Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 22 января 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Корнилова А.Б., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стражниковой Е.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара - Слабожановой Е.А. (доверенность от 12 ноября 2014 года),
представитель общества с ограниченной ответственностью "РАЛЛИ" - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Министерства имущественных отношений Самарской области - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель главы г.о. Самара - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 января 2015 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РАЛЛИ",
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 ноября 2014 года по делу N А55-8239/2014 (судья Медведев А.А.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РАЛЛИ" (ОГРН 1026301717584, ИНН 6319040432), г. Самара,
к Департаменту строительства и архитектуры г.о. Самара,
Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третье лицо: глава г.о. Самара,
о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ралли" (далее - общество, ООО "Ралли") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 06.03.2014 N 12-1/2510/13 в предоставлении ООО "РАЛЛИ" в собственность земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 63:01:0522004 по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, в границах улиц: ул. Владимирской / ул. Коммунистической / проспект Карла Маркса, автостоянка N 20, площадью 3472,00 кв. м, занимаемого автостоянкой N 20; обязании Министерства имущественных отношений Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возобновления рассмотрения поданного ООО "РАЛЛИ" заявления о предоставлении заявителю в собственность земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 63:01:0522004 по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, в границах улиц: ул. Владимирской / ул. Коммунистической / проспект Карла Маркса, автостоянка N 20, площадью 3472,00 кв. м, занимаемого автостоянкой N 20; взыскания с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу ООО "РАЛЛИ" расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 000 руб. (т. 1 л.д. 6-9).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.11.2014 по делу N А55-8239/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 1 л.д. 191-199).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 2 л.д. 2-5).
Министерство, Департамент и третье лицо отзывы на апелляционную жалобу не представили.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей общества и министерства, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В суд апелляционной инстанции поступило ходатайство общества об отложении судебного разбирательства назначенного на 19.01.2014, в связи с нахождением представителя общества - адвоката Струкова И.А., с которым заключено соглашение об оказании юридической помощи, в другом уголовном процессе по обвинению Сабирова Р.И. и Хамидулловой А.Ш., который проводится в Самарской областном суде.
В силу пункта 5 статьи 156 АПК РФ неявка в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции лица, участвующего в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие, если оно было надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства.
Как указано в заявленном ходатайстве об отложении судебного разбирательства, представитель общества занят в уголовном процессе по уголовному делу, который проводится Самарском областном суде.
Общество имело возможность направить в суд другого представителя, поскольку Глава 6 АПК РФ не запрещает сторонам арбитражного процесса иметь более одного представителя для ведения своих дел в суде.
В суде первой инстанции интересы общества представляли: Рыбаков Д.Д., действующий по доверенности от 06.11.2013 (т. 1 л.д. 79) и Афанасьева О.В., действующая по доверенности от 26.05.2014 (т. 1 л.д. 68).
Ходатайство общества не содержит сведений о намерении представить какие-либо дополнения к апелляционной жалобе либо дополнительные документы в ходе судебного разбирательства.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции отказывает обществу в удовлетворении заявленного ходатайства об отложении судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель департамента отклонил апелляционную жалобу.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, в выступлении представителя департамента, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Ралли" на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества: автостоянка N 20, назначение: нежилое здание, площадь застройки 3472 кв. м, лит. I, II, A, al, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, в границах улиц: ул. Владимирской /ул.Коммунистической/ проспект Карла Маркса, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 63-АК N 040803, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области 11.02.2013 (т. 1 л.д. 22).
Инвентарный номер объекта: 1-52328 (36:401:002:00160780), кадастровый (или условный) номер: 63:01:0521001:569.
Право собственности ООО "Ралли" на вышеуказанный объект недвижимого имущества установлен решением Арбитражного Суда Самарской области по делу N А55-1188/2009 от 07.05.2009, а также постановлением Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 30.09.2009 по делу N А55-1188/2009 (т. 1 л.д. 23-30).
ООО "Ралли", являясь собственником указанной автостоянки N 20, обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) с заявлением о предоставлении заявителю в собственность за выкуп земельного участка, площадью 3472 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, в границах улиц: ул. Владимирской/ ул. Коммунистической/ проспект Карла Маркса, автостоянка N 20.
Данное заявление и приложенный к нему пакет документов (в том числе и схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 63:01:0522004, выполненная 22.06.2013 ООО "ГЕОСТАТ") зарегистрированы в Министерстве 26.08.2013 за регистрационным номером 12-1/2510/13.
В ходе рассмотрения заявления в Министерство заявителем направлялись дополнительные материалы (уточненная схема расположения земельного участка).
Письмом от 06.03.2014 N 12-1/2510/13 министерство отказало заявителю в предоставлении вышеуказанного участка в собственность в связи с нахождением земельного участка в границах территории общего пользования (т. 1 л.д. 17-18).
Основанием для данного отказа послужило письмо департамента от 05.02.2014 N САМВ-93174, согласно которому земельный участок расположен на территории общего пользования.
В отказе Министерства сообщалось, что в соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ и пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Ралли" в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно постановлению Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, возложены на министерство имущественных отношений Самарской области.
В соответствии с требованиями статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.1 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка.
При выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, министерство принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
Статьей 28 Устава городского округа Самара определены полномочия Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара в сфере градостроительной деятельности, в том числе к полномочиям Департамента отнесено ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара.
Согласно пункту 5 статьи 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, требования к технологиям и программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения автоматизированных систем обеспечения градостроительной деятельности устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 56 ГрК РФ, информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - организованный в соответствии с требованиями данного Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.
Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.
Согласно пункту 5 статьи 57 ГрК РФ порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, требования к технологиям и программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения автоматизированных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом структура, порядок формирования и ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, а также порядок предоставления сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц определены Положением об информационном обеспечении градостроительной деятельности (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства РФ от 09.06.2006 N 363.
Согласно Положению информационная система представляет собой систематизированный в соответствии с кадастровым делением территории Российской Федерации свод документированных сведений, указанных в подпунктах "а" - "з" пункта 1 части 4 статьи 56 ГрК РФ, участках и иных документов, материалов, карт, схем и чертежей, содержащих информацию о развитии территорий, их застройке, земельных участках, объектах капитального строительства и иную информацию, необходимую для градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа или муниципального района.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 8, пунктом 4 статьи 56 ГрК РФ, подпунктами "б" и "з" пункта 3 статьи 28 Устава городского округа Самара, ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, включает в себя в том числе, сведения о территориальном, функциональном зонировании городского округа, планировочных ограничениях на территории городского округа.
Согласно сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности направленными в Министерство имущественных отношений Самарской области письмом от 14.03.2014 N САМВ-102516, испрашиваемый заявителем земельный участок под автостоянку располагается в красных линиях перекрестка улицы Владимирская и улицы Коммунистическая.
Из представленной в суд первой инстанции выкопировки из Генерального плана городского округа, утвержденного решением Думы городского округа от 20.03.2008 N 539 следует, что испрашиваемый заявителем земельный участок под автостоянку располагается в красных линиях перекрестка улицы Владимирская и улицы Коммунистическая (т. 1 л.д. 169-172).
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 ГрК РФ, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии -электропередачи, автомобильные дороги, железнодорожные линии, другие подобные сооружения.
В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, не подлежат приватизации.
Установленный действующим законодательством Российской Федерации запрет на приватизацию земельных участков является основанием для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности (пункт 4 статьи 28 ЗК РФ).
Таким образом, предоставленные Департаментом сведения из информационной системы градостроительной деятельности городского округа Самара являются надлежащим доказательством правомерного отказа в предоставлении земельного участка.
Довод заявителя о том, что не имеется достаточных доказательств нахождения испрашиваемого земельного участка в красных линиях дорог суд считает необоснованным.
Согласно статье 23 ГрК РФ, генеральный план городского округа, являющийся документом территориального планирования, содержит карты, на которых, отображаются в том числе, автомобильные дороги местного значения.
Из материалов дела видно, что границы улиц Владимирская и Коммунистическая определены действующим документом территориального планирования городского округа - Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539 (схемами N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" и N 6 "Схема развития улично-дорожной сети городского округа Самара" в составе Генерального плана). Улица Владимирская согласно Схеме N 6 является магистралью общегородского значения регулируемого движения.
При разработке проектных решений Генерального плана городского округа Самара использовалась следующая градостроительная документация: "Схема магистралей, городского и внешнего транспорта" по Генеральному плану г. Куйбышева, утвержденного в 1986 году, "Схема развития улично-дорожной сети по комплексной схеме транспорта" 1993 года.
Согласно СП 42.13330.2011. "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" ширина магистральных улиц в красных линиях составляет 40-80 м поперечник улиц Владимирская и Коммунистическая в красных линиях в районе испрашиваемого земельного участка составляет 65 метров, что соответствует значению, определенному нормативными документами.
Согласно Методическим рекомендациям по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденным Приказ Минрегиона РФ от 26.05.2011 N 244, градостроительные ограничения - ряд требований, ограничивающих градостроительную деятельность в конкретном территориальном образовании.
Конкретный состав и содержание ограничений (обременении) прав по использованию земельных участков может устанавливаться в зависимости от функционального назначения зоны и параметров режимообразующих объектов в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, актами местного самоуправления, нормативами, инструкциями и правилами соответствующих министерств и ведомств.
Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе, для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В соответствии с Основным чертежом (Схема N 1) действующего документа территориального планирования - Генерального плана городского округа Самара, испрашиваемая в собственность территория под размещение автомобильной стоянки N 18 относится к функциональной зоне обслуживания".
Проектными решениями Генерального плана, основанными на анализе баланса территории городского округа Самара, в случае необходимости использования территории для общегородских нужд назначается функциональная зона "планируемые территории структуры общегородской системы обслуживания".
Таким образом, действующий документ территориального планирования и в основном чертеже и в специализированных схемах определяет необходимость использования испрашиваемой заявителем территории для общегородских нужд, а именно для существования и закрепления на местности в определенных границах магистрали общегородского движения - улицы Владимирская и не предусматривает размещение любых капитальных объектов либо приватизации этой территории.
Суд первой инстанции правильно указал, что закрепление существования автомобильной стоянки на испрашиваемой территории путем предоставления для ее эксплуатации земельного участка в собственность, будет препятствовать реализациям положений действующей градостроительной документации.
Таким образом, размещение автостоянки на испрашиваемой территории на постоянной основе на земельном участке, переданном в собственность, повлечет за собой существенные изменения градостроительной ситуации на территории планировочной единицы, к которой относится испрашиваемый земельный участок, поэтому, на испрашиваемой территории с целью соблюдения градостроительного законодательства и минимальных расчетных показателей благоприятных условий жизнедеятельности человека необходимо произвести комплексные градостроительные расчеты в объеме, не менее планировочной единицы (квартала либо района).
Градостроительное законодательство предусматривает для обоснования предложений по пространственному развитию части муниципального образования такой механизм, как разработка и утверждение в установленном порядке документации по планировке территории, которая может служить обоснованием для внесения изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования.
В соответствии с пунктом 8 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
В настоящее время в органы местного самоуправления не поступала соответствующая заявка от юридических либо физических лиц на разрешение разработки документации по планировки территории, частью которой является испрашиваемый земельный участок.
При разработке документации по планировке территории возможно аргументировано обосновать размер земельного участка, который возможно отвести под автомобильную стоянку в конкретной планировочной единице в соответствии с региональными нормативами градостроительного проектирования, а также соответствующими нормами и правилами по определению размеров земельных участков.
Таким образом, отсутствует утвержденный проект планировки и проект межевания территории, на котором расположен земельный участок по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, в границах улиц Владимирской, Коммунистической, проспекта Карла Маркса, автостоянка N 20, площадью 3472 кв. м.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что общество не представило доказательств, что оспариваемый отказ министерства не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы.
При подаче заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 руб. для физических лиц и 2000 руб. для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 руб. для физических лиц и 1000 руб. для юридических лиц.
При подаче апелляционной жалобы, обществом уплачена в доход федерального бюджета платежным поручением от 28.11.2014 N 167 государственная пошлина в сумме 2000 руб.
В соответствии со статьей 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает ООО "РАЛЛИ" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 28.11.2014 N 167 государственную пошлину в размере 1000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 12 ноября 2014 года по делу N А55-8239/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РАЛЛИ" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "РАЛЛИ" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 28 ноября 2014 года N 167 государственную пошлину в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
А.Б.КОРНИЛОВ
В.В.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.01.2015 N 11АП-18901/2014 ПО ДЕЛУ N А55-8239/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2015 г. по делу N А55-8239/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 22 января 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Корнилова А.Б., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стражниковой Е.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара - Слабожановой Е.А. (доверенность от 12 ноября 2014 года),
представитель общества с ограниченной ответственностью "РАЛЛИ" - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Министерства имущественных отношений Самарской области - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель главы г.о. Самара - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 января 2015 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РАЛЛИ",
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 ноября 2014 года по делу N А55-8239/2014 (судья Медведев А.А.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РАЛЛИ" (ОГРН 1026301717584, ИНН 6319040432), г. Самара,
к Департаменту строительства и архитектуры г.о. Самара,
Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третье лицо: глава г.о. Самара,
о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ралли" (далее - общество, ООО "Ралли") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 06.03.2014 N 12-1/2510/13 в предоставлении ООО "РАЛЛИ" в собственность земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 63:01:0522004 по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, в границах улиц: ул. Владимирской / ул. Коммунистической / проспект Карла Маркса, автостоянка N 20, площадью 3472,00 кв. м, занимаемого автостоянкой N 20; обязании Министерства имущественных отношений Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возобновления рассмотрения поданного ООО "РАЛЛИ" заявления о предоставлении заявителю в собственность земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 63:01:0522004 по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, в границах улиц: ул. Владимирской / ул. Коммунистической / проспект Карла Маркса, автостоянка N 20, площадью 3472,00 кв. м, занимаемого автостоянкой N 20; взыскания с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу ООО "РАЛЛИ" расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 000 руб. (т. 1 л.д. 6-9).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.11.2014 по делу N А55-8239/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 1 л.д. 191-199).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 2 л.д. 2-5).
Министерство, Департамент и третье лицо отзывы на апелляционную жалобу не представили.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей общества и министерства, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В суд апелляционной инстанции поступило ходатайство общества об отложении судебного разбирательства назначенного на 19.01.2014, в связи с нахождением представителя общества - адвоката Струкова И.А., с которым заключено соглашение об оказании юридической помощи, в другом уголовном процессе по обвинению Сабирова Р.И. и Хамидулловой А.Ш., который проводится в Самарской областном суде.
В силу пункта 5 статьи 156 АПК РФ неявка в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции лица, участвующего в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие, если оно было надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства.
Как указано в заявленном ходатайстве об отложении судебного разбирательства, представитель общества занят в уголовном процессе по уголовному делу, который проводится Самарском областном суде.
Общество имело возможность направить в суд другого представителя, поскольку Глава 6 АПК РФ не запрещает сторонам арбитражного процесса иметь более одного представителя для ведения своих дел в суде.
В суде первой инстанции интересы общества представляли: Рыбаков Д.Д., действующий по доверенности от 06.11.2013 (т. 1 л.д. 79) и Афанасьева О.В., действующая по доверенности от 26.05.2014 (т. 1 л.д. 68).
Ходатайство общества не содержит сведений о намерении представить какие-либо дополнения к апелляционной жалобе либо дополнительные документы в ходе судебного разбирательства.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции отказывает обществу в удовлетворении заявленного ходатайства об отложении судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель департамента отклонил апелляционную жалобу.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, в выступлении представителя департамента, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Ралли" на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества: автостоянка N 20, назначение: нежилое здание, площадь застройки 3472 кв. м, лит. I, II, A, al, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, в границах улиц: ул. Владимирской /ул.Коммунистической/ проспект Карла Маркса, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 63-АК N 040803, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области 11.02.2013 (т. 1 л.д. 22).
Инвентарный номер объекта: 1-52328 (36:401:002:00160780), кадастровый (или условный) номер: 63:01:0521001:569.
Право собственности ООО "Ралли" на вышеуказанный объект недвижимого имущества установлен решением Арбитражного Суда Самарской области по делу N А55-1188/2009 от 07.05.2009, а также постановлением Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 30.09.2009 по делу N А55-1188/2009 (т. 1 л.д. 23-30).
ООО "Ралли", являясь собственником указанной автостоянки N 20, обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) с заявлением о предоставлении заявителю в собственность за выкуп земельного участка, площадью 3472 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, в границах улиц: ул. Владимирской/ ул. Коммунистической/ проспект Карла Маркса, автостоянка N 20.
Данное заявление и приложенный к нему пакет документов (в том числе и схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 63:01:0522004, выполненная 22.06.2013 ООО "ГЕОСТАТ") зарегистрированы в Министерстве 26.08.2013 за регистрационным номером 12-1/2510/13.
В ходе рассмотрения заявления в Министерство заявителем направлялись дополнительные материалы (уточненная схема расположения земельного участка).
Письмом от 06.03.2014 N 12-1/2510/13 министерство отказало заявителю в предоставлении вышеуказанного участка в собственность в связи с нахождением земельного участка в границах территории общего пользования (т. 1 л.д. 17-18).
Основанием для данного отказа послужило письмо департамента от 05.02.2014 N САМВ-93174, согласно которому земельный участок расположен на территории общего пользования.
В отказе Министерства сообщалось, что в соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ и пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Ралли" в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно постановлению Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, возложены на министерство имущественных отношений Самарской области.
В соответствии с требованиями статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.1 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка.
При выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, министерство принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
Статьей 28 Устава городского округа Самара определены полномочия Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара в сфере градостроительной деятельности, в том числе к полномочиям Департамента отнесено ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара.
Согласно пункту 5 статьи 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, требования к технологиям и программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения автоматизированных систем обеспечения градостроительной деятельности устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 56 ГрК РФ, информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - организованный в соответствии с требованиями данного Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.
Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.
Согласно пункту 5 статьи 57 ГрК РФ порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, требования к технологиям и программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения автоматизированных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом структура, порядок формирования и ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, а также порядок предоставления сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц определены Положением об информационном обеспечении градостроительной деятельности (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства РФ от 09.06.2006 N 363.
Согласно Положению информационная система представляет собой систематизированный в соответствии с кадастровым делением территории Российской Федерации свод документированных сведений, указанных в подпунктах "а" - "з" пункта 1 части 4 статьи 56 ГрК РФ, участках и иных документов, материалов, карт, схем и чертежей, содержащих информацию о развитии территорий, их застройке, земельных участках, объектах капитального строительства и иную информацию, необходимую для градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа или муниципального района.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 8, пунктом 4 статьи 56 ГрК РФ, подпунктами "б" и "з" пункта 3 статьи 28 Устава городского округа Самара, ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, включает в себя в том числе, сведения о территориальном, функциональном зонировании городского округа, планировочных ограничениях на территории городского округа.
Согласно сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности направленными в Министерство имущественных отношений Самарской области письмом от 14.03.2014 N САМВ-102516, испрашиваемый заявителем земельный участок под автостоянку располагается в красных линиях перекрестка улицы Владимирская и улицы Коммунистическая.
Из представленной в суд первой инстанции выкопировки из Генерального плана городского округа, утвержденного решением Думы городского округа от 20.03.2008 N 539 следует, что испрашиваемый заявителем земельный участок под автостоянку располагается в красных линиях перекрестка улицы Владимирская и улицы Коммунистическая (т. 1 л.д. 169-172).
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 ГрК РФ, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии -электропередачи, автомобильные дороги, железнодорожные линии, другие подобные сооружения.
В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, не подлежат приватизации.
Установленный действующим законодательством Российской Федерации запрет на приватизацию земельных участков является основанием для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности (пункт 4 статьи 28 ЗК РФ).
Таким образом, предоставленные Департаментом сведения из информационной системы градостроительной деятельности городского округа Самара являются надлежащим доказательством правомерного отказа в предоставлении земельного участка.
Довод заявителя о том, что не имеется достаточных доказательств нахождения испрашиваемого земельного участка в красных линиях дорог суд считает необоснованным.
Согласно статье 23 ГрК РФ, генеральный план городского округа, являющийся документом территориального планирования, содержит карты, на которых, отображаются в том числе, автомобильные дороги местного значения.
Из материалов дела видно, что границы улиц Владимирская и Коммунистическая определены действующим документом территориального планирования городского округа - Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539 (схемами N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" и N 6 "Схема развития улично-дорожной сети городского округа Самара" в составе Генерального плана). Улица Владимирская согласно Схеме N 6 является магистралью общегородского значения регулируемого движения.
При разработке проектных решений Генерального плана городского округа Самара использовалась следующая градостроительная документация: "Схема магистралей, городского и внешнего транспорта" по Генеральному плану г. Куйбышева, утвержденного в 1986 году, "Схема развития улично-дорожной сети по комплексной схеме транспорта" 1993 года.
Согласно СП 42.13330.2011. "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" ширина магистральных улиц в красных линиях составляет 40-80 м поперечник улиц Владимирская и Коммунистическая в красных линиях в районе испрашиваемого земельного участка составляет 65 метров, что соответствует значению, определенному нормативными документами.
Согласно Методическим рекомендациям по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденным Приказ Минрегиона РФ от 26.05.2011 N 244, градостроительные ограничения - ряд требований, ограничивающих градостроительную деятельность в конкретном территориальном образовании.
Конкретный состав и содержание ограничений (обременении) прав по использованию земельных участков может устанавливаться в зависимости от функционального назначения зоны и параметров режимообразующих объектов в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, актами местного самоуправления, нормативами, инструкциями и правилами соответствующих министерств и ведомств.
Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе, для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В соответствии с Основным чертежом (Схема N 1) действующего документа территориального планирования - Генерального плана городского округа Самара, испрашиваемая в собственность территория под размещение автомобильной стоянки N 18 относится к функциональной зоне обслуживания".
Проектными решениями Генерального плана, основанными на анализе баланса территории городского округа Самара, в случае необходимости использования территории для общегородских нужд назначается функциональная зона "планируемые территории структуры общегородской системы обслуживания".
Таким образом, действующий документ территориального планирования и в основном чертеже и в специализированных схемах определяет необходимость использования испрашиваемой заявителем территории для общегородских нужд, а именно для существования и закрепления на местности в определенных границах магистрали общегородского движения - улицы Владимирская и не предусматривает размещение любых капитальных объектов либо приватизации этой территории.
Суд первой инстанции правильно указал, что закрепление существования автомобильной стоянки на испрашиваемой территории путем предоставления для ее эксплуатации земельного участка в собственность, будет препятствовать реализациям положений действующей градостроительной документации.
Таким образом, размещение автостоянки на испрашиваемой территории на постоянной основе на земельном участке, переданном в собственность, повлечет за собой существенные изменения градостроительной ситуации на территории планировочной единицы, к которой относится испрашиваемый земельный участок, поэтому, на испрашиваемой территории с целью соблюдения градостроительного законодательства и минимальных расчетных показателей благоприятных условий жизнедеятельности человека необходимо произвести комплексные градостроительные расчеты в объеме, не менее планировочной единицы (квартала либо района).
Градостроительное законодательство предусматривает для обоснования предложений по пространственному развитию части муниципального образования такой механизм, как разработка и утверждение в установленном порядке документации по планировке территории, которая может служить обоснованием для внесения изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования.
В соответствии с пунктом 8 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
В настоящее время в органы местного самоуправления не поступала соответствующая заявка от юридических либо физических лиц на разрешение разработки документации по планировки территории, частью которой является испрашиваемый земельный участок.
При разработке документации по планировке территории возможно аргументировано обосновать размер земельного участка, который возможно отвести под автомобильную стоянку в конкретной планировочной единице в соответствии с региональными нормативами градостроительного проектирования, а также соответствующими нормами и правилами по определению размеров земельных участков.
Таким образом, отсутствует утвержденный проект планировки и проект межевания территории, на котором расположен земельный участок по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, в границах улиц Владимирской, Коммунистической, проспекта Карла Маркса, автостоянка N 20, площадью 3472 кв. м.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что общество не представило доказательств, что оспариваемый отказ министерства не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы.
При подаче заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 руб. для физических лиц и 2000 руб. для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 руб. для физических лиц и 1000 руб. для юридических лиц.
При подаче апелляционной жалобы, обществом уплачена в доход федерального бюджета платежным поручением от 28.11.2014 N 167 государственная пошлина в сумме 2000 руб.
В соответствии со статьей 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает ООО "РАЛЛИ" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 28.11.2014 N 167 государственную пошлину в размере 1000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 12 ноября 2014 года по делу N А55-8239/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РАЛЛИ" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "РАЛЛИ" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 28 ноября 2014 года N 167 государственную пошлину в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
А.Б.КОРНИЛОВ
В.В.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)