Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 6 февраля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Юшкарева И.Ю.,
судей: Чупрова А.И., Шелега Д.И.,
при участии в судебном заседании представителя администрации города Иркутска Смолиной Татьяны Викторовны (доверенность N 059-72-964/13 от 31.12.2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Варибруса Александра Ивановича на решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 июня 2013 года по делу N А19-730/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 октября 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Колосов В.И.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Басаев Д.В., Рылов Д.Н.),
установил:
гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющий статус индивидуального предпринимателя, Варибрус Александр Иванович (ОГРН 310382709800020, место жительства - г. Иркутск; далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации города Иркутска (далее - администрация) о признании незаконным отказа от 19.10.2012 N 957-74/2684/12 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000025:331, площадью 1 630 кв. м, расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска по проспекту Маршала Жукова, для целей, не связанных со строительством, и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении указанного земельного участка для целей, не связанных со строительством.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Байкал-Техника" (ОГРН 1033801017140, место нахождения: г. Иркутск).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 6 июня 2013 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 октября 2013 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, предприниматель обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд не указывает, на основании какой нормы права он сделал вывод, что в поданном заявлении предприниматель обязан был указать не цель "не связанную со строительством", а дать расшифровку, описание.
Предприниматель обращает внимание на то, что в обжалуемом решении нет сведений о том, что предпринимателю отказано в предоставлении земельного участка по причине невозможности установления из заявления предпринимателя цели, либо в связи с тем, что сведения об объекте недвижимости на тот момент аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости не были, но имеются иные основания.
В отзыве на кассационную жалобу администрация указывает на необоснованность содержащихся в ней доводов, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтового отправления N 07242, 07245, 07241, уведомление о возврате почтового отправления N 07244; информация, размещенная на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа 25.12.2013), однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами обеих инстанций и подтверждается материалами дела, 15.07.2010 предприниматель обратился в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка площадью 1 630 кв. м, расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска по проспекту Маршала Жукова, для благоустройства территории.
В связи с обращением предпринимателя распоряжением комитета по градостроительной политике администрации от 28.09.2010 N 944-02-000185/10 утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка.
18.03.2011 предпринимателем повторно направлено в орган местного самоуправления заявление о предоставлении в аренду данного земельного участка для благоустройства территории с приложением копии кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 38:36:000025:331.
Письмом администрации от 30.08.2011 N 945-70-5762/11 предпринимателю сообщено об отказе в предоставлении в аренду земельного участка в связи с нахождением спорного земельного участка в зоне санитарной охраны источника водоснабжения г. Иркутска (Ершовский водозабор).
Распоряжением комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска N 944-02-000582/11 от 28.12.2011 распоряжение N 944-02-000185/10 от 28.09.2010 об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска по проспекту Маршала Жукова, отменено.
Распоряжение от 28.12.2011 N 944-02-000582/11 оспорено предпринимателем в судебном порядке. Решением Арбитражного суда Иркутской области от 5 июля 2012 года по делу N А19-7673/2012 в удовлетворении требований предпринимателя о признании незаконным распоряжения от 28.12.2011 N 944-02-000582/11 отказано. Постановлениями Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 октября 2012 года и Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 февраля 2013 года решение суда оставлено без изменения.
05.09.2012 предприниматель обратился в комитет по градостроительной политике администрации с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000025:331 в аренду для целей, не связанных со строительством.
Письмом N 957-74/2684/12 от 19.10.2012 департамент обеспечения градостроительной деятельности комитета по градостроительной политике администрации сообщил предпринимателю об отказе в предоставлении земельного участка в связи с тем, что распоряжение N 944-02-000185/10 от 28.09.2010 об утверждении схемы расположения земельного участка отменено.
Полагая, что данное решение является незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что оспариваемое решение вынесено полномочным органом, соответствует законам и иным нормативным правовым актам и не повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пункте 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие такого решения закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных выше обстоятельств является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Как усматривается из материалов дела, письмом департамента обеспечения градостроительной деятельности комитета по градостроительной политике администрации N 957-74/2684/12 от 19.10.2012 в предоставлении земельного участка отказано в связи с тем, что распоряжение от 28.09.2010 N 944-02-000185/10 "Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска, пр. Маршала Жукова", на основании которого испрашиваемый предпринимателем земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, отменено.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, закрепляющей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. При этом не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования заявления о предоставлении земельного участка. В данном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного заявления, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункты 2, 3, 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 1, 4 Порядка прохождения документов при предоставлении земельных участков юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением Думы города Иркутска от 21.05.2009 N 004-20-611060/9, земельные участки, расположенные на территории г. Иркутска, находящиеся в муниципальной собственности г. Иркутска или не разграниченные в установленном законодательством порядке, предоставляются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, для организации открытых автостоянок, благоустройства и иных целей, не связанных со строительством.
Предоставление таких земельных участков осуществляется посредством продажи земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах) либо путем предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов). В случае если в отношении земельного участка осуществлен государственный кадастровый учет, заявитель, заинтересованный в предоставлении указанного земельного участка для цели, не связанной со строительством, подает в комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска заявление на имя мэра города Иркутска о предоставлении земельного участка с указанием кадастрового номера земельного участка, его цели использования, размера, местоположения и испрашиваемого права на земельный участок с приложением следующих документов (с копиями):
- - учредительные документы юридического лица;
- - документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление;
- - документ, удостоверяющий права (полномочия) представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, если с заявлением обращается представитель заявителя;
- - выданный не позднее чем за три месяца до дня подачи заявления кадастровый паспорт земельного участка.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости (часть 3). Учет изменений преобразуемого земельного участка или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, также осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации соответствующего права либо государственной регистрации аренды на образованные из таких земельных участков иные земельные участки (часть 3.1). Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости, носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 названной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости (часть 4). В течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости (часть 5).
Учитывая вышеприведенное правовое регулирование, а также то, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения об испрашиваемом предпринимателем земельном участке с кадастровым номером 38:36:000025:331 носят временный характер, распоряжение комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от 28.09.2010 N 944-02-000185/10 об утверждении схемы расположения данного земельного участка отменено, суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов о правомерности отказа администрацией в предоставлении предпринимателю указанного земельного участка для целей, не связанных со строительством, несмотря на то, что временные сведения об объекте недвижимости на тот момент аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости не были.
При таких обстоятельствах судами первой и апелляционной инстанций сделаны обоснованные выводы о соответствии оспариваемого отказа N 957-74/2684/12 от 19.10.2012 нормам действующего законодательства и отсутствии нарушения им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изложенные в кассационной жалобе доводы по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушение норм процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 июня 2013 года по делу N А19-730/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 октября 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.Ю.ЮШКАРЕВ
Судьи:
А.И.ЧУПРОВ
Д.И.ШЕЛЕГ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 12.02.2014 ПО ДЕЛУ N А19-730/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 февраля 2014 г. N А19-730/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 6 февраля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Юшкарева И.Ю.,
судей: Чупрова А.И., Шелега Д.И.,
при участии в судебном заседании представителя администрации города Иркутска Смолиной Татьяны Викторовны (доверенность N 059-72-964/13 от 31.12.2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Варибруса Александра Ивановича на решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 июня 2013 года по делу N А19-730/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 октября 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Колосов В.И.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Басаев Д.В., Рылов Д.Н.),
установил:
гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющий статус индивидуального предпринимателя, Варибрус Александр Иванович (ОГРН 310382709800020, место жительства - г. Иркутск; далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации города Иркутска (далее - администрация) о признании незаконным отказа от 19.10.2012 N 957-74/2684/12 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000025:331, площадью 1 630 кв. м, расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска по проспекту Маршала Жукова, для целей, не связанных со строительством, и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении указанного земельного участка для целей, не связанных со строительством.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Байкал-Техника" (ОГРН 1033801017140, место нахождения: г. Иркутск).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 6 июня 2013 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 октября 2013 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, предприниматель обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд не указывает, на основании какой нормы права он сделал вывод, что в поданном заявлении предприниматель обязан был указать не цель "не связанную со строительством", а дать расшифровку, описание.
Предприниматель обращает внимание на то, что в обжалуемом решении нет сведений о том, что предпринимателю отказано в предоставлении земельного участка по причине невозможности установления из заявления предпринимателя цели, либо в связи с тем, что сведения об объекте недвижимости на тот момент аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости не были, но имеются иные основания.
В отзыве на кассационную жалобу администрация указывает на необоснованность содержащихся в ней доводов, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтового отправления N 07242, 07245, 07241, уведомление о возврате почтового отправления N 07244; информация, размещенная на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа 25.12.2013), однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами обеих инстанций и подтверждается материалами дела, 15.07.2010 предприниматель обратился в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка площадью 1 630 кв. м, расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска по проспекту Маршала Жукова, для благоустройства территории.
В связи с обращением предпринимателя распоряжением комитета по градостроительной политике администрации от 28.09.2010 N 944-02-000185/10 утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка.
18.03.2011 предпринимателем повторно направлено в орган местного самоуправления заявление о предоставлении в аренду данного земельного участка для благоустройства территории с приложением копии кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 38:36:000025:331.
Письмом администрации от 30.08.2011 N 945-70-5762/11 предпринимателю сообщено об отказе в предоставлении в аренду земельного участка в связи с нахождением спорного земельного участка в зоне санитарной охраны источника водоснабжения г. Иркутска (Ершовский водозабор).
Распоряжением комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска N 944-02-000582/11 от 28.12.2011 распоряжение N 944-02-000185/10 от 28.09.2010 об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска по проспекту Маршала Жукова, отменено.
Распоряжение от 28.12.2011 N 944-02-000582/11 оспорено предпринимателем в судебном порядке. Решением Арбитражного суда Иркутской области от 5 июля 2012 года по делу N А19-7673/2012 в удовлетворении требований предпринимателя о признании незаконным распоряжения от 28.12.2011 N 944-02-000582/11 отказано. Постановлениями Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 октября 2012 года и Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 февраля 2013 года решение суда оставлено без изменения.
05.09.2012 предприниматель обратился в комитет по градостроительной политике администрации с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000025:331 в аренду для целей, не связанных со строительством.
Письмом N 957-74/2684/12 от 19.10.2012 департамент обеспечения градостроительной деятельности комитета по градостроительной политике администрации сообщил предпринимателю об отказе в предоставлении земельного участка в связи с тем, что распоряжение N 944-02-000185/10 от 28.09.2010 об утверждении схемы расположения земельного участка отменено.
Полагая, что данное решение является незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что оспариваемое решение вынесено полномочным органом, соответствует законам и иным нормативным правовым актам и не повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пункте 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие такого решения закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных выше обстоятельств является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Как усматривается из материалов дела, письмом департамента обеспечения градостроительной деятельности комитета по градостроительной политике администрации N 957-74/2684/12 от 19.10.2012 в предоставлении земельного участка отказано в связи с тем, что распоряжение от 28.09.2010 N 944-02-000185/10 "Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска, пр. Маршала Жукова", на основании которого испрашиваемый предпринимателем земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, отменено.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, закрепляющей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. При этом не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования заявления о предоставлении земельного участка. В данном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного заявления, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункты 2, 3, 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 1, 4 Порядка прохождения документов при предоставлении земельных участков юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением Думы города Иркутска от 21.05.2009 N 004-20-611060/9, земельные участки, расположенные на территории г. Иркутска, находящиеся в муниципальной собственности г. Иркутска или не разграниченные в установленном законодательством порядке, предоставляются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, для организации открытых автостоянок, благоустройства и иных целей, не связанных со строительством.
Предоставление таких земельных участков осуществляется посредством продажи земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах) либо путем предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов). В случае если в отношении земельного участка осуществлен государственный кадастровый учет, заявитель, заинтересованный в предоставлении указанного земельного участка для цели, не связанной со строительством, подает в комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска заявление на имя мэра города Иркутска о предоставлении земельного участка с указанием кадастрового номера земельного участка, его цели использования, размера, местоположения и испрашиваемого права на земельный участок с приложением следующих документов (с копиями):
- - учредительные документы юридического лица;
- - документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление;
- - документ, удостоверяющий права (полномочия) представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, если с заявлением обращается представитель заявителя;
- - выданный не позднее чем за три месяца до дня подачи заявления кадастровый паспорт земельного участка.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости (часть 3). Учет изменений преобразуемого земельного участка или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, также осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации соответствующего права либо государственной регистрации аренды на образованные из таких земельных участков иные земельные участки (часть 3.1). Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости, носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 названной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости (часть 4). В течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости (часть 5).
Учитывая вышеприведенное правовое регулирование, а также то, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения об испрашиваемом предпринимателем земельном участке с кадастровым номером 38:36:000025:331 носят временный характер, распоряжение комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от 28.09.2010 N 944-02-000185/10 об утверждении схемы расположения данного земельного участка отменено, суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов о правомерности отказа администрацией в предоставлении предпринимателю указанного земельного участка для целей, не связанных со строительством, несмотря на то, что временные сведения об объекте недвижимости на тот момент аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости не были.
При таких обстоятельствах судами первой и апелляционной инстанций сделаны обоснованные выводы о соответствии оспариваемого отказа N 957-74/2684/12 от 19.10.2012 нормам действующего законодательства и отсутствии нарушения им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изложенные в кассационной жалобе доводы по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушение норм процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 июня 2013 года по делу N А19-730/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 октября 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.Ю.ЮШКАРЕВ
Судьи:
А.И.ЧУПРОВ
Д.И.ШЕЛЕГ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)