Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.09.2015 N 10АП-9789/2015 ПО ДЕЛУ N А41-27598/15

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 сентября 2015 г. по делу N А41-27598/15


Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Игнахиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания Леоновой И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью НПО "Лакокраспокрытие" (ИНН: 5042133763; ОГРН: 1145042003259) - Кондакова Н.В. представитель по доверенности от 30 сентября 2014 года,
от заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Погонялина А.Н. представитель по доверенности от 18 мая 2015 года N 80-Д,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 16 июля 2015 года по делу N А41-27598/15, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по заявлению Общества с ограниченной ответственностью НПО "Лакокраспокрытие" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о признании незаконным отказа в государственной регистрации; обязании внести изменения в содержащиеся в ЕГРП сведения о правообладателе земельного участка,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение "Лакокраспокрытие" (далее - ООО НПО "ЛКП", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление), в котором просило:
- - признать недействительным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об отказе в государственной регистрации (сообщение от 23 января 2015 года N 05/110/2014-336);
- - обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области внести изменения в содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правообладателе земельного участка, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: под размещение производственных площадей, общая площадь 8805 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Хотьково, г. Хотьково, проезд Художественный, на земельном участке расположен объект недвижимости: часть нежилого здания: корпус опытных установок с пристройкой, кадастровый номер: 50:05:0050301:135, который ранее принадлежал на праве собственности ЗАО НПО "ЛКП", реорганизованному в форме преобразования в ООО НПО "ЛКП".
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 июля 2015 года заявленные требования ООО НПО "ЛКП" удовлетворены (л.д. 151 т. 2).
Не согласившись с данным судебным актом, управление обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
Представитель ООО НПО "ЛКП" возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в ЕГРП имеются сведения о праве собственности ЗАО НПО "ЛКП" на земельный участок категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: под размещение производственных площадей, общая площадь 8805 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Хотьково, г. Хотьково, проезд Художественный, на земельном участке расположен объект недвижимости: часть нежилого здания: корпус опытных установок с пристройкой, кадастровый номер: 50:05:0050301:135, запись о регистрации сделана 09 июня 2010 года.
30 сентября 2014 года в результате реорганизации в форме преобразования ЗАО НПО "Лакокраспокрытие" зарегистрировано ООО НПО "Лакокраспокрытие".
ООО НПО "ЛКП" 12 декабря 2014 года обратилось в управление с заявлением о внесении изменений в запись в ЕГРП в отношении земельного участка с КН 50:05:0050301:135.
Сообщением от 23 января 2015 года N 05/110/2014-336 управление отказало обществу в государственной регистрации изменений со ссылкой на абзац 4 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), указав на то, что обществу необходимо обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности, с приложением решения о реорганизации юридического лица и передаточного акта, а также уплатить госпошлину в размере 22 000 руб. за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленную подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ.
Считая, что отказ управления является незаконным, ООО НПО "ЛКП" обратилось в Арбитражный суд Московской области с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу с абзацем первым части 1 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона N 122-ФЗ обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено лишь в судебном порядке.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В силу статьи 18 Федерального закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам.
Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов или сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 19 Федерального закона N 122-ФЗ в случае представления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, держащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, государственная регистрация прав постанавливается на срок до устранения причин, ей препятствующих, но не более чем на один месяц.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Федерального закона N 122-ФЗ.
Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В части 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определены формы реорганизации юридического лица: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.
В соответствии с частью 1 статьи 58 ГК РФ (в редакции, действовавшей после 01 сентября 2014 года) при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу.
В соответствии с частью 4 статьи 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона N 129-ФЗ Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.
Согласно пункту 4 статьи 15 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон N 208-ФЗ) общество считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Таким образом, при реорганизации в форме преобразования имущество преобразованного юридического лица не передается, а остается у того же лица, поменявшего организационно-правовую форму.
Доказательством изменения организационно-правовой формы юридического лица (преобразования) являются его учредительные документы, выписка из ЕГРЮЛ.
Часть 5 статьи 58 ГК РФ (с учетом изменений внесенных Федерального закона от 05 мая 2014 года N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"), согласно которой при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом, прекратила свое действие с 01 сентября 2014 года.
Таким образом, в действующей редакции части 5 статьи 58 ГК РФ законодатель закрепил позицию о том, что при преобразовании организации не происходит фактического изменения юридического лица (новая организация не образуется) и перехода объектов гражданских прав от одного лица к другому. При преобразовании изменяются только обязанности организации в отношении учредителей и высший орган ее управления.
При этом, преобразование ЗАО НПО "ЛКП" в ООО НПО "ЛКП" имело место после 01 сентября 2014 года.
Изменение организационно-правовой формы заявителя с ЗАО НПО "Лакокраспокрытие" на ООО НПО "Лакокраспокрытие", состоявшееся в сентябре 2014 года, подтверждается представленными в материалы дела Уставом ООО НПО "ЛКП", выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 117, 121 т. 1).
Как следует из материалов дела, согласно расписки о получении документов на государственную регистрацию управлением от 12 декабря 2014 года следует, что управление получило от ООО НПО "ЛКП" следующие документы: заявление о внесении изменений, доверенность, письмо и платежное поручение на оплату 600 рублей.
Согласно представленному в управление письму, общество сообщило, что оригиналы учредительных документов ООО НПО "ЛКП" находятся в деле Сергиево-Посадского отдела управления, о чем 24 октября 2014 года в книгу учета входящих документов внесена запись N 615.
В силу части 2 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
Право собственности ЗАО НПО "ЛКП" на земельный участок категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: под размещение производственных площадей, общая площадь 8805 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Хотьково, г. Хотьково, проезд Художественный, на земельном участке расположен объект недвижимости: часть нежилого здания: корпус опытных установок с пристройкой, кадастровый номер: 50:05:0050301:135, подтверждается договором купли-продажи от 15 сентября 2014 года N ДКП/ЗУ/1943 между ЗАО "ПиМ" (предыдущим собственником) и ЗАО НПО "ЛКП" (новый собственник), дата регистрации - 29 сентября 2014 года, и не оспаривается управлением.
Пунктом 27 части 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктом 32 настоящего пункта размер госпошлины для организаций на дату подачи заявления составлял 600 рублей.
При вышеизложенных обстоятельствах, с учетом действовавших на момент реорганизации юридического лица и подачи им заявления в регистрирующий орган положений законодательства, представленных в материалы дела доказательств, суд считает, что требования действовавших на тот момент норм заявителем были выполнены. Все необходимые документы заявителем представлены в управление, госпошлина уплачена.
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ управления от 23 января 2015 года N 05/110/2014-336 нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем являются незаконными и подлежат отмене.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ судебный акт об оспаривании решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должен содержать указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В целях устранения нарушения прав и законных интересов общества, суд первой инстанции обязал управление внести изменения в содержащиеся в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правообладателе земельного участка, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: под размещение производственных площадей, общая площадь 8805 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Хотьково, г. Хотьково, проезд Художественный, на земельном участке расположен объект недвижимости: часть нежилого здания: корпус опытных установок с пристройкой, кадастровый номер: 50:05:0050301:135, который ранее принадлежал на праве собственности ЗАО НПО "Лакокраспокрытие", реорганизованному в форме преобразования в ООО НПО "Лакокраспокрытие".
Ссылки управления на письма Министерства финансов Российской Федерации от 29 июня 2015 года N 03-05-06-03/37427, N 03-05-05-03/37417 не принимаются апелляционным судом, поскольку согласно пункту 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 года N 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.
Настоящие требования заявлены обществом в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 200 АПК РФ арбитражный суд исследует доводы, изложенные непосредственно в оспариваемом решении.
При этом оспариваемый ненормативный правовой акт не содержит какие-либо ссылки на указанные выше документы.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 16 июля 2015 года по делу N А41-27598/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
М.А.НЕМЧИНОВА

Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
М.В.ИГНАХИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)