Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.02.2015 ПО ДЕЛУ N 33-885

Требование: О признании вида разрешенного использования земельного участка соответствующим виду разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства".

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Постановлением было удовлетворено заявление об изменении вида разрешенного использования участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 февраля 2015 г. по делу N 33-885


Судья: Тагамлицкий А.Б.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Ефимовой И.В.,
судей Перовой Т.А., Тришкиной М.А.,
при секретаре Ц.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. гражданское дело по исковому заявлению Ж.О., Л. к администрации Аткарского муниципального района Саратовской области о признании вида разрешенного использования земельного участка соответствующим виду разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" в период с <дата> по <дата> по апелляционной жалобе Л. и Ж.О. на решение Аткарского городского суда Саратовской области от 05 декабря 2014 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя Л., Ф., общества с ограниченной ответственностью "ДеЛЮКС" Ж.Д., поддержавшего доводы жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Ж.О., Л. обратились в суд с исковым заявлением к администрации Аткарского муниципального района Саратовской области о признании разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, 30В, соответствующим разрешенному использованию "для сельскохозяйственного производства" в период с <дата> по <дата>.
В обоснование требований истцы указали, что <дата> Ж.О. было приобретено в собственность здание склада обменного пункта, расположенное по адресу: <адрес>, Волгоградская промзона. В последующем под зданием склада был сформирован земельный участок, который приобретен Ж.О. в собственность на основании договора купли-продажи земельного участка от <дата>. При приобретении земельного участка был установлен вид разрешенного использования "под зданием склада обменного пункта и его обслуживание". <дата> на основании заявления Ж.О. были внесены изменения в сведения об объекте недвижимого имущества, название "склад обменного пункта" заменено на "нежилое здание". В последующем Ж.О. распорядилась зданием и земельным участком, подарив их Л., которая в ноябре 2012 года обратилась в администрацию Аткарского муниципального района Саратовской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка на вид "для сельскохозяйственного производства". Постановлением администрации Аткарского муниципального района Саратовской области от <дата> заявление было удовлетворено, <дата> во исполнение данного постановления внесены изменения в государственный кадастр недвижимости. По утверждению истцов, здание обменного пункта с 2004 года находилось по договору аренды в пользовании ООО "ДеЛЮКС", которое осуществляло производство сельскохозяйственной продукции, однако вид разрешенного использования земельного участка был приведен в соответствие с фактическим использованием земельного участка только в декабре 2012 года.
Решением Аткарского городского суда Саратовской области от 03 декабря 2014 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Истцы Ж.О. и Л. не согласились с решением суда, подали апелляционную жалобу, в которой просили решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Авторы жалобы полагают, что судом при принятии решения нарушены нормы материального права, не учтено, что на момент рассмотрения дела вид разрешенного использования уже изменен, поводом для обращения в суд с иском послужило сложившееся ранее использование земельного участка для сельскохозяйственного производства. Судом не принято во внимание то обстоятельство, что спорный земельный участок за весь спорный период и до настоящего времени используется одним и тем же арендатором - ООО "ДеЛЮКС", которым осуществляется деятельность по производству сельскохозяйственной продукции. Судом не оценены письменные доказательства, представленные стороной истца и подтверждающие характер использования земельного участка.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Л., Ф., ООО "ДеЛЮКС" Ж.Д. поддержал доводы апелляционной жалобы, полагая решение суда подлежащим отмене.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, от представителя администрации Аткарского муниципального района Саратовской области имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
С учетом сведений о надлежащем извещении, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, при этом правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Статья 7 ЗК РФ предусматривает деление земель по целевому назначению на категории, среди которых законодателем выделены земли населенных пунктов.
В силу ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам, в том числе к производственной территориальной зоне.
Зонирование территории в пределах населенного пункта осуществляется в соответствии с правилами землепользования и застройки, утвержденными органами местного самоуправления (ст. 8 ГрК РФ).
В пунктах 2 - 3 статьи 85 ЗК РФ закреплено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Классификация видов разрешенного использования и порядок изменения видов использования в пределах территориальной зоны регламентирован градостроительными нормами.
- В соответствии с частями 1 - 4 статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В силу положений п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но применительно к городу федерального значения Москве, к Московской области, к муниципальным образованиям, в которых по состоянию на <дата> правила землепользования и застройки не утверждены, до <дата> и к обеспечению использования в целях, установленных Федеральным законом от <дата> N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", находящихся в федеральной собственности земельных участков и земельных участков Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства осуществляет распоряжение на основании поручения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, до <дата>: решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
Исходя из приведенных норм закона, виды разрешенного использования земельного участка должны определяться в соответствии с градостроительным регламентом, установленным для территориальной зоны правилами землепользования и застройки. До утверждения правил землепользования и застройки населенного пункта решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний, проведенных в соответствии со ст. 39 ГрК РФ.
Положения ст. 39 ГрК РФ предусматривают, что заинтересованное физическое или юридическое лицо направляет в комиссию, созданную при органе местного самоуправления, заявление об изменении вида разрешенного использования. Вопрос об изменении одного вида разрешенного использования на другой подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Заключение о результатах публичных слушаний должно быть опубликовано и размещено на официальном сайте органа местного самоуправления. На основании заключения о результатах публичных слушаний комиссия осуществляет подготовку рекомендаций и направляет их главе местной администрации.
С учетом данных рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня их поступления принимает решение о предоставлении разрешения на другой вид использования объекта или об отказе в предоставлении такого разрешения. Решение главы местной администрации может быть обжаловано в суд.
Таким образом, вопрос об изменении вида разрешенного использования относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления и подлежит разрешению на основании заявления заинтересованного лица. В судебном порядке заинтересованным лицом может быть обжаловано либо само решение главы администрации, принятое по результатам публичных слушаний, либо бездействие органа местного самоуправления по рассмотрению заявления об изменении вида разрешенного использования.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться в орган кадастрового учета собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
Для учета изменений объекта заявителем наряду с заявлением представляется копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (п. 9 ч. 1 ст. 22 приведенного закона).
Из материалов дела следует, что Ж.О. являлась собственником объекта недвижимого имущества - склада обменного пункта под литерой Ж1, расположенного по адресу: <адрес>, 30В, в период с <дата> по <дата>. Объект приобретен был ею по договору купли-продажи недвижимого имущества от <дата>. Земельный участок с кадастровым номером N площадью 5025 кв. м, расположенный по тому же адресу, приобретен Ж.О. в собственность на основании постановления главы администрации Аткарского муниципального района <адрес> N от <дата> и договора купли-продажи N от <дата>. В правоустанавливающих документах на земельный участок указано, что видом разрешенного использования земельного участка является "под здание склада обменного пункта и его обслуживание".
<дата> в сведения Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее ЕГРП) о здании были внесены изменения, здание склада обменного пункта стало называться "нежилое здание", с учетом внесенных изменений на имя Ж.О. выдано новое свидетельство о государственной регистрации права.
<дата> между Ж.О. и Л. был заключен договор дарения недвижимости, в соответствии с которым право собственности на нежилое здание и земельный участок было приобретено Л. (право собственности зарегистрировано в ЕГРП <дата>).
<дата> главой администрации Аткарского муниципального района <адрес> было издано постановление N "Об изменении характеристик земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, 30В", согласно которому разрешенное использование земельного участка "под здание склада обменного пункта и его обслуживание" изменено на вид использования "для сельскохозяйственного производства".
<дата> на имя Л. выдано повторное свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок, в котором вид использования земельного участка указан "для сельскохозяйственного производства".
В настоящее время собственником нежилого здания и земельного участка является Ф. на основании договора купли-продажи недвижимости от <дата>.
Стороной истца в подтверждение факта использования объектов недвижимости для сельскохозяйственного производства были представлены:
договоры аренды недвижимости, заключенные в период с <дата> по <дата> между собственниками объектов недвижимости Ж.О., Л. и ООО "ДеЛЮКС", акты приема-передачи арендованных объектов по данным договорам; сертификаты соответствия продукции, выпускаемой ООО "ДеЛЮКС", требованиям нормативных документов; учредительные документы на ООО "ДеЛЮКС"; счета-фактуры за период с 2009 по 2012 годы, выставленные ООО "ДеЛЮКС" к оплате различным покупателям продукции, производимой ООО "ДеЛЮКС"; книги продаж за данный период.
Правила землепользования и застройки муниципального образования город Аткарск были утверждены решением совета депутатов второго созыва муниципального образования город Аткарск от <дата> NN. Следовательно, до утверждения в ноябре 2012 года Правил землепользования и застройки муниципального образования город Аткарск истцы, полагая необходимым изменить вид разрешенного использования земельного участка, должны были обратиться в администрацию муниципального образования город Аткарск с заявлением об изменении вида разрешенного использования. Данное заявление подлежало рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. 39 ГрК РФ.
Доказательств того, что прежние собственники объектов недвижимости Ж.О. и Л. до ноября 2012 года обращались в орган местного самоуправления с заявлением об изменении вида разрешенного использования, не представлено, сведений о том, что со стороны органа местного самоуправления имело место бездействие по рассмотрению заявления и что данное бездействие было обжаловано истцами в суд, также не имеется.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает законным и обоснованным отказ суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований, поскольку вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка истцами до ноября 2012 года не инициировался, какое-либо решение органом местного самоуправления по результатам публичных слушаний в отношении земельного участка не принималось, права истцов действиями органа местного самоуправления не нарушены.
В соответствии со ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан. При этом суд, будучи органом правосудия, не вправе подменять орган местного самоуправления, к компетенции которого относится рассмотрение заявлений об изменении вида разрешенного использования. Возможность изменения судом вида разрешенного использования земельного участка по заявлению бывших собственников земельного участка действующим законодательством не предусмотрена.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для рассмотрения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Аткарского городского суда Саратовской области от 05 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)