в соответствии с представленным отчетом.
В отзывах на кассационную жалобу управление, администрация и городская дума просят судебные акты оставить в силе, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители заявителя поддержали свои доводы.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) доводы кассационной жалобы, правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Из материалов дела следует, что обществу на праве собственности принадлежит земельный участок категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под нежилые строения, общей площадью 18 512 кв. м, с кадастровым номером: 72:23:0221002:450, расположенный по адресу: г. Тюмень, ул. Судостроителей.
В соответствии с кадастровым паспортом от 17.03.2011 N 7200/201/11-21646 кадастровая стоимость указанного земельного участка установлена в размере 47 073 239,2 руб.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, общество указало, что является плательщиком земельного налога, где налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка значительно меньше кадастровой, что подтверждается отчетом общества с ограниченной ответственностью "Западно-Сибирский консалтинговый центр" от 28.02.2013 N 057/17, в соответствии с которым по состоянию на 22.02.2013 рыночная стоимость земельного участка определена в размере 15 960 000 руб.
Кроме того, во исполнение определений суда от 23.04.2013, от 20.05.2013 о предоставлении экспертизы указанного отчета общество представило заключение экспертно-консультационного комитета регионального отделения "Тюменское" Общероссийской общественной организации Российское общество оценщиков".
Оставляя требования без удовлетворения, суды исходили из несоответствия отчета требованиям статьи 24.16 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), как не прошедшего экспертизу в саморегулируемой организации оценщиков, а также отсутствия в материалах дела отчета оценки на дату, по состоянию, на которую была установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы жалобы и поддерживая выводы арбитражных судов, исходит из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в государственный кадастр недвижимости установленную судебным актом кадастровую стоимость земельного участка. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде. Изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время. Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления решения суда по соответствующему иску в законную силу.
В постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлены прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки, и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При этом Закон об оценочной деятельности не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
Как следует из материалов дела и установлено судами, кадастровая стоимость спорного земельного участка определена по состоянию на 01.01.2006 на основании результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных распоряжением правительства Тюменской области от 30.11.2006 N 1281-рп "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Тюменской области". По истечении пяти лет новая государственная оценка не проводилась.
Из представленного в дело отчета от 28.02.2013 N 057/17 следует, что рыночная стоимость земельного участка определена оценщиком по состоянию на 22.02.2013, в связи с чем отчет обосновано отклонен судами.
Указанные выводы судов соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.06.2013 N 10761/11.
Кроме того, судами правомерно указано на несоответствие отчета требованиям статьи 24.16 Закона об оценочной деятельности, предусматривающей обязательное проведение экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости той же саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой являлся оценщик.
Таким образом, доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы судов соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Оснований для переоценки обстоятельств дела у суда кассационной инстанции не имеется.
Судами исследованы представленные в материалы дела доказательства в полном объеме, правильно применены нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены судебных актов не имеется.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 13.06.2013 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 03.10.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-2416/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.ОРЛОВА
Судьи
В.В.СИРИНА
С.Н.ТАМАШАКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 17.01.2014 ПО ДЕЛУ N А70-2416/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 января 2014 г. по делу N А70-2416/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2014 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Сириной В.В.
Тамашакина С.Н.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тюменьречфлот" на решение от 13.06.2013 Арбитражного суда Тюменской области (судья Вебер Л.Е.) и постановление от 03.10.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Солодкевич Ю.М., Грязникова А.С., Кудрина Е.Н.) по делу N А70-2416/2013 по иску общества с ограниченной ответственностью "Тюменьречфлот" (625034, г. Тюмень, ул. Судостроителей, 16, ОГРН 1097232028508, ИНН 7203240339) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (625031, г. Тюмень, ул. Рационализаторов, 20, ОГРН 1047200990891, ИНН 7202131175), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (107078, г. Москва, Орликов переулок, 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) об обязании изменить внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка на его рыночную стоимость.
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Тюменьречфлот" - Игнатюк В.А., по доверенности от 12.07.2013; Кманский В.В., по доверенности от 15..01.2014.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тюменьречфлот" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области и Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ответчик, учреждение) об обязании изменить внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка на рыночную стоимость.
До принятия решения по существу истцом заявлен отказ от исковых требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области. Отказ принят судом.
Решением от 13.06.2013 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 03.10.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе общество просит принятые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своих доводов указывает на нарушение арбитражными судами норм материального и процессуального права. Полагает, что отказ в иске в связи с предоставлением отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка не на дату, на которую была установлена кадастровая стоимость, является необоснованным, поскольку истцом не оспариваются результаты кадастровой оценки, общество просит актуализировать кадастровую стоимость путем ее установления в размере рыночной в соответствии с представленным отчетом.
В отзывах на кассационную жалобу управление, администрация и городская дума просят судебные акты оставить в силе, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители заявителя поддержали свои доводы.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) доводы кассационной жалобы, правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Из материалов дела следует, что обществу на праве собственности принадлежит земельный участок категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под нежилые строения, общей площадью 18 512 кв. м, с кадастровым номером: 72:23:0221002:450, расположенный по адресу: г. Тюмень, ул. Судостроителей.
В соответствии с кадастровым паспортом от 17.03.2011 N 7200/201/11-21646 кадастровая стоимость указанного земельного участка установлена в размере 47 073 239,2 руб.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, общество указало, что является плательщиком земельного налога, где налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка значительно меньше кадастровой, что подтверждается отчетом общества с ограниченной ответственностью "Западно-Сибирский консалтинговый центр" от 28.02.2013 N 057/17, в соответствии с которым по состоянию на 22.02.2013 рыночная стоимость земельного участка определена в размере 15 960 000 руб.
Кроме того, во исполнение определений суда от 23.04.2013, от 20.05.2013 о предоставлении экспертизы указанного отчета общество представило заключение экспертно-консультационного комитета регионального отделения "Тюменское" Общероссийской общественной организации Российское общество оценщиков".
Оставляя требования без удовлетворения, суды исходили из несоответствия отчета требованиям статьи 24.16 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), как не прошедшего экспертизу в саморегулируемой организации оценщиков, а также отсутствия в материалах дела отчета оценки на дату, по состоянию, на которую была установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы жалобы и поддерживая выводы арбитражных судов, исходит из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в государственный кадастр недвижимости установленную судебным актом кадастровую стоимость земельного участка. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде. Изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время. Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления решения суда по соответствующему иску в законную силу.
В постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлены прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки, и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При этом Закон об оценочной деятельности не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
Как следует из материалов дела и установлено судами, кадастровая стоимость спорного земельного участка определена по состоянию на 01.01.2006 на основании результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных распоряжением правительства Тюменской области от 30.11.2006 N 1281-рп "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Тюменской области". По истечении пяти лет новая государственная оценка не проводилась.
Из представленного в дело отчета от 28.02.2013 N 057/17 следует, что рыночная стоимость земельного участка определена оценщиком по состоянию на 22.02.2013, в связи с чем отчет обосновано отклонен судами.
Указанные выводы судов соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.06.2013 N 10761/11.
Кроме того, судами правомерно указано на несоответствие отчета требованиям статьи 24.16 Закона об оценочной деятельности, предусматривающей обязательное проведение экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости той же саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой являлся оценщик.
Таким образом, доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы судов соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Оснований для переоценки обстоятельств дела у суда кассационной инстанции не имеется.
Судами исследованы представленные в материалы дела доказательства в полном объеме, правильно применены нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены судебных актов не имеется.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 13.06.2013 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 03.10.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-2416/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.ОРЛОВА
Судьи
В.В.СИРИНА
С.Н.ТАМАШАКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)