Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-1217/2015

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 апреля 2015 г. по делу N 33-1217/2015


Прокурор Томского района Томской обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, недействующим с момента принятия решения Думы Томского района от 24.04.2014 N 336 и Положения "О временном порядке проведения рубок на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности муниципального образования "Томский район", для нужд отопления граждан".
В обоснование требований указал, что оспариваемый Порядок регулирует отношения, связанные с вырубкой лесных насаждений и древесно-кустарниковой растительности на указанных в нем землях для предоставления древесины гражданам для собственных нужд - нужд отопления. Органы местного самоуправления не наделены полномочиями по нормативному регулированию порядка заготовки древесины гражданами для собственных нужд, в том числе для нужд отопления, что подтверждается положениями федерального и регионального законодательства. Ссылаясь на нормы Земельного кодекса Российской Федерации, указывает, что правовой режим использования земельных участков сельскохозяйственного назначения, закрепленный законодательством Российской Федерации, не предусматривает возможность их использования в целях осуществления рубки лесных насаждений или древесно-кустарниковой растительности для заготовки гражданами древесины для целей отопления. Федеральным законодательством не установлен порядок проведения рубок древесно-кустарниковой растительности на земельных участках сельскохозяйственного назначения, в том числе находящихся в муниципальной собственности. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не наделены полномочиями по самостоятельному определению такого порядка. Ссылки в оспариваемых нормативных правовых актах на п. 1.5 ст. 24 Устава муниципального образования "Томский район", п. 10, 14 Положения "О порядке управления муниципальным имуществом муниципального образования "Томский район", утвержденного решением Думы Томского района от 26.09.2007 N 168, не свидетельствуют о наличии у Думы Томского района полномочий по определению порядка использования лесных насаждений, древесно-кустарниковой растительности (в том числе путем их вырубки в целях заготовки гражданами древесины для нужд отопления), произрастающих на муниципальных землях сельскохозяйственного назначения.
Ссылаясь на нормы Земельного кодекса Российской Федерации, приходит к выводу, что муниципальное образование "Томский район" не обладает полномочиями собственника в отношении лесных насаждений, а равно и многолетней древесно-кустарниковой растительности, расположенных на муниципальных землях сельскохозяйственного назначения. Следовательно, Дума Томского района не вправе определять порядок использования и распоряжения такими насаждениями. Распространение оспариваемым нормативным актом действия Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (п. 1.2) является незаконным, так как вырубка древесно-кустарниковой растительности и лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения действующим законодательством не предусмотрена. Наделение муниципального казенного предприятия Томского района "/__/" п. 1.3, 2.1 Порядка полномочиями по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений (древесно-кустарниковой растительности) на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, и по установлению годовых объемов заготовки гражданами древесины для нужд отопления в кубических местах на соответствующий год по сельским поселениями с указанием планируемых под вырубку древесины мест (делянок) противоречит ч. 4 ст. 77, ст. 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 3, ст. 8, 9 Закона Томской области от 09.08.2007 N 165-ОЗ. Полномочиями по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, наделены органы местного самоуправления или созданные ими учреждения, осуществляющие полномочия в области лесных отношений, порядок формирования годовых объемов заготовки гражданами древесины для собственных нужд определен Законом N 165-ОЗ и никакие казенные предприятия не вправе участвовать в процедуре формирования годовых объемов заготовки древесины, в том числе по формированию перечня участков лесных насаждений, предназначенных для заготовки гражданами древесины для собственных нужд.
Также считает незаконным наделение МКП "/__/", не являющееся ни органом местного самоуправления, ни учреждением, осуществляющим полномочия в области лесных отношений, полномочиями по проверке соблюдения гражданами порядка заготовки древесины. Кроме того, в п. 3 резолютивной части решения Думы Томского района от 24.04.2013 N 336 установлено, что Положение вступает в силу с момента его официального опубликования и действует до вынесения решения суда в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности муниципального образования "Томский район", что не отвечает критерию правовой определенности. В нечетком определении срока действия нормативного правового акта усматривает наличие коррупциогенного фактора.
Помощник прокурора Томского района Томской области Пустовая О.Н. в судебном заседании требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям. Дополнительно пояснила, что на основании оспариваемого нормативного акта реализовывались права граждан, в связи, с чем недействующим нормативный акт нужно признать с момента вступления решения в законную силу.
Председатель Думы Томского района Габдулганиев Р.Р. возражал против удовлетворения заявленных требований.





















































































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)