Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "16" мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "21" мая 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Петровской О.В.,
судей: Белан Н.Н., Споткай Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Грищенко Ю.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от 10 февраля 2014 года по делу N А69-3559/2013, принятое судьей Сарыглар Д.В.,
установил:
индивидуальный предприниматель Монгуш Шолбан-оол Хилик-оолович обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с исковым заявлением к Федеральному бюджетному государственному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Тыва (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 17:18:0105054:1, общей площадью 13 683 кв. м, расположенного по адресу: г. Кызыл. ул. Депутатская, 2, равной его рыночной стоимости в размере 7 306 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 10 февраля 2014 года иск удовлетворен.
Не согласившись с данным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, указав следующие возражения против удовлетворения иска.
Судом первой инстанции не установлена дата, на которую должна быть установлена рыночная стоимость земельного участка.
Ответчик является ненадлежащим.
В отзыве на апелляционную жалобу истец указал, что решение является законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2014 года апелляционная жалоба Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Тыва принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 17.04.2014. Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 апреля 2014 года рассмотрение дела отложено на 16 мая 2014 года.
В судебное заседание представители истца и ответчика не прибыли.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение истца и ответчика о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции (л. д. 5-8 т. 1).
Копия определения о принятии апелляционной жалобы направлялась сторонам судом апелляционной инстанции. Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы после отложения опубликована на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Третьим арбитражным апелляционным судом 22.04.2014.
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает истца и ответчика надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие их представителей.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Монгуш Шолбан-оол Хилик-оолович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по городу Республике Тыва в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за ОГРН 304170101600010, ИНН 170103582679, по адресу: 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Салчак Тока, д. 24, кв. 3.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 23.05.2012 г. N 17-АВ 132865 земельный участок, из категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: в производственных целях, общей площадью 13 683 кв. м, находящееся по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Депутатская, д. 2 принадлежит Монгушу Шолбан-оолу Хилик-ооловичу на праве собственности.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Тыва утверждены Постановлением Правительства Республики Тыва от 29.12.2012 N 736 и опубликованы в газете "Тувинская правда" от 12.01.2013.
Кадастровая оценка используется для налогообложения земельных участков.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 25.03.2013 г. N 17/13-1-17004 кадастровая стоимость земельного участка, с кадастровым номером 17:18:0105054:1, общей площадью 13 683 кв. м, расположенного по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Депутатская, д. 2 составляет 14 700 604,71 рублей.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка от 16.09.2013 г. N 884/13, выполненному индивидуальным предпринимателем Тас-оол З.К. по заказу Монгуша Ш.Х., рыночная стоимость земельного участка: общей площадью 16 683 кв. м, с кадастровым номером N 17:18:0105054:1, расположенного по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Депутатская, д. 2 составляет 7 306 000 рублей.
Рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 30.05.2012.
В материалы дела представлено экспертное заключение на отчет об оценке рыночной стоимости (л. д. 89-98), согласно которому отчет соответствует законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки.
Истец ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации истец, как собственник земельного участка и плательщик земельного налога, для определения размера которого используется кадастровая стоимость земельного участка, вправе обращаться с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Закон об оценочной деятельности содержит главу III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающую специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
В соответствии с абзацем первым статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости находящихся в государственной или муниципальной собственности объектов недвижимости могут быть оспорены физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в арбитражном суде.
При этом согласно абзацу второму названной нормы, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно отчету об оценке N 884/13 от 16.09.2013, рыночная стоимость оцениваемого земельного участка: общей площадью 13 683 кв. м, с кадастровым номером 17:18:0105054:1, расположенного по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Депутатская, д. 2 составила 7 306 000 рублей.
Рыночная стоимость установлена по состоянию на 30.05.2012, что соответствует дате установления государственной кадастровой стоимости земельных участков, которая определяется на дату формирования перечня объектов для целей проведения государственной кадастровой оценки (Постановление от 29 декабря 2012 года N 736 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Тыва").
Соответствующие сведения подтверждены Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Тыва на стадии апелляционного производства (приложение к письму от 07.05.2014 - протокол удостоверения перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов, подлежащих кадастровой оценке на территории Республики Тыва).
Оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в частности отчет от N 884/13, экспертное заключение общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" N 1745/2013-1 на отчет N 884/13 от 16.09.2013, суд пришел к обоснованному выводу о подтверждении истцом рыночной стоимости земельного участка на 30.05.2012 в размере 7 306 000 рублей.
Ответчик не оспорил представленный истцом отчет о рыночной стоимости земельных участков, не представил доказательств, свидетельствующих об иной, нежели в отчете оценщика, величине рыночной стоимости земельных участков. Доказательства недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки и занижения рыночной стоимости объекта при выбранных аналогах в отношении представленного истцом отчета оценки суду не представлены. Довод о несоответствии даты, по состоянию на которую определена рыночная стоимость земельного участка, дате государственной кадастровой оценки опровергается материалами дела.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности действительной рыночной стоимости спорного земельного участка и установил кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом N 884/13 от 16.09.2013 по состоянию на 30.05.2012.
Руководствуясь статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пунктами 1, 4, 5.1.3, 5.1.4 Положения "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, пунктом 2.1. Положения о филиале федерального бюджетного государственного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Тыва, суд пришел к правильным выводам о том, что кадастровая палата является надлежащим ответчиком по требованию об установлении размера кадастровой стоимости земельных участков, равном их рыночной стоимости.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из части 3 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости указано решение суда.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование об установлении кадастровой стоимости участка предъявляется к органу кадастрового учета, которым является ответчик.
При таких обстоятельствах, исковое заявление удовлетворено правомерно.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права. Подлежащие доказыванию обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены правильно и полностью выяснены.
С учетом изложенного основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика, который от ее уплаты в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от 10 февраля 2014 года по делу N А69-3559/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.В.ПЕТРОВСКАЯ
Судьи
Н.Н.БЕЛАН
Л.Е.СПОТКАЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.05.2014 ПО ДЕЛУ N А69-3559/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 мая 2014 г. по делу N А69-3559/2013
Резолютивная часть постановления объявлена "16" мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "21" мая 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Петровской О.В.,
судей: Белан Н.Н., Споткай Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Грищенко Ю.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от 10 февраля 2014 года по делу N А69-3559/2013, принятое судьей Сарыглар Д.В.,
установил:
индивидуальный предприниматель Монгуш Шолбан-оол Хилик-оолович обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с исковым заявлением к Федеральному бюджетному государственному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Тыва (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 17:18:0105054:1, общей площадью 13 683 кв. м, расположенного по адресу: г. Кызыл. ул. Депутатская, 2, равной его рыночной стоимости в размере 7 306 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 10 февраля 2014 года иск удовлетворен.
Не согласившись с данным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, указав следующие возражения против удовлетворения иска.
Судом первой инстанции не установлена дата, на которую должна быть установлена рыночная стоимость земельного участка.
Ответчик является ненадлежащим.
В отзыве на апелляционную жалобу истец указал, что решение является законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2014 года апелляционная жалоба Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Тыва принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 17.04.2014. Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 апреля 2014 года рассмотрение дела отложено на 16 мая 2014 года.
В судебное заседание представители истца и ответчика не прибыли.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение истца и ответчика о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции (л. д. 5-8 т. 1).
Копия определения о принятии апелляционной жалобы направлялась сторонам судом апелляционной инстанции. Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы после отложения опубликована на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Третьим арбитражным апелляционным судом 22.04.2014.
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает истца и ответчика надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие их представителей.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Монгуш Шолбан-оол Хилик-оолович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по городу Республике Тыва в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за ОГРН 304170101600010, ИНН 170103582679, по адресу: 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Салчак Тока, д. 24, кв. 3.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 23.05.2012 г. N 17-АВ 132865 земельный участок, из категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: в производственных целях, общей площадью 13 683 кв. м, находящееся по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Депутатская, д. 2 принадлежит Монгушу Шолбан-оолу Хилик-ооловичу на праве собственности.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Тыва утверждены Постановлением Правительства Республики Тыва от 29.12.2012 N 736 и опубликованы в газете "Тувинская правда" от 12.01.2013.
Кадастровая оценка используется для налогообложения земельных участков.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 25.03.2013 г. N 17/13-1-17004 кадастровая стоимость земельного участка, с кадастровым номером 17:18:0105054:1, общей площадью 13 683 кв. м, расположенного по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Депутатская, д. 2 составляет 14 700 604,71 рублей.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка от 16.09.2013 г. N 884/13, выполненному индивидуальным предпринимателем Тас-оол З.К. по заказу Монгуша Ш.Х., рыночная стоимость земельного участка: общей площадью 16 683 кв. м, с кадастровым номером N 17:18:0105054:1, расположенного по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Депутатская, д. 2 составляет 7 306 000 рублей.
Рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 30.05.2012.
В материалы дела представлено экспертное заключение на отчет об оценке рыночной стоимости (л. д. 89-98), согласно которому отчет соответствует законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки.
Истец ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации истец, как собственник земельного участка и плательщик земельного налога, для определения размера которого используется кадастровая стоимость земельного участка, вправе обращаться с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Закон об оценочной деятельности содержит главу III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающую специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
В соответствии с абзацем первым статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости находящихся в государственной или муниципальной собственности объектов недвижимости могут быть оспорены физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в арбитражном суде.
При этом согласно абзацу второму названной нормы, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно отчету об оценке N 884/13 от 16.09.2013, рыночная стоимость оцениваемого земельного участка: общей площадью 13 683 кв. м, с кадастровым номером 17:18:0105054:1, расположенного по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Депутатская, д. 2 составила 7 306 000 рублей.
Рыночная стоимость установлена по состоянию на 30.05.2012, что соответствует дате установления государственной кадастровой стоимости земельных участков, которая определяется на дату формирования перечня объектов для целей проведения государственной кадастровой оценки (Постановление от 29 декабря 2012 года N 736 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Тыва").
Соответствующие сведения подтверждены Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Тыва на стадии апелляционного производства (приложение к письму от 07.05.2014 - протокол удостоверения перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов, подлежащих кадастровой оценке на территории Республики Тыва).
Оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в частности отчет от N 884/13, экспертное заключение общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" N 1745/2013-1 на отчет N 884/13 от 16.09.2013, суд пришел к обоснованному выводу о подтверждении истцом рыночной стоимости земельного участка на 30.05.2012 в размере 7 306 000 рублей.
Ответчик не оспорил представленный истцом отчет о рыночной стоимости земельных участков, не представил доказательств, свидетельствующих об иной, нежели в отчете оценщика, величине рыночной стоимости земельных участков. Доказательства недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки и занижения рыночной стоимости объекта при выбранных аналогах в отношении представленного истцом отчета оценки суду не представлены. Довод о несоответствии даты, по состоянию на которую определена рыночная стоимость земельного участка, дате государственной кадастровой оценки опровергается материалами дела.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности действительной рыночной стоимости спорного земельного участка и установил кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом N 884/13 от 16.09.2013 по состоянию на 30.05.2012.
Руководствуясь статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пунктами 1, 4, 5.1.3, 5.1.4 Положения "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, пунктом 2.1. Положения о филиале федерального бюджетного государственного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Тыва, суд пришел к правильным выводам о том, что кадастровая палата является надлежащим ответчиком по требованию об установлении размера кадастровой стоимости земельных участков, равном их рыночной стоимости.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из части 3 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости указано решение суда.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование об установлении кадастровой стоимости участка предъявляется к органу кадастрового учета, которым является ответчик.
При таких обстоятельствах, исковое заявление удовлетворено правомерно.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права. Подлежащие доказыванию обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены правильно и полностью выяснены.
С учетом изложенного основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика, который от ее уплаты в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от 10 февраля 2014 года по делу N А69-3559/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.В.ПЕТРОВСКАЯ
Судьи
Н.Н.БЕЛАН
Л.Е.СПОТКАЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)