Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Общество полагало, что действия по предоставлению предпринимателю участка без проведения торгов нарушают права и законные интересы общества как смежного землепользователя, претендующего на спорный земельный участок.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Петрушкина В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Хабибуллиной А.М.. доверенность от 07.04.2014,
третьего лица (Алякина Вячеслава Петровича) - Деревлевой Э.Д., доверенность от 09.09.2013,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АП КАМА"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.10.2014 (судья Хасанов А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Семушкин В.С., Юдкин А.А.)
по делу N А65-11948/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АП КАМА", г. Набережные Челны, Республика Татарстан, к муниципальному казенному учреждению "Исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны", Республика Татарстан, о признании недействительным постановления от 24.05.2014 N 1089, признании незаконным действий Исполнительного комитета Муниципального образования г. Набережные Челны по выделению земельного участка ИП Алякину В.П., находящегося по адресу: г. Набережные Челны, ул. Шлюзовая, Нижний Бьеф, площадью 890 кв. м, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Надеева Владимира Вениаминовича, г. Набережные Челны, Республика Татарстан, муниципального унитарного предприятия города Набережные Челны Служба градостроительного развития", г. Набережные Челны, Республика Татарстан, Алякина Вячеслава Петровича, г. Набережные Челны, Республика Татарстан,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "АП КАМА" (далее - заявитель, ООО "АП КАМА", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к муниципальному казенному учреждению Исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны (далее - ответчик, Исполком) о признании недействительным постановления от 24.05.2014 N 1089, признании незаконными действий Исполкома по выделению земельного участка индивидуальному предпринимателю Алякину Вячеславу Петровичу, находящегося по адресу: г. Набережные Челны, ул. Шлюзовая, Нижний Бьеф, площадью 890 кв. м.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Надеев Владимир Вениаминович, муниципальное унитарное предприятие города Набережные Челны "Служба градостроительного развития", Алякин Вячеслав Петрович.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.10.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, общество обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, передать дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 19.05.2015 до 26.05.2015. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене.
В соответствии с договором перенайма земельного участка от 25.08.2012, зарегистрированным 05.09.2012 в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Алякину В.П. переданы в аренду земельные участки площадью 1560 кв. м с кадастровым номером 16:52:01 03 01:50 и площадью 1260 кв. м с кадастровым номером 16:52:01 03 01:47, расположенные по адресу: г. Набережные Челны, Нижний Бьеф Нижнекамской ГЭС, сроком на 49 лет до 25 декабря 2051 года. На вышеназванных земельных участках имеются принадлежащие Алякину В.П. на праве собственности объекты недвижимости - гараж и мастерские.
Согласно договору аренды от 25.04.2013 N 2424-A3 ООО "АП КАМА" является арендатором земельного участка площадью 7125 кв. м, кадастровый номер 16:52:01 03 01:104 в целях складирования инертных материалов.
25.07.2013 ООО "АП КАМА" обратилось с письмом N 25-07/13 к Исполнительному комитету муниципального образования г. Набережные Челны с просьбой о возможности доотвода земельного участка под складирование инертных материалов, расположенного: район Нижнего Бьефа Нижнекамской ГЭС, ул. Шлюзовая, площадью 1700 кв. м.
29.07.2013 письмом N 29/07 ООО "АП КАМА" обратилось к ответчику с просьбой произвести корректировку границ путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 16:52:010301:104, площадью 7125 кв. м, отведенного под складирование инертных материалов.
Письмами от 09.08.2013 N 05/3606 и от 13.08.2013 N 05/3632 Исполком сообщил обществу о невозможности формирования земельного участка под площадку для складирования инертных материалов, ввиду того, что названный земельный участок предназначен для обеспечения прохода и проезда к смежным землепользованиям и не может быть использован под другие цели.
Из публикации в газете "Челнинские известия" N 62 (11737) от 16.08.2013 ООО "АП КАМА" стало известно о назначении публичных слушаний по вопросу согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане предназначенного для строительства производственной базы, общей площадью 890 кв. м расположенного по адресу: г. Набережные Челны, Нижний Бьеф, ул. Шлюзовая, по заявлению ИП Алякина В.П.
19.08.2013 ООО "АП КАМА" наряду со смежным землепользователем ИП Надеевым обратился с заявлением N 77 к комитету о регистрации его в качестве участника в публичных слушаниях.
27.08.2013 по итогам публичных слушаний, согласно заключению N 106, опубликованному в газете "Челнинские известия" N 67 от 06.09.2013, комиссией рекомендовано руководителю Исполнительного комитета отказать ИП Алякину В.П. в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане.
В декабре 2013 года Алякин В.П. вновь обратился к ответчику с заявлением о предоставлении смежного земельного участка площадью 890 кв. м, расположенного по адресу: г. Набережные Челны, Нижний Бьеф, ул. Шлюзовая для строительства объекта производственного назначения.
19.12.2013 комиссией, согласно заключению N 115, опубликованному в газете "Челнинские известия" N 97 от 25.12.2013, рекомендовано руководителю Исполнительного комитета утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане.
Письмом от 27.12.2013 N 128 ООО "АП КАМА" просило рассмотреть вопрос о вынесении на аукцион схемы расположения земельного участка на кадастровом плане по заявлению Алякина В.П., в связи с тем, что на публичных слушаниях, состоявшихся 19.12.2013, на вышеуказанный участок, кроме Алякина В.П. претендуют два смежных землепользователя, имеющие общие границы с данным земельным участком (ООО АП "КАМА" и ИП "Надеев").
31.12.2013 ответчик, рассмотрев заявление Алякина В.П., учитывая рекомендации комиссии по землепользованию и застройке города Набережные Челны согласно заключению по результатам публичных слушаний от 23.12.2013 N 115, приняло распоряжение N 1050-р, которым предварительно согласовало Алякину В.П. из земель населенных пунктов (городских земель) место размещения объекта производственного назначения на земельном участке площадью 890 кв. м, расположенном по адресу: г. Набережные Челны, Нижний Бьеф, ул. Шлюзовая; утвердил акт о выборе земельного участка от 02.07.2013 N 212 и схему расположения земельного участка на кадастровом плане площадью 890 кв. м.
09.01.2014 письмом N 05/34 комитет сообщил ООО "АП КАМА" о предоставлении указанного земельного участка путем предварительного согласования другому землепользователю, а заявителю предложено принять участие в проводимых аукционах.
24.02.2014 руководителем ответчика вынесено постановление N 1089 о предоставлении Алякину В.П. в аренду сроком на три года земельного участка площадью 890 кв. м, с кадастровым номером 16:52:010301:316, расположенного по адресу: г. Набережные Челны, Нижний Бьеф, ул. Шлюзовая, для строительства объекта производственного назначения.
12.03.2014 на основании вышеназванного постановления между комитетом и Алякиным В.П. заключен договор аренды земельного участка N 4243-A3, государственная регистрация которого произведена в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан 21.04.2014.
ООО "АП КАМА", полагая, что постановление от 24.02.2014 N 1089, действия Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны по выделению земельного участка, находящегося по адресу: г. Набережные Челны, Нижний Бьеф, ул. Шлюзовая, площадью 890 кв. м, ИП Алякину В.П., противоречат закону и нарушают его права и законные интересы, обратился в суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, принимая обжалуемые судебные акты, исходили из того, что предоставление земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта может осуществляться без проведения торгов при условии наличия только одной заявки, предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков (подпункт 3 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Суды пришли к выводу, что ООО "АП КАМА" не обращалось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства объекта производственного назначения по спорному адресу, поэтому основания для проведения торгов отсутствовали.
Суды не приняли во внимание заявление ООО "АП КАМА" от 27.12.2013, указав, что текст данного заявления прямо не свидетельствует о предполагаемой цели использования участка для строительства, поскольку содержит лишь формулировку о вынесении на аукцион земельного участка, предназначенного для строительства.
Между тем судами первой и апелляционной инстанции не принято во внимание следующее.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в установленный Кодексом срок (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения, несмотря на то, что они содержатся в неопубликованных для всеобщего сведения документах.
Помимо того, после определения участка, подходящего для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
В силу правила пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом Кодекс не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Земельным кодексом Российской Федерации не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Указанная правовая позиция сформулирована в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10.
На момент подачи ООО "АП КАМА" заявления о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта Исполкомом еще не было принято распоряжение от 31.12.2013 N 1050-р о предварительном согласовании Алякину В.П. места размещения объекта производственного назначения на земельном участке площадью 890 кв. м, расположенном по адресу: г. Набережные Челны, Нижний Бьеф, ул. Шлюзовая и постановление от 24.02.2014 N 1089 "О предоставлении земельного участка Алякину В.П.".
Таким образом, заявление ООО "АП КАМА" подлежало рассмотрению Исполкомом по существу совместно с заявлением Алякина В.П.
Доводы судов о том, что заявление ООО "АП КАМА" от 27.12.2013 не могло быть принято во внимание, поскольку оно не содержало прямого указания на цель использования земельного участка - строительство, судебной коллегией признаются несостоятельными.
Из обращения от 27.12.2013 N 128 ООО "АП КАМА" следует, что общество просило выставить на аукцион вопрос согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане предназначенного для строительства объекта производственного назначения, по заявлению Алякина В.П., в связи с тем, что на публичных слушаниях, состоявшихся 19.12.2013, на вышеуказанный участок, кроме Алякина В.П., претендуют два смежных землепользователя, имеющие общие границы с данным земельным участком (ООО АП "КАМА" и ИП "Надеев").
Таким образом, орган местного самоуправления не мог принять решение о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: по адресу: г. Набережные Челны, Нижний Бьеф, ул. Шлюзовая, площадью 890 кв. м, без проведения торгов, поскольку располагал сведениями о наличии интереса нескольких лиц в отношении указанного земельного участка.
В указанном случае подлежали рассмотрению все заявления, и подлежал применению такой способ предоставления земельного участка, который отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, и который позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу, то есть путем выставления права на заключение договора аренды земельного участка на торги.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10, а также постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 08.10.2012 по делу N А72-6216/2011 (с учетом Определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.04.2013 N ВАС-1014/13) об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, от 14.04.2015 по делу N А65-13449/2014.
Однако судами данные обстоятельства не были приняты во внимание, а также не была дана оценка отказу Исполкома, изложенного в письме от 09.01.2014 N 05/34, в вынесении вопроса согласования схемы расположения земельного участка на аукцион, тогда как в силу абзаца 12 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации суды вправе давать оценку ненормативному акту государственного органа или органа местного самоуправления, и в случае если данный акт противоречит закону, не применять его независимо от того, предъявлялись ли требования о признании этого акта недействительным.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.10.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 подлежат отмене на основании частей 1, 2 статьи 288 АПК РФ с направлением дела на новое рассмотрение, поскольку для принятия законного и обоснованного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также совершение иных действий процессуального характера, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует учесть вышеизложенное, установить значимые для дела обстоятельства, с учетом приводимых сторонами доводов и возражений, в том числе дать оценку соответствия заявления общества требованиям действующего на тот момент законодательства, дать оценку отказу Исполкома, изложенному в письме от 09.01.2014 N 05/34, установить каким образом признание оспариваемого ненормативного акта и действий незаконными приведет к восстановлению прав ООО "АП КАМА", и с учетом установленных обстоятельств, принять законное и обоснованное решение, правильно применив нормы материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.10.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 по делу N А65-11948/2014 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
Судьи
В.А.ПЕТРУШКИН
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 29.05.2015 N Ф06-22935/2015 ПО ДЕЛУ N А65-11948/2014
Требование: О признании недействительным постановления о предоставлении в аренду земельного участка, о признании незаконными действий по выделению земельного участка.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Общество полагало, что действия по предоставлению предпринимателю участка без проведения торгов нарушают права и законные интересы общества как смежного землепользователя, претендующего на спорный земельный участок.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2015 г. N Ф06-22935/2015
Дело N А65-11948/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Петрушкина В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Хабибуллиной А.М.. доверенность от 07.04.2014,
третьего лица (Алякина Вячеслава Петровича) - Деревлевой Э.Д., доверенность от 09.09.2013,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АП КАМА"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.10.2014 (судья Хасанов А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Семушкин В.С., Юдкин А.А.)
по делу N А65-11948/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АП КАМА", г. Набережные Челны, Республика Татарстан, к муниципальному казенному учреждению "Исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны", Республика Татарстан, о признании недействительным постановления от 24.05.2014 N 1089, признании незаконным действий Исполнительного комитета Муниципального образования г. Набережные Челны по выделению земельного участка ИП Алякину В.П., находящегося по адресу: г. Набережные Челны, ул. Шлюзовая, Нижний Бьеф, площадью 890 кв. м, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Надеева Владимира Вениаминовича, г. Набережные Челны, Республика Татарстан, муниципального унитарного предприятия города Набережные Челны Служба градостроительного развития", г. Набережные Челны, Республика Татарстан, Алякина Вячеслава Петровича, г. Набережные Челны, Республика Татарстан,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "АП КАМА" (далее - заявитель, ООО "АП КАМА", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к муниципальному казенному учреждению Исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны (далее - ответчик, Исполком) о признании недействительным постановления от 24.05.2014 N 1089, признании незаконными действий Исполкома по выделению земельного участка индивидуальному предпринимателю Алякину Вячеславу Петровичу, находящегося по адресу: г. Набережные Челны, ул. Шлюзовая, Нижний Бьеф, площадью 890 кв. м.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Надеев Владимир Вениаминович, муниципальное унитарное предприятие города Набережные Челны "Служба градостроительного развития", Алякин Вячеслав Петрович.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.10.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, общество обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, передать дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 19.05.2015 до 26.05.2015. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене.
В соответствии с договором перенайма земельного участка от 25.08.2012, зарегистрированным 05.09.2012 в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Алякину В.П. переданы в аренду земельные участки площадью 1560 кв. м с кадастровым номером 16:52:01 03 01:50 и площадью 1260 кв. м с кадастровым номером 16:52:01 03 01:47, расположенные по адресу: г. Набережные Челны, Нижний Бьеф Нижнекамской ГЭС, сроком на 49 лет до 25 декабря 2051 года. На вышеназванных земельных участках имеются принадлежащие Алякину В.П. на праве собственности объекты недвижимости - гараж и мастерские.
Согласно договору аренды от 25.04.2013 N 2424-A3 ООО "АП КАМА" является арендатором земельного участка площадью 7125 кв. м, кадастровый номер 16:52:01 03 01:104 в целях складирования инертных материалов.
25.07.2013 ООО "АП КАМА" обратилось с письмом N 25-07/13 к Исполнительному комитету муниципального образования г. Набережные Челны с просьбой о возможности доотвода земельного участка под складирование инертных материалов, расположенного: район Нижнего Бьефа Нижнекамской ГЭС, ул. Шлюзовая, площадью 1700 кв. м.
29.07.2013 письмом N 29/07 ООО "АП КАМА" обратилось к ответчику с просьбой произвести корректировку границ путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 16:52:010301:104, площадью 7125 кв. м, отведенного под складирование инертных материалов.
Письмами от 09.08.2013 N 05/3606 и от 13.08.2013 N 05/3632 Исполком сообщил обществу о невозможности формирования земельного участка под площадку для складирования инертных материалов, ввиду того, что названный земельный участок предназначен для обеспечения прохода и проезда к смежным землепользованиям и не может быть использован под другие цели.
Из публикации в газете "Челнинские известия" N 62 (11737) от 16.08.2013 ООО "АП КАМА" стало известно о назначении публичных слушаний по вопросу согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане предназначенного для строительства производственной базы, общей площадью 890 кв. м расположенного по адресу: г. Набережные Челны, Нижний Бьеф, ул. Шлюзовая, по заявлению ИП Алякина В.П.
19.08.2013 ООО "АП КАМА" наряду со смежным землепользователем ИП Надеевым обратился с заявлением N 77 к комитету о регистрации его в качестве участника в публичных слушаниях.
27.08.2013 по итогам публичных слушаний, согласно заключению N 106, опубликованному в газете "Челнинские известия" N 67 от 06.09.2013, комиссией рекомендовано руководителю Исполнительного комитета отказать ИП Алякину В.П. в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане.
В декабре 2013 года Алякин В.П. вновь обратился к ответчику с заявлением о предоставлении смежного земельного участка площадью 890 кв. м, расположенного по адресу: г. Набережные Челны, Нижний Бьеф, ул. Шлюзовая для строительства объекта производственного назначения.
19.12.2013 комиссией, согласно заключению N 115, опубликованному в газете "Челнинские известия" N 97 от 25.12.2013, рекомендовано руководителю Исполнительного комитета утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане.
Письмом от 27.12.2013 N 128 ООО "АП КАМА" просило рассмотреть вопрос о вынесении на аукцион схемы расположения земельного участка на кадастровом плане по заявлению Алякина В.П., в связи с тем, что на публичных слушаниях, состоявшихся 19.12.2013, на вышеуказанный участок, кроме Алякина В.П. претендуют два смежных землепользователя, имеющие общие границы с данным земельным участком (ООО АП "КАМА" и ИП "Надеев").
31.12.2013 ответчик, рассмотрев заявление Алякина В.П., учитывая рекомендации комиссии по землепользованию и застройке города Набережные Челны согласно заключению по результатам публичных слушаний от 23.12.2013 N 115, приняло распоряжение N 1050-р, которым предварительно согласовало Алякину В.П. из земель населенных пунктов (городских земель) место размещения объекта производственного назначения на земельном участке площадью 890 кв. м, расположенном по адресу: г. Набережные Челны, Нижний Бьеф, ул. Шлюзовая; утвердил акт о выборе земельного участка от 02.07.2013 N 212 и схему расположения земельного участка на кадастровом плане площадью 890 кв. м.
09.01.2014 письмом N 05/34 комитет сообщил ООО "АП КАМА" о предоставлении указанного земельного участка путем предварительного согласования другому землепользователю, а заявителю предложено принять участие в проводимых аукционах.
24.02.2014 руководителем ответчика вынесено постановление N 1089 о предоставлении Алякину В.П. в аренду сроком на три года земельного участка площадью 890 кв. м, с кадастровым номером 16:52:010301:316, расположенного по адресу: г. Набережные Челны, Нижний Бьеф, ул. Шлюзовая, для строительства объекта производственного назначения.
12.03.2014 на основании вышеназванного постановления между комитетом и Алякиным В.П. заключен договор аренды земельного участка N 4243-A3, государственная регистрация которого произведена в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан 21.04.2014.
ООО "АП КАМА", полагая, что постановление от 24.02.2014 N 1089, действия Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны по выделению земельного участка, находящегося по адресу: г. Набережные Челны, Нижний Бьеф, ул. Шлюзовая, площадью 890 кв. м, ИП Алякину В.П., противоречат закону и нарушают его права и законные интересы, обратился в суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, принимая обжалуемые судебные акты, исходили из того, что предоставление земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта может осуществляться без проведения торгов при условии наличия только одной заявки, предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков (подпункт 3 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Суды пришли к выводу, что ООО "АП КАМА" не обращалось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства объекта производственного назначения по спорному адресу, поэтому основания для проведения торгов отсутствовали.
Суды не приняли во внимание заявление ООО "АП КАМА" от 27.12.2013, указав, что текст данного заявления прямо не свидетельствует о предполагаемой цели использования участка для строительства, поскольку содержит лишь формулировку о вынесении на аукцион земельного участка, предназначенного для строительства.
Между тем судами первой и апелляционной инстанции не принято во внимание следующее.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в установленный Кодексом срок (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения, несмотря на то, что они содержатся в неопубликованных для всеобщего сведения документах.
Помимо того, после определения участка, подходящего для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
В силу правила пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом Кодекс не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Земельным кодексом Российской Федерации не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Указанная правовая позиция сформулирована в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10.
На момент подачи ООО "АП КАМА" заявления о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта Исполкомом еще не было принято распоряжение от 31.12.2013 N 1050-р о предварительном согласовании Алякину В.П. места размещения объекта производственного назначения на земельном участке площадью 890 кв. м, расположенном по адресу: г. Набережные Челны, Нижний Бьеф, ул. Шлюзовая и постановление от 24.02.2014 N 1089 "О предоставлении земельного участка Алякину В.П.".
Таким образом, заявление ООО "АП КАМА" подлежало рассмотрению Исполкомом по существу совместно с заявлением Алякина В.П.
Доводы судов о том, что заявление ООО "АП КАМА" от 27.12.2013 не могло быть принято во внимание, поскольку оно не содержало прямого указания на цель использования земельного участка - строительство, судебной коллегией признаются несостоятельными.
Из обращения от 27.12.2013 N 128 ООО "АП КАМА" следует, что общество просило выставить на аукцион вопрос согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане предназначенного для строительства объекта производственного назначения, по заявлению Алякина В.П., в связи с тем, что на публичных слушаниях, состоявшихся 19.12.2013, на вышеуказанный участок, кроме Алякина В.П., претендуют два смежных землепользователя, имеющие общие границы с данным земельным участком (ООО АП "КАМА" и ИП "Надеев").
Таким образом, орган местного самоуправления не мог принять решение о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: по адресу: г. Набережные Челны, Нижний Бьеф, ул. Шлюзовая, площадью 890 кв. м, без проведения торгов, поскольку располагал сведениями о наличии интереса нескольких лиц в отношении указанного земельного участка.
В указанном случае подлежали рассмотрению все заявления, и подлежал применению такой способ предоставления земельного участка, который отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, и который позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу, то есть путем выставления права на заключение договора аренды земельного участка на торги.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10, а также постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 08.10.2012 по делу N А72-6216/2011 (с учетом Определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.04.2013 N ВАС-1014/13) об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, от 14.04.2015 по делу N А65-13449/2014.
Однако судами данные обстоятельства не были приняты во внимание, а также не была дана оценка отказу Исполкома, изложенного в письме от 09.01.2014 N 05/34, в вынесении вопроса согласования схемы расположения земельного участка на аукцион, тогда как в силу абзаца 12 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации суды вправе давать оценку ненормативному акту государственного органа или органа местного самоуправления, и в случае если данный акт противоречит закону, не применять его независимо от того, предъявлялись ли требования о признании этого акта недействительным.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.10.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 подлежат отмене на основании частей 1, 2 статьи 288 АПК РФ с направлением дела на новое рассмотрение, поскольку для принятия законного и обоснованного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также совершение иных действий процессуального характера, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует учесть вышеизложенное, установить значимые для дела обстоятельства, с учетом приводимых сторонами доводов и возражений, в том числе дать оценку соответствия заявления общества требованиям действующего на тот момент законодательства, дать оценку отказу Исполкома, изложенному в письме от 09.01.2014 N 05/34, установить каким образом признание оспариваемого ненормативного акта и действий незаконными приведет к восстановлению прав ООО "АП КАМА", и с учетом установленных обстоятельств, принять законное и обоснованное решение, правильно применив нормы материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.10.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 по делу N А65-11948/2014 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
Судьи
В.А.ПЕТРУШКИН
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)