Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 18.12.2013 ПО ДЕЛУ N А55-3881/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2013 г. по делу N А55-3881/2013


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Карповой В.А., Петрушкина В.А.,
при участии представителя:
заявителя - Аскеровой Н.Н., доверенность от 15.07.2013 б/н,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.05.2013 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Марчик Н.Ю., Рогалева Е.М.)
по делу N А55-3881/2013,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рось-С", г. Самара (ИНН 6319126143, ОГРН 1066319094588) к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, Министерству строительства Самарской области, г. Самара, о признании незаконными действий, с участием третьего лица - Департамента благоустройства и экологии администрации городского округа Самара, г. Самара,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Рось-С" (далее - ООО "Рось-С", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд с заявлениями о признании незаконными действий Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - Департамент) о невозможности организации работы по выбору земельного участка площадью 4935,8 кв. м, расположенного в границах Постникова оврага, улиц Травяной, Подгорной, Шушенской в Октябрьском районе города Самары, для строительства коммерческих наземных и подземных гаражей, открытых автостоянок краткосрочного хранения автомобилей, гостиницы, магазина товаров первой необходимости, оформленные письмом от 29.11.2012 N СП-9/627-0-1 (дело N А55-2881/2013); о признании незаконными действий Департамента о невозможности организации работы по выбору земельного участка площадью 18 685,1 кв. м для строительства ресторана, кафе, универсальных развлекательных комплексов, аттракционов, спортивных площадок, создания инфраструктуры для отдыха на природе в границах Постникова оврага, улиц Травяной, Подгорной, Шушенской в Октябрьском районе г. Самары, оформленные письмом от 03.12.2012 N СП-9/695-0-1 (дело N А55-4133/2013); о признании незаконными действий Департамента о невозможности организации работы по выбору земельного участка площадью 12 923,8 кв. м, расположенного в границах Постникова оврага, улиц Травяной, Подгорной, Шушенской в Октябрьском районе г. Самары для строительства клуба (залов встречи и собраний) многоцелевого назначения, банно-оздоровительного комплекса с благоустройством прилегающей территории, оформленные письмом от 03.12.2012 N СП-9/696-0-1 (дело N А55-4135/2013), а также о признании незаконным решений Министерства строительства Самарской области (далее - Министерство) об отказе в осуществлении процедуры по предоставлению земельных участков площадью 4935,8 кв. м, 12 923,8 кв. м, 18 685,1 кв. м в границах Постникова оврага, улиц Травяной, Подгорной. Шушенской в Октябрьском районе г. Самары, изложенных в письмах от 21.12.2012 N 3/8827, от 14.02.2013 N 3/955.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 09.04.2013 по делу N А55-3881/2013 вышеназванные дела объединены в одно производство.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.05.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требованиях.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Представитель ООО "Рось-С", явившийся в судебное заседание, с кассационной жалобой не согласился, просил оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 16.02.2012 ООО "Рось-С" обратилось в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, правопреемником которого является Министерство строительства Самарской области, с заявлениями о выборе земельных участков и предварительном согласовании мест размещения объектов в отношении земельных участков в границах Постникова оврага, улиц Травяной, Подгорной, Шушенской в Октябрьском районе г. Самары, площадью 4935,8 кв. м, для строительства коммерческих наземных и подземных гаражей, открытых автостоянок краткосрочного хранения автомобилей, гостиницы, магазина товаров первой необходимости; площадью 18 685,1 кв. м для строительства ресторана, кафе, универсальных развлекательных комплексов, аттракционов, спортивных площадок, создания инфраструктуры для отдыха на природе; площадью 12 923,8 кв. м, для строительства клуба (залов встречи и собраний) многоцелевого назначения, банно-оздоровительного комплекса с благоустройством прилегающей территории.
На основании пункта 3.4 Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (далее - Регламент), Министерство строительства направило заявления ООО "Рось-С" в адрес Департамента для организации работ по выбору земельных участков и утверждению схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Письмами от 29.11.2012 N СП-9/627-0-1, от 03.12.2012 N СП-9/695-0-1 и от 03.12.2012 СП-9/696-0-1 Департамент сообщил о невозможности организовать работу по выбору испрашиваемых заявителем земельных участков, поскольку земельные участки входят в состав территорий необходимых для строительства накопительного резервуара насосной станции и очистных сооружений поверхностных вод, заказчиком по которому выступает Департамент городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара, правопреемником которого является Департамент благоустройства и экологии администрации городского округа Самара.
Письмом от 21.12.2012 N 3/8827 Министерство сообщило обществу о принятии решения об отказе в дальнейшем осуществлении процедуры по предоставлению испрашиваемых заявителем земельных участков, со ссылкой на вышеуказанные отказы Департамента.
Заявитель, полагая, что вышеуказанные отказы Департамента и Министерства противоречат требованиям действующего законодательства и нарушают его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что Департаментом и Министерством в нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены доказательства, подтверждающие, что испрашиваемые обществом земельные участки входят в состав территорий, необходимых для строительства накопительного резервуара насосной станции и очистных сооружений поверхностных вод, учитывая, что в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции представитель Департамента пояснил, что направленная в Министерство информация в отношении спорных земельных участков была ошибочной, о чем Министерству были направлены письма от 04.02.2013 N СП-9/627-0-2, N СП-9/696-0-2, N СП-9/965-0-2, и несмотря на это Министерство письмом от 14.02.2013 N 3-955 уведомило ООО "Рось-С" об отказе в осуществлении процедуры по предоставлению земельных участков, пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемые действия Департамента и Министерства противоречат статьям 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушают права и законные интересы общества.
Принимая во внимание, что оспариваемые действия являются незаконными, суды в порядке восстановления нарушенных прав заявителя, правильно обязали Департамент и Министерство возобновить процедуры выбора испрашиваемых земельных участков.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым оставить решение Арбитражного суда Самарской области от 22.05.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013 без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 22.05.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013 по делу N А55-3881/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Р.В.АНАНЬЕВ

Судьи
В.А.КАРПОВА
В.А.ПЕТРУШКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)