Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 17.12.2014 ПО ДЕЛУ N 33-11110

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 декабря 2014 г. по делу N 33-11110


Судья Денисова О.А.

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Судневой В.Н.,
судей Овчинниковой Н.А., Кустовой И.Ю.
при секретаре С.Т.,
рассмотрела 17 декабря 2014 года в г. Перми в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 02 сентября 2014 г., которым постановлено:
Исковые требования С.Э. к Департаменту Земельных отношений администрации г. Перми о признании отказа незаконным, возложении обязанности предоставить земельный участок под индивидуальное жилищное строительство в первоочередном порядке без проведения аукциона сроком на 10 лет - удовлетворить частично:
Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми N И-21-01-09-8050 от 8 мая 2014 года в предоставлении в аренду С.Э. земельного участка.
Возложить на Департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанность предоставить С.Э. в аренду земельного участка, расположенного на территории города Перми, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке без проведения аукциона.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А., объяснения истца, судебная коллегия

установила:

С.Э. обратилась в суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании незаконным отказа N И-21-01-09-8050 от 08.05.2014 г. в предоставлении в аренду земельного участка, возложении на Департамент обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца, путем предоставления ей в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке без проведения аукциона сроком на 10 (десять).
В обоснование заявленных требований указала, что обращалась в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в Департамент с заявлением о предоставлении ей в аренду сроком на 10 лет земельного участка, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства. В предоставлении земельного участка ей отказано, что она считает незаконным.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Департамент земельных отношений администрации г. Перми, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с ч.ч. 1, 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 1). Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства (ч. 14).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в частности, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Решением Пермской городской Думы от 30.05.06. N 103 утверждена учетная норма жилого помещения в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на 1 человека.
Судом установлено, материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что С.Э. является инвалидом второй группы бессрочно, нуждается в улучшении жилищных условий.
01.04.2014 г. и 02.04.2014 года С.Э. обратилась в Департамент с заявлениями о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании ст. 17 ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в РФ".
08.05.2014 года на заявления С.Э. Департаментом направлен ответ N И-21-01-09-8050 о том, что в соответствии с Земельным кодексом РФ земельный участок должен быть сформирован и поставлен на кадастровый учет, на сегодняшний момент земельное законодательство не содержит специального порядка предоставления земельных участков инвалидам, в связи с чем реализация права на первоочередное получение земельного участка не представляется возможной. Органы государственной власти Пермского края и органы местного самоуправления не вправе принимать нормативные акты, регулирующие такой порядок. Таким образом, на территории г. Перми отсутствуют сформированные и поставленные на государственный кадастровый учет земельные участки, подлежащие предоставлению в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ".
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь выше приведенным материальным законом, установив указанные фактические обстоятельства, пришел к правильному выводу о том, что отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми является незаконным, поскольку истец, будучи инвалидом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вправе претендовать на получение меры социальной поддержки в виде предоставления в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
В апелляционной жалобе приведены доводы о том, что положениями федерального законодательства и Правил разработки, утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утвержденных Постановлением Администрации г. Перми от 06.03.2009 N 108, не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по изготовлению схемы расположения земельного участка.
Данные доводы не влекут отмену решения суда. Как таковое, отсутствие правового регулирования порядка льготного предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, той категории граждан, к какой относится истец, а также механизма применения действующего закона, не является основанием для отказа истцу в получении социальной поддержки, право на которую он имеет в соответствии с законом.
В данном случае на ответчика судом возложена обязанность предоставить истцу в первоочередном порядке земельный участок в аренду для индивидуального жилищного строительства. На основании решения суда, которое, в силу ч. 2 ст. 13 ГПК, является для ответчика обязательным, он, как компетентный орган, должен создать истцу условия для реализации им упомянутого права.
Ссылка в жалобе на то, что право инвалида на первоочередное получение земельного участка может быть реализовано только в отношении сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка, на законность решения суда не влияет. Истец в рамках данного дела не требовала предоставления ей конкретного земельного участка по своему выбору. Не предусматривают право требовать предоставления конкретного участка и положения ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ". В связи с этим отсутствие сформированных для предоставления указанной категории граждан земельных участков не означает возможности отказа уполномоченным органом в предоставлении участка инвалиду по данным основаниям. В рамках исполнения решения суда орган местного самоуправления, осуществляя полномочия по предоставлению земельных участков, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, не лишен возможности самостоятельно определить подлежащий предоставлению истцу земельный участок, отвечающий требованиям, предъявляемым законом к нему, как к предмету аренды.
Судом первой инстанции были верно определены и полно исследованы обстоятельства, имеющие значения для дела. Им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда должным образом мотивированы. Нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ судом допущено не было.
Руководствуясь ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 02 сентября 2014 г. оставить без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)