Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "30" июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "07" июля 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иванцовой О.А.,
судей: Морозовой Н.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Елистратовой О.М.,
при участии:
от заявителя (главы крестьянского (фермерского) хозяйства Музыка Романа Владимировича): Сукало В.А., представителя на основании доверенности от 23.06.2014, паспорта,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Ширинский район
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "22" апреля 2015 года по делу N А74-955/2015, принятое судьей Федулкиной А.А.,
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Музыка Роман Владимирович (ИНН 190103532705, ОГРНИП 313190131600029, г. Абакан) (далее - глава КФХ Музыка Р.В., заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к администрации муниципального образования Ширинский район (ИНН 1911000663, ОГРН 1031900879768, Республика Хакасия, с. Шира) (далее - администрация района, ответчик) о признании незаконным решения комиссии по управлению и распоряжению земельными участками из земель муниципального образования Ширинский район, оформленного выпиской из протокола N 03-12 от 17.12.2014, об отказе в предоставлении в аренду земельного участка площадью 800 кв. м, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, западный берег Малого плеса озера Беле, часть квартала 6, участок 65, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, для дачного строительства.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 18.02.2015 указанное заявление принято к производству, делу присвоен номер А74-955/2015.
Глава КФХ Музыка Р.В. также обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к администрации района о признании незаконным решения комиссии по управлению и распоряжению земельными участками из земель муниципального образования Ширинский район, оформленного выпиской из протокола N 03-12 от 17.12.2014, об отказе в предоставлении в аренду земельного участка площадью 800 кв. м, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, западный берег Малого плеса озера Беле, часть квартала 8, ряд 5, участок 2, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, для дачного строительства.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 18.02.2015 указанное заявление принято к производству, делу присвоен номер А74-956/2015.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 12.03.2015 дела N А74-955/2015 и N А74-956/2015 объединены в одно производство, объединенному делу присвоен номер А74-955/2015.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Мамедов Олег Гюльбалаевич, Ермолина Любовь Александровна (определение Арбитражного суда Республики Хакасия от 12.03.2015 по делу N А74-955/2015).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 22 апреля 2015 года по делу N А74-955/2015 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение комиссии по управлению и распоряжению земельными участками муниципального образования Ширинский район, оформленное выпиской протокола N 03-12 от 17.12.2014 об отказе в предоставлении в аренду главе КФХ Музыка Р.В. земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, западный берег Малого плеса озера Беле, часть квартала 6, участок 65, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, площадью 800 кв. м, и земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, западный берег Малого плеса озера Беле, часть квартала 8, ряд 5 участок 2, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, площадью 800 кв. м, для дачного строительства. В порядке устранения нарушений прав заявителя на администрацию района возложена обязанность по рассмотрению вопроса о предоставлении права аренды земельных участков, расположенных по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, западный берег Малого плеса озера Беле, часть квартала 6, участок 65 и часть квартала 8, ряд 5 участок 2 для дачного строительства, путем проведения торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Не согласившись с данным судебным актом, администрация района обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, полагая, что выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на следующие доводы:
- - основной целью предоставления спорных земельных участков не является строительство, так как спорные земельные участки предоставлялись для дачного строительства, следовательно, процедура их предоставления должна осуществляться в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации;
- - Ермолина Л.А. и Мамедов О.Г. обратились с заявлениями о предоставлении в аренду спорных земельных участков, поэтому в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации администрацией осуществлена публикация с информационным сообщением в порядке информирования населения о предстоящем предоставлении земельных участков в аренду, что не предполагает проведение торгов в случае поступления других заявок;
- - поскольку на озере Беле не утверждена градостроительная документация, предоставление спорных земельных участков возможно только с предварительным согласованием места размещения объектов, то есть без проведения торгов.
Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с изложенными в ней доводами, полагая правильным вывод суда о предоставлении спорного земельного участка на торгах, поскольку согласно пункту 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрено предварительное согласование места размещения объектов при предоставлении земельных участков для дачного строительства, а в случае предоставления земельного участка в порядке статьи 31 названного Кодекса при наличии более одной заявки должны проводится торги.
Представитель предпринимателя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признал, поддержал основания, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Ответчик и третьи лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копии определения от 01.06.2015 о принятии апелляционной жалобы к производству, а также путем размещения 02.06.2015 публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет") в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили; третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие ответчика и третьих лиц (их представителей).
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значения для рассмотрения спора обстоятельства.
28.10.2014 в администрацию района обратились с заявлениями:
- - Мамедов О.Г. о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка по адресу: западный берег Малого плеса озера Беле, квартал 6, участок N 65, для дачного строительства;
- - Ермолина Л.А. о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, западный берег Малого Плеса озера Беле, квартал 8, ряд 5, участок 2, для дачного строительства.
На заседании комиссии по управлению и распоряжению земельными участками из земель муниципального образования Ширинский район 29.10.2014 принято решение (выписки из протокола от 29.10.2014 N 05-10) о предоставлении Ермолиной Л.А. и Мамедову О.Г. испрашиваемых земельных участков для дачного строительства.
13.11.2014 в выпуске газеты "Ширинский вестник" Администрацией муниципального образования Ширинский район опубликовано извещение N 70 о предстоящем предоставлении в аренду земельных участков по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, западный берег Малого плеса озера Беле, часть квартала 6, участок 65 и часть квартала 8, ряд 5 участок 2, для дачного строительства.
09.12.2014 глава КФХ Музыка Р.В. в соответствии с извещением N 70 в газете "Ширинский вестник" обратился в администрацию района с заявлением о предоставлении в аренду для дачного строительства указанных земельных участков.
На заседании комиссии по управлению и распоряжению земельными участками из земель муниципального образования Ширинский район 17.12.2014 принято решение об отказе предпринимателю в предоставлении в аренду земельных участков, так как заявление подано не в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Полагая, что оспариваемое решение принято с нарушением закона, глава КФХ Музыка Р.В. обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с вышеуказанными требованиями.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил основания для отмены решения суда первой инстанции, в силу следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что в соответствии с частью 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предварительное согласование места размещения объекта не производится в случае предоставления земельного участка для дачного строительства, земельный участок на эти цели должен предоставляться в порядке статьи 34 названного Кодекса с обязательным опубликованием сообщения о передаваемых в аренду земельных участках в средствах массовой информации. Такое информирование, по мнению арбитражного суда, способствует получению наибольшего числа заявок от всех заинтересованных лиц, направлено на защиту интересов возможных претендентов на земельный участок. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов возможна, если имеется только одна заявка.
В связи с этим суд первой инстанции признал, что при наличии двух претендентов на спорные земельные участки и отсутствии оснований отказа в предоставлении муниципальной услуги, предусмотренных пунктом 22 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, в аренду, в собственность земельных участков", утвержденного постановлением администрации района 21.11.2014, оспариваемое решение комиссии об отказе в предоставлении земельных участков не соответствует закону и нарушает права предпринимателя.
Суд апелляционной инстанции считает, что данные выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права, действующих на момент обращения предпринимателя в администрацию района с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для дачного строительства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям в порядке, установленном Кодексом, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Поскольку спорные правоотношения связаны с предоставлением земельных участков для дачного строительства, нормы Земельного кодекса подлежат применению во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 12 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков. В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам.
Согласно статье 13 указанного Федерального закона обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Эти органы ведут отдельно регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков; очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится, исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" фондах перераспределения земель.
Таким образом, земля, не распределенная на земельные паи и остающаяся в государственной собственности, поступает в фонд перераспределения земель.
Из свидетельств о государственной регистрации права N 19-АА 349265 на земельный участок с кадастровым номером 19:11:990101:402, расположенный по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, западный берег Малого Плеса озера Беле, квартал 6 и N 19-АА 349260 на земельный участок с кадастровым номером 19:11:990101:446, расположенный по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, западный берег Малого Плеса озера Беле, квартал 8, на часть которых претендуют заявитель и третьи лица, следует, что указанные земельные участки находятся в муниципальной собственности, относятся к землям сельскохозяйственного назначения. Правила землепользования и застройки этой территории не утверждены. Доказательства распределения данного земельного участка на земельные паи отсутствуют.
Следовательно, земельные участки с кадастровыми номерами 19:11:990101:402, 19:11:990101:446 относится к фонду перераспределения земель и могут быть использованы для предоставления земли в целях садоводства, огородничества и дачного строительства.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Пунктом 2 статьи 14 указанного Федерального закона предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения Закона о садоводческих объединениях в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
Таким образом, Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ не предусматривает обращение по вопросу предоставления земельного участка в орган местного самоуправления по месту нахождения испрашиваемого участка в индивидуальном порядке, такие действия в силу пункта 1 статьи 14 указанного Федерального закона должны совершаться органом местного самоуправления по месту жительства граждан, с учетом утвержденного списка нуждающихся граждан.
Комиссия по управлению и распоряжению земельными участками из земель муниципального образования Ширинский район решением от 17.12.2014 отказала заявителю в предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков в связи с тем, что заявления поданы им не в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации. Отказ по данному основанию является незаконным, так как названным органом администрации не учтены вышеприведенные положения Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ, устанавливающие порядок предоставления земельных участков для дачного строительства.
Вместе с тем, незаконность решений комиссии по управлению и распоряжению земельными участками из земель муниципального образования Ширинский район об отказе в предоставлении испрашиваемых земельных участков для дачного строительства не привела к нарушению прав предпринимателя, так как данные заявления о предоставлении земельных участков в аренду для дачного строительства поданы не в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ, следовательно, не подлежали удовлетворению, поскольку у администрации района отсутствовали правовые основания для предоставления земельных участков для дачного строительства в индивидуальном порядке.
Отсутствие нарушения прав предпринимателя оспариваемым распоряжением является основанием, предусмотренным частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка предпринимателя и суда первой инстанции на пункт 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации не свидетельствует о возможности реализации земельных участков для дачного строительства на торгах, так как положения данного пункта предусматривают, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, и соответственно, не исключают предоставление земельных участков для садоводства, огородничества и дачного строительства в порядке, установленном Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы решение суда в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе предпринимателю в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплаты государственной пошлины за рассмотрение дела в первой инстанции относится на заявителя.
При подаче апелляционной жалобы администрация района на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "22" апреля 2015 года по делу N А74-955/2015 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.А.ИВАНЦОВА
Судьи
Н.А.МОРОЗОВА
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.07.2015 ПО ДЕЛУ N А74-955/2015
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июля 2015 г. по делу N А74-955/2015
Резолютивная часть постановления объявлена "30" июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "07" июля 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иванцовой О.А.,
судей: Морозовой Н.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Елистратовой О.М.,
при участии:
от заявителя (главы крестьянского (фермерского) хозяйства Музыка Романа Владимировича): Сукало В.А., представителя на основании доверенности от 23.06.2014, паспорта,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Ширинский район
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "22" апреля 2015 года по делу N А74-955/2015, принятое судьей Федулкиной А.А.,
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Музыка Роман Владимирович (ИНН 190103532705, ОГРНИП 313190131600029, г. Абакан) (далее - глава КФХ Музыка Р.В., заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к администрации муниципального образования Ширинский район (ИНН 1911000663, ОГРН 1031900879768, Республика Хакасия, с. Шира) (далее - администрация района, ответчик) о признании незаконным решения комиссии по управлению и распоряжению земельными участками из земель муниципального образования Ширинский район, оформленного выпиской из протокола N 03-12 от 17.12.2014, об отказе в предоставлении в аренду земельного участка площадью 800 кв. м, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, западный берег Малого плеса озера Беле, часть квартала 6, участок 65, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, для дачного строительства.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 18.02.2015 указанное заявление принято к производству, делу присвоен номер А74-955/2015.
Глава КФХ Музыка Р.В. также обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к администрации района о признании незаконным решения комиссии по управлению и распоряжению земельными участками из земель муниципального образования Ширинский район, оформленного выпиской из протокола N 03-12 от 17.12.2014, об отказе в предоставлении в аренду земельного участка площадью 800 кв. м, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, западный берег Малого плеса озера Беле, часть квартала 8, ряд 5, участок 2, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, для дачного строительства.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 18.02.2015 указанное заявление принято к производству, делу присвоен номер А74-956/2015.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 12.03.2015 дела N А74-955/2015 и N А74-956/2015 объединены в одно производство, объединенному делу присвоен номер А74-955/2015.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Мамедов Олег Гюльбалаевич, Ермолина Любовь Александровна (определение Арбитражного суда Республики Хакасия от 12.03.2015 по делу N А74-955/2015).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 22 апреля 2015 года по делу N А74-955/2015 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение комиссии по управлению и распоряжению земельными участками муниципального образования Ширинский район, оформленное выпиской протокола N 03-12 от 17.12.2014 об отказе в предоставлении в аренду главе КФХ Музыка Р.В. земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, западный берег Малого плеса озера Беле, часть квартала 6, участок 65, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, площадью 800 кв. м, и земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, западный берег Малого плеса озера Беле, часть квартала 8, ряд 5 участок 2, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, площадью 800 кв. м, для дачного строительства. В порядке устранения нарушений прав заявителя на администрацию района возложена обязанность по рассмотрению вопроса о предоставлении права аренды земельных участков, расположенных по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, западный берег Малого плеса озера Беле, часть квартала 6, участок 65 и часть квартала 8, ряд 5 участок 2 для дачного строительства, путем проведения торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Не согласившись с данным судебным актом, администрация района обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, полагая, что выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на следующие доводы:
- - основной целью предоставления спорных земельных участков не является строительство, так как спорные земельные участки предоставлялись для дачного строительства, следовательно, процедура их предоставления должна осуществляться в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации;
- - Ермолина Л.А. и Мамедов О.Г. обратились с заявлениями о предоставлении в аренду спорных земельных участков, поэтому в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации администрацией осуществлена публикация с информационным сообщением в порядке информирования населения о предстоящем предоставлении земельных участков в аренду, что не предполагает проведение торгов в случае поступления других заявок;
- - поскольку на озере Беле не утверждена градостроительная документация, предоставление спорных земельных участков возможно только с предварительным согласованием места размещения объектов, то есть без проведения торгов.
Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с изложенными в ней доводами, полагая правильным вывод суда о предоставлении спорного земельного участка на торгах, поскольку согласно пункту 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрено предварительное согласование места размещения объектов при предоставлении земельных участков для дачного строительства, а в случае предоставления земельного участка в порядке статьи 31 названного Кодекса при наличии более одной заявки должны проводится торги.
Представитель предпринимателя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признал, поддержал основания, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Ответчик и третьи лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копии определения от 01.06.2015 о принятии апелляционной жалобы к производству, а также путем размещения 02.06.2015 публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет") в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили; третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие ответчика и третьих лиц (их представителей).
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значения для рассмотрения спора обстоятельства.
28.10.2014 в администрацию района обратились с заявлениями:
- - Мамедов О.Г. о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка по адресу: западный берег Малого плеса озера Беле, квартал 6, участок N 65, для дачного строительства;
- - Ермолина Л.А. о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, западный берег Малого Плеса озера Беле, квартал 8, ряд 5, участок 2, для дачного строительства.
На заседании комиссии по управлению и распоряжению земельными участками из земель муниципального образования Ширинский район 29.10.2014 принято решение (выписки из протокола от 29.10.2014 N 05-10) о предоставлении Ермолиной Л.А. и Мамедову О.Г. испрашиваемых земельных участков для дачного строительства.
13.11.2014 в выпуске газеты "Ширинский вестник" Администрацией муниципального образования Ширинский район опубликовано извещение N 70 о предстоящем предоставлении в аренду земельных участков по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, западный берег Малого плеса озера Беле, часть квартала 6, участок 65 и часть квартала 8, ряд 5 участок 2, для дачного строительства.
09.12.2014 глава КФХ Музыка Р.В. в соответствии с извещением N 70 в газете "Ширинский вестник" обратился в администрацию района с заявлением о предоставлении в аренду для дачного строительства указанных земельных участков.
На заседании комиссии по управлению и распоряжению земельными участками из земель муниципального образования Ширинский район 17.12.2014 принято решение об отказе предпринимателю в предоставлении в аренду земельных участков, так как заявление подано не в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Полагая, что оспариваемое решение принято с нарушением закона, глава КФХ Музыка Р.В. обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с вышеуказанными требованиями.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил основания для отмены решения суда первой инстанции, в силу следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что в соответствии с частью 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предварительное согласование места размещения объекта не производится в случае предоставления земельного участка для дачного строительства, земельный участок на эти цели должен предоставляться в порядке статьи 34 названного Кодекса с обязательным опубликованием сообщения о передаваемых в аренду земельных участках в средствах массовой информации. Такое информирование, по мнению арбитражного суда, способствует получению наибольшего числа заявок от всех заинтересованных лиц, направлено на защиту интересов возможных претендентов на земельный участок. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов возможна, если имеется только одна заявка.
В связи с этим суд первой инстанции признал, что при наличии двух претендентов на спорные земельные участки и отсутствии оснований отказа в предоставлении муниципальной услуги, предусмотренных пунктом 22 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, в аренду, в собственность земельных участков", утвержденного постановлением администрации района 21.11.2014, оспариваемое решение комиссии об отказе в предоставлении земельных участков не соответствует закону и нарушает права предпринимателя.
Суд апелляционной инстанции считает, что данные выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права, действующих на момент обращения предпринимателя в администрацию района с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для дачного строительства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям в порядке, установленном Кодексом, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Поскольку спорные правоотношения связаны с предоставлением земельных участков для дачного строительства, нормы Земельного кодекса подлежат применению во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 12 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков. В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам.
Согласно статье 13 указанного Федерального закона обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Эти органы ведут отдельно регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков; очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится, исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" фондах перераспределения земель.
Таким образом, земля, не распределенная на земельные паи и остающаяся в государственной собственности, поступает в фонд перераспределения земель.
Из свидетельств о государственной регистрации права N 19-АА 349265 на земельный участок с кадастровым номером 19:11:990101:402, расположенный по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, западный берег Малого Плеса озера Беле, квартал 6 и N 19-АА 349260 на земельный участок с кадастровым номером 19:11:990101:446, расположенный по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, западный берег Малого Плеса озера Беле, квартал 8, на часть которых претендуют заявитель и третьи лица, следует, что указанные земельные участки находятся в муниципальной собственности, относятся к землям сельскохозяйственного назначения. Правила землепользования и застройки этой территории не утверждены. Доказательства распределения данного земельного участка на земельные паи отсутствуют.
Следовательно, земельные участки с кадастровыми номерами 19:11:990101:402, 19:11:990101:446 относится к фонду перераспределения земель и могут быть использованы для предоставления земли в целях садоводства, огородничества и дачного строительства.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Пунктом 2 статьи 14 указанного Федерального закона предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения Закона о садоводческих объединениях в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
Таким образом, Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ не предусматривает обращение по вопросу предоставления земельного участка в орган местного самоуправления по месту нахождения испрашиваемого участка в индивидуальном порядке, такие действия в силу пункта 1 статьи 14 указанного Федерального закона должны совершаться органом местного самоуправления по месту жительства граждан, с учетом утвержденного списка нуждающихся граждан.
Комиссия по управлению и распоряжению земельными участками из земель муниципального образования Ширинский район решением от 17.12.2014 отказала заявителю в предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков в связи с тем, что заявления поданы им не в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации. Отказ по данному основанию является незаконным, так как названным органом администрации не учтены вышеприведенные положения Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ, устанавливающие порядок предоставления земельных участков для дачного строительства.
Вместе с тем, незаконность решений комиссии по управлению и распоряжению земельными участками из земель муниципального образования Ширинский район об отказе в предоставлении испрашиваемых земельных участков для дачного строительства не привела к нарушению прав предпринимателя, так как данные заявления о предоставлении земельных участков в аренду для дачного строительства поданы не в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ, следовательно, не подлежали удовлетворению, поскольку у администрации района отсутствовали правовые основания для предоставления земельных участков для дачного строительства в индивидуальном порядке.
Отсутствие нарушения прав предпринимателя оспариваемым распоряжением является основанием, предусмотренным частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка предпринимателя и суда первой инстанции на пункт 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации не свидетельствует о возможности реализации земельных участков для дачного строительства на торгах, так как положения данного пункта предусматривают, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, и соответственно, не исключают предоставление земельных участков для садоводства, огородничества и дачного строительства в порядке, установленном Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы решение суда в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе предпринимателю в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплаты государственной пошлины за рассмотрение дела в первой инстанции относится на заявителя.
При подаче апелляционной жалобы администрация района на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "22" апреля 2015 года по делу N А74-955/2015 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.А.ИВАНЦОВА
Судьи
Н.А.МОРОЗОВА
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)