Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Синенко И.С.
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Королевой Е.В.
судей Кудриной Я.Г. и Ильиных Е.А.
при секретаре Ф.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ш. ФИО9 об обжаловании бездействия администрации Хасанского муниципального района Приморского края
по апелляционной жалобе заявителя
на решение Хасанского районного суда Приморского края от 3 марта 2014 года, которым заявление Ш.С.П. оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Королевой Е.В., объяснения Ш.С.П., его представителя - Ф.М., судебная коллегия
установила:
Ш.С.В. обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что ДД.ММ.ГГГГ года обратился в администрацию Хасанского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1721 кв. м, расположенного примерно в 677 м на северо-восток от ориентира - жилой дом, расположенный за пределами участка, адрес ориентира: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства. Письмом N от ДД.ММ.ГГГГ года администрацией Хасанского муниципального района заявителю сообщено о необходимости оформления документов на право аренды. Распоряжением администрации Хасанского муниципального района N от ДД.ММ.ГГГГ заявителю утверждена схема расположения земельного участка. Испрашиваемому земельному участку присвоен кадастровый номер N. ДД.ММ.ГГГГ заявитель предоставил в администрацию Хасанского муниципального района кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства. До настоящего времени администрацией Хасанского муниципального района такого решения не принято. Считает, что проявленное бездействие администрации Хасанского муниципального района нарушает право заявителя на получение земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Просит признать незаконным бездействие администрации Хасанского муниципального района, выразившееся в непринятии решения о предоставлении заявителю в аренду земельного участка с кадастровым номером N площадью 1721 кв. м, расположенного примерно в 677 м на северо-восток от ориентира - жилой дом, расположенный за пределами участка, адрес ориентира: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства, обязать администрацию Хасанского муниципального района в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении ему в аренду испрашиваемого земельного участка.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержала заявленные требования.
Представитель администрации Хасанского муниципального района возражал против удовлетворения заявленных требований, указывая, что администрацией Хасанского муниципального района заявление Ш.С.П. рассмотрено в установленном законом порядке, начата процедура аукциона.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласился заявитель, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела таких нарушений судом не допущено.
В соответствии со статьей 245 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, из земель государственной собственности, собственность на которую не разграничена, либо находящихся в муниципальной собственности Хасанского муниципального района, процедура и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявлений и принятия решений производятся в порядке, определенном нормативным правовым актом Думы Хасанского муниципального района от 6 мая 2009 года N 16-НПА "О порядке предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности, собственность на которую не разграничена, и находящихся в муниципальной собственности Хасанского муниципального района, для целей, не связанных со строительством", принятым решением Думы Хасанского муниципального района от 29 апреля 2009 года N 86.
Решение о предоставлении гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, в собственность, аренду или безвозмездное срочное пользование принимается на основании заявления граждан, заинтересованных в предоставлении земельных участков (пункт 3.3.1 НПА от 6 мая 2009 года N 16-НПА).
При принятии решения о возможности предоставления земельного участка на испрашиваемом праве для целей, указанных в заявлении, соответствующее структурное подразделение администрации Хасанского муниципального района: обеспечивает публикацию информационного сообщения в порядке, указанном в пункте 1.11 настоящего нормативного правового акта. Публикация носит уведомительный характер и не ставит своей целью поиск иных лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка; утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте с учетом зонирования территорий (пункт 3.3.2).
Администрация Хасанского муниципального района в двухнедельный срок со дня предоставления заявителем кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно, либо о передаче земельного участка в аренду или безвозмездное срочное пользование (пункт 3.3.3).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ года заявитель обратился в администрацию Хасанского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 5).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ года на указанное обращение заявителю был дан ответ о необходимости проведения дополнительных работ для последующего оформления земельного участка в аренду (л.д. 6).
После выполнения указанных в письме от ДД.ММ.ГГГГ года работ заявителем ДД.ММ.ГГГГ года повторно в адрес администрации Хасанского муниципального района был направлен пакет документов для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду (л.д. 12).
На обращение заявителя от ДД.ММ.ГГГГ года администрацией Хасанского муниципального района был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которому заявление Ш.С.П. о предоставлении испрашиваемого земельного участка опубликовано ДД.ММ.ГГГГ года в бюллетене муниципальных правовых актов Хасанского муниципального района. После окончания месячного срока администрацией будет принято решение о предоставлении земельного участка (л.д. 20).
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ года N администрацией Хасанского муниципального района заявителю было сообщено, что в администрацию района поступили еще несколько заявлений от иных лиц, и продажа права на заключение договора аренды земельного участка будет осуществлена после проведения аукциона (л.д. 19).
Правильно установив вышеуказанные обстоятельства по делу и применив закон, подлежащий применению, суд пришел к обоснованному выводу о том, что законных оснований признать, что администрацией Хасанского муниципального района допущено бездействие, выразившееся в непринятии решения о предоставлении заявителю в аренду испрашиваемого земельного участка не имеется. Органом местного самоуправления все заявления гражданина Ш.С.П. были рассмотрены в установленном порядке, на них даны ответы и начата процедура продажи права аренды на испрашиваемый земельный участок.
Довод апелляционной жалобы о том, что администрацией Хасанского муниципального района вопреки требованиям закона, не предусматривающим продажу права аренды земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, начата процедура продажи права аренды с аукциона не ставит под сомнение правильность судебного решения по делу, предметом рассмотрения которого являлось незаконное бездействие, а не действие органа местного самоуправления в рамках предпродажной подготовки.
Доводы заявителя о том, что администрация Хасанского муниципального района после предоставления Ш.С.П. кадастрового паспорта обязана была принять единственно возможное решение - о предоставлении земельного участка, отсутствие указанного решения свидетельствует о допущенном незаконном бездействии основаны на неправильном толковании правовых норм, позволяющих собственнику земельного участка в рамках закона принимать и иные решения относительно судьбы принадлежащих ему земель.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения суда при рассмотрении дела не допущено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Хасанского районного суда Приморского края от 3 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 15.05.2014 ПО ДЕЛУ N 33-4218
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 мая 2014 г. по делу N 33-4218
Судья Синенко И.С.
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Королевой Е.В.
судей Кудриной Я.Г. и Ильиных Е.А.
при секретаре Ф.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ш. ФИО9 об обжаловании бездействия администрации Хасанского муниципального района Приморского края
по апелляционной жалобе заявителя
на решение Хасанского районного суда Приморского края от 3 марта 2014 года, которым заявление Ш.С.П. оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Королевой Е.В., объяснения Ш.С.П., его представителя - Ф.М., судебная коллегия
установила:
Ш.С.В. обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что ДД.ММ.ГГГГ года обратился в администрацию Хасанского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1721 кв. м, расположенного примерно в 677 м на северо-восток от ориентира - жилой дом, расположенный за пределами участка, адрес ориентира: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства. Письмом N от ДД.ММ.ГГГГ года администрацией Хасанского муниципального района заявителю сообщено о необходимости оформления документов на право аренды. Распоряжением администрации Хасанского муниципального района N от ДД.ММ.ГГГГ заявителю утверждена схема расположения земельного участка. Испрашиваемому земельному участку присвоен кадастровый номер N. ДД.ММ.ГГГГ заявитель предоставил в администрацию Хасанского муниципального района кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства. До настоящего времени администрацией Хасанского муниципального района такого решения не принято. Считает, что проявленное бездействие администрации Хасанского муниципального района нарушает право заявителя на получение земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Просит признать незаконным бездействие администрации Хасанского муниципального района, выразившееся в непринятии решения о предоставлении заявителю в аренду земельного участка с кадастровым номером N площадью 1721 кв. м, расположенного примерно в 677 м на северо-восток от ориентира - жилой дом, расположенный за пределами участка, адрес ориентира: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства, обязать администрацию Хасанского муниципального района в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении ему в аренду испрашиваемого земельного участка.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержала заявленные требования.
Представитель администрации Хасанского муниципального района возражал против удовлетворения заявленных требований, указывая, что администрацией Хасанского муниципального района заявление Ш.С.П. рассмотрено в установленном законом порядке, начата процедура аукциона.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласился заявитель, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела таких нарушений судом не допущено.
В соответствии со статьей 245 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, из земель государственной собственности, собственность на которую не разграничена, либо находящихся в муниципальной собственности Хасанского муниципального района, процедура и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявлений и принятия решений производятся в порядке, определенном нормативным правовым актом Думы Хасанского муниципального района от 6 мая 2009 года N 16-НПА "О порядке предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности, собственность на которую не разграничена, и находящихся в муниципальной собственности Хасанского муниципального района, для целей, не связанных со строительством", принятым решением Думы Хасанского муниципального района от 29 апреля 2009 года N 86.
Решение о предоставлении гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, в собственность, аренду или безвозмездное срочное пользование принимается на основании заявления граждан, заинтересованных в предоставлении земельных участков (пункт 3.3.1 НПА от 6 мая 2009 года N 16-НПА).
При принятии решения о возможности предоставления земельного участка на испрашиваемом праве для целей, указанных в заявлении, соответствующее структурное подразделение администрации Хасанского муниципального района: обеспечивает публикацию информационного сообщения в порядке, указанном в пункте 1.11 настоящего нормативного правового акта. Публикация носит уведомительный характер и не ставит своей целью поиск иных лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка; утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте с учетом зонирования территорий (пункт 3.3.2).
Администрация Хасанского муниципального района в двухнедельный срок со дня предоставления заявителем кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно, либо о передаче земельного участка в аренду или безвозмездное срочное пользование (пункт 3.3.3).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ года заявитель обратился в администрацию Хасанского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 5).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ года на указанное обращение заявителю был дан ответ о необходимости проведения дополнительных работ для последующего оформления земельного участка в аренду (л.д. 6).
После выполнения указанных в письме от ДД.ММ.ГГГГ года работ заявителем ДД.ММ.ГГГГ года повторно в адрес администрации Хасанского муниципального района был направлен пакет документов для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду (л.д. 12).
На обращение заявителя от ДД.ММ.ГГГГ года администрацией Хасанского муниципального района был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которому заявление Ш.С.П. о предоставлении испрашиваемого земельного участка опубликовано ДД.ММ.ГГГГ года в бюллетене муниципальных правовых актов Хасанского муниципального района. После окончания месячного срока администрацией будет принято решение о предоставлении земельного участка (л.д. 20).
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ года N администрацией Хасанского муниципального района заявителю было сообщено, что в администрацию района поступили еще несколько заявлений от иных лиц, и продажа права на заключение договора аренды земельного участка будет осуществлена после проведения аукциона (л.д. 19).
Правильно установив вышеуказанные обстоятельства по делу и применив закон, подлежащий применению, суд пришел к обоснованному выводу о том, что законных оснований признать, что администрацией Хасанского муниципального района допущено бездействие, выразившееся в непринятии решения о предоставлении заявителю в аренду испрашиваемого земельного участка не имеется. Органом местного самоуправления все заявления гражданина Ш.С.П. были рассмотрены в установленном порядке, на них даны ответы и начата процедура продажи права аренды на испрашиваемый земельный участок.
Довод апелляционной жалобы о том, что администрацией Хасанского муниципального района вопреки требованиям закона, не предусматривающим продажу права аренды земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, начата процедура продажи права аренды с аукциона не ставит под сомнение правильность судебного решения по делу, предметом рассмотрения которого являлось незаконное бездействие, а не действие органа местного самоуправления в рамках предпродажной подготовки.
Доводы заявителя о том, что администрация Хасанского муниципального района после предоставления Ш.С.П. кадастрового паспорта обязана была принять единственно возможное решение - о предоставлении земельного участка, отсутствие указанного решения свидетельствует о допущенном незаконном бездействии основаны на неправильном толковании правовых норм, позволяющих собственнику земельного участка в рамках закона принимать и иные решения относительно судьбы принадлежащих ему земель.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения суда при рассмотрении дела не допущено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Хасанского районного суда Приморского края от 3 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)