Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.12.2014 N 10АП-11904/2014 ПО ДЕЛУ N А41-32247/14

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 2014 г. по делу N А41-32247/14


Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 4 декабря 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Епифанцевой С.Ю., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Оськиным П.П.,
при участии в заседании:
- от ООО "Метапром": Леонтьева А.Н., по доверенности от 31.03.2014;
- от ТУ Росимущества в Московской области: Умеренко Ю.А., по доверенности от 14.03.2014;
- от Федерального агентства по управлению государственным имуществом: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Метапром" на решение Арбитражного суда Московской области от 05 августа 2014 года по делу N А41-32247/14, принятое судьей Бирюковым Р.Ш., по делу N А41-32247/14 по заявлению ООО "Метапром" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о признании бездействия незаконным и обязании принять решение о предоставлении земельного участка в собственность,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "МЕТАПРОМ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Федерального агентству по управлению государственным имуществом с требованиями:
- - признать незаконным бездействие ТУ ФАУГИ в Московской области и ФАУГИ, выразившееся в непринятии в установленный статьей 36 Земельного кодекса РФ срок решения о предоставлении ООО "МЕТАПРОМ" в собственность за плату земельного участка площадью 1,4783 га с кадастровым номером 50:16:0704011:25, категория земель: "земли промышленности ... и земли иного специального назначения", с видом разрешенного использования: "для производственных зданий, сооружений, жилого сектора и соцкультбыта", расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, пос. Фрязино, ул. Новые дома, и в ненаправлении заявителю проекта договора купли-продажи этого участка;
- - обязать ТУ ФАУГИ в Московской области и ФАУГИ принять решение о предоставлении ООО "МЕТАПРОМ" в собственность земельный участок площадью 1,4783 га с кадастровым номером 50:16:0704011:25, категория земель: "земли промышленности ... и земли иного специального назначения", с видом разрешенного использования: "для производственных зданий, сооружений, жилого сектора и соцкультбыта", расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, пос. Фрязино, ул. Новые дома, по льготной цене 2,5% кадастровой стоимости земельного участка и направить его в течение 10 дней в адрес ООО "МЕТАПРОМ".
Решением Арбитражного суда Московской области от 05 августа 2014 года требования ООО "МЕТАПРОМ" удовлетворены в части. Суд решил: признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, выразившееся в нерассмотрении в установленный срок обращения общества с ограниченной ответственностью "МЕТАПРОМ" от 28.04.2014 года о предоставлении в собственность земельного участка площадью 14 783 кв. м, с кадастровым номером 50:16:0704011:25, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, пос. Фрязино, ул. Новые дома.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке.
Заявитель и заинтересованное лицо направили в судебное заседание своих представителей, представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель заинтересованного лица против указанных доводов возражал.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом своего представителя в судебное заседание не направило.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "МЕТАПРОМ" на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества:
- - здание канализационно-насосной станции, общей площадью 41,3 кв. м, инвентарный номер 20-8, лит. К - К1, расположенное по адресу: Московская область, Ногинский район, пос. Новые дома, условный номер 50-50-16/010/2006-117, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.04.2006 года, а также выпиской из ЕГРП от 02.07.2014 года N 16/036/2014-3;
- - сооружение: канализация, протяженностью 511 кв. м, расположенное по адресу: Московская область, Ногинский район, пос. Фрязино, ул. Новые дома, условный номер 50:16:0704011:113, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 31.10.2013 года и выпиской из ЕГРП от 02.07.2014 года N 16/036/2014-7;
- - сооружение: внутриплощадочный водопровод подземный, протяженностью 100 м, расположенное по адресу: Московская область, Ногинский район, пос. Фрязино, ул. Новые дома, условный номер 50:16:0704011:114, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 31.10.2013 года и выпиской из ЕГРП от 02.07.2014 года N 16/036/2014-5;
- - сооружение: кабельная сеть, протяженностью 174 м, расположенное по адресу: Московская область, Ногинский район, пос. Фрязино, ул. Новые дома, условный номер 50:16:0704011:112, что подтверждается свидетельство о государственной регистрации права от 31.10.2013 года и выпиской из ЕГРП от 02.07.2014 года N 16/036/2014-4;
- - сооружение: внутриплощадочный водопровод надземный, протяженностью 270 м, расположенное по адресу: Московская область, Ногинский район, пос. Фрязино, ул. Новые дома, условный номер 50:16:0000000:59553, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 31.10.2013 года и выпиской из ЕГРП от 02.07.2014 года N 16/036/2014-6.
Указанные объекты недвижимости располагаются на земельном участке с кадастровым номером 50:16:0704011:25, общей площадью 14783 кв. м, который находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается Актом обследования земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 10.02.2014 года.
ООО "МЕТАПРОМ", считая, что оно имеет право на предоставление данного земельного участка в собственность, как собственник объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, неоднократно обращался в ТУ ФАУГИ в Московской области с заявлениями, в котором просил предоставить испрашиваемый земельный участок в собственность, в том числе от 24.12.2009 и от 02.02.2010.
ТУ ФАУГИ в Московской области 29.03.2010 возвратило заявителю, представленный для выкупа земельного участка пакет документов, для его доработки (представление надлежащим образом заполненной заявки на приватизацию земельного участка, решение ООО "МЕТАПРОМ" о выкупе земельного участка и т.д.).
ООО "МЕТАПРОМ" 07.11.2013 и 04.02.2014 повторно обратилось в ТУ ФАУГИ в Московской области с заявлением о приватизации испрашиваемого земельного участка.
В связи с тем, что в установленные законом сроки, заинтересованное лицо не направило заявителю ответ, ООО "МЕТАПРОМ" обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
В силу пункта 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Исходя из содержания статьи 29 ЗК РФ следует, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
Пункт 5 статьи 36 ЗК РФ устанавливает, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
Согласно данному перечню к заявлению о приобретении прав на земельный участок прилагаются следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок;
3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
4) при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке;
5) выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок;
6) кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него;
7) копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных выше;
8) сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 приведенной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 2 статьи 35 ЗК РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ. Исходя из содержания пункта 3 статьи 33 ЗК РФ для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 указанной статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
В обоснование площади земельного участка, необходимого для использования объектов недвижимости, принадлежащих ООО "МЕТАПРОМ" на праве собственности, заявитель представил в материалы дела заключение по обоснованию площади земельного участка по адресу: Московская область, Ногинский район, поселок Фрязино, ул. Новые дома, подготовленное ООО "Архитектурно-планировочная мастерская".
В соответствии с указанным заключением использование земельного участка с кадастровым номером 50:16:0704011:25 в целях не связанных с осуществлением обслуживания и эксплуатации канализационно-насосной станции нецелесообразно, так как какое либо строительство затруднено существующими подземными и надземными инженерными коммуникациями, которые в свою очередь необходимы для обслуживания канализационно-насосной станции, в связи с чем, ООО "МЕТАПРОМ" имеет исключительное право на приобретение в собственность земельного участка под принадлежащими обществу объектами недвижимости.
При этом в самом заключении (стр. 3) указано, что по результатам проведения замеров фактическая площадь охранных зон сооружений и самих сооружений (сооружение канализации, сооружение внутриплощадочного надземного водопровода, сооружение внутриплощадочного подземного водопровода, сооружение кабельной сети) и площадь под существующим зданием канализационно-насосной станции составляет 61% от общей площади земельного участка площадью 14 783 кв. м.
Таким образом, в самом заключении обоснована лишь часть площади земельного участка с кадастровым номером 50:16:0704011:25, необходимая для использования объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности заявителю, но не вся испрашиваемая им площадь земельного участка.
Как указывалось ранее, в собственности ООО "МЕТАПРОМ" находятся, в том числе, следующие объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 50:16:0704011:25:
- - сооружение: канализация, протяженностью 511 кв. м;
- - сооружение: внутриплощадочный водопровод подземный, протяженностью 100 м;
- - сооружение: кабельная сеть, протяженностью 174 м;
- - сооружение: внутриплощадочный водопровод надземный, протяженностью 270 м.
Между тем, в соответствии с пунктом 8 статьи 90 ЗК РФ земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов.
При этом после ввода в эксплуатацию объектов трубопроводного транспорта земельные участки, предоставленные на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов, возвращаются собственникам земельных участков. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном ЗК РФ, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Таким образом, во взаимосвязи с положениями статей 36, 90 ЗК РФ, наличие на земельном участке подземных объектов трубопроводного транспорта не влечет за собой возникновения исключительных прав на земельные участки (на приватизацию таких земельных участков или приобретение права аренды на такие земельные участки) у собственников подземных линейных объектов.
В данном случае, собственник подземных объектов трубопроводного транспорта имеет право требовать ограничение прав собственника (владельца) земельного участка, на котором расположены подземные инженерные коммуникации, в связи с установлением охранных зон таких объектов, а также в случаях, предусмотренных законом, для эксплуатации таких объектов установления сервитута на земельный участок в соответствии с положениями статей 274 ГК РФ, 23 ЗК РФ.
По аналогии данные нормы применяются и к иным инженерным коммуникациям, в том числе кабельной сети, канализации.
При таких обстоятельствах нахождение в пределах земельного участка подземных и иных инженерных коммуникаций не является основанием для его предоставления их собственникам на каком-либо праве в порядке, предусмотренном статьей 36 ЗК РФ.
Указанная правовая позиция изложена в Определении ВАС РФ от 26.10.2011 года N ВАС-13352/11.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель имеет право на приобретение в собственность земельного участка, необходимого ему для использования объекта недвижимости - здания канализационно-насосной станции.
Однако, обоснования того, что для использования указанного здания общей площадью 41,3 кв. м, необходим земельный участок с кадастровым номером 50:16:0704011:25 общей площадью 14783 кв. м, заявителем в материалы дела не представлено.
В своей апелляционной жалобе заявитель указывает, что объекты недвижимости, принадлежащие обществу на праве собственности, приобретались им по Договору купли-продажи от 18.05.2000 года N 24-1/249, как единый имущественный комплекс. Соответственно, по мнению заявителя, земельный участок должен предоставляться для эксплуатации указанного имущественного комплекса в целом.
Между тем, приведенное обстоятельство не имеют значения при предоставлении земельного участка в собственность в порядке, предусмотренном статьей 36 ЗК РФ.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 05 августа 2014 года по делу N А41-32247/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ

Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Н.А.ОГУРЦОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)