Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.12.2014 ПО ДЕЛУ N А09-4494/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2014 г. по делу N А09-4494/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 22.12.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 26.12.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Волковой Ю.А., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 10.10.2014 по делу N А09-4494/2014 (судья Матвеева Н.И.),

установил:

следующее.
Садыгов Элхан Дияс оглы, г. Брянск, обратился в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее - Управление Росреестра по Брянской области), Правительству Брянской области, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Брянской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"), Супоневской сельской администрации Брянского района Брянской области, об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 9 277 кв. м с кадастровым номером 32:02:0160507:64 в размере 4 818 678 руб., кадастровой стоимости земельного участка площадью 6 868 кв. м с кадастровым номером 32:020160507:63 в размере 3 567 390 руб., а также обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие изменения сведений о кадастровой стоимости указанных земельных участков (с учетом уточнения).
Определением суда от 06 мая 2014 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Брянского района (л.д. 1-2).
Решением арбитражного суда исковые требования удовлетворены.
Правительство Брянской области в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Оспаривая судебный акт, заявитель отмечает, что вопреки правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, заявитель при обращении в суд не представил доказательств, обосновывающих его требования - рыночный отчет о стоимости земельных участков. Полагает, что представленное экспертное заключение по результатам проведенной экспертизы и последующих дополнений к ней не отражает реальную стоимость земельных участков.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, свидетельство о государственной регистрации права серии 32-АЖ N 437735, выданное 13.12.2013, подтверждает право собственности истца, Садыгова Элхана Дияса оглы, на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения хозяйственной деятельности, общая площадь 9 277 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: Брянская область, Брянский район, с. Супонево, ул. Ленина, кадастровый номер 32:02:0160507:64 (т. 1, л.д. 9).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 11.10.2013 N 32/201/13-278944 земельный участок площадью 9 277 +/- 34 кв. м, кадастровый номер 32:02:0160507:64, местоположение: Брянская область, Брянский район, с. Супонево, ул. Ленина, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения хозяйственной деятельности, имел кадастровую стоимость: 7 791 752 руб. 30 коп. (т. 1, л. д. 19).
Свидетельство о государственной регистрации права серии 32-АЖ N 437734, выданное 13.12.2013, подтверждает право собственности истца, Садыгова Элхана Дияса оглы, на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения хозяйственной деятельности, общая площадь 6 868 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: Брянская область, Брянский район, с. Супонево, ул. Ленина, кадастровый номер 32:02:0160507:63 (т. 1, л. д. 13).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 11.10.2013 N 32/201/13-278945 земельный участок площадью 6 868 +/- 29 кв. м, кадастровый номер 32:02:0160507:63, местоположение: Брянская область, Брянский район, с. Супонево, ул. Ленина, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения хозяйственной деятельности, имел кадастровую стоимость: 5 768 433 руб. 20 коп. (л.д. 17-18).
Постановлением Администрации Брянской области от 30.11.2012 N 1112 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Согласно справочной информации по объектам недвижимости с официального сайта Росреестра по состоянию на 28.04.2014 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:02:0160507:63 составила 19 977 844 руб. 44 коп. (т. 1, л. д. 20), кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:02:0160507:64 составила 26 985 215 руб. 91 коп. (т. 1, л.д. 21).
Полагая, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость принадлежащих ему земельных участков существенно превышает и рыночную стоимость, что нарушает его права как плательщика земельного налога, осуществляющего налоговые платежи в завышенном размере, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденным приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 изложена правовая позиция, согласно которой законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Поскольку различие между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка заключается в различных методах оценки (при определении кадастровой стоимости используется метод массовой оценки, при определении рыночной стоимости - метод индивидуальной оценки), принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости") (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11).
По ходатайству истца суд назначил по делу судебную экспертизу с целью определения рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2010, проведение которой было поручено эксперту ООО "Региональный центр оценки и экспертиз" Ломакину Сергею Николаевичу. На разрешение эксперта поставлен вопрос об определении рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2010.
Согласно заключению эксперта ООО "Региональный центр оценки и экспертиз" Ломакина Сергея Николаевича от 04.08.2014 N 5-07/14 величина рыночной стоимости земельного участка площадью 9 277 кв. м, с кадастровым номером 32:02:0160507:64, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, с. Супонево, ул. Ленина, по состоянию на 01.01.2010 составляет 4 818 678 руб.; величина рыночной стоимости земельного участка площадью 6 868 кв. м, с кадастровым номером 32:020160507:63, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, с. Супонево, ул. Ленина, по состоянию на 01.01.2010 составляет 3 567 390 руб.
Таким образом, экспертное заключение свидетельствует о том, что кадастровая стоимость спорных земельных участков существенно отличается от определенной экспертом рыночной стоимости этих земельных участков.
В силу статьи 12 Закона N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Оспаривая в суде первой инстанции достоверность экспертизы, Правительство Брянской области в нарушение указанной нормы не представило документов, свидетельствующих о том, что рыночная стоимость спорных участков является иной, ходатайств о назначении повторной или дополнительной экспертизы не заявило.
Определение рыночной стоимости спорного участка на дату проведения государственной кадастровой оценки земель (01.01.2010) соответствует сложившейся арбитражной практике (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 и от 25.06.2013 N 10761/11).
Руководствуясь ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что данное заключение является достоверным доказательством по делу, поскольку содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каких-либо сомнений в обоснованности заключения экспертизы или наличия противоречий в выводах эксперта, судом не усматривается.
С учетом изложенного суд первой инстанции верно установил, что кадастровая стоимость спорных земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной на основании заключения эксперта от 04.08.2014 N 5-07/14.
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено Федеральным законом.
В силу подпункта 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости.
Таким образом, судебный акт об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков равной их рыночной стоимости является основанием для внесения органом кадастрового учета после вступления решения суда в законную силу соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
С учетом произведенной оценки стоимости земельных участков в рамках проведенной экспертизы по делу, суд апелляционной инстанции отклоняет как несостоятельный довод жалобы о том, что истцом не представлено доказательств о рыночный стоимости земельных участков.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 10.10.2014 по делу N А09-4494/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
О.Г.ТУЧКОВА

Судьи
Ю.А.ВОЛКОВА
Е.Н.ТИМАШКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)