Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.12.2014 N 17АП-15716/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А50-12697/2014

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2014 г. N 17АП-15716/2014-ГК

Дело N А50-12697/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 декабря 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дюкина В.Ю.,
судей Гладких Е.О., Голубцовой Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пестовой О.В.,
при участии:
от заявителя - открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" в лице филиала открытого акционерного общества "ФСК ЕЭС" - Пермского предприятия магистральных электрических сетей: Наговицына Е.А., доверенность от 16.12.2014, паспорт,
от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю: Горкунова Л.М., доверенность от 16.12.2014, удостоверение,
от заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае: Обухова Т.А., доверенность от 16.12.2013, удостоверение,
от заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края: не явились,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" в лице филиала открытого акционерного общества "ФСК ЕЭС" - Пермского предприятия магистральных электрических сетей,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 06 октября 2014 года
по делу N А50-12697/2014,
принятое судьей Гуляевой Е.И.,
по заявлению открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" в лице филиала открытого акционерного общества "ФСК ЕЭС" - Пермского предприятия магистральных электрических сетей (ОГРН 1024701893336, ИНН 4716016979)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
заинтересованные лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края
о признании решения незаконным, возложении обязанности провести государственную регистрацию соглашения,

установил:

Открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - общество "ФСК ЕЭС") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (Управление Росреестра) от 28.03.2014 N 01/027/2013-587,590 об отказе в государственной регистрации соглашений об изменении договоров аренды лесных участков, возложении на Управление Росреестра обязанности провести государственную регистрацию дополнительного соглашения от 24.07.2013 N 1 к договору аренды лесного участка от 14.04.2010 N 43 и дополнительного соглашения от 24.07.2013 N 1 к договору аренды лесного участка от 29.03.2010 N 31.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц судом привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (Территориальное управление) и Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (Министерство).
Решением от 06.10.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд первой инстанции исходил из того, что испрашиваемые лесные участки входят в состав земельных участков, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет и проведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, следовательно, в отношении испрашиваемых лесных участков, также должен быть проведен кадастровый учет.
Заявитель с принятым решением не согласен, обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что раздел 1 договоров аренды лесных участков в редакции дополнительных соглашений от 24.07.2013 содержит необходимые данные, позволяющие определенно установить лесные участки, подлежащие передаче в аренду, указан номер учетной записи участка в государственном лесном реестре Пермского края, к договорам приложены схемы расположения и границы лесных участков с точным указанием координат, местоположения, площади, конфигурации; характеристики лесных участков. Заявитель полагает, что распоряжение заявленными лесными участками и государственная регистрация прав на них, возможна без проведения государственного кадастрового учета, поскольку испрашиваемые участки включены в лесной реестр, имеют номера учетных записей в государственном лесном реестре Пермского края, в отношении участков имеются планы и карты-схемы расположения и границы лесных участков, прошли необходимый государственный учет, индивидуализированы. Необходимость предоставления решения Министерства об образовании лесных участков, установления права федеральной собственности в отношении заявленных лесных участков отсутствует.
Управление Росреестра, Территориальное управление с доводами апелляционной жалобы не согласны по основаниям, изложенным в отзывах на нее, считают решение законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Приведенные в отзывах на апелляционную жалобу доводы по сути соответствуют мотивам, содержащимся в обжалуемом судебном акте.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, верно установлено судом первой инстанции, в соответствии с приказами Агентства по природопользованию Пермского края от 02.03.2010 N СЭД-48-01-02-76 и от 31.03.2010 N СЭД-48-01-02-134 между Агентством (арендодатель) и ОАО "Федеральная сетевая компания ЕЭС" (арендатор) заключены договоры аренды лесных участков от 29.03.2010 N 31, от 14.04.2010 N 43.
По условиям договора от 29.03.2010 N 31 арендодатель передает заявителю во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 1,373 га, категория земель - земли лесного фонда, местоположение - Пермский край, Пермский муниципальный район, Пермское лесничество, Лядовское участковое лесничество (ЗАО "Урал-Агро"), квартал N 1 (части выделов 6, 9, 10), защитные леса (нерестоохранные полосы лесов). Схема расположения и границы лесного участка 9 план участка), а также характеристика участка приводятся в приложениях N 1, 2 (п. 3 договора). Лесной участок передается для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов с целью выполнения работ по строительству объекта "ВЛ 220 Кв Пермская ГРЭС - Соболи, 1, 2", сооружаемого по титулу "ПС 220 Кв Соболи с заходами ВЛ 220, 110 Кв и сооружением ВЛ 220 Кв Пермская ГРЭС - Соболи 1 и ВЛ 220 Кв Пермская ГРЭС - Соболи 2" Переход через р.Чусовую (п. 4 договора). Пунктом 23 договора срок его действия установлен с 02.03.2010 по 01.03.2013. Государственная регистрация договора проведена 12.05.2010.
По условиям договора от 29.03.2010 N 43 арендодатель передает заявителю во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 3,501 га, категория земель - земли лесного фонда, местоположение - Пермский край, Пермский муниципальный район, Пермское лесничество, Лядовское участковое лесничество (ЗАО "Урал-Агро"), квартал N 1 (части выделов 10, 12), защитные леса (нерестоохранные полосы лесов), квартал N 1 (части выдела 30), защитные леса (ценные леса: запретные полосы лесов, расположение вдоль водных объектов), квартал N 81 (части выделов 14, 15, 16, 17, 18), защитные леса (леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов: леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения), Лобановское сельское участковое лесничество (ФГУП УОХ "Липовая гора"), квартал N 4 (часть выдела 39), защитные леса (леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, зеленая зона). Схема расположения и границы лесного участка (план участка), а также характеристика участка приводятся в приложениях N 1, 2 (п. 3 договора). Лесной участок передается для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов с целью выполнения работ по строительству объекта "ВЛ 220 Кв Пермская ГРЭС - Соболи, 1, 2", сооружаемого по титулу "ПС 220 Кв Соболи с заходами ВЛ 220, 110 Кв и сооружением ВЛ 220 Кв Пермская ГРЭС - Соболи 1 и ВЛ 220 Кв Пермская ГРЭС - Соболи 2" (п. 4 договора). Пунктом 23 договора срок его действия установлен с 14.04.2010 по 30.03.2013 включительно. Государственная регистрация договора проведена 16.06.2010.
24.07.2013 между Министерством и заявителем подписано дополнительное соглашение N 1 к договору аренды лесного участка от 29.03.2010 N 31, в котором стороны установили арендодателем по договору считать Министерство, срок действия договора аренды продлить по 01.03.2015, местоположение участка изложить в редакции: Пермский край, Пермский муниципальный район, Пермское лесничество, Лядовское участковое лесничество (ПФ "Сылвенская"), квартал N 1 (части выделов 6, 9, 10). Договор также дополнен приложениями N 3.1, 4.1 (расчеты размера арендной платы и сроки ее уплаты).
24.07.2013 между Министерством и заявителем также подписано дополнительное соглашение N 1 к договору аренды лесного участка от 14.04.2010 N 43, в котором стороны установили арендодателем по договору считать Министерство, срок действия договора аренды продлить по 01.03.2015, местоположение участка изложить в редакции: Пермский край, Пермский муниципальный район, Пермское лесничество, Лядовское участковое лесничество (ПФ "Сылвенская"), квартал N 1 (части выделов 10, 12, 30), Лядовское участковое лесничество (Лядовское (часть)), квартал N 81 (части выделов 14, 15, 16, 17, 18), Лобановское участковое лесничество (ФГУП УОХ "Липовая гора"), квартал N 4 (часть выдела 39). Договор дополнен приложениями N 3.1, 4.1 (расчеты размера арендной платы и сроки ее уплаты).
29.10.2013 заявитель обратился в Управление Росреестра с заявлениями о государственной регистрации указанных выше дополнительных соглашений N 1 к договорам аренды лесных участков N 31 и 43.
15.11.2013 государственная регистрация приостановлена на 1 месяц, заявителю направлено уведомление; причиной послужила необходимость получения информации Министерства о том, входят ли заявленные лесные участки в земельный участок с кадастровым номером 59:32:0000000:417, право собственности на который зарегистрировано в ЕГРП.
10.12.2013 заявителю направлено дополнительное уведомление о необходимости представления на государственную регистрацию документов - заявления представителя Российской Федерации о государственной регистрации права федеральной собственности на заявленные лесные участки, решения об образовании земельного участка, заявления собственника о внесении изменений в ЕГРП в части указания площади в отношении земельных участков, из которых были выделены заявленные участки.
28.03.2014 Управлением Росреестра принято решение об отказе в государственной регистрации дополнительных соглашений к договорам аренды лесных участков, в связи с непредставлением на регистрацию всех необходимых документов и наличие противоречий между заявляемыми и зарегистрированными правами.
Полагая, что отказ в государственной регистрации является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
По мнению арбитражного суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции верно определил обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (ч. 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанций исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абз. 4 п. 1 ст. 20 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).
В силу ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69 и 92 настоящего Кодекса. В соответствии с п. 2 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Согласно п. 2 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Статьей 4.1 Вводного закона предусмотрено, что до 1 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности. При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. В этом случае проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями частей 1, 2, 4 и 5 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
Статьей 4.4 Вводного закона установлено, что в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Как правильно установлено судом первой инстанции, государственная регистрация договоров аренды N 31 и 43 лесных участков проведена в 2010 году без предшествующей постановки участков на государственный кадастровый учет и, соответственно, без представления на государственную регистрацию кадастровых паспортов участков; при этом, лесные участки учтены в государственном лесном реестре Пермского края (N учетных записей 1109-2010-03 и 1109-2010-03); срок действия договоров аренды N 31 и 43 истек 01.03.2013 и 30.03.2013 соответственно; соглашениями N 1 к указанным договорам срок их действия продлен по 30.03.2015.
Из писем Министерства от 28.11.2013, 13.12.2013 и 22.05.2013 следует, что лесной участок площадью 1,373 га, переданный в аренду по договору N 31, входит в состав земельного участка с кадастровым номером 59:32:0000000:418; лесной участок площадью 3,501 га, переданный в аренду по договору N 43, входит в состав земельных участков с кадастровыми номерами 59:32:0000000:418, 59:32:0000000:45, 59:32:0000000:416, что лицами не оспаривается.
В соответствии с п. 11 Порядка проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда (далее - Порядок) от 28.11.2007 N 310, государственный учет проводится в случаях предоставления гражданам и юридическим лицам лесных участков в пределах земель лесного фонда. Сведения о местоположении, границах, площади и об иных количественных качественных характеристиках лесного участка в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка по образцу, прилагаемому к данному Порядку, который заверяется органами государственной власти, указанными в п. 2 Порядка. Согласно п. 12 Порядка по результатам государственного учета лицам, указанным в п. 5 Порядка, выдается план лесного участка в соответствии с образцом, прилагаемым к настоящему Порядку.
Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение. В государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о части объекта недвижимости, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав, если такое ограничение (обременение) не распространяется на весь объект недвижимости.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что испрашиваемые лесные участки на момент подписания дополнительных соглашений N 1 от 24.07.2013 к договорам аренды N 31, 43, как самостоятельные объекты права в установленном законом порядке не сформированы, на государственный кадастровый учет не поставлены.
Иное из материалов дела не следует (ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о законности отказа Управления Росреестра в государственной регистрации дополнительных соглашения N 1 от 24.07.2013, поскольку заявителем не представлены все необходимые документы, в том числе подтверждающих принятие решения об образовании участков и осуществление их кадастрового учета.
Установленные обстоятельства признаются арбитражным судом апелляционной инстанции необходимыми и достаточными для отказа в удовлетворении апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Соответствующим образом оценивается арбитражным судом апелляционной инстанции указание в апелляционной жалобе на то, что раздел 1 договоров аренды лесных участков в редакции дополнительных соглашений от 24.07.2013 содержит необходимые данные, позволяющие определенно установить лесные участки, подлежащие передаче в аренду, указан номер учетной записи участка в государственном лесном реестре Пермского края, к договорам приложены схемы расположения и границы лесных участков с точным указанием координат, местоположения, площади, конфигурации; характеристики лесных участков; распоряжение заявленными лесными участками и государственная регистрация прав на них, возможна без проведения государственного кадастрового учета, поскольку испрашиваемые участки включены в лесной реестр, имеют номера учетных записей в государственном лесном реестре Пермского края, в отношении участков имеются планы и карты-схемы расположения и границы лесных участков, прошли необходимый государственный учет, индивидуализированы.
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
Нарушения или неправильное применение норм процессуального права, следствием которых согласно положениям ч. 3 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могла бы явиться отмена решения арбитражного суда первой инстанции, отсутствуют.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы в виде государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы (ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 06.10.2014 по делу N А50-12697/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
В.Ю.ДЮКИН

Судьи
Е.О.ГЛАДКИХ
Ю.А.ГОЛУБЦОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)