Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 24.12.2014 N 33-19097/2014 ПО ДЕЛУ N 2-3923/2014

Требование: О признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации.

Разделы:
Приватизация земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец ссылается на членство в садоводческом некоммерческом товариществе и на право бесплатного получения в собственность земельного участка на основании положений ч. 4 ст. 28 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 декабря 2014 г. N 33-19097/2014


Судья: Кузьмина О.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
Председательствующего Подгорной Е.П.
судей Кордюковой Г.Л., Сухаревой С.И.
при секретаре Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 декабря 2014 года гражданское дело N 2-3923/2014 по апелляционным жалобам Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 09 сентября 2014 года по иску Б. к Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи Подгорной Е.П., выслушав объяснения представителя Б. - С.О., действующей по доверенности от 11 июня 2014 года сроком на три года N <...>, представителя Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга - К., действующей по доверенности от 09 января 2014 года сроком до 31 декабря 2014 года N <...>, представителя третьего лица СНТ <...> - Б., действующей согласно выписке из протокола об избрании председателем правления N <...> от 03 октября 2013 года, представителя третьего лица Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" - С.И., действующей по доверенности от 19.05.2014 сроком на 1 год N <...>, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда,

установила:

Истец Б. обратилась в суд с исковыми требованиями к Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга о признании права собственности на земельный участок площадью 610+/-9 кв. метров, кадастровый N <...>, расположенный по адресу <адрес>. В обоснование заявленных требований истец указывает, что решением СНТ "Лесное" от 05.05.2011 года (Протокол N 5) она была принята в члены СНТ "Лесное" и ей передан земельный участок N 59, площадью 610+/-9 кв. м. С указанного года Б. пользуется и владеет данным земельным участком, оплачивает членские и целевые взносы, налоги. 28.04.2014 года Б. обратилась в Администрацию Красногвардейского района Санкт-Петербурга с просьбой предоставить бесплатно в собственность вышеуказанный земельный участок, однако до настоящего времени земельный участок в собственность Б. не предоставлен, распоряжение администрацией Красногвардейского района" не издано. 30.09.2013 года осуществлен государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового N <...>.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ. Одним из федеральных законов, в котором предусмотрены случаи бесплатного получения гражданами в собственность земельных участков, является Федеральный закон от 15.04.1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". В соответствии с ч. 4 ст. 28 настоящего Закона установлено, что в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего ФЗ было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. Таким образом, как указывает истец, действующее законодательство допускает бесплатное приобретение земельных участков гражданами.
Земельный участок площадью 610+/-9 кв. м, которым владеет и пользуется Б., находится в границах земельного участка утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 1456 от 24.10.2011 года, согласно которому утверждены границы и схема расположения земельного участка площадью 39016 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земля населенных пунктов, вид разрешенного использования - для садоводства. В связи с изложенным, истец считает, что она имеет право на передачу данного земельного участка ему в собственность бесплатно в порядке приватизации и просит признать за нею право собственности на спорный земельный участок в порядке приватизации.
Суд первой инстанции согласился с доводами исковых требований; решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга за Б. признано право собственности на земельный участок с кадастровым номером N <...>, площадью 610+/-9 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> в порядке приватизации бесплатно (т. 1, л.д. 48 - 53).
С решением Красногвардейского районного суда не согласны Администрация Красногвардейского района Санкт-Петербурга и Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, ссылаясь на неправильное установление судом обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора, и нарушение норм материального права.
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга указал, что приватизация земельных участков в пределах береговой полосы запрещена. Береговая полоса предназначена для общего пользования, земельные участки общего пользования также не подлежат приватизации. Предоставление истцу земельного участка произведено незаконно, поскольку право на распоряжение землями общего пользования, к тому же расположенными в пределах водоохранной зоны и береговой полосы, садоводству не принадлежит.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
При подготовке дела к апелляционному рассмотрению было установлено, что, дело было рассмотрено в отсутствие третьего лица Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, которое не было извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Учитывая наличие такого факта, как рассмотрение дела без третьего, ненадлежаще уведомленного о времени и месте рассмотрения дела, который материалами дела не опровергается, судебная коллегия, в соответствии с требованиями п. 5 ст. 330 ГПК РФ, перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, о чем было вынесено соответствующее определение.
Представитель истца Б. - С.О., действующая по доверенности от 11 июня 2014 года сроком на три года N <...>, в судебное заседание явилась, иск поддержала, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Представитель Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга - К., действующая по доверенности от 09 января 2014 года сроком до 31 декабря 2014 года N <...>, в судебное заседание явилась, просила в иске отказать, пояснила, что приватизация земельных участков в пределах береговой полосы запрещена. Береговая полоса предназначена для общего пользования, земельные участки общего пользования также не подлежат приватизации.
Представитель третьего лица СНТ "Лесное" - С.О., действующая согласно выписке из протокола об избрании председателем правления N <...> от 03 октября 2013 года, в судебное заседание явилась, иск поддержала, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Представитель третьего лица Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" - С.И., действующая по доверенности от 19.05.2014 сроком на 1 год N <...>, в судебное заседание явилась, оставила разрешение данного спора на усмотрение судебной коллегии.
Истец, третьи лица - Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, представитель Невско-Ладожского бассейнового управления Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, не просили об отложении рассмотрения дела. При указанных обстоятельствах в силу положений части 1 статьи 327, части 3 статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия не усматривает препятствий для рассмотрения дела в их отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражения на апелляционную жалобу, выслушав участников процесса, приходит к следующему.
Согласно части 4 статьи 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ, в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению, при котором до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.
Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.
К данному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
Статья 129 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) устанавливает, что объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
В силу пункта 1 статьи 260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209 ГК РФ) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
В соответствии с положениями статьи 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Статья 27 ЗК РФ устанавливает виды земель, на которые распространяются ограничения оборотоспособности земельных участков.
Земельные участки, ограниченные в обороте, согласно этой статье не могут предоставляться в частную собственность, за исключением случаев, установленных законом, однако могут быть предметом иных сделок, не предусматривающих прекращения права собственности публичного собственника.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
Пункт 8 статьи 27 ЗК РФ устанавливает запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, определенной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
В соответствии с п. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.
Совокупное толкование статей 129, 260 ГК РФ и статей 15, 27 ЗК РФ позволяет сделать вывод о том, что основным признаком ограничения оборота земельных участков является невозможность нахождения участков в частной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законом. Земельные участки в пределах береговой полосы (пункт 8 статьи 27 ЗК РФ) обладают указанным признаком, следовательно, относятся к землям, ограниченным в обороте.
Из материалов дела следует, что Садоводческое товарищество "Лесное" было создано во исполнение решения исполнительного комитета Калининского районного совета депутатов трудящихся N <...> от 29.05.1952 года "Об отводе земельного участка Охтинскому Химическому Комбинату под организацию коллективного сада" на берегу реки Луппы севернее рабочего поселка; в результате добровольного объединения работников ОНПО "Пластполимер" создано и зарегистрировано 19.04.1979 года, Садоводческое товарищество рабочих и служащих ОНПО "Пластполимер" для организации коллективного сада, расположенного на рассматриваемом участке, которое 04.08.2004 года преобразовано в СНТ "Лесное"; 04.08.2004 года зарегистрировано юридическое лицо СНТ "Лесное"; 21.06.2013 года зарегистрировано право СНТ "Лесное" на предоставленный земельный участок (т. 1, л.д. 9 - 12).
Б. была принята в члены СНТ "Лесное" решением от 05.05.2011 года (Протокол N <...>) и ей был передан земельный участок N <...>, площадью 610 +/-9 кв. м, в связи с выходом из членов СНТ "Лесное" А. (ее матери) (т. 1, л.д. 23 - 26).
Указанный земельный участок входит в границы земельного участка, переданного СНТ "Лесное" во исполнение решения исполнительного комитета Калининского районного совета депутатов трудящихся N <...> от 29.05.1952 года.
Земельный участок площадью 610+/-9 кв. м, которым пользуется Б., находится в границах земельного участка утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 1456 от 24.10.2011 года, согласно которому утверждены границы и схема расположения земельного участка площадью 39016 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> категория земель - земля населенных пунктов, вид разрешенного использования - для садоводства.
30.09.2013 года осуществлен государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера N <...> (т. 1, л.д. 13 - 16).
Б. обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка в соответствии со ст. 28 ФЗ от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществах", решения о предоставлении спорного земельного участка администрацией принято не было.
Из пояснений представителя администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга следует, что в предоставлении участка в собственность Б. должно быть отказано, поскольку испрашиваемый земельный участок находится в 20-метровой береговой полосе, в соответствии с Водным кодексом РФ предназначенной для общего пользования. Согласно п. 8 ст. 27 ЗК РФ приватизация земельных участков в пределах береговой полосы запрещена.
Согласно сведениям, предоставленным Невско-Ладожским бассейновым управлением Федерального агентства водных ресурсов, береговая полоса реки Лубья, вдоль, которой расположен спорный участок, в соответствии с п. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ, составляет 20 метров (т. 1, л.д. 107, 108).
Распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 15.04.2008 N 52-р (ред. от 12.03.2014) "Об утверждении перечней водных объектов на территории Санкт-Петербурга, подлежащих региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов", река Лубья внесена в перечень водных объектов на территории Санкт-Петербурга, подлежащих региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов (т. 1, л.д. 109).
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24 октября 2011 года N 1456, утверждены границы и схема расположения земельного участка площадью 39016 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для садоводства и установлены ограничения в использовании земельного участка (т. 1, л.д. 10).
Из кадастрового паспорта участка, являющегося предметом спора, следует, что земельный участок с кадастровым номером N <...> имеет площадь 610 +/-9 кв. м кв. м, разрешенное использование - для садоводства, находится в береговой полосе водного объекта (474 кв. м), графа "лица, в пользу которых установлены обременения" не заполнена (т. 1, л.д. 13 - 15).
Необоснованным следует признать довод представителя истца об отсутствии доказательств нахождения спорного земельного участка в зоне охраны водных объектов по причине отсутствия регистрации указанного ограничения в государственных регистрирующих органах, отсутствия данных сведений в кадастровом паспорте, поскольку в отношении земельного участка с кадастровым номером N <...> ограничения в использовании "береговая полоса водного объекта" установлены Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.10.2011 года N 1456.
Кроме того, следует отметить, что отсутствие данных сведений об ограничении в использовании земельного участка в кадастровом паспорте связано не с отсутствием, как факта данного ограничения, а как указали представители Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга и кадастровой палаты, с тем, что при формировании кадастрового паспорта в 2013 году, истец не обращался в установленном порядке в Комитет по земельным ресурсам, действовал в упрощенном порядке, в связи с чем, указанные сведения не были предоставлены в кадастровую палату.
Таким образом, судебная коллегия находит установленным, что земельный участок сформирован таким образом, что в его состав входит береговая полоса реки Лубья площадью 474 кв. м. Данный факт истцом не оспаривался.
При этом, факт пользования земельным участком Б. длительное время не влечет возникновение права собственности на него.
Согласно пункту 4 статьи 28 Федерального закона РФ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.
Из пункта 5 статьи 28 указанного Закона следует, что предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения.
Судебной коллегией установлено, что земли общего пользования в собственность СНТ "Лесное" не передавались, а принадлежат садоводству на праве бессрочного пользования, право на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, общему собранию садоводов не принадлежит (т. 1, л.д. 12).
Руководствуясь приведенными нормами права, учитывая, что часть земель садоводства вдоль реки Лубья находится в береговой полосе, являющейся федеральной собственностью, спорный земельный участок сформирован как целостный объект в границах береговой полосы, суд первой инстанции сделал ошибочный вывод о возможности передачи его в собственность гражданину.
Доводы представителя истца и представителя третьего лица СНТ "Лесное" о том, что земельный участок как объект недвижимости был сформирован до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, правоотношения возникли до введения в действие Земельного кодекса РФ и Водного кодекса РФ, а потому на него не могут распространяться какие-либо ограничения, судебная коллегия находит несостоятельными.
Согласно п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения дачного хозяйства, огородничества, садоводства на праве постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Пунктом 2.1 данной нормы определено, что переоформление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном статьей 28 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
При этом на основании статьи 6 Земельного кодекса РФ объектами земельных отношений являются земельные участки.
Статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Таким образом, ссылка на подмену понятий имеющую место, по мнению истца, противоречит толкованию приведенных норм права, поскольку на момент принятия решения о передаче спорного участка в собственность гражданина (истца), сформированный земельный участок ограничен в обороте в силу положений п. 8 ст. 27 ЗК РФ.
Вышеприведенная правовая позиция содержится в Определении Верховного Суда РФ от 05.12.2014 года N 301-КГ14-2685.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда полагает, что решение суда первой инстанции от 09 сентября 2014 года подлежит отмене, а исковые требования Б. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 09 сентября 2014 года - отменить, принять по делу новое решение.
Иск Б. к Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации - оставить без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)