Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.10.2015 N 08АП-9808/2015 ПО ДЕЛУ N А70-3119/2015

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2015 г. N 08АП-9808/2015

Дело N А70-3119/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричек Ю.Н.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Рязановым И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9808/2015) индивидуального предпринимателя Шешукова Андрея Петровича на решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.07.2015 по делу N А70-3119/2015 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Шешукова Андрея Петровича к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:4774, изложенного в письме от 09.12.2014, и обязании направить проект договора аренды земельного участка,
при участии в деле в качестве третьего лица - Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени,
при участии в судебном заседании представителей:
- от индивидуального предпринимателя Шешукова Андрея Петровича - лично, предъявлен паспорт;
- от Департамента имущественных отношений Тюменской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
- от Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

- установил:

Индивидуальный предприниматель Шешуков Андрей Петрович (далее - заявитель, ИП Шешуков А.П., предприниматель) обратился в Арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент имущественных отношений, уполномоченный орган) о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:4774, изложенного в письме от 09.12.2014 и обязании направить проект договора аренды земельного участка.
Определением суда от 20.05.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени (далее - Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 16.07.2015 по делу N А70-3119/2015 в удовлетворении заявленных предпринимателем требований отказано.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ, мотивированный тем, что испрашиваемый Обществом земельный участок с кадастровым номером 72:23:0217001:4774 пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:301, находящегося в безвозмездном срочном пользовании Департамента транспорта, соответствует законодательству и является обоснованным.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ИП Шешуков А.П. обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что земельный участок с кадастровым номером 72:23:0217001:301 является государственной собственностью, и не мог быть предоставлен в безвозмездное срочное пользование в отсутствие решения исполнительного государственного органа, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что данный участок находится в собственности граждан или юридических лиц. На момент обращения с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, испрашиваемый земельный участок был освобожден от прав третьих лиц.
Департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления лицам, участвующим в деле, в котором третье лицо не согласилось с доводами подателя апелляционной жалобы. Отзыв приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела.
В судебном заседании ИП Шешуков А.П. поддержал доводы и требования апелляционной жалобы с учетом письменных пояснений, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных предпринимателем требований.
Департамент имущественных отношений, Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, выслушав явившегося в судебное заседание ИП Шешукова А.П., установил следующие обстоятельства.
22.11.2014 заявитель обратился в Департамент имущественных отношений с заявлением о предоставлении в аренду смежного земельного участка, примерной площадью I 050 кв. м по ул. Кирова г. Тюмени, в целях благоустройства и озеленения для сохранения и регенерации планировочной структуры и исторической среды объекта культурного наследия регионального значения "Жилой дом ЖЭУ-1".
Рассмотрев обращение ИП Шешукова А.П., письмом Департамента имущественных отношений от 09.12.2014 N 141209021/10-2 заявителю отказано в предоставлении в аренду земельного участка в указанных выше целях.
Отказ Департамента имущественных отношений мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 72:23:0217001:4774 пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:301, находящегося в безвозмездном срочном пользовании Департамента транспорта.
Полагая, что отказ Департамента нарушает его права и законные интересы, ИП Шешуков А.П., обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
16.07.2015 Арбитражный суд Тюменской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, ИП Шешуков А.П. обратился в Департамент имущественных отношений в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей в спорный период.
Пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Частью 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Как следует из материалов дела, ИП Шешуков А.П. обратился в Департамент имущественных отношений с заявлением о предоставлении в аренду смежного земельного участка примерной площадью 1050 кв. м по ул. Кирова, с целью благоустройства и озеленения для сохранения и регенерации планировочной структуры и исторической среды объекта культурного наследия регионального наследия "Жилой дом ЖЭУ-1", в котором у заявителя имеется доля в праве собственности.
В предоставлении указанного земельного участка заявителю было отказано ввиду того, что испрашиваемый земельный участок пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:301, находящегося в безвозмездном пользовании Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта.
Так, между Департаментом имущественных отношений и Департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта (Землепользователь) 13.03.2013 заключен договор N 23-14/233 безвозмездного срочного пользования земельным участком (л.д. 53-56).
Предметом заключенного договора явилась передача в безвозмездное срочное пользование земельного участка площадью 4131 кв. м, расположенного по адресу: г. Тюмень в квартале улиц Челюскинцев - Ленина - Кирова с кадастровым номером 72:23:0217001:301 для благоустройства и организации парковочных мест. Срок действия договора с 06.03.2013 по 05.02.2014.
Кроме того, 14.03.2014 между Департаментом имущественных отношений и Департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта заключено соглашение о возобновлении договора от 13.03.2013 N 23-14/233 безвозмездного пользования земельным участком на срок по 11.02.2015.
По истечении указанного срока, 12.02.2015 на основании соглашения стороны вновь возобновили указанный выше договор на срок по 11.02.2016 (т. 1 л.д. 58).
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации в безвозмездное пользование могут предоставляться земельные участки:
- - находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 настоящего Кодекса, в том числе в виде служебного надела;
- - находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам или юридическим лицам на основании договора, в том числе в виде служебного надела.
Договор безвозмездного пользования земельным участком заключается в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Земельным кодексом РФ (пункт 1.1 статьи 24 Земельного кодекса РФ).
При этом, в силу пункта 1 части 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент заключения спорных договорных правоотношений) в безвозмездное срочное пользование земельные участки предоставляются именно исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, юридическим лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на срок не более чем один год.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131- ФЗ) определено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 указанного закона вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно пункту 1 статьи 37 Закона N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
На основании статьи 36 Устава города Тюмени, Администрация города Тюмени является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Тюмени, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения. В структуру Администрации города Тюмени могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы. Структура, полномочия и порядок деятельности отраслевых (функциональных) и территориальных органов Администрации города Тюмени определяются положениями об этих органах.
Решением Тюменской городской Думы от 20.03.2008 N 818 утверждена структура Администрации города Тюмени, в которую Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта входит в качестве отраслевого органа, наделенного правами юридического лица.
Таким образом, деятельность по созданию и обеспечению функционирования парковок (парковочных мест) относится к полномочиям органов местного самоуправления, в частности, Администрация города Тюмени в составе Департамента имущественных отношений и Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта.
В рамках предоставленных Законом N 131-ФЗ полномочий, а также в соответствии с изложенными выше положениями и нормами Земельного кодекса РФ, Департаментом имущественных отношений 29.12.2014 было принято решение N 4299-з о предоставлении Департаменту дорожной инфраструктуры и транспорта в безвозмездное срочное пользование земельного участка для благоустройства и организации парковочных мест в городе Тюмени в квартале улиц Челюскинцев-Ленина-Кирова.
В рассматриваемой ситуации договор N 23-14/233 от 13.03.2013 безвозмездного срочного пользования земельным участком заключен на основании указанного выше решения Департамента Департаментом имущественных отношений.
При этом Департамент имущественных отношений располагал соответствующими полномочиями по передаче в безвозмездное пользование земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:301.
Организация парковки для автотранспорта по ул. Ленина, 41 в городе Тюмени осуществляется в соответствии с проводимой муниципальной долгосрочной целевой программой "Развитие дорожно-транспортной сети города Тюмени на 2012-2016 годы", утвержденной Распоряжением Администрации города Тюмени от 14.11.2011 N 523-рк.
Указанной программой предусмотрено проведение мероприятий по капитальному ремонту дорог (в части устройства парковок для автотранспорта), в том числе, по ул. Ленина, 41, ул. Первомайская, 48, участки N 1 и N 2, ул. Борцов Октября. За выполнение данного мероприятия программы ответственным органом местного самоуправления определен Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что получение земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:301 в безвозмездное срочное пользование Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта для организации парковочных мест представляет собой реализацию полномочий органа местного самоуправления в лице Администрации города Тюмени по вопросам местного значения через свои отраслевые (функциональные) органы.
Спорный земельный участок предоставлен в безвозмездное срочное пользование Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Таким образом, правовые основания предоставления земельного участка в безвозмездное срочное пользование соблюдены.
Довод заявителя о том, что земельный участок с кадастровым номером 72:23:0217001:301 предоставлен Департаменту транспорта в безвозмездное срочное пользование сроком на 11 месяцев, т.е. до 29.11.2013 отклоняется, поскольку не согласуется с имеющимися материалами дела.
На момент оспариваемого отказа указанный земельный участок находился в безвозмездном пользовании Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта, о чем свидетельствуют договор N 23-14/233 безвозмездного срочного пользования земельным участком и заключенные сторонами соглашения о возобновлении данного договора.
Более того, принимая во внимание сроки реализации программы "Развитие дорожно-транспортной сети города Тюмени на 2012-2016 годы", следует вывод о том, что использование земельного участка Департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта считается возможным исключительно с целью выполнения на нем работ по благоустройству и организации парковочных мест на протяжении всего периода действия программы.
В данном случае, непосредственно в правоустанавливающем документе, которым является договор от 13.03.2013 N 23-14/233 безвозмездного срочного пользования земельным участком, с учетом соглашений о возобновлении, закреплена действительная воля сторон, направленная на пользование земельным участком на протяжении всего периода действия программы - до 2016 года.
Доводы заявителя о том, что земельный участок с кадастровым номером 72:23:0217001:301 не был образован ни путем раздела какого-либо земельного участка, ни путем выдела доли либо объединения, перераспределения, судом также во внимание не принимаются.
Материалами дела подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером 72:23:0217001:301 образован из земельного участка с кадастровым номером 72:23:02 17 001:0263, право собственности на который было зарегистрировано за субъектом Российской Федерации - Тюменской областью 20.12.2006.
Оставшейся части земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:263 присвоен кадастровый номер 72:23:0217001:302 (дата постановки на государственный кадастровый учет 30.10.2007).
Таким образом, поскольку земельный участок с кадастровым номером 72:23:0217001:263 принадлежал на праве собственности Тюменской области, исходя из статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации (в том числе, в редакции, действовавшей на момент заключения договора безвозмездного срочного пользования от 13.03.2013) на образованные земельные участки 72:23:0217001:301 и 72:23:0217001:302 также возникло право собственности Тюменской области.
Свидетельство о государственной регистрации права собственности Тюменской области на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0217001:301 получено 03.06.2014.
В связи с чем, ссылка заявителя о том, что положения статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации не могут быть применены к спорным правоотношениям, является ошибочной.
Как верно отмечено Департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта, объектом права безвозмездного срочного пользования являлся и является земельный участок с кадастровым номером 72:23:0217001:301, принадлежащий на праве собственности субъекту Российской Федерации.
Сохранение прав на земельные участки, образуемые из исходного участка, обремененного правами третьих лиц, находящегося в государственной или муниципальной собственности закреплено в пунктах 2 и 3 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного срочного пользования на образуемые земельные участки.
Новая редакция пункта 2 статьи 11.8 Земельного кодекса РФ, вступившая в силу с 01.03.2015, не исключает данных положений.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возникновении у Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта права постоянного безвозмездного срочного пользования на земельный участок, являющийся предметом договора от 13.03.2013 N 23-14/233.
Таким образом, в силу указанной нормы права, обременение в виде права безвозмездного пользования в пользу Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта будет сохраняться в отношении всех земельных участков, которые будут образованы в результате преобразования земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:301в течение срока действия договора от 13.03.2013 N 23-14/233.
Доводы заявителя о том, что обязанность предоставить испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 72:23:0217001:4774, свободным от прав третьих лиц, установлена статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и подтверждена материалами арбитражного дела N А70-3200/2013, несостоятельны.
Так, в рамках настоящего спора установлено, что с учетом принятых судебных актов по делу N А70-3200/2013 Департаментом имущественных отношений была утверждена схема расположения земельного участка от 08.07.2014 N 14/3-693 на кадастровом плане территории в г. Тюмени, ул. Кирова, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:301.
При этом на основании принятого судом 01.07.2014 решения по делу N А70-1518/2014 Департаментом имущественных отношений были внесены изменения в ранее утвержденную схему расположения земельного участка, указана цель использования - "с целью благоустройства и озеленения для сохранения и регенерации планировочной структуры и исторической среды объекта культурного наследия регионального значения "Жилой дом ЖЭУ-1".
Следовательно, образование испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:4774 обусловлено принятыми вступившими в законную силу судебными актами по делам N А70-3200/2013, N А70-1518/2014, которыми подтвержден факт нарушения процедуры рассмотрения заявления ИП Шешукова А.П.
Между тем, указанными судебными актами не вменяется обязанности Департамента предоставить вновь образованный земельный участок заявителю.
В связи с чем, суд признает обоснованными доводы третьего лица о том, что с принятием данных судебных решений у Департамента не возникает безусловной обязанности прекратить право собственности на земельный участок площадью 4131 кв. м с кадастровым номером 72:23:0217001:301 с целью его регистрации на участки, образованные в результате раздела данного участка, а также не корреспондирует обязанности предоставить часть этого земельного участка в аренду заявителю.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, отказа в удовлетворении заявленных предпринимателем требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ИП Шешукова А.П.
Поскольку в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации предпринимателем при подаче апелляционной жалобы подлежала к уплате государственная пошлина в сумме 150 руб., а фактически была уплачена в сумме 300 руб., то 150 руб. излишне уплаченной государственной пошлины подлежит возврату ИП Шешукову А.П. из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.07.2015 по делу N А70-3119/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Шешукову Андрею Петровичу из федерального бюджета 150 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы по чеку-ордеру от 28.07.2015.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Ю.Н.КИРИЧЕК

Судьи
Е.П.КЛИВЕР
О.Ю.РЫЖИКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)