Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.
судей Голубцовой Ю.А., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шималиной Т.В.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Зильберминц С.А. (паспорт, доверенность от 22.11.2013),
от ответчика - Дерюшева О.А. (удостоверение, доверенность от 05.06.2014),
от Управления жилищных отношений Администрации г. Перми - Гарбарук Е.В. (удостоверение, доверенность от 26.12.2013),
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ответчика, Департамента земельных отношений администрации города Перми, Управления жилищных отношений Администрации г. Перми, поданную в порядке ст. 42 АПК РФ,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 15 апреля 2014 года
по делу N А50-1194/2014,
принятое судьей Гусельниковой Н.В.,
по заявлению ООО"СТРАЖ" (ОГРН 1075904011501, ИНН 5904167281)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми
о признании незаконным решения,
установил:
ООО "СТРАЖ" (заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Департаменту земельных отношений администрации города Перми (ответчик) о признании незаконным решения от 17.01.2014 N И-21-01-59-559 об отказе в оформлении акта о выборе земельного участка примерной площадью 1 336 кв. м, расположенного в Ленинском районе г. Перми по ул. Екатерининской; о возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения путем выдачи акта о выборе указанного земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Решением суда от 15.04.2014 (резолютивная часть от 08.04.2014) с учетом определения об исправлении описки от 19.05.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Решение суда 15.04.2014 обжаловано в апелляционной порядке ответчиком, а также Управлением жилищных отношений Администрации г. Перми - на основании ст. 42 АПК РФ.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014 производство по апелляционной жалобе Управления жилищных отношений Администрации г. Перми прекращено.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что в отношении территории, в границах которой расположен испрашиваемый земельный участок, принято решение о разработке документации по планировке территории, что является препятствием для предоставления земельного участка по процедуре выбора с предварительным согласованием места размещения объекта. Ответчик указывает, что во исполнение Постановления Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 принято решение о развитии застроенной территории, утверждены существенные условия договора и объявлен открытый аукцион на право его заключения. Также ответчик считает, что указанный заявителем объект не входит в перечень объектов, для размещения которых возможно предварительное согласование.
Заявитель против доводов апелляционной жалобы возражает, полагает, что социальный магазин имеет общественное значение для городского округа и входит в перечень объектов, указанный в п. 4.2 Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315 (далее - Положение). Также заявитель указывает, что обратился с заявлением о предоставлении земельного участка ранее проведения аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории, аукцион был произведен с нарушением требований закона о немедленном исполнении судебного акта, принятого по настоящему делу.
Судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 159 АПК РФ, рассмотрены ходатайства заявителя о приостановлении производства по делу до рассмотрения Арбитражным судом Пермского края арбитражных дел N А50-9191/2014, N А50-11385/2014. Предусмотренные ст. 143 АПК РФ основания для удовлетворения заявленных ходатайств отсутствуют, поскольку невозможности рассмотрения настоящего дела до принятия решений по делам N А50-9191/2014, N А50-11385/2014 судом апелляционной инстанции не установлено.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 25.11.2013 заявитель обратился к ответчику с заявлением о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта - магазина с деятельностью по реализации социально-значимых товаров на земельном участке примерной площадью 1336 кв. м, расположенном по адресу: г. Пермь, Ленинский район, ул. Екатерининская.
К заявлению были приложены графическое изображение испрашиваемого земельного участка с координатами, обоснование размера земельного участка.
Письмом от 17.01.2014 N И-21-01-09-559 ответчик отказал в выдаче акта о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта в связи с отрицательным заключением Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми.
Полагая, что указанное решение ответчика является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение ответчика противоречит закону и нарушает права заявителя. Суд первой инстанции признал решение ответчика от 17.01.2014 N И-21-01-59-559 незаконным, обязал ответчика выдать заявителю акт о выборе земельного участка и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта - магазина с деятельностью по реализации социально-значимых товаров.
Вывод суда первой инстанции о возможности в рассматриваемом случае предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нельзя признать обоснованным.
В силу п. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 ЗК РФ).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 5, 6 ст. 31 ЗК РФ).
Согласно п. 4.3 Положения предоставление земельных участков в аренду с предварительным согласованием места размещения объектов осуществляется при наличии положительных заключений соответствующих функциональных органов администрации города Перми.
Постановлением Администрации г. Перми от 12.11.2009 N 857 утвержден Регламент взаимодействия Департамента земельных отношений администрации города Перми с функциональными и территориальными органами администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов.
Пунктом 4.1.7 данного Регламента предусмотрено, что при рассмотрении заявлений о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объектов необходимо получение заключений от следующих функциональных и территориальных органов: УЭиП, ДПиР, УВБ, территориального органа, на территории которого находится земельный участок, соответствующего функционального органа, в компетенцию которого входит размещение указанного в заявлении объекта.
В силу п. 4.2. Регламента по результатам рассмотрения поступивших заключений Департамент земельных отношений администрации города Перми в течение 5 календарных дней оформляет акт о выборе земельного участка по форме согласно приложению N 5 к настоящему Регламенту и выдает его заявителю для проведения согласования или подготавливает ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения и направляет его заявителю. Ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта подготавливается при невозможности размещения объекта согласно заключениям УЭиП, ДПиР, УВБ, территориального органа, на территории которого находится земельный участок.
Согласно заключению Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми от 16.12.2013 в отношении территории, в границах которой расположен испрашиваемый земельный участок, принято решение о разработке документации по планировке территории в соответствии с Постановлением Администрации г. Перми от 29.08.2012 N 498.
В силу ч. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических и градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (ч. 10 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и для размещения линейных объектов (части 1 и 2 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ).
Как следует из представленных доказательств, 05.04.2013 Администрацией г. Перми принято Постановление N 233 о развитии застроенных территорий в Ленинском районе города Перми (кварталы N 116, 134). Указанное постановление принято на основании ст. 46.1 Градостроительного кодекса РФ, Правил землепользования и застройки города Перми, Муниципальной адресной программы по сносу, реконструкции многоквартирных домов в целях развития застроенных территорий города Перми на 2011-2015 годы, утвержденной решением Пермской городской Думы от 25.10.2011 N 205, Долгосрочной целевой программы "Снос и реконструкция многоквартирных домов в целях развития застроенных территорий города Перми на 2009-2015 годы", утвержденной Постановлением Администрации г. Перми от 05.12.2008 N 1169, с учетом заключения по итогам публичных слушаний от 04.03.2013 N 5, от 04.03.2013 N 6.
Указанным Постановлением принято решение о развитии застроенной территории, ограниченной ул. Екатерининской, ул. Парковой, ул. 2 Луначарского, ул. Клименко в Ленинском районе г. Перми (квартал N 116) площадью 5900 кв. м, и утвержден перечень многоквартирных домов, подлежащих сносу.
Постановление Администрации г. Перми от 05.04.2013 N 233 было опубликовано в установленном порядке в Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования г. Пермь от 12.04.2013 N 25.
В соответствии с ч. 2 ст. 46.1 Градостроительного кодекса РФ решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также местных нормативов градостроительного проектирования (при их отсутствии - утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры).
Развитие застроенных территорий осуществляется на основании договора о развитии застроенной территории в соответствии со статьей 46.2 настоящего Кодекса (ч. 7 ст. 46.1 Градостроительного кодекса РФ).
Частью 8 ст. 46.1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что предоставление для строительства в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и которые не предоставлены в пользование и во владение гражданам и юридическим лицам, осуществляется лицу, с которым органом местного самоуправления заключен договор о развитии застроенной территории, без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством.
Согласно материалам дела, испрашиваемый заявителем земельный участок находится в пределах застроенной территории, ограниченной ул. Екатерининской, ул. Парковой, ул. 2 Луначарского, ул. Клименко, о развитии которой принято Постановление Администрации г. Перми от 05.04.2013 N 233.
В силу положений ч. 8 ст. 46.1 Градостроительного кодекса РФ земельные участки для строительства в границах этой территории могут быть предоставлены только лицу, с которым органом местного самоуправления заключен договор о развитии застроенной территории.
В силу п. 7 ст. 11.2 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в границах, застроенной территории, в отношении которой принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется лицом, с которым заключен такой договор, в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
Право на заключение договора о развитии застроенной территории, ограниченной ул. Екатерининской, ул. Парковой, ул. 2 Луначарского, ул. Клименко, было выставлено на торги, что следует из Постановления Администрации г. Перми от 17.02.2014 N 90.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы заявителя о наличии препятствий для проведения таких торгов в связи с принятием судом первой инстанции решения по настоящему делу, подлежащего немедленному исполнению. Законность принятия Администрацией г. Перми Постановления от 17.02.2014 N 90, а также законность проведенных торгов не относится к предмету рассмотрения по настоящему спору.
Поскольку заявитель не является лицом, которому согласно ч. 8 ст. 46.1 Градостроительного кодекса РФ может быть предоставлен для строительства земельный участок в пределах территории, ограниченной ул. Екатерининской, ул. Парковой, ул. 2 Луначарского, ул. Клименко, оспариваемое решение ответчика не может быть признано нарушающим его права и законные интересы. Совокупность условий, необходимых для признания этого решения незаконным согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ, в рассматриваемом случае отсутствует.
С учетом указанных выше ограничений на предоставление испрашиваемого земельного участка для целей строительства, другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не имеют существенного значения для рассмотрения настоящего дела.
При таких обстоятельствах, решение суда от 15.04.2014 подлежит отмене (п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ), заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по заявлению и по апелляционной жалобе относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 15 апреля 2014 года по делу N А50-1194/2014 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
Судьи
Г.Л.ПАНЬКОВА
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.07.2014 N 17АП-7155/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А50-1194/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июля 2014 г. N 17АП-7155/2014-ГК
Дело N А50-1194/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.
судей Голубцовой Ю.А., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шималиной Т.В.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Зильберминц С.А. (паспорт, доверенность от 22.11.2013),
от ответчика - Дерюшева О.А. (удостоверение, доверенность от 05.06.2014),
от Управления жилищных отношений Администрации г. Перми - Гарбарук Е.В. (удостоверение, доверенность от 26.12.2013),
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ответчика, Департамента земельных отношений администрации города Перми, Управления жилищных отношений Администрации г. Перми, поданную в порядке ст. 42 АПК РФ,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 15 апреля 2014 года
по делу N А50-1194/2014,
принятое судьей Гусельниковой Н.В.,
по заявлению ООО"СТРАЖ" (ОГРН 1075904011501, ИНН 5904167281)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми
о признании незаконным решения,
установил:
ООО "СТРАЖ" (заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Департаменту земельных отношений администрации города Перми (ответчик) о признании незаконным решения от 17.01.2014 N И-21-01-59-559 об отказе в оформлении акта о выборе земельного участка примерной площадью 1 336 кв. м, расположенного в Ленинском районе г. Перми по ул. Екатерининской; о возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения путем выдачи акта о выборе указанного земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Решением суда от 15.04.2014 (резолютивная часть от 08.04.2014) с учетом определения об исправлении описки от 19.05.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Решение суда 15.04.2014 обжаловано в апелляционной порядке ответчиком, а также Управлением жилищных отношений Администрации г. Перми - на основании ст. 42 АПК РФ.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014 производство по апелляционной жалобе Управления жилищных отношений Администрации г. Перми прекращено.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что в отношении территории, в границах которой расположен испрашиваемый земельный участок, принято решение о разработке документации по планировке территории, что является препятствием для предоставления земельного участка по процедуре выбора с предварительным согласованием места размещения объекта. Ответчик указывает, что во исполнение Постановления Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 принято решение о развитии застроенной территории, утверждены существенные условия договора и объявлен открытый аукцион на право его заключения. Также ответчик считает, что указанный заявителем объект не входит в перечень объектов, для размещения которых возможно предварительное согласование.
Заявитель против доводов апелляционной жалобы возражает, полагает, что социальный магазин имеет общественное значение для городского округа и входит в перечень объектов, указанный в п. 4.2 Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315 (далее - Положение). Также заявитель указывает, что обратился с заявлением о предоставлении земельного участка ранее проведения аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории, аукцион был произведен с нарушением требований закона о немедленном исполнении судебного акта, принятого по настоящему делу.
Судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 159 АПК РФ, рассмотрены ходатайства заявителя о приостановлении производства по делу до рассмотрения Арбитражным судом Пермского края арбитражных дел N А50-9191/2014, N А50-11385/2014. Предусмотренные ст. 143 АПК РФ основания для удовлетворения заявленных ходатайств отсутствуют, поскольку невозможности рассмотрения настоящего дела до принятия решений по делам N А50-9191/2014, N А50-11385/2014 судом апелляционной инстанции не установлено.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 25.11.2013 заявитель обратился к ответчику с заявлением о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта - магазина с деятельностью по реализации социально-значимых товаров на земельном участке примерной площадью 1336 кв. м, расположенном по адресу: г. Пермь, Ленинский район, ул. Екатерининская.
К заявлению были приложены графическое изображение испрашиваемого земельного участка с координатами, обоснование размера земельного участка.
Письмом от 17.01.2014 N И-21-01-09-559 ответчик отказал в выдаче акта о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта в связи с отрицательным заключением Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми.
Полагая, что указанное решение ответчика является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение ответчика противоречит закону и нарушает права заявителя. Суд первой инстанции признал решение ответчика от 17.01.2014 N И-21-01-59-559 незаконным, обязал ответчика выдать заявителю акт о выборе земельного участка и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта - магазина с деятельностью по реализации социально-значимых товаров.
Вывод суда первой инстанции о возможности в рассматриваемом случае предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нельзя признать обоснованным.
В силу п. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 ЗК РФ).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 5, 6 ст. 31 ЗК РФ).
Согласно п. 4.3 Положения предоставление земельных участков в аренду с предварительным согласованием места размещения объектов осуществляется при наличии положительных заключений соответствующих функциональных органов администрации города Перми.
Постановлением Администрации г. Перми от 12.11.2009 N 857 утвержден Регламент взаимодействия Департамента земельных отношений администрации города Перми с функциональными и территориальными органами администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов.
Пунктом 4.1.7 данного Регламента предусмотрено, что при рассмотрении заявлений о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объектов необходимо получение заключений от следующих функциональных и территориальных органов: УЭиП, ДПиР, УВБ, территориального органа, на территории которого находится земельный участок, соответствующего функционального органа, в компетенцию которого входит размещение указанного в заявлении объекта.
В силу п. 4.2. Регламента по результатам рассмотрения поступивших заключений Департамент земельных отношений администрации города Перми в течение 5 календарных дней оформляет акт о выборе земельного участка по форме согласно приложению N 5 к настоящему Регламенту и выдает его заявителю для проведения согласования или подготавливает ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения и направляет его заявителю. Ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта подготавливается при невозможности размещения объекта согласно заключениям УЭиП, ДПиР, УВБ, территориального органа, на территории которого находится земельный участок.
Согласно заключению Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми от 16.12.2013 в отношении территории, в границах которой расположен испрашиваемый земельный участок, принято решение о разработке документации по планировке территории в соответствии с Постановлением Администрации г. Перми от 29.08.2012 N 498.
В силу ч. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических и градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (ч. 10 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и для размещения линейных объектов (части 1 и 2 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ).
Как следует из представленных доказательств, 05.04.2013 Администрацией г. Перми принято Постановление N 233 о развитии застроенных территорий в Ленинском районе города Перми (кварталы N 116, 134). Указанное постановление принято на основании ст. 46.1 Градостроительного кодекса РФ, Правил землепользования и застройки города Перми, Муниципальной адресной программы по сносу, реконструкции многоквартирных домов в целях развития застроенных территорий города Перми на 2011-2015 годы, утвержденной решением Пермской городской Думы от 25.10.2011 N 205, Долгосрочной целевой программы "Снос и реконструкция многоквартирных домов в целях развития застроенных территорий города Перми на 2009-2015 годы", утвержденной Постановлением Администрации г. Перми от 05.12.2008 N 1169, с учетом заключения по итогам публичных слушаний от 04.03.2013 N 5, от 04.03.2013 N 6.
Указанным Постановлением принято решение о развитии застроенной территории, ограниченной ул. Екатерининской, ул. Парковой, ул. 2 Луначарского, ул. Клименко в Ленинском районе г. Перми (квартал N 116) площадью 5900 кв. м, и утвержден перечень многоквартирных домов, подлежащих сносу.
Постановление Администрации г. Перми от 05.04.2013 N 233 было опубликовано в установленном порядке в Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования г. Пермь от 12.04.2013 N 25.
В соответствии с ч. 2 ст. 46.1 Градостроительного кодекса РФ решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также местных нормативов градостроительного проектирования (при их отсутствии - утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры).
Развитие застроенных территорий осуществляется на основании договора о развитии застроенной территории в соответствии со статьей 46.2 настоящего Кодекса (ч. 7 ст. 46.1 Градостроительного кодекса РФ).
Частью 8 ст. 46.1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что предоставление для строительства в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и которые не предоставлены в пользование и во владение гражданам и юридическим лицам, осуществляется лицу, с которым органом местного самоуправления заключен договор о развитии застроенной территории, без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством.
Согласно материалам дела, испрашиваемый заявителем земельный участок находится в пределах застроенной территории, ограниченной ул. Екатерининской, ул. Парковой, ул. 2 Луначарского, ул. Клименко, о развитии которой принято Постановление Администрации г. Перми от 05.04.2013 N 233.
В силу положений ч. 8 ст. 46.1 Градостроительного кодекса РФ земельные участки для строительства в границах этой территории могут быть предоставлены только лицу, с которым органом местного самоуправления заключен договор о развитии застроенной территории.
В силу п. 7 ст. 11.2 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в границах, застроенной территории, в отношении которой принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется лицом, с которым заключен такой договор, в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
Право на заключение договора о развитии застроенной территории, ограниченной ул. Екатерининской, ул. Парковой, ул. 2 Луначарского, ул. Клименко, было выставлено на торги, что следует из Постановления Администрации г. Перми от 17.02.2014 N 90.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы заявителя о наличии препятствий для проведения таких торгов в связи с принятием судом первой инстанции решения по настоящему делу, подлежащего немедленному исполнению. Законность принятия Администрацией г. Перми Постановления от 17.02.2014 N 90, а также законность проведенных торгов не относится к предмету рассмотрения по настоящему спору.
Поскольку заявитель не является лицом, которому согласно ч. 8 ст. 46.1 Градостроительного кодекса РФ может быть предоставлен для строительства земельный участок в пределах территории, ограниченной ул. Екатерининской, ул. Парковой, ул. 2 Луначарского, ул. Клименко, оспариваемое решение ответчика не может быть признано нарушающим его права и законные интересы. Совокупность условий, необходимых для признания этого решения незаконным согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ, в рассматриваемом случае отсутствует.
С учетом указанных выше ограничений на предоставление испрашиваемого земельного участка для целей строительства, другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не имеют существенного значения для рассмотрения настоящего дела.
При таких обстоятельствах, решение суда от 15.04.2014 подлежит отмене (п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ), заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по заявлению и по апелляционной жалобе относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 15 апреля 2014 года по делу N А50-1194/2014 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
Судьи
Г.Л.ПАНЬКОВА
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)