Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 20 января 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от заявителей:
общества с ограниченной ответственностью "Симбирское автомобильное агентство" - Флейшман А.И., доверенность от 22.11.2013 г., Преткель И.В., доверенность от 22.11.2013 г.,
общества с ограниченной ответственностью "Армада-Авто" - Романов В.В., протокол от 20.12.2012 г. N 3, Преткель И.В., доверенность от 22.11.2013 г.,
общества с ограниченной ответственностью "Строймаркет на Московском" - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьих лиц:
открытого акционерного общества "Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации" - Шульмин В.В., доверенность от 14.01.2013 г.,
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области - не явился, извещен,
Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области - не явился, извещен,
администрации города Ульяновска - не явился, извещен,
Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 января 2014 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционные жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ульяновской области, открытого акционерного общества "Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации", Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, администрации города Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30.09.2013 года по делу N А72-12805/2012 (судья Лубянова О.А.)
по заявлениям общества с ограниченной ответственностью "Симбирское автомобильное агентство" (ОГРН 1027301412710), г. Ульяновск,
общества с ограниченной ответственностью "Армада-Авто" (ОГРН 1077327050041), г. Ульяновск,
общества с ограниченной ответственностью "Строймаркет на Московском" (ОГРН 1087327001992), г. Ульяновск,
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ульяновской области, г. Ульяновск,
о признании незаконными действий,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Симбирское автомобильное агентство" (ОГРН 1027301412710), г. Ульяновск,,
к администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
о признании недействительным постановления,
третьи лица:
открытое акционерное общество "Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации", г. Ульяновск,
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, г. Ульяновск,
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области, г. Ульяновск,
администрация города Ульяновска, г. Ульяновск,
Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Симбирское автомобильное агентство" (далее - первый заявитель, ООО "Симбирское автомобильное агентство"), общество с ограниченной ответственностью "Армада-Авто" (далее - второй заявитель, ООО "Армада-Авто"), общество с ограниченной ответственностью "Строймаркет на Московском" (далее - третий заявитель, ООО "Строймаркет на Московском") обратились в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлениями к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ульяновской области (далее - первый ответчик, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области) о признании незаконными действий по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 73:19:000000:570.
Определениями суда от 05.02.2013 г. и от 18.06.2013 г. дела, возбужденные на основании указанных заявлений, объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Общество с ограниченной ответственностью "Симбирское автомобильное агентство" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к администрации города Ульяновска (далее - второй ответчик, администрация) о признании недействительным постановления от 20.12.2011 г. N 141 "О внесении изменений в постановление Главы города от 29.07.2005 N 1660".
Определением суда от 04.07.2013 г. дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения. Объединенному делу присвоен N А72-12805/2012.
К участию в делах в качестве третьих лиц привлечены: Государственное предприятие "Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области (далее - Управление Росреестра по Ульяновской области), администрация города Ульяновска, Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска.
Решением суда первой инстанции от 30.09.2013 г. заявленные требования удовлетворены.
Признано недействительным постановление администрации города Ульяновска от 20.12.2011 г. N 141 "О внесении изменений в постановление Главы города от 29.07.2005 N 1660".
Признаны незаконными действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ульяновской области по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 73:19:000000:570.
Не согласившись с принятым судебным актами, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области, открытое акционерное общество "Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации" (далее - ОАО "УЦМ"), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области (далее - ТУ Росимущества в Ульяновской области) и администрация города Ульяновска обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В порядке ст. 48 АПК РФ судом апелляционной инстанции произведена замена Государственного предприятия "Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации" правопреемником - открытое акционерное общество "Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации" в связи с реорганизацией.
Представитель третьего лица - ОАО "УЦМ" поддержал доводы своей апелляционной жалобы и доводы апелляционных жалоб филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области, ТУ Росимущества в Ульяновской области, администрации города Ульяновска.
Представители заявителей - ООО "Симбирское автомобильное агентство", ООО "Армада-Авто", считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились. Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области, Управление Росреестра по Ульяновской области ходатайствовали о рассмотрении апелляционных жалоб в отсутствие своих представителей.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "Симбирское автомобильное агентство" является собственником объектов недвижимости: здания расширение комплекса по продаже и сервисному обслуживанию автомобилей: нежилое здание, 1-2 этажный, общей площадью 2 281,1 кв. м, а также земельного участка с кадастровым номером 73:19:073201:30, расположенных по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, Московское шоссе, 5Б.
Право собственности ООО "Симбирское автомобильное агентство" на указанные объекты зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 29.03.2012 г. серии 73-АА N 353068 и от 04.02.2008 г. серии 73 АТ N 671498 (т. 1 л.д. 55, 16).
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 73:19:073201:30 площадью 10000 кв. м внесены в государственный кадастр недвижимости 20.12.2000 г. как о ранее учтенном, с разрешенным использованием: для строительства комплекса по продаже автомашин и оказанию автоуслуг, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 11.12.2012 г. N 73-02/2012-198519 (т. 1 л.д. 18).
Сведения о границах земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости решением органа кадастрового учета на основании заявления о государственном кадастровым учете изменений объекта недвижимости и межевого плана от 11.06.2010 г. (т. 2 л.д. 30-46).
ООО "Армадо-Авто" является собственником объекта недвижимого имущества: земельного участка с кадастровым номером 73:19:073201:31, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, Московское шоссе, 5В.
Право собственности ООО "Армадо-Авто" на указанный объект зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.05.2012 г. серии 73-АА N 369370 (т. 1 л.д. 56).
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 73:19:073201:31 площадью 10013 кв. м внесены в государственный кадастр недвижимости 12.02.2001 г. как о ранее учтенном, с разрешенным использованием: технический центр по обслуживанию и продаже автомобилей, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 07.12.2012 г. N 73-02/2012-196018 (т. 1 л.д. 15).
Сведения о границах земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости решением органа кадастрового учета от 20.12.2010 г. N 7325/03/10-1565 на основании заявления о государственном кадастровым учете изменений объекта недвижимости от 26.11.2010 г. N 7325/101/10-3857 и межевого плана от 22.10.2010 г. (т. 2 л.д. 18-20).
ООО "Строймаркет на Московском" является собственником объектов недвижимого имущества: рынка строительных материалов, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 1746,15 кв. м, а также земельного участка с кадастровым номером 73:19:073201:35, расположенных по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, Московское шоссе, 5Ж.
Право собственности ООО "Строймаркет на Московском" на указанные объекты зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 27.04.2012 г. серии 73-АА 365214 и от 28.09.2012 г. серии 73 АА N 455585 (т. 3 л.д. 114, т. 1 л.д. 50).
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 73:19:073201:35 площадью 10158 кв. м внесены в государственный кадастр недвижимости 19.05.2005 г. как о ранее учтенном, с разрешенным использованием: для эксплуатации рынка строительных материалов, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 23.07.2012 г. N 73-02/2012-95422 (т. 1 л.д. 48).
18.05.2012 г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право постоянного (бессрочного) пользования Государственного предприятия "Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации" (далее - ГУ "УЦМ") на земельный участок, общей площадью 430499 кв. м, с кадастровым номером 73:19:000000:488, расположенный по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 18.05.2012 г. серии 73-АА N 392740 и серии 73-АА N 392741 (т. 3 л.д. 168, 169).
Сведения о данном земельном участке, который был образован из земельного участка с кадастровым номером 72:24:041302:8, внесены в государственный кадастр недвижимости 16.02.2012 г., с разрешенным использованием: для производственных нужд, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 02.03.2012 г. N 73-02/2012-20131 (т. 3 л.д. 41).
По заказу ГУ "УЦМ" в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием 4 земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 73:19:000000:488, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, кадастровым инженером ОАО "Ульяновское земпредприятие" был подготовлен межевой план от 23.05.2012 г. (т. 3 л.д. 135-172).
24.05.2012 г. ТУ Росимущества в Ульяновской области в лице своего представителя, действующего по доверенности, с согласия землепользователя - ГУ "УЦМ", обратилось в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области с заявлением N 73-0-1-21/3001/2012-3168 о постановке на государственный учет земельных участков в соответствии с прилагаемыми документами (т. 1 л.д. 157).
На основании рассмотрения указанного заявления, доверенности от 30.12.2011 г. N 17-19874, межевого плана от 23.05.2012 г. органом кадастрового учета было принято решение от 08.06.2012 г. N 73-00/2012-19829 о постановке на кадастровый учет объектов недвижимости (четырех земельных участков, включая земельный участок с кадастровым номером 73:19:000000:570), образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером 73:19:000000:488 (т. 1 л.д. 165).
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 73:19:000000:570 с одной стороны является смежным по отношению к земельным участкам заявителей с кадастровыми номерами 73:19:073201:30, 73:19:073201:31, 73:19:073201:35, с другой стороны примыкает к Московскому шоссе г. Ульяновска (т. 1 л.д. 112).
Оспаривая действия органа кадастрового учета постановке на кадастровый учет спорного земельного участка, заявители указывают на то, все въезды и входы в здания осуществляются со стороны Московского шоссе. Парковки для посетителей, проезды и развороты, элементы благоустройства расположены перед зданиями заявителей. Отсутствие парковок для клиентов и других строений подрывает функциональность комплекса. Кроме того, отсутствие въезда и входа на земельные участки заявителей полностью блокирует их производственную деятельность. Спорный земельный участок расположен в границах красных линий и является местом общего пользования.
Из материалов дела также следует, что согласно выданному Исполнительным комитетом Ульяновского районного Совета народных депутатов государственному акту на право пользования землей от 07.12.1990 г. серии A-I N 376162 Ульяновскому центру микроэлектроники и автоматизации в машиностроении передан в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 278,86 га для производственных нужд (т. 2 л.д. 3-9).
Сведения об указанном земельном участке были внесены в государств кадастр недвижимости 07.12.1990 г. на основании государственного акта от 07.12.1990 г. серии A-I N 376162, с присвоением ему кадастрового номера 73:24:041302:8 (единое землепользование), состоящее из 8 обособленных земельных участков с кадастровыми номерами:
- N 1-73:24:041302:23 на площади 46700 кв. м;
- N 2-73:24:041302:24 на площади 43400 кв. м;
- N 3-73:24:041302:25 на площади 220500 кв. м;
- N 4-73:24:041302:26 на площади 120900 кв. м;
- N 5-73:24:041302:27 на площади 1500 кв. м;
- N 6-73:24:041302:28 на площади 2142500 кв. м;
- N 7-73:24:041302:29 на площади 153100 кв. м;
- N 8-73:24:041302:30 на площади 60000 кв. м.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 19.01.2011 г. N 7324/2011/11-64 в графе "Особые отметки" указано: граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Указанный земельный участок снят с кадастрового учета 02.08.2010 г. (т. 1 л.д. 142).
29.07.2005 г. главой города Ульяновска принято постановление N 1660 "Об утверждении проекта границ земельного участка по ул. Сурова в пос. Сельдь в Ленинском районе", согласно которому следует считать площадь ранее учтенного обособленного земельного участка N 6 с кадастровым номером 73:24:041302:28 равной 1411706,5 кв. м под производственные нужды (данный участок был разделен на две части: площадью 58830,1 кв. м и площадью 1352876,4 кв. м). Данным постановлением образовано новое единое землепользование площадью 2057806,5 кв. м, состоящее из ранее учтенных обособленных земельных участков NN 1-5 и N 7-8 и части обособленного земельного участка N 6 с кадастровым номером 73:24:041302:28. Этим же постановлением утвержден проект границ земельного участка площадью 58830,1 кв. м под строительство 2 очереди квартала индивидуальных жилых домов (т. 1 л.д. 150).
С целью восстановления площади земельного участка с кадастровым номером 73:24:041302:8 постановлением администрации города Ульяновска от 20.12.2011 г. N 141 "О внесении изменений в постановление Главы города от 29.07.2005 N 1660" были внесены изменения в постановление главы города Ульяновска от 29.07.2005 г. N 1660, согласно которому из единого землепользования с кадастровым номером 73:24:041302:8, состоящего из обособленных участков с кадастровыми номерами 73:24:041302:23, 73:24:041302:24, 73:24:041302:25, 73:24:041302:26, 73:24:041302:27, 73:24:041302:29, 73:24:041302:30 и оставшейся части обособленного земельного участка с кадастровым номером 73:24:041302:28 образованы два многоконтурных земельных участка:
- земельный участок площадью 1007910 кв. м, расположенный по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, для производственных нужд (в последующем присвоен кадастровый номер 73:24:000000:516);
- земельный участок площадью 430499 кв. м, расположенный по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, для производственных нужд (в последующем присвоен кадастровый номер 73:24:000000:488, впоследствии из указанного земельного участка образован земельный участок с кадастровым номером 73:19:000000:570).
Считая постановление администрации города Ульяновска от 20.12.2011 г. N 141 не соответствующим требованиям действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы заявителя, ООО "Симбирское автомобильное агентство" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным. Указывает, что результате принятия спорного акта образован земельный участок с кадастровым номером 73:24:000000:488 из земель общего пользования, его формирование произошло за счет внутриквартального проезда.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, частям 2 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Согласно пунктами 1 и 2 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 настоящего Кодекса.
Решения об образовании земельных участков, указанных в п. 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в п. 1 настоящей статьи, необходимы следующие документы:
1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;
2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Из содержания указанной нормы следует, что формирование в установленном законом порядке образуемых земельных участков и постановка их на кадастровый учет должны предшествовать принятию уполномоченным органом решения об образовании земельного участка.
Согласно ст. 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Как указано выше, 28.03.2008 г. на основании государственного акта на право пользования землей серии А-1 N 376162, выданного Исполнительного комитетом Ульяновского районного Совета народных депутатов 07.12.1990 г. зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 73:24:041302:8 общей площадью 2788600 кв. м (т. 2 л.д. 1); 18.05.2012 г. на основании того же государственного акта зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 73:19:000000:488, выделенного из него на основании оспариваемого постановления.
Часть 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) предусматривает, в частности, что постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 22 Закона о кадастре при постановке на кадастровый учет земельного участка с заявлением в орган кадастрового учета представляется межевой план.
Ст. 38 Закона о кадастре установлено, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
Судом первой инстанции установлено, что на момент принятия администрацией города Ульяновска оспариваемого постановления от 20.12.2011 г. N 141 "О внесении изменений и дополнений в постановление Главы города от 29.07.2005 N 1660" зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 73:24:041302:8 общей площадью 2788600 кв. м.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у администрации оснований для принятия оспариваемого постановления, поскольку орган местного самоуправления не являлся собственником земельного участка с кадастровым номером 73:24:041302:8, полномочия по осуществлению управления и распоряжения указанным участком принадлежали Российской Федерации.
Статьями 11.2, 30, 30.1, 30.2, 31, 34 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельных участков. Образование земельных участков в порядке, указанном в постановлении администрации от 20.12.2011 г. N 141, не соответствует ни одной из вышеуказанных норм Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом представители администрации города Ульяновска, ОАО "УЦМ", ТУ Росимущества в Ульяновской области в судебном заседании суда первой инстанции пояснили, что земельные участки "добирались по принципу "что не занято", в образованный земельный участок вошли места, предназначенные для парковки, проезды и газон. Обосновать суду возможность использования образованного земельного участка под производственные нужды представители ОАО "УЦМ"также не смогли.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что постановление администрации города Ульяновска от 20.12.2011 г. N 141 "О внесении изменений в постановление Главы города от 29.07.2005 N 1660" является недействительным.
На основании указанного постановления был осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:488. Однако суду первой инстанции не представлены доказательства проведения кадастровых работ по определению границ ранее предоставленного ОАО "УЦМ" земельного участка с кадастровым номером 73:24:041302:8.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что органом кадастрового учета были неправомерно произведены действия по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:488.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 73:24:000000:488 был неправомерно поставлен на кадастровый учет, следовательно, и последующие действия органа кадастрового учета по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 73:19:000000:570 являются незаконными.
На основании изложенного судом первой инстанции правомерно, в соответствии ч. 2 ст. 201 АПК РФ, удовлетворены заявленные требования.
Доводы ТУ Росимущества в Ульяновской области и ОАО "УЦМ" о необоснованном восстановлении судом первой инстанции ООО "Симбирское автомобильное агентство" предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании постановления администрации от 20.12.2011 г. N 141, подлежит отклонению.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
ООО "Симбирское автомобильное агентство" было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование постановления. При этом общество указало, что об оспариваемом постановлении ему стало известно в июне 2013 года после ознакомления с материалами дела N А72-12805/2012. С заявлением о признании недействительным оспариваемого постановления общество обратилось в арбитражный суд 02.07.2013 г. При таких обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно удовлетворено ходатайство ООО "Симбирское автомобильное агентство" о восстановлении пропущенного срока на его обжалование.
Доводы, приведенные филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области, ОАО "УЦМ", ТУ Росимущества в Ульяновской области, администрацией города Ульяновска в апелляционных жалобах, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, однако подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30.09.2013 г. по делу N А72-12805/2012 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК
Судьи
П.В.БАЖАН
Е.М.РОГАЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.01.2014 ПО ДЕЛУ N А72-12805/2012
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 2014 г. по делу N А72-12805/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 20 января 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от заявителей:
общества с ограниченной ответственностью "Симбирское автомобильное агентство" - Флейшман А.И., доверенность от 22.11.2013 г., Преткель И.В., доверенность от 22.11.2013 г.,
общества с ограниченной ответственностью "Армада-Авто" - Романов В.В., протокол от 20.12.2012 г. N 3, Преткель И.В., доверенность от 22.11.2013 г.,
общества с ограниченной ответственностью "Строймаркет на Московском" - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьих лиц:
открытого акционерного общества "Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации" - Шульмин В.В., доверенность от 14.01.2013 г.,
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области - не явился, извещен,
Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области - не явился, извещен,
администрации города Ульяновска - не явился, извещен,
Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 января 2014 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционные жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ульяновской области, открытого акционерного общества "Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации", Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, администрации города Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30.09.2013 года по делу N А72-12805/2012 (судья Лубянова О.А.)
по заявлениям общества с ограниченной ответственностью "Симбирское автомобильное агентство" (ОГРН 1027301412710), г. Ульяновск,
общества с ограниченной ответственностью "Армада-Авто" (ОГРН 1077327050041), г. Ульяновск,
общества с ограниченной ответственностью "Строймаркет на Московском" (ОГРН 1087327001992), г. Ульяновск,
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ульяновской области, г. Ульяновск,
о признании незаконными действий,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Симбирское автомобильное агентство" (ОГРН 1027301412710), г. Ульяновск,,
к администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
о признании недействительным постановления,
третьи лица:
открытое акционерное общество "Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации", г. Ульяновск,
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, г. Ульяновск,
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области, г. Ульяновск,
администрация города Ульяновска, г. Ульяновск,
Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Симбирское автомобильное агентство" (далее - первый заявитель, ООО "Симбирское автомобильное агентство"), общество с ограниченной ответственностью "Армада-Авто" (далее - второй заявитель, ООО "Армада-Авто"), общество с ограниченной ответственностью "Строймаркет на Московском" (далее - третий заявитель, ООО "Строймаркет на Московском") обратились в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлениями к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ульяновской области (далее - первый ответчик, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области) о признании незаконными действий по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 73:19:000000:570.
Определениями суда от 05.02.2013 г. и от 18.06.2013 г. дела, возбужденные на основании указанных заявлений, объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Общество с ограниченной ответственностью "Симбирское автомобильное агентство" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к администрации города Ульяновска (далее - второй ответчик, администрация) о признании недействительным постановления от 20.12.2011 г. N 141 "О внесении изменений в постановление Главы города от 29.07.2005 N 1660".
Определением суда от 04.07.2013 г. дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения. Объединенному делу присвоен N А72-12805/2012.
К участию в делах в качестве третьих лиц привлечены: Государственное предприятие "Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области (далее - Управление Росреестра по Ульяновской области), администрация города Ульяновска, Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска.
Решением суда первой инстанции от 30.09.2013 г. заявленные требования удовлетворены.
Признано недействительным постановление администрации города Ульяновска от 20.12.2011 г. N 141 "О внесении изменений в постановление Главы города от 29.07.2005 N 1660".
Признаны незаконными действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ульяновской области по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 73:19:000000:570.
Не согласившись с принятым судебным актами, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области, открытое акционерное общество "Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации" (далее - ОАО "УЦМ"), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области (далее - ТУ Росимущества в Ульяновской области) и администрация города Ульяновска обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В порядке ст. 48 АПК РФ судом апелляционной инстанции произведена замена Государственного предприятия "Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации" правопреемником - открытое акционерное общество "Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации" в связи с реорганизацией.
Представитель третьего лица - ОАО "УЦМ" поддержал доводы своей апелляционной жалобы и доводы апелляционных жалоб филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области, ТУ Росимущества в Ульяновской области, администрации города Ульяновска.
Представители заявителей - ООО "Симбирское автомобильное агентство", ООО "Армада-Авто", считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились. Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области, Управление Росреестра по Ульяновской области ходатайствовали о рассмотрении апелляционных жалоб в отсутствие своих представителей.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "Симбирское автомобильное агентство" является собственником объектов недвижимости: здания расширение комплекса по продаже и сервисному обслуживанию автомобилей: нежилое здание, 1-2 этажный, общей площадью 2 281,1 кв. м, а также земельного участка с кадастровым номером 73:19:073201:30, расположенных по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, Московское шоссе, 5Б.
Право собственности ООО "Симбирское автомобильное агентство" на указанные объекты зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 29.03.2012 г. серии 73-АА N 353068 и от 04.02.2008 г. серии 73 АТ N 671498 (т. 1 л.д. 55, 16).
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 73:19:073201:30 площадью 10000 кв. м внесены в государственный кадастр недвижимости 20.12.2000 г. как о ранее учтенном, с разрешенным использованием: для строительства комплекса по продаже автомашин и оказанию автоуслуг, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 11.12.2012 г. N 73-02/2012-198519 (т. 1 л.д. 18).
Сведения о границах земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости решением органа кадастрового учета на основании заявления о государственном кадастровым учете изменений объекта недвижимости и межевого плана от 11.06.2010 г. (т. 2 л.д. 30-46).
ООО "Армадо-Авто" является собственником объекта недвижимого имущества: земельного участка с кадастровым номером 73:19:073201:31, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, Московское шоссе, 5В.
Право собственности ООО "Армадо-Авто" на указанный объект зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.05.2012 г. серии 73-АА N 369370 (т. 1 л.д. 56).
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 73:19:073201:31 площадью 10013 кв. м внесены в государственный кадастр недвижимости 12.02.2001 г. как о ранее учтенном, с разрешенным использованием: технический центр по обслуживанию и продаже автомобилей, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 07.12.2012 г. N 73-02/2012-196018 (т. 1 л.д. 15).
Сведения о границах земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости решением органа кадастрового учета от 20.12.2010 г. N 7325/03/10-1565 на основании заявления о государственном кадастровым учете изменений объекта недвижимости от 26.11.2010 г. N 7325/101/10-3857 и межевого плана от 22.10.2010 г. (т. 2 л.д. 18-20).
ООО "Строймаркет на Московском" является собственником объектов недвижимого имущества: рынка строительных материалов, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 1746,15 кв. м, а также земельного участка с кадастровым номером 73:19:073201:35, расположенных по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, Московское шоссе, 5Ж.
Право собственности ООО "Строймаркет на Московском" на указанные объекты зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 27.04.2012 г. серии 73-АА 365214 и от 28.09.2012 г. серии 73 АА N 455585 (т. 3 л.д. 114, т. 1 л.д. 50).
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 73:19:073201:35 площадью 10158 кв. м внесены в государственный кадастр недвижимости 19.05.2005 г. как о ранее учтенном, с разрешенным использованием: для эксплуатации рынка строительных материалов, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 23.07.2012 г. N 73-02/2012-95422 (т. 1 л.д. 48).
18.05.2012 г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право постоянного (бессрочного) пользования Государственного предприятия "Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации" (далее - ГУ "УЦМ") на земельный участок, общей площадью 430499 кв. м, с кадастровым номером 73:19:000000:488, расположенный по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 18.05.2012 г. серии 73-АА N 392740 и серии 73-АА N 392741 (т. 3 л.д. 168, 169).
Сведения о данном земельном участке, который был образован из земельного участка с кадастровым номером 72:24:041302:8, внесены в государственный кадастр недвижимости 16.02.2012 г., с разрешенным использованием: для производственных нужд, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 02.03.2012 г. N 73-02/2012-20131 (т. 3 л.д. 41).
По заказу ГУ "УЦМ" в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием 4 земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 73:19:000000:488, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, кадастровым инженером ОАО "Ульяновское земпредприятие" был подготовлен межевой план от 23.05.2012 г. (т. 3 л.д. 135-172).
24.05.2012 г. ТУ Росимущества в Ульяновской области в лице своего представителя, действующего по доверенности, с согласия землепользователя - ГУ "УЦМ", обратилось в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области с заявлением N 73-0-1-21/3001/2012-3168 о постановке на государственный учет земельных участков в соответствии с прилагаемыми документами (т. 1 л.д. 157).
На основании рассмотрения указанного заявления, доверенности от 30.12.2011 г. N 17-19874, межевого плана от 23.05.2012 г. органом кадастрового учета было принято решение от 08.06.2012 г. N 73-00/2012-19829 о постановке на кадастровый учет объектов недвижимости (четырех земельных участков, включая земельный участок с кадастровым номером 73:19:000000:570), образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером 73:19:000000:488 (т. 1 л.д. 165).
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 73:19:000000:570 с одной стороны является смежным по отношению к земельным участкам заявителей с кадастровыми номерами 73:19:073201:30, 73:19:073201:31, 73:19:073201:35, с другой стороны примыкает к Московскому шоссе г. Ульяновска (т. 1 л.д. 112).
Оспаривая действия органа кадастрового учета постановке на кадастровый учет спорного земельного участка, заявители указывают на то, все въезды и входы в здания осуществляются со стороны Московского шоссе. Парковки для посетителей, проезды и развороты, элементы благоустройства расположены перед зданиями заявителей. Отсутствие парковок для клиентов и других строений подрывает функциональность комплекса. Кроме того, отсутствие въезда и входа на земельные участки заявителей полностью блокирует их производственную деятельность. Спорный земельный участок расположен в границах красных линий и является местом общего пользования.
Из материалов дела также следует, что согласно выданному Исполнительным комитетом Ульяновского районного Совета народных депутатов государственному акту на право пользования землей от 07.12.1990 г. серии A-I N 376162 Ульяновскому центру микроэлектроники и автоматизации в машиностроении передан в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 278,86 га для производственных нужд (т. 2 л.д. 3-9).
Сведения об указанном земельном участке были внесены в государств кадастр недвижимости 07.12.1990 г. на основании государственного акта от 07.12.1990 г. серии A-I N 376162, с присвоением ему кадастрового номера 73:24:041302:8 (единое землепользование), состоящее из 8 обособленных земельных участков с кадастровыми номерами:
- N 1-73:24:041302:23 на площади 46700 кв. м;
- N 2-73:24:041302:24 на площади 43400 кв. м;
- N 3-73:24:041302:25 на площади 220500 кв. м;
- N 4-73:24:041302:26 на площади 120900 кв. м;
- N 5-73:24:041302:27 на площади 1500 кв. м;
- N 6-73:24:041302:28 на площади 2142500 кв. м;
- N 7-73:24:041302:29 на площади 153100 кв. м;
- N 8-73:24:041302:30 на площади 60000 кв. м.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 19.01.2011 г. N 7324/2011/11-64 в графе "Особые отметки" указано: граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Указанный земельный участок снят с кадастрового учета 02.08.2010 г. (т. 1 л.д. 142).
29.07.2005 г. главой города Ульяновска принято постановление N 1660 "Об утверждении проекта границ земельного участка по ул. Сурова в пос. Сельдь в Ленинском районе", согласно которому следует считать площадь ранее учтенного обособленного земельного участка N 6 с кадастровым номером 73:24:041302:28 равной 1411706,5 кв. м под производственные нужды (данный участок был разделен на две части: площадью 58830,1 кв. м и площадью 1352876,4 кв. м). Данным постановлением образовано новое единое землепользование площадью 2057806,5 кв. м, состоящее из ранее учтенных обособленных земельных участков NN 1-5 и N 7-8 и части обособленного земельного участка N 6 с кадастровым номером 73:24:041302:28. Этим же постановлением утвержден проект границ земельного участка площадью 58830,1 кв. м под строительство 2 очереди квартала индивидуальных жилых домов (т. 1 л.д. 150).
С целью восстановления площади земельного участка с кадастровым номером 73:24:041302:8 постановлением администрации города Ульяновска от 20.12.2011 г. N 141 "О внесении изменений в постановление Главы города от 29.07.2005 N 1660" были внесены изменения в постановление главы города Ульяновска от 29.07.2005 г. N 1660, согласно которому из единого землепользования с кадастровым номером 73:24:041302:8, состоящего из обособленных участков с кадастровыми номерами 73:24:041302:23, 73:24:041302:24, 73:24:041302:25, 73:24:041302:26, 73:24:041302:27, 73:24:041302:29, 73:24:041302:30 и оставшейся части обособленного земельного участка с кадастровым номером 73:24:041302:28 образованы два многоконтурных земельных участка:
- земельный участок площадью 1007910 кв. м, расположенный по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, для производственных нужд (в последующем присвоен кадастровый номер 73:24:000000:516);
- земельный участок площадью 430499 кв. м, расположенный по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, для производственных нужд (в последующем присвоен кадастровый номер 73:24:000000:488, впоследствии из указанного земельного участка образован земельный участок с кадастровым номером 73:19:000000:570).
Считая постановление администрации города Ульяновска от 20.12.2011 г. N 141 не соответствующим требованиям действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы заявителя, ООО "Симбирское автомобильное агентство" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным. Указывает, что результате принятия спорного акта образован земельный участок с кадастровым номером 73:24:000000:488 из земель общего пользования, его формирование произошло за счет внутриквартального проезда.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, частям 2 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Согласно пунктами 1 и 2 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 настоящего Кодекса.
Решения об образовании земельных участков, указанных в п. 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в п. 1 настоящей статьи, необходимы следующие документы:
1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;
2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Из содержания указанной нормы следует, что формирование в установленном законом порядке образуемых земельных участков и постановка их на кадастровый учет должны предшествовать принятию уполномоченным органом решения об образовании земельного участка.
Согласно ст. 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Как указано выше, 28.03.2008 г. на основании государственного акта на право пользования землей серии А-1 N 376162, выданного Исполнительного комитетом Ульяновского районного Совета народных депутатов 07.12.1990 г. зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 73:24:041302:8 общей площадью 2788600 кв. м (т. 2 л.д. 1); 18.05.2012 г. на основании того же государственного акта зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 73:19:000000:488, выделенного из него на основании оспариваемого постановления.
Часть 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) предусматривает, в частности, что постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 22 Закона о кадастре при постановке на кадастровый учет земельного участка с заявлением в орган кадастрового учета представляется межевой план.
Ст. 38 Закона о кадастре установлено, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
Судом первой инстанции установлено, что на момент принятия администрацией города Ульяновска оспариваемого постановления от 20.12.2011 г. N 141 "О внесении изменений и дополнений в постановление Главы города от 29.07.2005 N 1660" зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 73:24:041302:8 общей площадью 2788600 кв. м.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у администрации оснований для принятия оспариваемого постановления, поскольку орган местного самоуправления не являлся собственником земельного участка с кадастровым номером 73:24:041302:8, полномочия по осуществлению управления и распоряжения указанным участком принадлежали Российской Федерации.
Статьями 11.2, 30, 30.1, 30.2, 31, 34 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельных участков. Образование земельных участков в порядке, указанном в постановлении администрации от 20.12.2011 г. N 141, не соответствует ни одной из вышеуказанных норм Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом представители администрации города Ульяновска, ОАО "УЦМ", ТУ Росимущества в Ульяновской области в судебном заседании суда первой инстанции пояснили, что земельные участки "добирались по принципу "что не занято", в образованный земельный участок вошли места, предназначенные для парковки, проезды и газон. Обосновать суду возможность использования образованного земельного участка под производственные нужды представители ОАО "УЦМ"также не смогли.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что постановление администрации города Ульяновска от 20.12.2011 г. N 141 "О внесении изменений в постановление Главы города от 29.07.2005 N 1660" является недействительным.
На основании указанного постановления был осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:488. Однако суду первой инстанции не представлены доказательства проведения кадастровых работ по определению границ ранее предоставленного ОАО "УЦМ" земельного участка с кадастровым номером 73:24:041302:8.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что органом кадастрового учета были неправомерно произведены действия по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:488.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 73:24:000000:488 был неправомерно поставлен на кадастровый учет, следовательно, и последующие действия органа кадастрового учета по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 73:19:000000:570 являются незаконными.
На основании изложенного судом первой инстанции правомерно, в соответствии ч. 2 ст. 201 АПК РФ, удовлетворены заявленные требования.
Доводы ТУ Росимущества в Ульяновской области и ОАО "УЦМ" о необоснованном восстановлении судом первой инстанции ООО "Симбирское автомобильное агентство" предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании постановления администрации от 20.12.2011 г. N 141, подлежит отклонению.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
ООО "Симбирское автомобильное агентство" было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование постановления. При этом общество указало, что об оспариваемом постановлении ему стало известно в июне 2013 года после ознакомления с материалами дела N А72-12805/2012. С заявлением о признании недействительным оспариваемого постановления общество обратилось в арбитражный суд 02.07.2013 г. При таких обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно удовлетворено ходатайство ООО "Симбирское автомобильное агентство" о восстановлении пропущенного срока на его обжалование.
Доводы, приведенные филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области, ОАО "УЦМ", ТУ Росимущества в Ульяновской области, администрацией города Ульяновска в апелляционных жалобах, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, однако подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30.09.2013 г. по делу N А72-12805/2012 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК
Судьи
П.В.БАЖАН
Е.М.РОГАЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)