Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 04.06.2015 ПО ДЕЛУ N 33-7882/2015

Требование: О признании недействительными распоряжения, соглашения о расторжении договора безвозмездного пользования, возложении обязанности зарегистрировать право собственности за РФ на участок.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Между сторонами был заключен договор безвозмездного срочного пользования лесным участком, ответчиком было составлено соглашение о расторжении указанного договора, в регистрации права собственности за РФ на лесной участок и регистрации договора безвозмездного пользования истцу было отказано.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июня 2015 г. по делу N 33-7882/2015


Судья С.Г. Горшунов
Учет N 25

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Л.И. Сибгатуллиной,
судей Р.Р. Хасаншин, Р.З. Рашитова,
при секретаре судебного заседания С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И. Сибгатуллиной гражданское дело по апелляционной жалобе Ф. на решение Заинского городского суда Республики Татарстан от 24 марта 2015 года, которым постановлено:
исковое заявление Ф. к Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан удовлетворить частично.
Распоряжение Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан от 16.01.2015 года N 3-р о признании утратившим силу распоряжения Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан от 17.01.2011 года N 10-р и о расторжении договора безвозмездного срочного пользования лесным участком от 02.02.2011 года N 83 с Ф. признать недействительным.
Соглашение о расторжении договора безвозмездного срочного пользования N 83 от 02.02.2011 года с Ф. составленное Министерством лесного хозяйства РТ признать незаключенным.
В оставшейся части исковых требований Ф. - отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Ф., А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Ф. обратился в суд с иском к Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан о признании недействительными решения от 16 января 2015 года и соглашения от 16 января 2015 года о расторжении договора безвозмездного пользования лесным участком, возложении на ответчика обязанности зарегистрировать право собственности за Российской Федерацией на земельный участок. Заявленные требования мотивированы следующим.
Распоряжением Министра лесного хозяйства Республики Татарстан N 10-р от 17 января 2011 года истцу в безвозмездное срочное пользование для собственных нужд сроком на 10 лет был предоставлен лесной участок площадью 0,25 га в защитных лесах в <...> ГБУ "Заинское лесничество" в целях использования лесов для ведения сельского хозяйства (пчеловодства).
2 февраля 2011 года между Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан и истцом Ф. заключен договор N 83 безвозмездного срочного пользования лесным участком площадью 0,25 га, который расположен по адресу: Республика Татарстан, Заинский муниципальный район, муниципальное образование "город Заинск", <...> государственного бюджетного учреждения "Заинское Лесничество".
16 января 2015 года Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан составлено соглашение о расторжении указанного договора от 2 февраля 2011 года N 83, которое Ф. не подписано.
Кроме того, в тот же день 16 января 2015 года ответчик вынес распоряжение за N 3-р о признании утратившим силу распоряжения от 17 января 2011 года N 10-р.
Письмом от 16 января 2015 года N 15-177 в ответ на обращение Ф. о регистрации права собственности за Российской Федерацией на лесной участок ответчик поставил истца в известность о решении Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан признать утратившим силу распоряжение от 17 января 2011 года N 10-р.
Конкретное обоснование расторжения договора Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан не приведено, одностороннее расторжение договора противоречит закону. Истец неоднократно обращался к ответчику с требованием об образовании лесного участка для последующей регистрации договора безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Истец провел межевание земельного участка, предоставленного ему по договору, в результате которого образован спорный земельный участок с кадастровым номером 16:19:230163:134.
В нарушение закона ответчик как полномочный орган уклоняется от регистрации права собственности на указанный участок, что влечет невозможность зарегистрировать договор аренды в установленном законом порядке.
Ф. просил признать недействительным распоряжение министра лесного хозяйства Республики Татарстан от 16 января 2015 года N 3-р о признании утратившим силу распоряжения Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан от 17 января 2011 года N 10-р, признать недействительным соглашение между Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан и Ф. от 16 января 2015 года о расторжении договора безвозмездного срочного пользования; признать незаконными действия Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан, выраженные в письме N 15-177 от 16 января 2015 года об отказе в регистрации права собственности на земельный участок за Российской Федерации и обязать Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан зарегистрировать за Российской Федерацией право собственности на земельный участок площадью 0,25 га с кадастровым номером 16:19:230163:134.
В судебном заседании представитель Ф., К.Д., заявленные требования уточнил, просил признать незаключенным соглашение между Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан и Ф. от 16 января 2015 года о расторжении договора безвозмездного срочного пользования, в оставшейся части заявленные требования поддержал.
Представитель Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан заявленные требования не признал.
Казанский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры представил отзыв по иску, в котором выразил мнение о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан (далее по тексту - Территориального управления Росимущества в Республике Татарстан).
Суд заявленные требования удовлетворил частично, постановив решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Ф. ставится вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении его требования о возложении на Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан обязанности зарегистрировать за Российской Федерацией право собственности на земельный участок площадью 0,25 га. Заявитель апелляционной жалобы считает, что решение суда в указанной части является незаконным и необоснованным, полагает, что оно постановлено при неправильном применении норм материального права. Ф. настаивает на наличии правовых оснований для полного удовлетворения заявленных им требований. Указывается, что в силу положений пункта 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочиями по принятию решений об образовании земельных участков из состава земель лесного фонда обладают уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а в силу подпункта 1 пункта 1 Положения о Министерстве лесного хозяйства Республики Татарстан, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 февраля 2007 года N 38, Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан является исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесных отношений на территории Республики Татарстан.
Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, Территориальное Управление Росимущества в Республике Татарстан и Казанский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры о времени и месте настоящего судебного разбирательства извещены.
Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан представило письменный отзыв, в котором выражается несогласие с доводами апелляционной жалобы и содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы - без удовлетворения. В отзыве также содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан.
Казанский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры представил в суд апелляционной инстанции отзыв о согласии с доводами апелляционной жалобы и о наличии оснований для ее удовлетворения отмены решения суда в обжалуемой части.
Суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан, Территориального Управления Росимущества в Республике Татарстан и Казанского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры.
Судебная коллегия считает решение суда в обжалуемой части подлежащим оставлению без изменения.
Статьей 3 Федерального закона N 201-ФЗ от 4 декабря 2006 года "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
На основании статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
В силу части 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Согласно части 1 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 настоящего Кодекса.
Из материалов дела видно, что распоряжением министра лесного хозяйства Республики Татарстан от 17 января 2011 года N 10-р Ф. в безвозмездное срочное пользование для собственных нужд сроком на 10 лет был предоставлен лесной участок общей площадью 0,25 га в защитных лесах <...> ГБУ "Заинское лесничество" в целях использования лесов для ведения сельского хозяйства (пчеловодства).
2 февраля 2011 года между Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан в лице министра М. и Ф. заключен договор N 83 безвозмездного срочного пользования лесным участком площадью 0,25 га, расположенным по адресу: <...> государственного бюджетного учреждения "Заинское лесничество" с номером учетной записи в государственном лесном реестре 25704-2011-02.
Срок действия договора установлен с 2 февраля 2011 года по 1 февраля 2012 года.
В соответствии с пунктом 16 указанного договора от 2 февраля 2011 года по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в порядке, установленном гражданским законодательством, а также в случаях, указанных в разделе 6 настоящего договора.
Согласно Приложению N 3 к договору безвозмездного срочного пользования от 2 февраля 2011 года лесной участок предоставлен для ведения сельского хозяйства (л.д. 18).
Приложением N 5 к договору безвозмездного срочного пользования от 11 февраля 2011 года по целевому назначению спорный лесной участок отнесен к защитным лесам (л.д. 20).
11 июня 2013 года по заказу Ф. в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: <...> ГБУ "Заинское лесничество" кадастровым инженером К.А. был подготовлен межевой план земельного участка площадью 2500 кв. м.
14 июня 2013 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке площадью 2500 кв. м с кадастровым номером 16:19:230163:134, который расположен по указанному адресу, с отметкой о принадлежности всего земельного участка к категории земли: земли лесного фонда.
3 октября 2014 года Ф. обратился в Заинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управления Росреестра) по Республике Татарстан за государственной регистрацией договора безвозмездного срочного пользования лесного участка с кадастровым номером ....:134.
14 октября 2014 года Заинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан приостановил государственную регистрацию договора безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Вступившим в законную силу решением Заинского городского суда Республики Татарстан от 16 декабря 2014 года заявление Ф. о признании незаконными действий Заинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан оставлено без удовлетворения.
Указанным решением суда от 16 декабря 2014 года установлено, что земельный участок площадью 0,25 га не входит в состав принадлежащего Российской Федерации на праве собственности земельного участка с кадастровым номером ....:966 и является самостоятельным объектом недвижимости.
Распоряжением министра лесного хозяйства Республики Татарстан от 16 января 2015 года N 3-р распоряжение Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан от 17 января 2011 года N 10-р признано утратившим силу, отделу арендных отношений министерства поручено расторгнуть договор безвозмездного срочного пользования лесным участком от 2 февраля 2011 года N 83 с гражданином Ф.
В этот же день 16 января 2015 года Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан составлено соглашение о расторжении договора безвозмездного срочного пользования от 2 февраля 2015 года N 83 с Ф.
Письмом Министерства лесного хозяйства от 16 января 2015 года N 15-177 Ф. на его обращение о регистрации права собственности за Российской Федерацией на лесной участок и государственной регистрации договора безвозмездного срочного пользования направлены копия распоряжения министра лесного хозяйства Республики Татарстан от 16 января 2015 года N 3-р и соглашение о расторжении договора безвозмездного срочного пользования лесного участка.
Разрешая данный спор в части требований Ф. к Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан о возложении не него обязанности зарегистрировать за Российской Федерации право собственности на земельный участок площадью 0,25 га, суд первой инстанции исходил из того, что правовые основания для их удовлетворения отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции находит выводы районного суда в указанной части решения правильными.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 9 января 1998 года N 1-П "По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации", лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рада и имеет специальный правовой режим.
Решение суда в обжалуемой части отвечает указанным положениям закона и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с лесохозяйственным регламентом, утвержденным приказом Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан от 22 октября 2013 года N 571/13-осн, а также на основании материалов лесоустройства спорный лесной участок по целевому назначению является защитным, относится к лесохозяйственной части зеленой зоны.
Согласно лесохозяйственному регламенту Заинского лесничества лесной участок в <...> имеет следующие виды разрешенного использования:
- - заготовка древесины;
- - заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
- - осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
- - осуществление рекреационной деятельности;
- - строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;
- - строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;
- - осуществление религиозных деятельности.
Подпунктом "д" пункт 10 договора от 2 февраля 2011 года N 83 безвозмездного срочного пользования лесным участком между сторонами предусмотрено, что Ф. имеет право приступить после государственной регистрации настоящего договора, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка в безвозмездное срочное пользование, предусмотренного приложением N 4 к настоящему договору, и представления Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы к использованию лесного участка в соответствии с условиями настоящего договора.
В ходе судебного разбирательства установлено и стороной истца не оспаривается то обстоятельство, что на спорном лесном участке истец на бетонном фундаменте возвел - бревенчатый жилой дом, облицовочный кирпичом, кирпичный пристрой к дому, кирпичный гараж, кирпичный сарай, бревенчатую баню, кирпичный предбанник, а также омшаник из профнастила на трубах без фундамента.
В настоящем судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца А. подтвердила, что разработанный проект освоения лесов с положительным заключением экспертизы к использованию земельного участка у Ф. отсутствует.
Из пояснений представителя А. в настоящем судебном заседании суда апелляционной инстанции также следует, что спорный лесной участок нужен Ф. для проживания и занятия пчеловодством.
Таким образом, установлено, что спорный лесной участок используется Ф. не по назначению, с нарушением лесохозяйственного регламента и в отсутствие проекта освоения лесов.
Поскольку требование Ф. о возложении на ответчика обязанности зарегистрировать за Российской Федерацией право собственности на земельный участок направлено на реализацию права истца на спорный лесной участок, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для его удовлетворения.
Иной правовой подход к разрешению данного спора противоречит принципу рационального использования такого особо значимого природного ресурса, как лесной фонд, в интересах Российской Федерации, а потому является недопустимым.
С учетом изложенного решение суда в указанной части является правильным и отмене в силу части 6 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит, так как является правильным по существу.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, основаны на неправильном толковании заявителем апелляционной жалобы норм материального права, и в связи с этим отмену обжалуемого судебного постановления повлечь не могут.
В остальной части решение суда лицами, участвующими в деле, не обжалуется, законность и обоснованность судебного постановления проверены судом апелляционной инстанции в соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Заинского городского суда Республики Татарстан от 24 марта 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Ф. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)