Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТАМБОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 09.02.2015 ПО ДЕЛУ N 33-113

Требование: О признании права собственности на гараж.

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец указывает на то, что им за счет собственных средств построен на выделенном ему земельном участке спорный гараж, однако во внесудебном порядке он не может оформить право собственности на гараж, так как участок находится в аренде у ответчика.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТАМБОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 февраля 2015 г. по делу N 33-113


Судья Белова В.С.

Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Кочергиной Н.А.,
судей: Арзамасцевой Г.В., Токарева Б.И.,
при секретаре: Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании 9 февраля 2015 года гражданское дело по иску К. к ТУ Росимущества в Тамбовской области, филиалу РЖД Юго-Восточная железная дорога, ГСК "Афганец" о признании права собственности на гараж,
по апелляционной жалобе Территориального Управления Росимущества в Тамбовской области на решение Советского районного суда г. Тамбова от 8 октября 2014 года.
Заслушав доклад судьи Кочергиной Н.А., судебная коллегия

установила:

К. обратился в суд с иском к ТУ Росимущества в Тамбовской области, ОАО РЖД в лице Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО РЖД, ГСК "Афганец" о признании права собственности на гараж *** ГСК "Афганец", общей площадью 22,3 кв. м, расположенный в районе ***.
В обоснование своих требований указал, что с целью строительства гаража в 2008 году он вступил в члены ГСК, ему был выделен земельный участок, за счет собственных средств он построил спорный гараж, который соответствует строительным, противопожарным и санитарным нормам. Во внесудебном порядке не может оформить право собственности, поскольку земельный участок находится в аренде у ОАО "РЖД" Тамбовская дистанция пути и передан в субаренду ГСК "Афганец".
Решением Советского районного суда г. Тамбова от 8 октября 2014 года за К. признано право собственности на гараж.
В апелляционной жалобе ТУ Росимущества просит решение суда отменить и вынести новое. Указывает, что гараж построен без отведения земельного участка для этих целей, в связи с чем является самовольной постройкой. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. В данном случае земельный участок был передан по договору аренды ОАО "РЖД", а по договору субаренды часть указанного земельного участка ГСК "Афганец". Таким образом. Возведенный истцом объект является самовольной постройкой, земельный участок не предоставлялся для строительства, и Управление не давало разрешения на возведение данного объекта. Учитывая, что земельный участок, на котором возведен объект, не принадлежит истцу на праве собственности, пожизненно наследуемом владении, постоянном пользовании, у суда отсутствовали основания для признания права собственности.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав представителя ОАО "РЖД" А. судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции исходил из того, что истец является членом ГСК "Афганец", задолженностей по паевым взносам не имеет, построенный им гараж соответствует санитарным, противопожарным нормам, гараж расположен на земельном участке, выделенном ГСК "Афганец" по договору субаренды.
Кроме того, по мнению суда первой инстанции, строительство гаража начато без предоставления земельного участка под его строительство, однако, впоследствии, земельный участок под указанный гараж был предоставлен под его размещение с согласия представителя собственника земельного участка.
Однако судебная коллегия с выводами суда не согласна по следующим основаниям.
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости земельный участок, на котором возведены капитальные гаражи в полосе отвода железной дороги принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
Комитетом управления имуществом Тамбовской области (арендатором) и ФГУП "Юго-Восточная железная дорога" (арендатором) 01 октября 2003 г. заключен договор N 21 аренды земельного участка на участке железной дороги М. сроком до 18 августа 2052 г. Согласно п. п. 4.3.1, 4.3.2 Договора арендатор обязан использовать участок на условиях, установленных Договором. С письменного согласия Арендодателя вправе сдавать Участок (его часть) в субаренду, но использовать участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием. В соответствии с названным Договором земельный участок передан для использования в целях: под объекты железнодорожного транспорта (здания, строения, сооружения и другие объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта); обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта.
Во исполнение приказа начальника отделения дороги N НОД-353 от 15.06.2005 г. о возможности передачи земельного участка в субаренду площадью 3017,0 кв. м в полосе отвода железной дороги направления М. на 477 км под существующими капитальными гаражами специально созданной комиссией с участием ГСК "Афганец" установлено, что имеется техническая возможность передачи земельного участка в субаренду ГСК "Афганец" указанной в акте площади на расстоянии до существующих капитальных гаражей, заключения с ГСК "Афганец" договора субаренды с запретом возведения новых капитальных строений, сооружений.
22 февраля 2007 г. был заключен договор субаренды между ОАО "Российские железные дороги" в лице Мичуринского отделения ЮВжд - филиала ОАО "РЖД" и ГСК "Афганец".
В пункте 5.4.4 указанного договора для ГСК "Афганец" указано: "не возводить временные и капитальные здания, строения, сооружения без письменного разрешения Арендатора; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации порядок использования земельных участков полосы отвода железной дороги (п. п. 5.4.5 Договора); соблюдать ограничения прав на участок - особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных зонах и другие ограничения прав - в случае, если такие ограничения установлены" (п. п. 5.4.6; л.д. 8).
Суд первой инстанции не учел, что не доказан факт строительства капитального гаража истцом в соответствии с требованиями как действовавшего на момент их возведения законодательства, так и действующего ныне законодательства, регулирующего спорные правоотношения, которое не предусматривает возможности возведения в полосе отвода железной дороги капитальных зданий и сооружений, о чем свидетельствуют приведенные выше как договор аренды, так и субаренды, в которых прямо имеется указание на запрет строительства новых гаражей на участке, переданном ГСК "Афганец" в субаренду. Передавая земельные участки в аренду и субаренду, как собственник, так и арендатор не изменили целевого назначения земельного участки и вид разрешенного использования.
Основания приобретения права собственности указаны в ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделяются по целевому назначению на категории, среди которых выделена категория "земли транспорта", использование которых должно осуществляться в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В соответствии с пунктом 3 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается данным Кодексом, федеральными законами.
В силу пункта 4 статьи 87 Кодекса земли промышленности и иного специального назначения, названные в пункте 1 этой статьи, к которым относятся и земли транспорта, занятые федеральным транспортом, путями сообщения, являются федеральной собственностью.
Особенности государственного регулирования использования земель железнодорожного транспорта предусмотрены ст. 87, 90 Земельного кодекса РФ, ст. 9 Федерального закона от 10.01.2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", которыми закреплено, что земли железнодорожного транспорта (в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог) должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации.
"Положением о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог", утв. Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации N 26Ц от 15.05.1999 года и "Правилами установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 г. N 611, предусмотрено, что свободные земельные участки в полосе отвода, относящиеся к землям железнодорожного транспорта, могут предоставляться в срочное пользование физическим и юридическим лицам для сельскохозяйственных целей, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, для устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов, и иных целей, если при этом будут соблюдаться требования безопасности движения и при этом не допускается размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Материалами дела установлено, что капитальный гараж, о праве собственности на который заявлены требования истцом, находится в границах установленной в соответствии с законом полосы отвода железной дороги, где не допускается размещение капитальных зданий и сооружений, земельный участок в границах полосы отвода в силу закона относится к землям железнодорожного транспорта и находится в федеральной собственности.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о фактическом создании самовольных построек, под которыми в соответствии со ст. 222 ГК РФ понимаются строения, созданные на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом или иными правовыми актами, либо без получения на это необходимых разрешений.
В силу пункта 2 этой нормы, лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности.
При таких обстоятельствах, учитывая, что истец К. не имеет каких-либо прав на земельный участок, занимаемый самовольными постройками, возведенными без предоставления земельного участка для строительства гаражей, в том числе вышеназванного гаража, по его использованию в предусмотренных договорами субаренды и законом целях, суд незаконно удовлетворил его требования о признании права собственности на гараж.
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы представителя ГСК "Афганец" о том, что комиссией железной дороги с его участием проводились проверки землепользования и составлялись дополнительные соглашения, которые узаконили строительство гаражей, поскольку таких доказательств суду не представлено, а из представленных актов обследования и дополнительных соглашений, в том числе от 1 января 2014 г. и от 23 января 2015 г., вновь следует указание на использование земельного участка в соответствии с договором субаренды, а именно, не проводить на участке земляные работы, не возводить капитальные либо временные здания, строения и сооружения без согласования с руководством ЮВжд - филиала ОАО "РЖД", не изменять цель использования участка, которая определена как для эксплуатации и обслуживания капитальных строений, то есть гаражей, а не под строительство гаражей.
Утверждения представителя ГСК "Афганец", что гаражи не мешают железной дороге в использовании земельного участка, не являются основанием для признания права собственности на гараж, поскольку при наличии таких обстоятельств, ответчики вправе ставить вопрос о сносе гаражей, находящихся на арендованном земельном участке, исходя из условий договора субаренды и особого правового режима названного земельного участка.
Представленная истцом справка о том, что он является членом ГСК "Афганец" с 2006 года и именно в этот период им были возведен спорный гараж, по мнению судебной коллегии, подлежит критической оценке.
Решение общего собрания N 1 от 12.04.2006, ссылка на которое приведена в указанной справке, не представлено, как и сведений о наличии указанного решения.
Между тем, как следует из искового заявления, период вступления в члены кооператива "Афганец" и оплату паевых взносов истец связывает с 2008 г., что подтверждается справкой, выданной председателем ГСК.
Кроме того, в связи с отсутствием в силу закона полномочий по распоряжению земельным участком в полосе отвода, представленная истцом справка правового значения для разрешения настоящего спора не имеет.
Ссылка истца, представителя ГСК "Афганец" на иную судебную практику по аналогичным делам, не может быть принята судебной коллегией во внимание, поскольку принятые судами решения для рассмотрения данного дела не имеют преюдициального значения.
Оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что истец не доказал факта строительства капитального гаража в соответствии с требованиями действовавшего на момент его возведения законодательства, а потому оснований для удовлетворения заявленного иска не имеется.
Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Советского районного суда г. Тамбова от 8 октября 2014 года отменить и принять по делу новое решение: в удовлетворении требований К. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом Тамбовской области и филиалу ОАО "РЖД Юго-Восточная железная дорога", ГСК "Афганец" о признании права собственности на гараж, расположенный в ГСК "Афганец" *** отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)