Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2015 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Епифанцевой С.Ю., Катькиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Ереминой А.Г.,
при участии в заседании:
от ООО "Русадж": не явились, извещены от Администрации города Подольска: не явились, извещены; от Комитета имущественных и земельных отношений Администрации г. Подольска: не явились, извещены; от Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Русадж" на решение Арбитражного суда Московской области от 16 апреля 2015 года по делу N А41-6150/15, принятое судьей Бирюковым Р.Ш., по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Русадж" к Администрации города Подольска, Комитету имущественных и земельных отношений Администрации г. Подольска, третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области, о признании незаконным отказа,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Русадж" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации города Подольска, Комитету имущественных и земельных отношений Администрации г. Подольска, в котором просит суд:
- - признать бездействие Администрации города Подольска Московской области в принятии решения о предварительном согласовании Обществу с ограниченной ответственностью "Русадж" места размещения объекта и утверждении Акта выбора земельного участка по адресу: объекта Московская область, г. Подольск, ул. Матросская, 1а, с кадастровым номером: 50:55:0030325:145, общей площадью 990 кв. м, категория земель: за пунктов, разрешенное использование: для парковки автотранспорта, незаконным;
- - признать незаконным отказ Администрации города Подольска Московской области в принятии решения о предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью "Русадж", в аренду земельного участка по адресу: Московская область, г. Подольск, ул. Матросская, 1а, с кадастровым номером: 50:55:0030325:145, площадью 990 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для парковки автотранспорта, оформленный письмом Комитета имущественных и земельных отношений города Подольска от 26.12.2014 года;
- - обязать Администрацию г. Подольска Московской области принять решение о согласовании Обществу с ограниченной ответственностью "Русадж" места размещения объекта, утвердить Акт выбора земельного участка по адресу: Московская область, г. Подольск, ул. Матросская, 1а, с кадастровым номером: 50:55:0030325:145, общей площадью 990 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование; для парковки автотранспорта;
- - обязать Администрацию г. Подольска Московской области принять решение обществу с ограниченной ответственностью "Русадж" в аренду сроком на 10 лет земельного Московская область, г. Подольск, ул. Матросская, 1а, с кадастровым номером: 50:55:0030325:145, площадью 990 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для парковки автотранспорта.
- обязать Комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Подольска Московской области подготовить и направить Обществу с ограниченной ответственностью "Русадж" проект договора аренды земельного участка по адресу: Московская область, г. Подольск, ул. Матросская, 1а, с кадастровым номером 50:55:0030325:145, общей площадью 990 кв. м, категория земель; земли населенных пунктов, разрешенное использование: для парковки автотранспорта.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 апреля 2015 года по делу N А41-6150/15 в удовлетворении заявленных требований ООО "Русадж" отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке.
Стороны своих представителей в судебное заседание не направил.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 22.01.2013 ООО "Русадж" обратилось с заявлением к Главе Администрации города Подольска Московской, в котором просило рассмотреть вопрос о возможности предоставления в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Подольск, ул. Советская, у д. 2/1, общей площадью 990 кв. м, под гостевую автостоянку, в соответствии со статьей 31 ЗК РФ.
На основании указанного обращения постановлением Главы города Подольска N 07.04.2014 г. N 467-п была утверждена схема расположения земельного участка площадью 990 кв. м, по адресу: Московская обл., г. Подольск, ул. Матросская, 1а на кадастровом плане, разрешенное использование - "для парковки автотранспорта".
Земельный участок с кадастровым номером 50:55:0030325:145, общей площадью 990+/-11 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, г. Подольск, ул. Матросская, д. 1а, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для парковки автотранспорта" был поставлен на кадастровый учет 17.09.2014, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 22.09.2014 г. N МО-14/3В-1510003.
ООО "Русадж" письмом от 22.09.2014 года обратилось в Администрацию города Подольска с заявлением, в котором просило согласовать и утвердить акт выбора земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Подольск, ул. Матросская, д. 1а, площадью 990 кв. м, для парковки автотранспорта.
Также Общество 12.11.2014 обратилось с аналогичными требованиями в Комитет по имущественным и земельным отношениям администрации г. Подольска.
Кроме того, ООО "Русадж" 09.12.2014 обратилось в Администрацию с просьбой предоставить в аренду земельный участок с кадастровым номером 50:55:0030325:145.
В ответ на указанные обращения, Комитет направил в адрес общества письмо от 26.12.2014, в котором указал, что в соответствии со статьей 31 ЗК РФ основанием принятия последующего решения о предоставлении земельного участка для строительства является решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в связи с тем, что указанное решение не принималось, удовлетворить просьбу общества не представляется возможным.
Полагая вышеуказанный отказ незаконным и нарушающим права общества, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акт и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла названных норм, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременное несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания ч. 1 ст. 28 ЗК РФ (действующего в редакции до 01.03.2015 года) следует, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии со ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Исходя из содержания статьи 29 ЗК РФ следует, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Исходя из содержания п. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
После поступления данного заявления соответствующий орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 ЗК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Согласно п. 4 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства (п. 5 ст. 31 ЗК РФ). К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В соответствии с п. 6 ст. 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно пункту 7 статьи 31 ЗК РФ копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 ЗК РФ, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения.
В соответствии с пунктами 8, 9 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. При этом решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
Из вышеуказанных норм следует, что действующим законодательством на момент обращения заявителя с соответствующими заявлениями в органы местного самоуправления была установлена обязательная процедура без соблюдения которой предоставление земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта было бы не возможно.
Согласно данных норм предварительное согласование места размещения объекта и утверждение акта выбора земельного участка является обязательным условием, предшествующим постановке земельного участка на кадастровый учет, а после его постановки на кадастровый учет основанием для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду.
В том случае, если земельный участок поставлен на кадастровый учет без указанной выше процедуры, то предоставление данного земельного участка в аренду в целях строительства возможно только по правилам, предусмотренным действующим законодательством для предоставления земельных участков в аренду без предварительного согласования места размещения объекта - то есть на торгах.
Из материалов дела следует, что земельный участок, в отношении которого заявитель просит обязать Администрацию утвердить акт выбора земельного участка и предварительно согласовать место размещения объекта, был поставлен на кадастровый учет 17.09.2014, то есть до обращения заявителя.
Указанное обстоятельство исключает предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требования об обязании органа местного самоуправления принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта выбора земельного участка, а также возложения на Администрацию города Подольска и Комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Подольска обязанности по принятию решения о предоставлении земельного участка в аренду по правилам статьи 31 Земельного кодекса РФ и направлении в адрес заявителя проекта договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Подольск, ул. Матросская, 1а, с кадастровым номером 50:55:0030325:145, общей площадью 990 кв. м, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для парковки автотранспорта".
Кроме того, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о пропуске заявителем, предусмотренного статьей 198 АПК РФ трехмесячного срока.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Принимая во внимание, что заявитель обращался в Администрацию города Подольска с заявлением об утверждении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта 29.09.2014 года (то есть о бездействии заявитель узнал 29.10.2014 года), а в суд заявитель обратился с настоящим заявлением 05.02.2015 года, заявитель пропустил трехмесячный срок на обжалование бездействия.
В своей апелляционной жалобе заявитель указал, что срок обращения им не пропущен, так как общество полагало, что от Администрации поступит ответ на обращение.
Между тем, изложенное обстоятельство не продляет трехмесячный срок на обжалование бездействия.
Кроме того, как следует из норм земельного законодательства, действовавших на момент обращения заявителя в органы местного самоуправления с соответствующим заявлением, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после публичного информирования населения о возможном предоставлении земельного участка для целей строительства.
По смыслу положений пунктов 3, 4 ст. 31 ЗК РФ публичное информирование призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан. Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
Кроме того, на этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Данный вывод подтверждается и судебной практикой, в том числе Постановлением Президиума ВАС РФ от 14.09.2010 года N 4224/10.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что в нарушение данных норм публичное информирование населения о возможном предоставлении земельного участка не было осуществлено.
Ссылка апелляционной жалобы на то, что на сайте Администрации города Подольска была размещена информация о возможном предоставлении ООО "Русадж" в аренду земельного участка площадью 990 кв. м, не принимается апелляционным судом в качестве надлежащего информирования населения, так как в соответствии с решением Совета депутатов городского округа Подольск Московской области от 20.12.2012 года N 24/4 официальным печатным средством массовой информации муниципального образования "Городской округ Подольск Московской области", предназначенным в том числе для доведения до сведения жителей г. Подольска официальной информации, является "Вестник муниципального образования "Городской округ Подольск Московской области". Доказательств того, что в данном печатном или ином печатном средстве массовой информации муниципального образования размещалась информация о том, что планируется предоставление испрашиваемого земельного участка в аренду обществу в материалы дела не представлено.
Довод заявителя о том, что он продолжает фактически пользоваться земельным участком, и осуществляет арендные платежи, не имеет в данном случае правового значения при рассмотрении настоящего дела.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 16 апреля 2015 года по делу N А41-6150/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ
Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Н.Н.КАТЬКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.06.2015 N 10АП-4914/2015 ПО ДЕЛУ N А41-6150/15
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2015 г. по делу N А41-6150/15
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2015 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Епифанцевой С.Ю., Катькиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Ереминой А.Г.,
при участии в заседании:
от ООО "Русадж": не явились, извещены от Администрации города Подольска: не явились, извещены; от Комитета имущественных и земельных отношений Администрации г. Подольска: не явились, извещены; от Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Русадж" на решение Арбитражного суда Московской области от 16 апреля 2015 года по делу N А41-6150/15, принятое судьей Бирюковым Р.Ш., по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Русадж" к Администрации города Подольска, Комитету имущественных и земельных отношений Администрации г. Подольска, третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области, о признании незаконным отказа,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Русадж" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации города Подольска, Комитету имущественных и земельных отношений Администрации г. Подольска, в котором просит суд:
- - признать бездействие Администрации города Подольска Московской области в принятии решения о предварительном согласовании Обществу с ограниченной ответственностью "Русадж" места размещения объекта и утверждении Акта выбора земельного участка по адресу: объекта Московская область, г. Подольск, ул. Матросская, 1а, с кадастровым номером: 50:55:0030325:145, общей площадью 990 кв. м, категория земель: за пунктов, разрешенное использование: для парковки автотранспорта, незаконным;
- - признать незаконным отказ Администрации города Подольска Московской области в принятии решения о предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью "Русадж", в аренду земельного участка по адресу: Московская область, г. Подольск, ул. Матросская, 1а, с кадастровым номером: 50:55:0030325:145, площадью 990 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для парковки автотранспорта, оформленный письмом Комитета имущественных и земельных отношений города Подольска от 26.12.2014 года;
- - обязать Администрацию г. Подольска Московской области принять решение о согласовании Обществу с ограниченной ответственностью "Русадж" места размещения объекта, утвердить Акт выбора земельного участка по адресу: Московская область, г. Подольск, ул. Матросская, 1а, с кадастровым номером: 50:55:0030325:145, общей площадью 990 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование; для парковки автотранспорта;
- - обязать Администрацию г. Подольска Московской области принять решение обществу с ограниченной ответственностью "Русадж" в аренду сроком на 10 лет земельного Московская область, г. Подольск, ул. Матросская, 1а, с кадастровым номером: 50:55:0030325:145, площадью 990 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для парковки автотранспорта.
- обязать Комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Подольска Московской области подготовить и направить Обществу с ограниченной ответственностью "Русадж" проект договора аренды земельного участка по адресу: Московская область, г. Подольск, ул. Матросская, 1а, с кадастровым номером 50:55:0030325:145, общей площадью 990 кв. м, категория земель; земли населенных пунктов, разрешенное использование: для парковки автотранспорта.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 апреля 2015 года по делу N А41-6150/15 в удовлетворении заявленных требований ООО "Русадж" отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке.
Стороны своих представителей в судебное заседание не направил.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 22.01.2013 ООО "Русадж" обратилось с заявлением к Главе Администрации города Подольска Московской, в котором просило рассмотреть вопрос о возможности предоставления в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Подольск, ул. Советская, у д. 2/1, общей площадью 990 кв. м, под гостевую автостоянку, в соответствии со статьей 31 ЗК РФ.
На основании указанного обращения постановлением Главы города Подольска N 07.04.2014 г. N 467-п была утверждена схема расположения земельного участка площадью 990 кв. м, по адресу: Московская обл., г. Подольск, ул. Матросская, 1а на кадастровом плане, разрешенное использование - "для парковки автотранспорта".
Земельный участок с кадастровым номером 50:55:0030325:145, общей площадью 990+/-11 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, г. Подольск, ул. Матросская, д. 1а, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для парковки автотранспорта" был поставлен на кадастровый учет 17.09.2014, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 22.09.2014 г. N МО-14/3В-1510003.
ООО "Русадж" письмом от 22.09.2014 года обратилось в Администрацию города Подольска с заявлением, в котором просило согласовать и утвердить акт выбора земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Подольск, ул. Матросская, д. 1а, площадью 990 кв. м, для парковки автотранспорта.
Также Общество 12.11.2014 обратилось с аналогичными требованиями в Комитет по имущественным и земельным отношениям администрации г. Подольска.
Кроме того, ООО "Русадж" 09.12.2014 обратилось в Администрацию с просьбой предоставить в аренду земельный участок с кадастровым номером 50:55:0030325:145.
В ответ на указанные обращения, Комитет направил в адрес общества письмо от 26.12.2014, в котором указал, что в соответствии со статьей 31 ЗК РФ основанием принятия последующего решения о предоставлении земельного участка для строительства является решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в связи с тем, что указанное решение не принималось, удовлетворить просьбу общества не представляется возможным.
Полагая вышеуказанный отказ незаконным и нарушающим права общества, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акт и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла названных норм, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременное несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания ч. 1 ст. 28 ЗК РФ (действующего в редакции до 01.03.2015 года) следует, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии со ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Исходя из содержания статьи 29 ЗК РФ следует, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Исходя из содержания п. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
После поступления данного заявления соответствующий орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 ЗК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Согласно п. 4 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства (п. 5 ст. 31 ЗК РФ). К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В соответствии с п. 6 ст. 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно пункту 7 статьи 31 ЗК РФ копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 ЗК РФ, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения.
В соответствии с пунктами 8, 9 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. При этом решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
Из вышеуказанных норм следует, что действующим законодательством на момент обращения заявителя с соответствующими заявлениями в органы местного самоуправления была установлена обязательная процедура без соблюдения которой предоставление земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта было бы не возможно.
Согласно данных норм предварительное согласование места размещения объекта и утверждение акта выбора земельного участка является обязательным условием, предшествующим постановке земельного участка на кадастровый учет, а после его постановки на кадастровый учет основанием для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду.
В том случае, если земельный участок поставлен на кадастровый учет без указанной выше процедуры, то предоставление данного земельного участка в аренду в целях строительства возможно только по правилам, предусмотренным действующим законодательством для предоставления земельных участков в аренду без предварительного согласования места размещения объекта - то есть на торгах.
Из материалов дела следует, что земельный участок, в отношении которого заявитель просит обязать Администрацию утвердить акт выбора земельного участка и предварительно согласовать место размещения объекта, был поставлен на кадастровый учет 17.09.2014, то есть до обращения заявителя.
Указанное обстоятельство исключает предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требования об обязании органа местного самоуправления принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта выбора земельного участка, а также возложения на Администрацию города Подольска и Комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Подольска обязанности по принятию решения о предоставлении земельного участка в аренду по правилам статьи 31 Земельного кодекса РФ и направлении в адрес заявителя проекта договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Подольск, ул. Матросская, 1а, с кадастровым номером 50:55:0030325:145, общей площадью 990 кв. м, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для парковки автотранспорта".
Кроме того, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о пропуске заявителем, предусмотренного статьей 198 АПК РФ трехмесячного срока.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Принимая во внимание, что заявитель обращался в Администрацию города Подольска с заявлением об утверждении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта 29.09.2014 года (то есть о бездействии заявитель узнал 29.10.2014 года), а в суд заявитель обратился с настоящим заявлением 05.02.2015 года, заявитель пропустил трехмесячный срок на обжалование бездействия.
В своей апелляционной жалобе заявитель указал, что срок обращения им не пропущен, так как общество полагало, что от Администрации поступит ответ на обращение.
Между тем, изложенное обстоятельство не продляет трехмесячный срок на обжалование бездействия.
Кроме того, как следует из норм земельного законодательства, действовавших на момент обращения заявителя в органы местного самоуправления с соответствующим заявлением, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после публичного информирования населения о возможном предоставлении земельного участка для целей строительства.
По смыслу положений пунктов 3, 4 ст. 31 ЗК РФ публичное информирование призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан. Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
Кроме того, на этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Данный вывод подтверждается и судебной практикой, в том числе Постановлением Президиума ВАС РФ от 14.09.2010 года N 4224/10.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что в нарушение данных норм публичное информирование населения о возможном предоставлении земельного участка не было осуществлено.
Ссылка апелляционной жалобы на то, что на сайте Администрации города Подольска была размещена информация о возможном предоставлении ООО "Русадж" в аренду земельного участка площадью 990 кв. м, не принимается апелляционным судом в качестве надлежащего информирования населения, так как в соответствии с решением Совета депутатов городского округа Подольск Московской области от 20.12.2012 года N 24/4 официальным печатным средством массовой информации муниципального образования "Городской округ Подольск Московской области", предназначенным в том числе для доведения до сведения жителей г. Подольска официальной информации, является "Вестник муниципального образования "Городской округ Подольск Московской области". Доказательств того, что в данном печатном или ином печатном средстве массовой информации муниципального образования размещалась информация о том, что планируется предоставление испрашиваемого земельного участка в аренду обществу в материалы дела не представлено.
Довод заявителя о том, что он продолжает фактически пользоваться земельным участком, и осуществляет арендные платежи, не имеет в данном случае правового значения при рассмотрении настоящего дела.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 16 апреля 2015 года по делу N А41-6150/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ
Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Н.Н.КАТЬКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)