Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.04.2014 ПО ДЕЛУ N А55-21720/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 апреля 2014 г. по делу N А55-21720/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 0214 года
Постановление в полном объеме изготовлено 14 апреля 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Холодной С.Т., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - Кусмарцева А.В., доверенность от 18.07.2013 г.,
от ответчиков:
Министерства имущественных отношений Самарской области - не явился, извещен,
Департамента управления имуществом городского округа Самара - Ильина А.М., доверенность от 18.02.2014 г. N 278,
от третьих лиц:
главы городского округа Самара - не явился, извещен,
Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 апреля 2014 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционные жалобы Министерства имущественных отношений Самарской области, Департамента управления имуществом городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.01.2014 г. по делу N А55-21720/2013 (судья Черномырдина Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Время плюс", г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
Департаменту управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
третьи лица:
глава городского округа Самара, г. Самара,
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконными действий, отказа,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Время плюс" (далее - заявитель, ООО "Время плюс", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлениями:
- к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - первый ответчик, министерство) о признании незаконным отказа от 04.07.2013 г. N 12-1/2070/12 в предоставлении земельного участка, об обязании принять решение о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка и осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (возбуждено дело N А55-21720/2013);
- к Департаменту управления имуществом городского округа Самара (далее - второй ответчик, департамент) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе от 21.05.2013 г. N 15-07-10/25826 от утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка площадью 464,0 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Братьев Коростелевых, д. 225, занимаемого нежилым зданием, об обязании утвердить схему расположения земельного участка (возбуждено дело N А55-22099/2013).
Определением суда от 20.12.2013 г. дела N А55-21720/2013 и N А55-22099/2013 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу N А55-21720/2013.
Решением суда первой инстанции от 30.01.2014 г. заявление удовлетворено частично.
Признаны незаконными действия Департамента управления имуществом городского округа Самара, выразившиеся в отказе oт 21.05.2013 г. N 15-07-10/25826 от утверждения схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка площадью 464,0 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Братьев Коростелевых, д. 225, занимаемого нежилым зданием. Суд обязал Департамент управления имуществом городского округа Самара по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем утверждения схемы расположения указанного земельного, занимаемого нежилым зданием, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Признан незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении земельного участка от 04.07.2013 г. N 12-1/2070/12. Суд обязал Министерство имущественных отношений Самарской области по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возобновления производства по заявлению о предоставлении земельного участка площадью 464,0 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Братьев Коростелевых, д. 225, занимаемого нежилым зданием, принадлежащего на праве собственности ООО "Время плюс".
В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, министерство и департамент обратились апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Время плюс", считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Представитель второго ответчика поддержал доводы своей апелляционной жалобы и жалобы министерства.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционных жалоб.
Представители первого ответчика и третьих лиц в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей первого ответчика и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя и второго ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "Время плюс" на основании договора купли-продажи от 01.11.2000 г. является собственником нежилого здания общей площадью 783,70 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Братьев Коростелевых, д. 225.
Право собственности общества на указанный объект зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 21.12.2000 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.12.2000 г. серии 63-АА N 060030 (т. 1 л.д. 15).
18.07.2012 г. на основании ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации общество обратилось в министерство с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, общей площадью 464,0 кв. м, расположенного под зданием, цель использования - под занимаемым нежилым зданием (т. 2 л.д. 27).
24.04.2013 г. министерство письмом N 12-1/2070/12 направило в департамент обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В ответ на указанное обращение департамент направил в министерство заключение от 21.05.2013 г. N 15-07-10/25826 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с Правилами застройки и землепользования в городе Самара, утвержденными постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. N 61, находится в зоне Ж-4, и согласно градостроительному регламенту указанной зоны его использование под нежилое здание (производственное) не соответствует основным видам разрешенного использования земельных участков, установленным для данной территориальной зоны (т. 2 л.д. 7-8).
На основании отказа департамента министерство направило в адрес ООО "Время плюс" уведомление от 04.07.2013 г. N 12-1/2070/12 об отказе в предоставлении земельного участка (т. 1 л.д. 6-8).
Считая действия департамента по отказу в утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и отказ министерства в предоставлении земельного участка незаконными, нарушающими права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 7 ст. 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Пунктом 8 ст. 36 ЗК РФ установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в п. 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 г. возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).
В соответствии с п. 2.4 Порядка в случае отсутствия оснований для принятия решения об отказе в приеме документов и возвращения заявления о предоставлении земельного участка или принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка министерство в течение 14 рабочих дней направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Пунктом 2.5 Порядка установлено, что в месячный срок с момента поступления обращения министерства, указанного в п. 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
Согласно п. 2.6. Порядка в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в п. 2.4 настоящего Порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что ООО "Время плюс" согласно договору купли-продажи от 01.11.2000 г., заключенному с ЗАО "Волгомебель", являющимся на тот момент собственником вышеуказанного нежилого здания на основании договора с Фондом имущества Самарской области от 22.10.1992 г. N 93, приобрело право собственности на нежилое здание (т. 2 л.д. 32-36).
При этом указанные сделки по переходу права собственности и само право собственности на нежилое здание как у ЗАО "Волгомебель", так и ООО "Время плюс" возникло до момента введения в действие Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думой 26.04.2001 г. N 61.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Правил застройки и землепользования в городе Самаре объекты недвижимости, ставшие несоответствующими настоящим Правилам после их введения в действие, могут существовать и использоваться без их приведения в соответствие с настоящими Правилами. Исключения составляют те несоответствующие настоящим Правилам и обязательным нормативам, стандартам объекты недвижимости, существование и использование которых опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Применительно к этим объектам постановлением главы города устанавливается срок приведения их в соответствие с настоящими Правилами, нормативами и стандартами.
Пункт 3 ст. 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Те земельные участки, разрешенное использование которых не соответствует градостроительному регламенту, на основании п. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) также могут использоваться без установления срока их приведения в соответствие с градостроительным регламентом, кроме случаев, когда их использование опасно для жизни и здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.
Доказательств того, что использование испрашиваемого земельного участка или находящегося на нем нежилого здания опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия департаментом, в нарушение требований ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ, не представлено.
Принимая во внимание, что вид разрешенного использования спорного земельного участка "под нежилое здание" стал несоответствующим Правилам застройки и землепользования в городе Самаре после их введения в действие, а также отсутствие доказательств угрозы жизни и здоровья людей, окружающей среды, объектам культурного наследия, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в силу вышеназванных норм закона такой земельный участок может использоваться для тех же целей без приведения в соответствие с данными Правилами.
Довод департамента о том, что в соответствии с п. 6 решения Думы городского округа Самара от 27.06.2013 г. N 335 "О внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самара, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61" по указанному адресу была изменена часть территориальной зоны Ж-4 (площадью 10498 кв. м) на зону Ц-3 (зона обслуживания населения местного (районного) значения), в связи с чем в настоящее время испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах Ж-4 и Ц-3, обоснованно отклонен судом первой инстанции в силу следующего.
Как правильно указал суд первой инстанции, данный довод не был указан в качестве основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и предоставлении земельного участка.
Кроме того, законность оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должна проверяться судами на соответствие законодательству, действующему в период принятия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, совершения действия (бездействия), а не на момент рассмотрения дела в суде.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия департамента, выразившиеся в отказе oт 21.05.2013 г. N 15-07-10/25826 в утверждении схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории испрашиваемого земельного участка, не соответствуют требованиям ст. 85 ЗК РФ, ст. 36 ГрК РФ, Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2011 г., и нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем правомерно, в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ, признал их незаконным.
Основанный на незаконных действиях департамента отказ министерства в предоставлении земельного участка также является незаконным, поскольку не соответствует требованиям ст. 36 ЗК РФ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
При этом министерством не представлено доказательств изъятия испрашиваемого земельного участка из оборота, резервирования его для государственных или муниципальных нужд, запрета на приватизацию, установленного федеральным законом и другие обстоятельства, которые могли бы послужить в соответствии с п. 4 ст. 28 ЗК РФ основанием для отказа в его выкупе.
Довод заявителя жалобы - департамента о пропуске заявителем предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ срока обращения с заявлением об обжаловании действий органа местного самоуправления подлежит отклонению.
Из объяснений представителя заявителя суду первой инстанции и материалов дела следует, что отказ департамента в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории был получен обществом 12.07.2013 г. в пакете документов, приложенных к уведомлению министерства об отказе в предоставлении земельного участка. При этом департаментом, в нарушение ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ, не были представлены относимые и допустимые доказательства, подтверждающие, что обществом был получен отказ департамента от 21.05.2013 г. N 15-07-10/25826 ранее 12.07.2013 г., тогда как с заявлением в арбитражный суд ООО "Время Плюс" обратилось 30.09.2013 г., то есть в пределах срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
Доводы, приведенные министерством и департаментом в апелляционных жалобах, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, однако подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 30.01.2014 г. по делу N А55-21720/2013 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК

Судьи
С.Т.ХОЛОДНАЯ
В.В.КУЗНЕЦОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)