Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2014 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 21 апреля 2014 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от заявителя - Горелик Л.В., приказ N 1 от 25.03.2014 г.;
- от Министерства имущественных отношений Самарской области - Белоусова Е.М., доверенность от 26.12.2013 г. N 367, после перерыва Сараев И.С., доверенность от 26.12.2013 г. N 364;
- от Министерства лесного хозяйства, окружающей среды и природопользования Самарской области - Дмитриенко Е.В., доверенность от 09.01.2014 г. N 3;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества "Блаженство"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 31 января 2014 года по делу N А55-21870/2013 (судья Щетинина М.Н.),
по заявлению закрытого акционерного общества "Блаженство", (ОГРН 1026303506514), Самарская область, Волжский район, пгт. Смышляевка,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
с участием третьего лица:
Министерства лесного хозяйства, окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным действий и обязании совершить действия,
установил:
Закрытое акционерное общество "Блаженство" (далее по тексту- заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом изменений требований (л.д. 103-104) о признании незаконными действий Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившихся в принятии незаконного решения по заявлению ЗАО "Блаженство" о предоставлении земельного участка в аренду N 12-1/1719/13 от 23.07.2013, расположенного по адресу: Самарская область, Кировский район, Самарское лесничество, квартал 11 и об обязании Министерства устранить допущенные нарушения прав заявителя путем рассмотрения заявления в сроки и в порядке, предусмотренном земельным законодательством.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Закрытое акционерное общество "Блаженство" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, судом неполно исследованы доказательства, имеющие значение для дела.
В судебном заседании представитель закрытого акционерного общества "Блаженство" доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители Министерства имущественных отношений Самарской области,
Министерства лесного хозяйства, окружающей среды и природопользования Самарской области считают решение суда законным и обоснованным.
Представителем закрытого акционерного общества "Блаженство" заявлено ходатайство о дополнении требований, возвращении дела на новое рассмотрение, которое отклонено судом в связи с отсутствием полномочий апелляционной инстанции на принятие новых требований.
Кроме того, после перерыва в судебном заседании суда апелляционной инстанции представителем закрытого акционерного общества "Блаженство" заявлено ходатайство о приобщении документов, которое, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, удовлетворено апелляционным судом.
В заседании был объявлен перерыв с 07 апреля 2014 года по 14 апреля 2014 года.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
ЗАО "Блаженство" 10 мая 2013 года обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением (вход.N 17741) о предоставлении в аренду земельного участка, имеющего кадастровый номер 63:01:0207001:78, площадью 40000 кв. м, для использования в целях рекреационной деятельности (л.д. 65,68).
29 июля 2013 года Министерством имущественных отношений Самарской области в адрес заявителя направлен отказ N 121/1719/13.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным указанного отказа Министерства в предоставлении земельного участка в аренду суд исходил из того, что арендные правоотношения между Министерством лесного хозяйства и ЗАО "Блаженство" прекращены.
Использование участка может осуществляться только в соответствии с лесохозяйственным регламентом, утвержденным уполномоченным органом местного самоуправления г.о. Самара, порядок организации и проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен в главе 8 ЛК РФ.
В соответствии со статьей 5.1 Закона Самарской области "О земле" и постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению указанными участками возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Однако судом не учтено следующее.
Испрашиваемый земельный участок был предоставлен ранее заявителю на праве аренды, и Обществом с Министерством лесного хозяйства заключен был договор аренды N 205/ 12 от 14.11.2008 сроком на 49 лет (л.д. 73-88).
Решением арбитражного суда Самарской области от 14.01.2013по делу N А55-28270/2012, оставленным без изменения Постановлением Федерального Арбитражного суда Поволжского округа, указанный договор аренды лесного участка расторгнут в связи с неуплатой арендных платежей(л.д. 35-41).
В связи с этим судом первой инстанции правильно указано на то, что арендные правоотношения между Министерством лесного хозяйства и ЗАО "Блаженство" прекращены.
Однако судом не учтено, что Закрытое акционерное общество "Блаженство" обратилось в уполномоченный орган с заявлением (10 мая 2013 г.) как любое заинтересованное лицо, с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду и его заявление подлежало рассмотрению в установленном законом порядке.
В соответствии с Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 по делу N А55-15555/2008 и Определением Арбитражного суда Самарской области от 28.02.2011 г. по делу N А55-15555/2008 лесные участки, расположенные в Самарском лесничестве, Министерством исключены в государственном лесном реестре из состава лесных участков, расположенных на землях лесного фонда по со состоянию на 01.01.2011 и отражены как лесные участки на землях иных категорий.
Данным судебным актом было установлено, что лесные участки, входящие в состав Самарского лесничества, расположены в границах муниципального образования "Городской округ Самара" (городские леса), то есть на землях иных категорий, что позволяет в соответствии со статьей 83 Земельного кодекса Российской Федерации отнести их к землям населенных пунктов.
Городские леса в соответствии со статьями 23, 102 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктом 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации используются и предназначаются для отдыха граждан, туризма, занятий физической культурой и спортом.
В данном случае участок испрашивался обществом в аренду для рекреационных целей.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии со статьей 5.1 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" и постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению указанными участками возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Таким образом, уполномоченным органом по распоряжению спорным участком является Министерство имущественных отношений Самарской области.
После вступления в силу Постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 по делу N А55-15555/2008 были также прекращены в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним разделы по лесным участкам Самарского лесничества.
Данный довод подтверждается представленной министерством выпиской из государственного лесного реестра по состоянию на 01.01.2013 г.
Таким образом, в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре и по представленным координатам испрашиваемый ЗАО "Блаженство" земельный участок пл. 40 000 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, Кировский район находится в границах лесов, расположенных на землях иных категорий в 11 квартале Самарского лесничества.
Таким образом, заявление ЗАО "Блаженство" подлежало рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. 34 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока.
Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Указанный порядок на территории Самарской области утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (в редакции, на момент возникших правоотношений).
Согласно пункту 2.4. Порядка в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94 -ГД "О земле", юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в соответствующий уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления.
Уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в части 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 указанной статьи).
Предоставление земель, находящихся в государственной собственности гражданам и юридическим лицам для целей ведения хозяйственной деятельности является публичным полномочием, реализация которого не может ставиться в зависимость от желания или нежелания органа, его осуществляющего.
В обжалуемом отказе Министерство в обоснование отказа сослалось на то, что по имеющейся в министерстве информации лесохозяйственные регламенты в отношении городских лесов, расположенных на территории городского округа Самара, органами местного самоуправления городского округа Самара до настоящего времени не разработаны и не утверждены, ввиду чего в настоящее время министерством не могут быть реализованы полномочия по распоряжению лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара.
Однако ни вышеназванный Порядок предоставления земельных участков, ни Закон Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле", ни Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривают в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка неисполнение органом местного самоуправления обязанности по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов.
Судебный акт по делу N А55-15555/2008 вступил в законную силу 10.03.2009 года, Министерством лесного хозяйства участки исключены из состава лесных участков, расположенных на землях Лесного фонда по состоянию на 01.01.2011 года.
Разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых находятся городские леса, согласно статье 84 Лесного кодекса Российской Федерации осуществляют органы местного самоуправления.
Таким образом, установленная статьей 84 Лесного кодекса РФ обязанность Министерством имущественных отношений не выполнены.
В материалах дела имеется кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка N 63:01:207001:78 (л.д. 55 и 68, т. 1), направленный Министерству имущественных отношений Самарской области по его запросу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области письмом от 16.07.2013 года (л.д. 53, т. 1).
Согласно письму Управления Росреестра по Самарской области N 13966 от 11.10.2012 года информация о предоставлении кому-либо спорного земельного участка отсутствует (л.д. 67, т. 1).
В материалах дела имеются утвержденные Департаментом лесного хозяйства Схема расположения и границы лесного участка, характеристика лесного участка и его насаждений, объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на участке, ситуационный план (л.д. 77-87, т. 1).
С учетом указанных обстоятельств апелляционный суд считает, что Министерством имущественных отношений Самарской области не доказана обоснованность обжалуемого отказа в предоставлении земель участка в аренду, а также невозможность проведения предусмотренных законодательством процедур по заявлению общества о предоставлении данного участка в аренду.
С учетом изложенного, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, решение суда об отказе в удовлетворении заявления ЗАО "Блаженство" решения Министерства имущественных отношений Самарской области N 12-1/1719/13 от 29 июля 2013 г. об отказе в предоставлении закрытому акционерному обществу "Блаженство" в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, Самарское лесничество, квартал 11, площадью 40 000 кв. м, кадастровый номер 63:01:0207001:78 следует отменить и в указанной части требования удовлетворить.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что как в решении суда, так и в заявлении ЗАО "Блаженство" допущена опечатка из-за плохой читаемости даты обжалуемого решения об отказе N 12-1/1719/13.
Судом апелляционной инстанции установлено, что фактически дата обжалуемого решения об отказе 29 июля 2013 года.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в данном случае оспаривались не действия (бездействия) Министерства имущественных отношений Самарской области, а ненормативный акт (решение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду).
В соответствии с п. 3 части 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться: указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В данном случае требование заявлено о признании незаконным конкретного решения (ненормативного правового акта) об отказе в предоставлении земельного участка, в связи с чем подлежит применению п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ.
В связи с этим в соответствии с положениями указанных норм АПК РФ следует указать на обязание устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 31 января 2014 года по делу N А55-21870/2013 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Заявленные требования закрытого акционерного общества "Блаженство" удовлетворить.
Признать незаконным решение Министерства имущественных отношений Самарской области N 12-1/1719/13 от 29 июля 2013 г. об отказе в предоставлении закрытому акционерному обществу "Блаженство" в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, Самарское лесничество, квартал 11, площадью 40 000 кв. м, кадастровый номер 63:01:0207001:78.
Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области устранить допущенные нарушения прав и интересов закрытого акционерного общества "Блаженство" путем рассмотрения его заявления в сроки и в порядке, предусмотренном законодательством.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу закрытого акционерного общества "Блаженство", (ОГРН 1026303506514), Самарская область, Волжский район, пгт. Смышляевка, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Блаженство", (ОГРН 1026303506514), Самарская область, Волжский район, пгт. Смышляевка, из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 руб., излишне уплаченную по чеку-ордеру от 28.02.2014 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
В.В.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.04.2014 ПО ДЕЛУ N А55-21870/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 2014 г. по делу N А55-21870/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2014 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 21 апреля 2014 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от заявителя - Горелик Л.В., приказ N 1 от 25.03.2014 г.;
- от Министерства имущественных отношений Самарской области - Белоусова Е.М., доверенность от 26.12.2013 г. N 367, после перерыва Сараев И.С., доверенность от 26.12.2013 г. N 364;
- от Министерства лесного хозяйства, окружающей среды и природопользования Самарской области - Дмитриенко Е.В., доверенность от 09.01.2014 г. N 3;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества "Блаженство"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 31 января 2014 года по делу N А55-21870/2013 (судья Щетинина М.Н.),
по заявлению закрытого акционерного общества "Блаженство", (ОГРН 1026303506514), Самарская область, Волжский район, пгт. Смышляевка,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
с участием третьего лица:
Министерства лесного хозяйства, окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным действий и обязании совершить действия,
установил:
Закрытое акционерное общество "Блаженство" (далее по тексту- заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом изменений требований (л.д. 103-104) о признании незаконными действий Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившихся в принятии незаконного решения по заявлению ЗАО "Блаженство" о предоставлении земельного участка в аренду N 12-1/1719/13 от 23.07.2013, расположенного по адресу: Самарская область, Кировский район, Самарское лесничество, квартал 11 и об обязании Министерства устранить допущенные нарушения прав заявителя путем рассмотрения заявления в сроки и в порядке, предусмотренном земельным законодательством.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Закрытое акционерное общество "Блаженство" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, судом неполно исследованы доказательства, имеющие значение для дела.
В судебном заседании представитель закрытого акционерного общества "Блаженство" доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители Министерства имущественных отношений Самарской области,
Министерства лесного хозяйства, окружающей среды и природопользования Самарской области считают решение суда законным и обоснованным.
Представителем закрытого акционерного общества "Блаженство" заявлено ходатайство о дополнении требований, возвращении дела на новое рассмотрение, которое отклонено судом в связи с отсутствием полномочий апелляционной инстанции на принятие новых требований.
Кроме того, после перерыва в судебном заседании суда апелляционной инстанции представителем закрытого акционерного общества "Блаженство" заявлено ходатайство о приобщении документов, которое, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, удовлетворено апелляционным судом.
В заседании был объявлен перерыв с 07 апреля 2014 года по 14 апреля 2014 года.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
ЗАО "Блаженство" 10 мая 2013 года обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением (вход.N 17741) о предоставлении в аренду земельного участка, имеющего кадастровый номер 63:01:0207001:78, площадью 40000 кв. м, для использования в целях рекреационной деятельности (л.д. 65,68).
29 июля 2013 года Министерством имущественных отношений Самарской области в адрес заявителя направлен отказ N 121/1719/13.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным указанного отказа Министерства в предоставлении земельного участка в аренду суд исходил из того, что арендные правоотношения между Министерством лесного хозяйства и ЗАО "Блаженство" прекращены.
Использование участка может осуществляться только в соответствии с лесохозяйственным регламентом, утвержденным уполномоченным органом местного самоуправления г.о. Самара, порядок организации и проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен в главе 8 ЛК РФ.
В соответствии со статьей 5.1 Закона Самарской области "О земле" и постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению указанными участками возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Однако судом не учтено следующее.
Испрашиваемый земельный участок был предоставлен ранее заявителю на праве аренды, и Обществом с Министерством лесного хозяйства заключен был договор аренды N 205/ 12 от 14.11.2008 сроком на 49 лет (л.д. 73-88).
Решением арбитражного суда Самарской области от 14.01.2013по делу N А55-28270/2012, оставленным без изменения Постановлением Федерального Арбитражного суда Поволжского округа, указанный договор аренды лесного участка расторгнут в связи с неуплатой арендных платежей(л.д. 35-41).
В связи с этим судом первой инстанции правильно указано на то, что арендные правоотношения между Министерством лесного хозяйства и ЗАО "Блаженство" прекращены.
Однако судом не учтено, что Закрытое акционерное общество "Блаженство" обратилось в уполномоченный орган с заявлением (10 мая 2013 г.) как любое заинтересованное лицо, с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду и его заявление подлежало рассмотрению в установленном законом порядке.
В соответствии с Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 по делу N А55-15555/2008 и Определением Арбитражного суда Самарской области от 28.02.2011 г. по делу N А55-15555/2008 лесные участки, расположенные в Самарском лесничестве, Министерством исключены в государственном лесном реестре из состава лесных участков, расположенных на землях лесного фонда по со состоянию на 01.01.2011 и отражены как лесные участки на землях иных категорий.
Данным судебным актом было установлено, что лесные участки, входящие в состав Самарского лесничества, расположены в границах муниципального образования "Городской округ Самара" (городские леса), то есть на землях иных категорий, что позволяет в соответствии со статьей 83 Земельного кодекса Российской Федерации отнести их к землям населенных пунктов.
Городские леса в соответствии со статьями 23, 102 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктом 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации используются и предназначаются для отдыха граждан, туризма, занятий физической культурой и спортом.
В данном случае участок испрашивался обществом в аренду для рекреационных целей.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии со статьей 5.1 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" и постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению указанными участками возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Таким образом, уполномоченным органом по распоряжению спорным участком является Министерство имущественных отношений Самарской области.
После вступления в силу Постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 по делу N А55-15555/2008 были также прекращены в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним разделы по лесным участкам Самарского лесничества.
Данный довод подтверждается представленной министерством выпиской из государственного лесного реестра по состоянию на 01.01.2013 г.
Таким образом, в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре и по представленным координатам испрашиваемый ЗАО "Блаженство" земельный участок пл. 40 000 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, Кировский район находится в границах лесов, расположенных на землях иных категорий в 11 квартале Самарского лесничества.
Таким образом, заявление ЗАО "Блаженство" подлежало рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. 34 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока.
Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Указанный порядок на территории Самарской области утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (в редакции, на момент возникших правоотношений).
Согласно пункту 2.4. Порядка в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94 -ГД "О земле", юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в соответствующий уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления.
Уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в части 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 указанной статьи).
Предоставление земель, находящихся в государственной собственности гражданам и юридическим лицам для целей ведения хозяйственной деятельности является публичным полномочием, реализация которого не может ставиться в зависимость от желания или нежелания органа, его осуществляющего.
В обжалуемом отказе Министерство в обоснование отказа сослалось на то, что по имеющейся в министерстве информации лесохозяйственные регламенты в отношении городских лесов, расположенных на территории городского округа Самара, органами местного самоуправления городского округа Самара до настоящего времени не разработаны и не утверждены, ввиду чего в настоящее время министерством не могут быть реализованы полномочия по распоряжению лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара.
Однако ни вышеназванный Порядок предоставления земельных участков, ни Закон Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле", ни Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривают в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка неисполнение органом местного самоуправления обязанности по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов.
Судебный акт по делу N А55-15555/2008 вступил в законную силу 10.03.2009 года, Министерством лесного хозяйства участки исключены из состава лесных участков, расположенных на землях Лесного фонда по состоянию на 01.01.2011 года.
Разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых находятся городские леса, согласно статье 84 Лесного кодекса Российской Федерации осуществляют органы местного самоуправления.
Таким образом, установленная статьей 84 Лесного кодекса РФ обязанность Министерством имущественных отношений не выполнены.
В материалах дела имеется кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка N 63:01:207001:78 (л.д. 55 и 68, т. 1), направленный Министерству имущественных отношений Самарской области по его запросу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области письмом от 16.07.2013 года (л.д. 53, т. 1).
Согласно письму Управления Росреестра по Самарской области N 13966 от 11.10.2012 года информация о предоставлении кому-либо спорного земельного участка отсутствует (л.д. 67, т. 1).
В материалах дела имеются утвержденные Департаментом лесного хозяйства Схема расположения и границы лесного участка, характеристика лесного участка и его насаждений, объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на участке, ситуационный план (л.д. 77-87, т. 1).
С учетом указанных обстоятельств апелляционный суд считает, что Министерством имущественных отношений Самарской области не доказана обоснованность обжалуемого отказа в предоставлении земель участка в аренду, а также невозможность проведения предусмотренных законодательством процедур по заявлению общества о предоставлении данного участка в аренду.
С учетом изложенного, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, решение суда об отказе в удовлетворении заявления ЗАО "Блаженство" решения Министерства имущественных отношений Самарской области N 12-1/1719/13 от 29 июля 2013 г. об отказе в предоставлении закрытому акционерному обществу "Блаженство" в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, Самарское лесничество, квартал 11, площадью 40 000 кв. м, кадастровый номер 63:01:0207001:78 следует отменить и в указанной части требования удовлетворить.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что как в решении суда, так и в заявлении ЗАО "Блаженство" допущена опечатка из-за плохой читаемости даты обжалуемого решения об отказе N 12-1/1719/13.
Судом апелляционной инстанции установлено, что фактически дата обжалуемого решения об отказе 29 июля 2013 года.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в данном случае оспаривались не действия (бездействия) Министерства имущественных отношений Самарской области, а ненормативный акт (решение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду).
В соответствии с п. 3 части 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться: указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В данном случае требование заявлено о признании незаконным конкретного решения (ненормативного правового акта) об отказе в предоставлении земельного участка, в связи с чем подлежит применению п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ.
В связи с этим в соответствии с положениями указанных норм АПК РФ следует указать на обязание устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 31 января 2014 года по делу N А55-21870/2013 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Заявленные требования закрытого акционерного общества "Блаженство" удовлетворить.
Признать незаконным решение Министерства имущественных отношений Самарской области N 12-1/1719/13 от 29 июля 2013 г. об отказе в предоставлении закрытому акционерному обществу "Блаженство" в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, Самарское лесничество, квартал 11, площадью 40 000 кв. м, кадастровый номер 63:01:0207001:78.
Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области устранить допущенные нарушения прав и интересов закрытого акционерного общества "Блаженство" путем рассмотрения его заявления в сроки и в порядке, предусмотренном законодательством.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу закрытого акционерного общества "Блаженство", (ОГРН 1026303506514), Самарская область, Волжский район, пгт. Смышляевка, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Блаженство", (ОГРН 1026303506514), Самарская область, Волжский район, пгт. Смышляевка, из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 руб., излишне уплаченную по чеку-ордеру от 28.02.2014 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
В.В.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)