Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 января 2008 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола судебного заседания Глущенко Е.И.,
с участием:
- от заявителя - Чередников А.В. доверенность от 20 декабря 2007 г. N 689;
- от Департамента строительства и архитектуры - Князева О.В. доверенность от 6 августа 2007 г. N Д05-01/1786;
- от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23 ноября 2007 г. по делу N А55-12016/2007 (судья Стенина А.В.),
по заявлению
Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
к Департаменту строительства и архитектуры администрации города Самара, г. Самара,
третье лицо: Алыев Г.Ф., г. Самара,
о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия,
установил:
Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просило признать незаконным бездействие Департамента строительства и архитектуры Администрации городского округа Самара, выразившееся в ненаправлении в установленный действующим законодательством срок об обеспечении изготовления и утверждения проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Советской Армии / Промышленности, пл. 1137 кв. м под устройство временной автостоянки без асфальтового покрытия, мотивированного с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель заключения о возможности либо о невозможности изготовления и утверждения проекта границ земельного участка; обязать Департамент строительства и архитектуры Администрации городского округа Самара обеспечить изготовление и утвердить проект границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Советской Армии / Промышленности, пл. 1137 кв. м либо предоставить в Министерство мотивированное с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель заключение о невозможности его утверждения.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23 ноября 2007 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что Департамент строительства и архитектуры администрации города Самара путем направления в адрес заявителя письма от 14 ноября 2007 г. (полученного 15 ноября 2007 г.) с обоснованием отказа в изготовлении проекта границ спорного земельного участка и его утверждении, исполнил с нарушением срока свою обязанность о выдаче и направлении в адрес заявителя соответствующего мотивированного заключения, тем самым прекратил свое бездействие.
Не согласившись с выводами суда, Министерство имущественных отношений Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе указывает, что до истечения установленных законодательством сроков в адрес Министерства не поступало ни мотивированного заключения о невозможности изготовления и утверждения проекта границ, ни утвержденного проекта границ земельного участка. Следовательно, возложенная на Департамент обязанность по обеспечению изготовления и утверждения проекта границ земельного участка исполнена не была; письмо от 19 февраля 2007 г. N СП-3/-1883-0-1 не может рассматриваться в качестве мотивированного заключения уполномоченного органа местного самоуправления о невозможности изготовления и утверждения проектов границ земельных участков.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Департамента строительства и архитектуры администрации города Самара считает решение суда законным и обоснованным.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
07 декабря 2006 г. Алыев Г.Ф. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Советской Армии / Промышленности, пл. 1137 кв. м под устройство временной автостоянки без асфальтового покрытия.
11 декабря 2006 г. в адрес Департамента строительства и архитектуры администрации города Самара было направлено обращение об изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка, испрашиваемого в аренду Алыевым Г.Ф. (исх. N 06-28/3-0186). К обращению был приложен план границ земельного участка. Указанное обращение поступило в Департамент 14 декабря 2006 г.
Предметом требований заявителя является признание незаконным бездействия Департамента строительства и архитектуры Администрации городского округа Самара, выразившегося в ненаправлении в установленный действующим законодательством срок об обеспечении изготовления и утверждения проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Советской Армии / Промышленности, пл. 1137 кв. м под устройство временной автостоянки без асфальтового покрытия, мотивированного с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель заключения о возможности либо о невозможности изготовления и утверждения проекта границ земельного участка.
При принятии решения об отказе в удовлетворении указанных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Постановлением Правительства Самарской области от 13 июня 2006 г.
N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 г. возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 был утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, в соответствии с которым граждане подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка. В трехдневный срок с момента поступления заявления Министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправлении городского округа Самара обращение об изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка. В недельный срок с момента поступления указанного обращения уполномоченный орган с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель подготавливает и направляет в Министерство мотивированное заключение о возможности либо о невозможности изготовления проекта границ земельного участка и его утверждения.
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктами 2.5, 2.7 вышеуказанного Порядка на уполномоченный орган возложена обязанность в течение семи рабочих дней с даты поступления обращения подготовить и направить в адрес Министерства мотивированное с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель заключение о возможности либо о невозможности изготовления проекта границ земельного участка и его утверждения, в случае дачи заключения о возможности его изготовления и утверждения - в месячный срок с момента поступления вышеуказанного обращения Министерства, обеспечить изготовление проекта границ земельного участка и утвердить его.
Постановлением Главы городского округа Самара от 19 сентября 2006 г. N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством" определены уполномоченные органы по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством - Департамент строительства и архитектуры администрации городского округа Самара.
Как указывалось выше, заявитель 11 декабря 2006 г. направил в адрес ответчика обращение об изготовлении и утверждении проекта границ испрашиваемого земельного участка, кроме того, Министерство повторно обратилось к Департаменту с письмами от 19 марта 2007 г. N 06-28/3-0186, от 10 мая 2007 г. N 06-28/3-0186, 19 июня 2007 г. N 06-28/3-0186 (л.д. 12-14).
Департамент строительства и архитектуры Администрации городского округа Самара ответом на обращение от 14 ноября 2007 г. за N СП-3-1883-0-3 (л.д. 48) указал, что испрашиваемый земельный участок находится в охранной зоне инженерных коммуникаций (газопровод диаметром 500 м и водопровод диаметром 300 мм). Расположение на данном земельном участке временной автостоянки без асфальтового покрытия будет противоречить СНиП 42-01-2002 Газораспределительные системы, СНИП 2-0402-84 Водоснабжение. Наружные сети и сооружения "Правилам охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 В".
В соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 под бездействием понимается длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, возложенных законом.
С учетом этого, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что путем направления в адрес заявителя письма от 14 ноября 2007 г. (полученного 15 ноября 2007 г.) с обоснованием отказа в изготовлении проекта границ спорного земельного участка и его утверждении со ссылкой на вышеуказанные обстоятельства, Департамент строительства и архитектуры Администрации городского округа Самара исполнил с нарушением срока свою обязанность о выдаче и направлении в адрес заявителя соответствующего мотивированного заключения, тем самым, прекратил свое бездействие.
Поскольку на момент вынесения судом решения оспариваемое заявителем бездействие отсутствовало, у суда не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что ответ от 13 февраля 2007 г. дан неуполномоченным лицом, арбитражный апелляционный суд считает неосновательными, поскольку податель жалобы не учитывает ответ от 14 ноября 2007 г., направленный уполномоченным органом - Департамент строительства и архитектуры Администрации городского округа Самара.
С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Расходы по госпошлине согласно ст. 110 АПК РФ следует возложить на Министерство имущественных отношений Самарской области, в связи с освобождением его как заявителя от уплаты судебных расходов госпошлина в доход бюджета не взыскивается.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23 ноября 2007 г. по делу N А55-12016/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.01.2008 ПО ДЕЛУ N А55-12016/2007
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 января 2008 г. по делу N А55-12016/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 января 2008 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола судебного заседания Глущенко Е.И.,
с участием:
- от заявителя - Чередников А.В. доверенность от 20 декабря 2007 г. N 689;
- от Департамента строительства и архитектуры - Князева О.В. доверенность от 6 августа 2007 г. N Д05-01/1786;
- от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23 ноября 2007 г. по делу N А55-12016/2007 (судья Стенина А.В.),
по заявлению
Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
к Департаменту строительства и архитектуры администрации города Самара, г. Самара,
третье лицо: Алыев Г.Ф., г. Самара,
о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия,
установил:
Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просило признать незаконным бездействие Департамента строительства и архитектуры Администрации городского округа Самара, выразившееся в ненаправлении в установленный действующим законодательством срок об обеспечении изготовления и утверждения проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Советской Армии / Промышленности, пл. 1137 кв. м под устройство временной автостоянки без асфальтового покрытия, мотивированного с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель заключения о возможности либо о невозможности изготовления и утверждения проекта границ земельного участка; обязать Департамент строительства и архитектуры Администрации городского округа Самара обеспечить изготовление и утвердить проект границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Советской Армии / Промышленности, пл. 1137 кв. м либо предоставить в Министерство мотивированное с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель заключение о невозможности его утверждения.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23 ноября 2007 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что Департамент строительства и архитектуры администрации города Самара путем направления в адрес заявителя письма от 14 ноября 2007 г. (полученного 15 ноября 2007 г.) с обоснованием отказа в изготовлении проекта границ спорного земельного участка и его утверждении, исполнил с нарушением срока свою обязанность о выдаче и направлении в адрес заявителя соответствующего мотивированного заключения, тем самым прекратил свое бездействие.
Не согласившись с выводами суда, Министерство имущественных отношений Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе указывает, что до истечения установленных законодательством сроков в адрес Министерства не поступало ни мотивированного заключения о невозможности изготовления и утверждения проекта границ, ни утвержденного проекта границ земельного участка. Следовательно, возложенная на Департамент обязанность по обеспечению изготовления и утверждения проекта границ земельного участка исполнена не была; письмо от 19 февраля 2007 г. N СП-3/-1883-0-1 не может рассматриваться в качестве мотивированного заключения уполномоченного органа местного самоуправления о невозможности изготовления и утверждения проектов границ земельных участков.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Департамента строительства и архитектуры администрации города Самара считает решение суда законным и обоснованным.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
07 декабря 2006 г. Алыев Г.Ф. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Советской Армии / Промышленности, пл. 1137 кв. м под устройство временной автостоянки без асфальтового покрытия.
11 декабря 2006 г. в адрес Департамента строительства и архитектуры администрации города Самара было направлено обращение об изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка, испрашиваемого в аренду Алыевым Г.Ф. (исх. N 06-28/3-0186). К обращению был приложен план границ земельного участка. Указанное обращение поступило в Департамент 14 декабря 2006 г.
Предметом требований заявителя является признание незаконным бездействия Департамента строительства и архитектуры Администрации городского округа Самара, выразившегося в ненаправлении в установленный действующим законодательством срок об обеспечении изготовления и утверждения проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Советской Армии / Промышленности, пл. 1137 кв. м под устройство временной автостоянки без асфальтового покрытия, мотивированного с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель заключения о возможности либо о невозможности изготовления и утверждения проекта границ земельного участка.
При принятии решения об отказе в удовлетворении указанных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Постановлением Правительства Самарской области от 13 июня 2006 г.
N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 г. возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 был утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, в соответствии с которым граждане подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка. В трехдневный срок с момента поступления заявления Министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправлении городского округа Самара обращение об изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка. В недельный срок с момента поступления указанного обращения уполномоченный орган с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель подготавливает и направляет в Министерство мотивированное заключение о возможности либо о невозможности изготовления проекта границ земельного участка и его утверждения.
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктами 2.5, 2.7 вышеуказанного Порядка на уполномоченный орган возложена обязанность в течение семи рабочих дней с даты поступления обращения подготовить и направить в адрес Министерства мотивированное с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель заключение о возможности либо о невозможности изготовления проекта границ земельного участка и его утверждения, в случае дачи заключения о возможности его изготовления и утверждения - в месячный срок с момента поступления вышеуказанного обращения Министерства, обеспечить изготовление проекта границ земельного участка и утвердить его.
Постановлением Главы городского округа Самара от 19 сентября 2006 г. N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством" определены уполномоченные органы по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством - Департамент строительства и архитектуры администрации городского округа Самара.
Как указывалось выше, заявитель 11 декабря 2006 г. направил в адрес ответчика обращение об изготовлении и утверждении проекта границ испрашиваемого земельного участка, кроме того, Министерство повторно обратилось к Департаменту с письмами от 19 марта 2007 г. N 06-28/3-0186, от 10 мая 2007 г. N 06-28/3-0186, 19 июня 2007 г. N 06-28/3-0186 (л.д. 12-14).
Департамент строительства и архитектуры Администрации городского округа Самара ответом на обращение от 14 ноября 2007 г. за N СП-3-1883-0-3 (л.д. 48) указал, что испрашиваемый земельный участок находится в охранной зоне инженерных коммуникаций (газопровод диаметром 500 м и водопровод диаметром 300 мм). Расположение на данном земельном участке временной автостоянки без асфальтового покрытия будет противоречить СНиП 42-01-2002 Газораспределительные системы, СНИП 2-0402-84 Водоснабжение. Наружные сети и сооружения "Правилам охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 В".
В соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 под бездействием понимается длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, возложенных законом.
С учетом этого, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что путем направления в адрес заявителя письма от 14 ноября 2007 г. (полученного 15 ноября 2007 г.) с обоснованием отказа в изготовлении проекта границ спорного земельного участка и его утверждении со ссылкой на вышеуказанные обстоятельства, Департамент строительства и архитектуры Администрации городского округа Самара исполнил с нарушением срока свою обязанность о выдаче и направлении в адрес заявителя соответствующего мотивированного заключения, тем самым, прекратил свое бездействие.
Поскольку на момент вынесения судом решения оспариваемое заявителем бездействие отсутствовало, у суда не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что ответ от 13 февраля 2007 г. дан неуполномоченным лицом, арбитражный апелляционный суд считает неосновательными, поскольку податель жалобы не учитывает ответ от 14 ноября 2007 г., направленный уполномоченным органом - Департамент строительства и архитектуры Администрации городского округа Самара.
С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Расходы по госпошлине согласно ст. 110 АПК РФ следует возложить на Министерство имущественных отношений Самарской области, в связи с освобождением его как заявителя от уплаты судебных расходов госпошлина в доход бюджета не взыскивается.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23 ноября 2007 г. по делу N А55-12016/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)