Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена: 02 февраля 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 06 февраля 2015 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Корнилова А.Б., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от ответчика - извещен, не явился,
от третьих лиц:
от Министерства имущественных отношений Самарской области - извещен, не явился,
от ФГУП "ФКП Росреестра" по Самарской области - извещен, не явился,
от Министерства строительства Самарской области - извещен, не явился,
от Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 16 октября 2014 года по делу N А55-9577/2014 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению Департамента управления имуществом г.о. Самара, г. Самара,
к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третьи лица: Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
ФГУП "ФКП Росреестра" по Самарской области, г. Самара,
Министерство строительства Самарской области, г. Самара,
Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества,
установил:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее ответчик) от 04.02.2014 N 01/593/2013-309 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Ветлянская с кадастровым номером 63:01:0000000:27509, площадью 28 155 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Ветлянская и обязании произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Ветлянская с кадастровым номером: 63:01:0000000:27509, площадью 28 155 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Ветлянская.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16 октября 2014 года по делу N А55-9577/2014 заявленные требования удовлетворены полностью.
В апелляционной жалобе третье лицо - Министерства имущественных отношений Самарской области просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 23.12.2013 г. Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Ветлянская с кадастровым номером 63:01:0000000:27509, площадью 28 155 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Ветлянская.
Сообщением от 04.02.2014 г. N 01/593/2013-309 в совершении регистрационных действий заявителю отказано. Основанием для отказа явилось отсутствие документов, необходимых для государственной регистрации прав.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (ч. 12 ст. 6 Закона N 257-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Право собственности городского округа Самара на сооружение - объект дорожного хозяйства улица Ветлянская зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.09.2013 г.
В силу ч. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружения находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона о регистрации, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход прав на недвижимое имущество должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. В соответствии с ч. 2 ст. 16 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
Согласно ст. 30.1 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 утвержден перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
Указанным Перечнем предусмотрено представление на государственную регистрацию правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Учитывая наличие государственной регистрации права муниципальной собственности на сооружение - объект дорожного хозяйства улица Зои Космодемьянской, в рассматриваемом случае достаточно представления заявления о государственной регистрации права и кадастрового паспорта земельного участка. Указанные документы на государственную регистрацию были представлены, что подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", форма кадастрового паспорта земельного участка утверждена приказом Минэкономразвития России от 28.12.2012 N 831.
Данная форма не предусматривает отражения в кадастровом паспорте земельного участка сведений об объекте недвижимости, расположенном на указанном земельном участке. Из содержания кадастрового паспорта следует, что он образован для размещения объекта дорожного хозяйства улица Ветлянская.
В силу положений ч. 2 ст. 17 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Из имеющихся в материалах дела документов следует, что заявителем на государственную регистрацию были представлены документы, по форме и содержанию соответствующие требованиям Закона о регистрации и достаточные для проведения регистрации права собственности муниципального образования на спорный земельный участок.
В силу изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ Управления Росреестра по Самарской области противоречит статьям 17 - 20, 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы заявителя.
Выводы суда в решении соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлении Арбитражный суд Поволжского округа от 25.09.2014 г. по делу N А55-28460/2013.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 16 октября 2014 года по делу N А55-9577/2014оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
А.Б.КОРНИЛОВ
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.02.2015 N 11АП-18036/2014 ПО ДЕЛУ N А55-9577/2014
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 февраля 2015 г. по делу N А55-9577/2014
Резолютивная часть постановления объявлена: 02 февраля 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 06 февраля 2015 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Корнилова А.Б., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от ответчика - извещен, не явился,
от третьих лиц:
от Министерства имущественных отношений Самарской области - извещен, не явился,
от ФГУП "ФКП Росреестра" по Самарской области - извещен, не явился,
от Министерства строительства Самарской области - извещен, не явился,
от Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 16 октября 2014 года по делу N А55-9577/2014 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению Департамента управления имуществом г.о. Самара, г. Самара,
к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третьи лица: Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
ФГУП "ФКП Росреестра" по Самарской области, г. Самара,
Министерство строительства Самарской области, г. Самара,
Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества,
установил:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее ответчик) от 04.02.2014 N 01/593/2013-309 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Ветлянская с кадастровым номером 63:01:0000000:27509, площадью 28 155 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Ветлянская и обязании произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Ветлянская с кадастровым номером: 63:01:0000000:27509, площадью 28 155 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Ветлянская.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16 октября 2014 года по делу N А55-9577/2014 заявленные требования удовлетворены полностью.
В апелляционной жалобе третье лицо - Министерства имущественных отношений Самарской области просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 23.12.2013 г. Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Ветлянская с кадастровым номером 63:01:0000000:27509, площадью 28 155 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Ветлянская.
Сообщением от 04.02.2014 г. N 01/593/2013-309 в совершении регистрационных действий заявителю отказано. Основанием для отказа явилось отсутствие документов, необходимых для государственной регистрации прав.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (ч. 12 ст. 6 Закона N 257-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Право собственности городского округа Самара на сооружение - объект дорожного хозяйства улица Ветлянская зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.09.2013 г.
В силу ч. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружения находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона о регистрации, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход прав на недвижимое имущество должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. В соответствии с ч. 2 ст. 16 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
Согласно ст. 30.1 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 утвержден перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
Указанным Перечнем предусмотрено представление на государственную регистрацию правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Учитывая наличие государственной регистрации права муниципальной собственности на сооружение - объект дорожного хозяйства улица Зои Космодемьянской, в рассматриваемом случае достаточно представления заявления о государственной регистрации права и кадастрового паспорта земельного участка. Указанные документы на государственную регистрацию были представлены, что подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", форма кадастрового паспорта земельного участка утверждена приказом Минэкономразвития России от 28.12.2012 N 831.
Данная форма не предусматривает отражения в кадастровом паспорте земельного участка сведений об объекте недвижимости, расположенном на указанном земельном участке. Из содержания кадастрового паспорта следует, что он образован для размещения объекта дорожного хозяйства улица Ветлянская.
В силу положений ч. 2 ст. 17 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Из имеющихся в материалах дела документов следует, что заявителем на государственную регистрацию были представлены документы, по форме и содержанию соответствующие требованиям Закона о регистрации и достаточные для проведения регистрации права собственности муниципального образования на спорный земельный участок.
В силу изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ Управления Росреестра по Самарской области противоречит статьям 17 - 20, 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы заявителя.
Выводы суда в решении соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлении Арбитражный суд Поволжского округа от 25.09.2014 г. по делу N А55-28460/2013.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 16 октября 2014 года по делу N А55-9577/2014оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
А.Б.КОРНИЛОВ
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)