Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Распоряжением заявителю было отказано в предварительном согласовании места размещения индивидуального гаража.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Доронин С.В.
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Зинченко И.Н.,
судей: Жихарева Ю.А., Емельянова В.А.
при секретаре Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Зинченко И.Н.,
гражданское дело по заявлению П.И. о признании недействительным распоряжения администрации ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края N 1318-р от 06.08.2014 года, возложении обязанности на администрацию ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края вынести решение о согласовании места размещения индивидуального гаража, с апелляционной жалобой представителя П.И. - П.В. на решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 10 октября 2014 года, которым отказано в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заслушав докладчика, Судебная коллегия
установила:
П.И. обратилась в суд с заявлением о признании недействительным распоряжения администрации ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края, возложении обязанности на администрацию ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края вынести решение о согласовании места размещения индивидуального гаража.
Требования мотивированы тем, что распоряжением администрации ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края N 1718-р от 06.082014 года ей было отказано в предварительном согласовании места размещения индивидуального гаража на автоплощадке N 1 кооператива автолюбителей N 1 участок N 216Б в связи наличием на земельном участке объекта недвижимого имущества, принадлежащего третьим лицам. Считая, что указанным решением были нарушены ее права, просила признать недействительным указанное распоряжение администрации ЗАТО г. Зеленогорск от 06.08.2014 года N 1718-р, а также возложить обязанность на администрацию ЗАТО г. Зеленогорск вынести по заявлению П.И. решение о предварительном согласовании места размещения индивидуального гаража на автоплощадке N 1 кооператива автолюбителей N 1 участок N 216Б.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе П.И., просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, приняв по делу новое решение, об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, разрешив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте его рассмотрения, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 1 ст. 254 ГК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован ст. ст. 30 - 32 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
В соответствии с п. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном п. 5 ст. 30 ЗК РФ. При этом первоначальным этапом предоставления участка является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 указанного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с п. п. 2, 5 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 ЗК РФ).
В силу п. 8 ст. 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Таким образом, решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, завершает выбор земельного участка в пользу конкретного лица и служит основанием для последующего предоставления земельного участка для строительства.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, решением Совета депутатов ЗАТО г. Зеленогорска от 23.08.2012 N 28-174р утверждено "Положение о порядке предоставления земельных участков на территории г. Зеленогорска". Постановлением администрации г. Зеленогорска N 665-п от 12.07.1993 года П.И. предоставлен земельный участок N 216 Б на автоплощадке N 1 площадью 18 кв. м. Распоряжением главы администрации ЗАТО г. Зеленогорск N 657-р от 24.04.2008 года П.И. предоставлен в аренду из земель населенных пунктов сроком на 15 лет с 28.03.2008 года по 17.03.2023 года земельный участок N 216 Б с кадастровым номером <данные изъяты>.
24.06.2008 года между Комитетом по управлению имуществом администрации ЗАТО г. Зеленогорска и П.И. был заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка из земель населенных пунктов государственная собственность на который не разграничена.
08.07.2009 года П.И. обратилась с заявлением к председателю кооператива автолюбителей N 1 О. о согласовании дополнительного участка земли площадью 18 кв. м для реконструкции металлического гаража N 216 б, расположенного по адресу: автоплощадка N 1 кооператива автолюбителей N 1. На указанном заявлении председатель кооператива автолюбителей N 1 поставил свою визу "Не возражаю".
В соответствии с пунктом 2.1 Положения предоставление земельных участков для строительства осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) с предварительным согласованием мест размещения объектов; 2) без предварительного согласования мест размещения объектов.
Пунктом 2.2 Положения предусмотрен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Согласно подпункту 1 пункта 2.2 Положения для предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется выбор земельного участка и принимается в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 2.3 Положения гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в администрацию ЗАТО г. Зеленогорска с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (далее - заявление).
Пунктом 2.10 Положения предусмотрено, что при наличии оснований для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта Комитет по управлению имуществом готовит распоряжение администрации ЗАТО г. Зеленогорска (далее - Комитет) об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта. Основания для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта установлены пунктом 2.11 Положения. Одним из оснований для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта согласно пункту 2.11.7 Положения является наличие на земельном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащих третьим лицам на правах, предусмотренных действующим законодательством.
Процедура рассмотрения заявления и документов, прилагаемых к нему установлены административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Выбор земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта с утверждением акта о выборе земельного участка", утвержденным постановлением администрации ЗАТО г. Зеленогорска от 13.09.2012 года N 349-п.
П.И. обратилась в администрацию ЗАТО г. Зеленогорска с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства гаража на предполагаемом месте размещения объекта: на автоплощадке <данные изъяты>
Комитетом проведен осмотр места предполагаемого строительства. В соответствии с протоколом осмотра от 01.08.2014 года в результате осмотра места предполагаемого строительства П.И. индивидуального гаража на земельном участке N 216 Б на автоплощадке N 1 кооператива автолюбителей N 1 установлено, что на земельном участке имеется капитальный гараж, принадлежность которого кому-либо не установлена и права на который в установленном порядке не зарегистрированы.
Надлежащим образом оценив представленные доказательства, суд первой инстанции, правильно руководствовался нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, при этом верно исходил из того, что наличие на земельном участке объекта недвижимого имущества, принадлежащего третьим лицам на правах, предусмотренных действующим законодательством является основанием для отказа в предварительном согласовании заявителю места размещения индивидуального гаража на автоплощадке <данные изъяты>
Судебная коллегия считает данный вывод суда правильным и обоснованным, сделанным на основании Земельного кодекса РФ, пункта 2.11.7 положения, подпункта 7 пункта 2.8.1 административного регламента ЗАТО г. Зеленогорска, Красноярского края.
При этом Судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы представителя П.И. - П.В. о том, что капитальный гараж, расположенный на земельном участке по адресу: Красноярский край, г. Зеленогорск автоплощадка N 1 кооператива <данные изъяты> принадлежит П.И., поскольку доказательств указывающих на это заявителем не представлено, в материалах дела не имеется.
Таким образом, с учетом того, что основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия), доводы апелляционной жалобы П.И., Судебная коллегия находит несостоятельными, основанными на неправильном толковании вышеприведенных норм права.
При изложенных обстоятельствах, Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно определив обстоятельства, имеющие значение для дела, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований, верно применив нормы материального права, ссылки на которые имеются в решении, и, не допустив процессуальных нарушений, влекущих его отмену.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, Судебная коллегия
определила:
Решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 10 октября 2014 года, оставить без изменения, а апелляционной жалобу представителя П.И. - П.В. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 10.12.2014 N 33-11635/2014
Требование: О признании недействительным распоряжения уполномоченного органа.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Распоряжением заявителю было отказано в предварительном согласовании места размещения индивидуального гаража.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 декабря 2014 г. N 33-11635/2014
Судья: Доронин С.В.
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Зинченко И.Н.,
судей: Жихарева Ю.А., Емельянова В.А.
при секретаре Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Зинченко И.Н.,
гражданское дело по заявлению П.И. о признании недействительным распоряжения администрации ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края N 1318-р от 06.08.2014 года, возложении обязанности на администрацию ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края вынести решение о согласовании места размещения индивидуального гаража, с апелляционной жалобой представителя П.И. - П.В. на решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 10 октября 2014 года, которым отказано в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заслушав докладчика, Судебная коллегия
установила:
П.И. обратилась в суд с заявлением о признании недействительным распоряжения администрации ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края, возложении обязанности на администрацию ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края вынести решение о согласовании места размещения индивидуального гаража.
Требования мотивированы тем, что распоряжением администрации ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края N 1718-р от 06.082014 года ей было отказано в предварительном согласовании места размещения индивидуального гаража на автоплощадке N 1 кооператива автолюбителей N 1 участок N 216Б в связи наличием на земельном участке объекта недвижимого имущества, принадлежащего третьим лицам. Считая, что указанным решением были нарушены ее права, просила признать недействительным указанное распоряжение администрации ЗАТО г. Зеленогорск от 06.08.2014 года N 1718-р, а также возложить обязанность на администрацию ЗАТО г. Зеленогорск вынести по заявлению П.И. решение о предварительном согласовании места размещения индивидуального гаража на автоплощадке N 1 кооператива автолюбителей N 1 участок N 216Б.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе П.И., просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, приняв по делу новое решение, об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, разрешив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте его рассмотрения, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 1 ст. 254 ГК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован ст. ст. 30 - 32 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
В соответствии с п. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном п. 5 ст. 30 ЗК РФ. При этом первоначальным этапом предоставления участка является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 указанного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с п. п. 2, 5 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 ЗК РФ).
В силу п. 8 ст. 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Таким образом, решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, завершает выбор земельного участка в пользу конкретного лица и служит основанием для последующего предоставления земельного участка для строительства.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, решением Совета депутатов ЗАТО г. Зеленогорска от 23.08.2012 N 28-174р утверждено "Положение о порядке предоставления земельных участков на территории г. Зеленогорска". Постановлением администрации г. Зеленогорска N 665-п от 12.07.1993 года П.И. предоставлен земельный участок N 216 Б на автоплощадке N 1 площадью 18 кв. м. Распоряжением главы администрации ЗАТО г. Зеленогорск N 657-р от 24.04.2008 года П.И. предоставлен в аренду из земель населенных пунктов сроком на 15 лет с 28.03.2008 года по 17.03.2023 года земельный участок N 216 Б с кадастровым номером <данные изъяты>.
24.06.2008 года между Комитетом по управлению имуществом администрации ЗАТО г. Зеленогорска и П.И. был заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка из земель населенных пунктов государственная собственность на который не разграничена.
08.07.2009 года П.И. обратилась с заявлением к председателю кооператива автолюбителей N 1 О. о согласовании дополнительного участка земли площадью 18 кв. м для реконструкции металлического гаража N 216 б, расположенного по адресу: автоплощадка N 1 кооператива автолюбителей N 1. На указанном заявлении председатель кооператива автолюбителей N 1 поставил свою визу "Не возражаю".
В соответствии с пунктом 2.1 Положения предоставление земельных участков для строительства осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) с предварительным согласованием мест размещения объектов; 2) без предварительного согласования мест размещения объектов.
Пунктом 2.2 Положения предусмотрен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Согласно подпункту 1 пункта 2.2 Положения для предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется выбор земельного участка и принимается в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 2.3 Положения гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в администрацию ЗАТО г. Зеленогорска с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (далее - заявление).
Пунктом 2.10 Положения предусмотрено, что при наличии оснований для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта Комитет по управлению имуществом готовит распоряжение администрации ЗАТО г. Зеленогорска (далее - Комитет) об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта. Основания для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта установлены пунктом 2.11 Положения. Одним из оснований для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта согласно пункту 2.11.7 Положения является наличие на земельном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащих третьим лицам на правах, предусмотренных действующим законодательством.
Процедура рассмотрения заявления и документов, прилагаемых к нему установлены административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Выбор земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта с утверждением акта о выборе земельного участка", утвержденным постановлением администрации ЗАТО г. Зеленогорска от 13.09.2012 года N 349-п.
П.И. обратилась в администрацию ЗАТО г. Зеленогорска с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства гаража на предполагаемом месте размещения объекта: на автоплощадке <данные изъяты>
Комитетом проведен осмотр места предполагаемого строительства. В соответствии с протоколом осмотра от 01.08.2014 года в результате осмотра места предполагаемого строительства П.И. индивидуального гаража на земельном участке N 216 Б на автоплощадке N 1 кооператива автолюбителей N 1 установлено, что на земельном участке имеется капитальный гараж, принадлежность которого кому-либо не установлена и права на который в установленном порядке не зарегистрированы.
Надлежащим образом оценив представленные доказательства, суд первой инстанции, правильно руководствовался нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, при этом верно исходил из того, что наличие на земельном участке объекта недвижимого имущества, принадлежащего третьим лицам на правах, предусмотренных действующим законодательством является основанием для отказа в предварительном согласовании заявителю места размещения индивидуального гаража на автоплощадке <данные изъяты>
Судебная коллегия считает данный вывод суда правильным и обоснованным, сделанным на основании Земельного кодекса РФ, пункта 2.11.7 положения, подпункта 7 пункта 2.8.1 административного регламента ЗАТО г. Зеленогорска, Красноярского края.
При этом Судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы представителя П.И. - П.В. о том, что капитальный гараж, расположенный на земельном участке по адресу: Красноярский край, г. Зеленогорск автоплощадка N 1 кооператива <данные изъяты> принадлежит П.И., поскольку доказательств указывающих на это заявителем не представлено, в материалах дела не имеется.
Таким образом, с учетом того, что основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия), доводы апелляционной жалобы П.И., Судебная коллегия находит несостоятельными, основанными на неправильном толковании вышеприведенных норм права.
При изложенных обстоятельствах, Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно определив обстоятельства, имеющие значение для дела, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований, верно применив нормы материального права, ссылки на которые имеются в решении, и, не допустив процессуальных нарушений, влекущих его отмену.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, Судебная коллегия
определила:
Решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 10 октября 2014 года, оставить без изменения, а апелляционной жалобу представителя П.И. - П.В. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)