Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2014 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания Войцешко И.С.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: представитель по доверенности от 08.07.2013 г. Карцев В.С.;
- от заинтересованных лиц: представители не явились, уведомлены надлежащим образом;
- от третьих лиц: представители не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу гаражно-строительного кооператива "Тургеневский" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2013 г. по делу N А32-26112/2013 по заявлению гаражно-строительного кооператива "Тургеневский",
заинтересованные лица: Администрация муниципального образования город Краснодар; Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар,
третьи лица: товарищество собственников жилья "Радуга"; РЭП-9; товарищество собственников жилья "Тургенева 207"; общество с ограниченной ответственностью "Фрегат-КТМ"; Управление муниципального контроля муниципального образования город Краснодар,
принятое в составе судьи Гречко О.А.,
установил:
Гаражно-строительный кооператив "Тургеневский" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением в котором просит:
- - признать недействительным постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 28.06.2011 г. N 4491 "Об утверждении ООО "Фрегат - КТМ" материалов предварительного согласования места размещения многоярусной автопарковки в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара";
- - признать незаконным отказ Департамента муниципальной собственности и городских земель город Краснодар от 13.06.2013 г. в предоставлении гаражно-строительному кооперативу "Тургеневский" земельного участка с кадастровым номером 23:43:0137002:1020, расположенного по ул. Тургенева, 203/8, в г. Краснодаре.
С учетом уточнении первоначально заявленных требований, в суде первой инстанции, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель просит:
- - признать недействительным постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 28.06.2011 г. N 4491 "Об утверждении ООО "Фрегат -КТМ" материалов предварительного согласования места размещения многоярусной автопарковки в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара";
- - признать недействительными материалы предварительного согласования места размещения многоярусной автопарковки в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара", Акт о выборе земельного участка от 25.04.2011 г., схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории площадью 1950 кв. м для размещения многоярусной автопарковки (3 уровня) по ул. Тургенева 203/8 в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара, подготовленные администрацией муниципального образования город Краснодар по заявлению ООО "Фрегат -КТМ";
- - признать незаконными решение и действие администрации муниципального образования город Краснодар, выразившиеся в утверждении ООО "Фрегат -КТМ" материалов предварительного согласования места размещения многоярусной автопарковки на земельном участке площадью 1950 кв. м для размещения многоярусной автопарковки (3 уровня) по ул. Тургенева, 203/8, в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара в соответствии с пунктом 1 постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 28.06.2011 г. N 4491 "Об утверждении ООО "Фрегат -КТМ";
- - признать незаконным отказ Департамента муниципальной собственности и городских земель город Краснодар от 13.06.2013 г в предоставлении гаражно-строительному кооперативу "Тургеневский" земельного участка с кадастровым номером 23:43:0137002:1020, расположенного по ул. Тургенева, 203/8, в г. Краснодаре;
- - обязать администрацию муниципального образования город Краснодар в соответствии с постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 14.08.2012 г. N 6789 "О развитии гаражного строительства на территории муниципального образования город Краснодар" принять решение об утверждении по заявлению ГСК "Тургеневский" от 21.10.2013 г. схемы расположения земельного участка (земельный участок N 31543 на схеме) ориентировочной площадью 1950 кв. м вблизи дома N 203/8 по ул. Тургенева в г. Краснодаре на кадастровой карте соответствующей территории для предоставления земельного участка ГСК "Тургеневский" для целей, не связанных со строительством.
В обоснование заявленных требований ГСК "Тургеневский" ссылается на расположение на спорном земельном участке металлических гаражей, принадлежащих собственникам квартир многоквартирных жилых домов, наличие у них преимущественного права на получение земельного участка, необходимого для эксплуатации жилых домов.
Администрация муниципального образования город Краснодар просит в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на соблюдение процедуры предоставления земельного участка, обоснованный отказ заявителю в разрешении вопроса о предоставлении земельного участка и пропуск заявителем срока на обжалование оспариваемых действий и постановления.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2013 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что сам по себе факт расположения на земельном участке металлических гаражей, не является основанием для отказа в принятии решения об утверждении материалов предварительного согласования места размещения объекта обществу, поскольку по смыслу пункта 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта может производиться и в отношении несвободных от построек земельных участков. Кроме того, заявитель правообладателем земельного участка и расположенных на нем гаражей не является.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, гаражно-строительный кооператив "Тургеневский" обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе кооператив просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы кооператив указывает, что спорный земельный участок N 31543 расположен в жилой зоне, примыкает к преддомовым территориям 12-ти жилых домов по ул. Тургенева, с населением 7000 человек, к школьному стадиону гимназии N 72 с одной стороны и с другой стороны граничит с территорией Минобороны, которая застраивается 17-этажными домами на 1188 квартир с населением до 6000 человек.
Представитель заявителя в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Заинтересованные лица и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в газете "Краснодарские известия" от 09.04.2011 г. опубликована информация администрации муниципального образования город Краснодар о предстоящем предоставлении земельного участка площадью 1950 кв. м, расположенного по ул. Тургенева, 203/8, в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара для размещения многоярусной автопарковки.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 28.06.2011 г. N 4491 "Об утверждении ООО "Фрегат -КТМ" материалов предварительного согласования места размещения многоярусной автопарковки в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара" утверждены материалы предварительного согласования места размещения многоярусной автопарковки в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара", Акт о выборе земельного участка от 25.04.2011 г., схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории площадью 1950 кв. м для размещения многоярусной автопарковки (3 уровня) по ул. Тургенева 203/8 в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара ООО "Фрегат - КТМ.
Земельный участок сформирован и 08.08.2011 г. поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 23:43:0137002:1020, права на земельный участок не зарегистрированы, что подтверждается кадастровой выпиской и выпиской из ЕГРП. Из решения ФГБУ ФКП "Росреестра" от 02.09.2013 г. следует, что земельный участок снят с кадастрового учета 10.08.2013 г.
Кооператив 15.05.2013 г. обратился с заявлением о предоставлении этого же земельного участка для размещения гаражно-строительного кооператива.
Письмом от 13.06.2013 г. N 22451.26 Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент) отказал заявителю в предоставлении гаражно-строительному кооперативу "Тургеневский" земельного участка с кадастровым номером 23:43:0137002:1020, расположенного по ул. Тургенева, 203/8, в г. Краснодаре. В обоснование отказа департамент сослался на то обстоятельство, что утверждены материалы предварительного согласования места размещения многоярусной парковки в отношении указанного земельного участка ООО "Фрегат-КТМ" (далее - общество).
Посчитав указанные действия незаконными, кооператив обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с соответствующим заявлением.
Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий:
- - несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
- - нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Как следует из пунктов 1, 2, 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В пункте 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Цель указанной нормы заключается в предоставлении гражданам возможности довести до сведения органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение публичными землями, свое мнение относительно предстоящего строительства. В свою очередь, принимая решение о предварительном согласовании места размещения объекта и предоставлении земельного участка, орган государственной власти или орган местного самоуправления обеспечивает сбалансированный учет экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.
Во исполнение требований статей 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации администрацией опубликована информация о предстоящем предоставлении земельного участка в газете "Краснодарские известия" N 132 от 09.04.2011 г. По смыслу положений пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
Судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что Земельный кодекс Российской Федерации не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции заявитель не обращался после публикации и до момента утверждения материалов предварительного согласования с заявлением о предоставлении земельного участка по указанной выше процедуре.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов вправе именно заинтересованное лицо.
В силу изложенного судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что учитывая что процедура предоставления земельного участка в отношении общества соблюдена, оснований для удовлетворения требований заявителя о признании недействительным постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 28.06.2011 г. N 4491 "Об утверждении ООО "Фрегат-КТМ" материалов предварительного согласования места размещения многоярусной автопарковки в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара", о признании недействительными материалов предварительного согласования места размещения многоярусной автопарковки в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара", Акта о выборе земельного участка от 25.04.2011 г., схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории площадью 1950 кв. м для размещения многоярусной автопарковки (3 уровня) по ул. Тургенева, 203/8, в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара, о признании незаконными решения и действий администрации муниципального образования город Краснодар, выразившихся в утверждении ООО "Фрегат - КТМ" материалов предварительного согласования места размещения многоярусной автопарковки на указанном земельном участке, о признании незаконным отказа Департамента муниципальной собственности и городских земель город Краснодар от 13.06.2013 г. в предоставлении гаражно-строительному кооперативу "Тургеневский" земельного участка с кадастровым номером 23:43:0137002:1020, расположенного по ул. Тургенева, 203/8, в г. Краснодаре, не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении требований о признании незаконными обжалуемых ненормативного акта, действий (бездействия) не подлежат удовлетворению и требования об обязании администрации муниципального образования город Краснодар в соответствии с постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 14.08.2012 г. N 6789 "О развитии гаражного строительства на территории муниципального образования город Краснодар принять решение об утверждении по заявлению ГСК "Тургеневский" от 21.10.2013 г. схемы расположения земельного участка (земельный участок N 31543 на схеме) ориентировочной площадью 1950 кв. м вблизи дома N 203/8 по ул. Тургенева в г. Краснодаре на кадастровой карте соответствующей территории для предоставления земельного участка ГСК "Тургеневский" для целей, не связанных со строительством. Указанный вывод суда также является обоснованным.
Доводы заявителя о том? что постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 14.08.2012 г. N 6789 "О развитии гаражного строительства на территории муниципального образования город Краснодар и внесении изменений в отдельные правовые акты" безусловно возложена обязанность на администрацию принимать решение о предоставлении собственникам металлических гаражей земельных участков, не соответствует содержанию указанного постановления. Утверждение заявителя о том, что земельный участок, в отношении которого принято постановление о предварительном согласовании размещения объекта строительства, нарушает права собственников квартир многоквартирных домов, в которых проживают члены ГСК, на формирование земельных участков под многоквартирными домами, не является основанием для удовлетворения требований гаражно-строительного кооператива, поскольку данное лицо (кооператив) собственником квартир в многоквартирных домах не является, следовательно, правом оспаривать формирование земельного участка по основаниям нарушения прав собственников квартир не обладает.
Учитывая, что заявитель какими-либо правами на земельный участок не обладает, заявление о предоставлении ему земельного участка до момента утверждения материалов о предоставлении земельного участка обществу не подавал, следует признать, что права ГСК "Тургеневский" оспариваемыми актом и действиями не нарушены. Кроме того, доказательств тому, что размещение многоуровневой парковки на данном земельном участке предусмотрено градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки, не имеется, что также обоснованно отмечено судом первой инстанции.
Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0137002:1020 снят с кадастрового учета, в связи с чем, решение о его предоставлении заявителю не может быть принято также и по причине отсутствия объекта права.
Верным является также вывод суда первой инстанции о том, что сам по себе факт расположения на земельном участке металлических гаражей, не является основанием для отказа в принятии решения об утверждении материалов предварительного согласования места размещения объекта обществу, поскольку по смыслу пункта 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта может производиться и в отношении несвободных от построек земельных участков. Кроме того, заявитель правообладателем земельного участка и расположенных на нем гаражей не является.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное определение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2013 г. по делу N А32-26112/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Г.А.СУРМАЛЯН
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.04.2014 N 15АП-1009/2014 ПО ДЕЛУ N А32-26112/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 2014 г. N 15АП-1009/2014
Дело N А32-26112/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2014 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания Войцешко И.С.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: представитель по доверенности от 08.07.2013 г. Карцев В.С.;
- от заинтересованных лиц: представители не явились, уведомлены надлежащим образом;
- от третьих лиц: представители не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу гаражно-строительного кооператива "Тургеневский" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2013 г. по делу N А32-26112/2013 по заявлению гаражно-строительного кооператива "Тургеневский",
заинтересованные лица: Администрация муниципального образования город Краснодар; Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар,
третьи лица: товарищество собственников жилья "Радуга"; РЭП-9; товарищество собственников жилья "Тургенева 207"; общество с ограниченной ответственностью "Фрегат-КТМ"; Управление муниципального контроля муниципального образования город Краснодар,
принятое в составе судьи Гречко О.А.,
установил:
Гаражно-строительный кооператив "Тургеневский" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением в котором просит:
- - признать недействительным постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 28.06.2011 г. N 4491 "Об утверждении ООО "Фрегат - КТМ" материалов предварительного согласования места размещения многоярусной автопарковки в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара";
- - признать незаконным отказ Департамента муниципальной собственности и городских земель город Краснодар от 13.06.2013 г. в предоставлении гаражно-строительному кооперативу "Тургеневский" земельного участка с кадастровым номером 23:43:0137002:1020, расположенного по ул. Тургенева, 203/8, в г. Краснодаре.
С учетом уточнении первоначально заявленных требований, в суде первой инстанции, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель просит:
- - признать недействительным постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 28.06.2011 г. N 4491 "Об утверждении ООО "Фрегат -КТМ" материалов предварительного согласования места размещения многоярусной автопарковки в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара";
- - признать недействительными материалы предварительного согласования места размещения многоярусной автопарковки в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара", Акт о выборе земельного участка от 25.04.2011 г., схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории площадью 1950 кв. м для размещения многоярусной автопарковки (3 уровня) по ул. Тургенева 203/8 в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара, подготовленные администрацией муниципального образования город Краснодар по заявлению ООО "Фрегат -КТМ";
- - признать незаконными решение и действие администрации муниципального образования город Краснодар, выразившиеся в утверждении ООО "Фрегат -КТМ" материалов предварительного согласования места размещения многоярусной автопарковки на земельном участке площадью 1950 кв. м для размещения многоярусной автопарковки (3 уровня) по ул. Тургенева, 203/8, в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара в соответствии с пунктом 1 постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 28.06.2011 г. N 4491 "Об утверждении ООО "Фрегат -КТМ";
- - признать незаконным отказ Департамента муниципальной собственности и городских земель город Краснодар от 13.06.2013 г в предоставлении гаражно-строительному кооперативу "Тургеневский" земельного участка с кадастровым номером 23:43:0137002:1020, расположенного по ул. Тургенева, 203/8, в г. Краснодаре;
- - обязать администрацию муниципального образования город Краснодар в соответствии с постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 14.08.2012 г. N 6789 "О развитии гаражного строительства на территории муниципального образования город Краснодар" принять решение об утверждении по заявлению ГСК "Тургеневский" от 21.10.2013 г. схемы расположения земельного участка (земельный участок N 31543 на схеме) ориентировочной площадью 1950 кв. м вблизи дома N 203/8 по ул. Тургенева в г. Краснодаре на кадастровой карте соответствующей территории для предоставления земельного участка ГСК "Тургеневский" для целей, не связанных со строительством.
В обоснование заявленных требований ГСК "Тургеневский" ссылается на расположение на спорном земельном участке металлических гаражей, принадлежащих собственникам квартир многоквартирных жилых домов, наличие у них преимущественного права на получение земельного участка, необходимого для эксплуатации жилых домов.
Администрация муниципального образования город Краснодар просит в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на соблюдение процедуры предоставления земельного участка, обоснованный отказ заявителю в разрешении вопроса о предоставлении земельного участка и пропуск заявителем срока на обжалование оспариваемых действий и постановления.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2013 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что сам по себе факт расположения на земельном участке металлических гаражей, не является основанием для отказа в принятии решения об утверждении материалов предварительного согласования места размещения объекта обществу, поскольку по смыслу пункта 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта может производиться и в отношении несвободных от построек земельных участков. Кроме того, заявитель правообладателем земельного участка и расположенных на нем гаражей не является.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, гаражно-строительный кооператив "Тургеневский" обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе кооператив просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы кооператив указывает, что спорный земельный участок N 31543 расположен в жилой зоне, примыкает к преддомовым территориям 12-ти жилых домов по ул. Тургенева, с населением 7000 человек, к школьному стадиону гимназии N 72 с одной стороны и с другой стороны граничит с территорией Минобороны, которая застраивается 17-этажными домами на 1188 квартир с населением до 6000 человек.
Представитель заявителя в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Заинтересованные лица и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в газете "Краснодарские известия" от 09.04.2011 г. опубликована информация администрации муниципального образования город Краснодар о предстоящем предоставлении земельного участка площадью 1950 кв. м, расположенного по ул. Тургенева, 203/8, в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара для размещения многоярусной автопарковки.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 28.06.2011 г. N 4491 "Об утверждении ООО "Фрегат -КТМ" материалов предварительного согласования места размещения многоярусной автопарковки в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара" утверждены материалы предварительного согласования места размещения многоярусной автопарковки в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара", Акт о выборе земельного участка от 25.04.2011 г., схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории площадью 1950 кв. м для размещения многоярусной автопарковки (3 уровня) по ул. Тургенева 203/8 в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара ООО "Фрегат - КТМ.
Земельный участок сформирован и 08.08.2011 г. поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 23:43:0137002:1020, права на земельный участок не зарегистрированы, что подтверждается кадастровой выпиской и выпиской из ЕГРП. Из решения ФГБУ ФКП "Росреестра" от 02.09.2013 г. следует, что земельный участок снят с кадастрового учета 10.08.2013 г.
Кооператив 15.05.2013 г. обратился с заявлением о предоставлении этого же земельного участка для размещения гаражно-строительного кооператива.
Письмом от 13.06.2013 г. N 22451.26 Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент) отказал заявителю в предоставлении гаражно-строительному кооперативу "Тургеневский" земельного участка с кадастровым номером 23:43:0137002:1020, расположенного по ул. Тургенева, 203/8, в г. Краснодаре. В обоснование отказа департамент сослался на то обстоятельство, что утверждены материалы предварительного согласования места размещения многоярусной парковки в отношении указанного земельного участка ООО "Фрегат-КТМ" (далее - общество).
Посчитав указанные действия незаконными, кооператив обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с соответствующим заявлением.
Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий:
- - несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
- - нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Как следует из пунктов 1, 2, 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В пункте 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Цель указанной нормы заключается в предоставлении гражданам возможности довести до сведения органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение публичными землями, свое мнение относительно предстоящего строительства. В свою очередь, принимая решение о предварительном согласовании места размещения объекта и предоставлении земельного участка, орган государственной власти или орган местного самоуправления обеспечивает сбалансированный учет экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.
Во исполнение требований статей 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации администрацией опубликована информация о предстоящем предоставлении земельного участка в газете "Краснодарские известия" N 132 от 09.04.2011 г. По смыслу положений пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
Судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что Земельный кодекс Российской Федерации не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции заявитель не обращался после публикации и до момента утверждения материалов предварительного согласования с заявлением о предоставлении земельного участка по указанной выше процедуре.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов вправе именно заинтересованное лицо.
В силу изложенного судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что учитывая что процедура предоставления земельного участка в отношении общества соблюдена, оснований для удовлетворения требований заявителя о признании недействительным постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 28.06.2011 г. N 4491 "Об утверждении ООО "Фрегат-КТМ" материалов предварительного согласования места размещения многоярусной автопарковки в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара", о признании недействительными материалов предварительного согласования места размещения многоярусной автопарковки в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара", Акта о выборе земельного участка от 25.04.2011 г., схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории площадью 1950 кв. м для размещения многоярусной автопарковки (3 уровня) по ул. Тургенева, 203/8, в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара, о признании незаконными решения и действий администрации муниципального образования город Краснодар, выразившихся в утверждении ООО "Фрегат - КТМ" материалов предварительного согласования места размещения многоярусной автопарковки на указанном земельном участке, о признании незаконным отказа Департамента муниципальной собственности и городских земель город Краснодар от 13.06.2013 г. в предоставлении гаражно-строительному кооперативу "Тургеневский" земельного участка с кадастровым номером 23:43:0137002:1020, расположенного по ул. Тургенева, 203/8, в г. Краснодаре, не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении требований о признании незаконными обжалуемых ненормативного акта, действий (бездействия) не подлежат удовлетворению и требования об обязании администрации муниципального образования город Краснодар в соответствии с постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 14.08.2012 г. N 6789 "О развитии гаражного строительства на территории муниципального образования город Краснодар принять решение об утверждении по заявлению ГСК "Тургеневский" от 21.10.2013 г. схемы расположения земельного участка (земельный участок N 31543 на схеме) ориентировочной площадью 1950 кв. м вблизи дома N 203/8 по ул. Тургенева в г. Краснодаре на кадастровой карте соответствующей территории для предоставления земельного участка ГСК "Тургеневский" для целей, не связанных со строительством. Указанный вывод суда также является обоснованным.
Доводы заявителя о том? что постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 14.08.2012 г. N 6789 "О развитии гаражного строительства на территории муниципального образования город Краснодар и внесении изменений в отдельные правовые акты" безусловно возложена обязанность на администрацию принимать решение о предоставлении собственникам металлических гаражей земельных участков, не соответствует содержанию указанного постановления. Утверждение заявителя о том, что земельный участок, в отношении которого принято постановление о предварительном согласовании размещения объекта строительства, нарушает права собственников квартир многоквартирных домов, в которых проживают члены ГСК, на формирование земельных участков под многоквартирными домами, не является основанием для удовлетворения требований гаражно-строительного кооператива, поскольку данное лицо (кооператив) собственником квартир в многоквартирных домах не является, следовательно, правом оспаривать формирование земельного участка по основаниям нарушения прав собственников квартир не обладает.
Учитывая, что заявитель какими-либо правами на земельный участок не обладает, заявление о предоставлении ему земельного участка до момента утверждения материалов о предоставлении земельного участка обществу не подавал, следует признать, что права ГСК "Тургеневский" оспариваемыми актом и действиями не нарушены. Кроме того, доказательств тому, что размещение многоуровневой парковки на данном земельном участке предусмотрено градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки, не имеется, что также обоснованно отмечено судом первой инстанции.
Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0137002:1020 снят с кадастрового учета, в связи с чем, решение о его предоставлении заявителю не может быть принято также и по причине отсутствия объекта права.
Верным является также вывод суда первой инстанции о том, что сам по себе факт расположения на земельном участке металлических гаражей, не является основанием для отказа в принятии решения об утверждении материалов предварительного согласования места размещения объекта обществу, поскольку по смыслу пункта 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта может производиться и в отношении несвободных от построек земельных участков. Кроме того, заявитель правообладателем земельного участка и расположенных на нем гаражей не является.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное определение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2013 г. по делу N А32-26112/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Г.А.СУРМАЛЯН
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)