Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 7 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 7 июля 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Ткаченко Э.В., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации Иркутского районного муниципального образования и Агентства лесного хозяйства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 апреля 2014 года по делу N А19-1032/2014 (суд первой инстанции - Антонова С.Н.),
установил:
Дачное некоммерческое товарищество "Сосновый Бор" (ИНН 3810318615, ОГРН 1103850035365, далее - ДНТ "Сосновый Бор") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрации Иркутского районного муниципального образования (ИНН 3827000838, ОГРН 1023802456083, далее - администрация) о признании незаконным постановления администрации Иркутского районного муниципального образования Иркутской области от 20.12.2013 N 5703 "Об отмене постановления администрации Иркутского района от 10.01.2012 N 5"; обязании устранить допущенные нарушения прав.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Агентство лесного хозяйства Иркутской области (ИНН 3808170859, ОГРН 1073808028194, далее - агентство).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 апреля 2014 года по делу N А19-1032/2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановление Администрации Иркутского районного муниципального образования от 20.12.2013 года N 5703 "Об отмене постановления администрации Иркутского района от 10.01.2012 года N 5" признано незаконным, как противоречащее Земельному кодексу РФ и Федеральному закону от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Суд обязал Администрацию Иркутского районного муниципального образования устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Дачного некоммерческого товарищества "Сосновый Бор" путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
Администрация и Агентство лесного хозяйства обратились в суд апелляционной инстанции с апелляционными жалобами, в которых ставят вопрос об отмене обжалуемого судебного акта как незаконного и необоснованного по мотивам, изложенным в жалобе.
ДНТ "Сосновый Бор" доводы апеллянтов оспорило по мотивам, изложенным в отзывах на апелляционные жалобы.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 11.06.2014, 21.06.2014. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 200 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, отзывы на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела, ДНТ "Сосновый бор" 16 февраля 2011 года обратилось в администрацию Иркутского районного муниципального образования Иркутской области с заявлением N 1110-ю о выборе и предоставлении земельного участка для дачного строительства.
Постановлением администрации Иркутского районного МО от 10.01.2012 N 5 ДНТ "Сосновый бор" предоставлен земельный участок общей площадью 270000 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 38:06:144005:217, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 28 км Байкальского тракта, для дачного строительства, бесплатно в пользование на срок до утверждения проекта организации и застройки территории.
На основании указанного постановления Комитет по управлению муниципальным имуществом Иркутского района (КУМИ Иркутского района, ссудодатель) и ДНТ "Сосновый бор" (ссудополучатель) 12 января 2012 года заключили договор N 2 безвозмездного срочного пользования земельным участком.
Согласно п. 1.2 договора земельный участок передан ссудополучателю в безвозмездное, срочное пользование до утверждения проекта организации и застройки территории и предоставления земельных участков в собственность граждан - членов товарищества.
В соответствии с п. 2.1 договора ссудодатель передал ссудополучателю земельный участок по акту приема-передачи 12 января 2012 года.
28 декабря 2012 года администрация Иркутского районного МО утвердила проект организации и застройки территории ДНТ "Сосновый бор".
20 декабря 2013 года администрация Иркутского районного МО постановлением N 5703 отменила постановление от 10.01.2012 N 5 "О предоставлении земельного участка ДНТ "Сосновый бор", как незаконно изданное.
Постановление N 5 от 10.01.2012 отменено администрацией Иркутского районного муниципального образования на основании протеста Прокуратуры Иркутского района от 12.12.2013 N 7-19а/13, как незаконно изданное. Протест Прокуратуры содержит требование об отмене постановления N 5 от 10.01.2012 в связи с расположением предоставленного ДНТ "Сосновый Бор" земельного участка на землях лесного фонда и отсутствием у органа местного самоуправления полномочий по распоряжению землями федеральной собственности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как установлено судом и следует из материалов дела, основанием для отмены постановления от 10.01.2012 N 5 "О предоставлении земельного участка ДНТ "Сосновый бор" послужил протест прокуратуры Иркутского района N 7-19а/13 от 12.12.2013.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - закон N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 48 названного закона N 131-ФЗ, муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Из положений данных норм следует, что муниципальные правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля уполномоченными органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления в случае принятия ненормативного правового акта с нарушением или в противоречие с действующим законодательством.
С учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.07.2004 N 1424/04, суд первой инстанции правильно исходил из того, что реализация органами местного самоуправления названного полномочия не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов и осуществляться произвольно. Орган местного самоуправления должен доказать, что отмененный им ненормативный правовой акт не соответствовал нормам действующего законодательства, а отменяющий акт должен соответствовать закону и не нарушать законных прав и интересов заинтересованных лиц, произвольно ограничивая их субъективные права.
Апелляционный суд считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что указанным требованиям оспариваемое постановление не отвечает, поскольку не содержит ссылок на конкретные основания и фактические обстоятельства, по которым оно было вынесено, также в постановлении не приведены доказательства несоответствия закону ранее принятого им постановления.
При этом суд первой инстанции установил и сторонами указанное обстоятельство не оспаривается, что отмененное постановление N 5 от 10.01.2012 "О предоставлении земельного участка дачному некоммерческому товариществу "Сосновый Бор" издано администрацией Иркутского районного муниципального образования правомерно, в соответствии с предоставленными законом полномочиями.
В силу п. 10 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно представленной в материалы дела по запросу суда кадастровой выписке от 04.03.2014 N 3800/601/14-99849 о земельном участке с кадастровым номером 38:06:144005:217, земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для дачного строительства. Сведения о зарегистрированных правах на земельный участок отсутствуют.
Согласно письму Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от 16.01.2014 N 15-940, спорный земельный участок, с местоположением: Иркутская область, Иркутский район, 28 км Байкальского тракта, по состоянию на 09.12.2011 года относился к землям сельскохозяйственного назначения, категория земельного участка не изменялась.
В силу п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Абзацем 1 пунктом 4 статьи 14 Федерального закона N 66 - ФЗ установлено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
При таких обстоятельствах, распоряжение земельным участком с кадастровым номером 38:06:144005:217 осуществлено заинтересованным лицом в пределах предоставленных полномочий как участком сельскохозяйственного назначения с неразграниченным правом собственности.
Между тем, в материалы дела представлено заключение Прибайкальского филиала государственной инвентаризации лесов ФГУП "Рослесинфорг" "Прибайкаллеспроект" от 19.11.2013 N 310/429, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 38:06:144005:217 частично налагается на выделы 4, 6, 11, 12, 13, 14, 15, 19, 20 Технического участка N 10 ГУСХП ОПХ "Иркутское" Тальцинское участковое лесничество, входящее в состав Ангарского лесничества.
Из пояснений агентства лесного хозяйства Иркутской области следует, что для проведения государственной регистрации прав на лесные участки, государственный кадастровый учет которых до 01.01.2012 года не осуществлялся, вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта предоставляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном лесном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Факт наложения границ установлен на основании сопоставления границ земельного участка с кадастровым номером 38:06:144005:217 с материалами лесоустройства, и с планом лесного участка.
Однако иных сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кроме имеющихся в материалах дела и подтверждающих нахождение земельного участка с кадастровым номером 38:06:144005:217 на землях сельскохозяйственного назначения в материалах дела не имеется.
Также, материалами дела не подтверждается проведение третьим лицом землеустройства земельного участка лесного фонда с целью установления местоположения и координат границ указанного земельного участка.
Межевые работы по установлению границ участка лесного фонда не проводились, границы земельного участка лесного фонда не определены, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно исходил из недоказанности нахождения спорного земельного участка на землях лесного фонда.
При таких обстоятельствах, администрация Иркутского районного муниципального образования, отменяя постановление N 5 от 10.01.2012, не установила обстоятельство нахождения земельного участка в составе земель лесного фонда и не имела в связи с этим оснований для отмены постановления. Такими сведениями администрация не обладала и при рассмотрении протеста Прокуратуры Иркутского района имела возможность представить мотивированные возражения, однако по требованию прокуратуры постановление N 5 от 10.01.2012 было отменено.
С учетом изложенного доводы агентства лесного хозяйства апелляционным судом признаются необоснованными.
Таким образом, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что постановление N 5703 от 20.12.2013 принято в отсутствие законных оснований и нарушило тем самым права заявителя на пользование земельным участком с кадастровым номером 38:06:144005:217.
Более того, из договора безвозмездного пользования, заключенного на основании постановления администрация Иркутского районного МО от 10.01.2012 N 5, усматривается, что заявителю предоставлен земельный участок площадью 270000 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 38:06:144005:217, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 28 км Байкальского тракта, в безвозмездное срочное пользование. Следовательно, право безвозмездного срочного пользования подлежит защите, как соответствующее нормам Земельного кодекса РФ.
При заключении в установленном порядке договора срочного безвозмездного пользования земельным участком, публично-правовые отношения по предоставлению земли прекратились, административный акт считается исполненным, а между сторонами возникли иные - гражданско-правовые (обязательственные) правоотношения по пользованию и распоряжению земельным участком, которые основаны на самостоятельной гражданско-правовой сделке.
Оспариваемое постановление непосредственно затронуло права и интересы заявителя, который к моменту вынесения этого постановления осуществлял правомочия по пользованию земельным участком в соответствии с договором.
С учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2010 N 15951/09, суд первой инстанции правильно исходил из того, что возникшие в данном случае гражданские права заявителя могут быть оспорены только в судебном порядке, тогда как возможность решения этого вопроса в административной порядке законодательством не допускается.
При наличии заключенного между администрацией и товариществом договора безвозмездного срочного пользования земельным участком орган местного самоуправления не вправе во внесудебном порядке признавать утратившими силу постановление, послужившие основанием для заключения договора безвозмездного срочного пользования земельным участком.
Согласно главе IX Земельного кодекса РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок (пункт 1 статьи 60 Земельного кодекса РФ).
Ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным (пункт 1 статьи 61 Земельного кодекса РФ).
При таких установленных обстоятельствах и выявленном правовом регулировании оспариваемое постановление Администрации Иркутского районного муниципального образования от 20.12.2013 N 5703 об отмене постановления администрации Иркутского района от 10.01.2012 N 5 как нарушающее права и законные интересы заявителя судом правомерно признано недействительным, поскольку не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Доводы администрации апелляционным судом во внимание не принимаются, как не имеющие правового значения для разрешения настоящего спора.
При оценке судом всех доказательств, представленных сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, доводы заявителей апелляционных жалоб, оспаривающие приведенные выводы суда, основаны на неверном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства и получивших надлежащую правовую оценку, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 апреля 2014 года по делу N А19-1032/2014 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ
Судьи
Э.В.ТКАЧЕНКО
Д.Н.РЫЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.07.2014 ПО ДЕЛУ N А19-1032/2014
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июля 2014 г. по делу N А19-1032/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 7 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 7 июля 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Ткаченко Э.В., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации Иркутского районного муниципального образования и Агентства лесного хозяйства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 апреля 2014 года по делу N А19-1032/2014 (суд первой инстанции - Антонова С.Н.),
установил:
Дачное некоммерческое товарищество "Сосновый Бор" (ИНН 3810318615, ОГРН 1103850035365, далее - ДНТ "Сосновый Бор") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрации Иркутского районного муниципального образования (ИНН 3827000838, ОГРН 1023802456083, далее - администрация) о признании незаконным постановления администрации Иркутского районного муниципального образования Иркутской области от 20.12.2013 N 5703 "Об отмене постановления администрации Иркутского района от 10.01.2012 N 5"; обязании устранить допущенные нарушения прав.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Агентство лесного хозяйства Иркутской области (ИНН 3808170859, ОГРН 1073808028194, далее - агентство).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 апреля 2014 года по делу N А19-1032/2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановление Администрации Иркутского районного муниципального образования от 20.12.2013 года N 5703 "Об отмене постановления администрации Иркутского района от 10.01.2012 года N 5" признано незаконным, как противоречащее Земельному кодексу РФ и Федеральному закону от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Суд обязал Администрацию Иркутского районного муниципального образования устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Дачного некоммерческого товарищества "Сосновый Бор" путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
Администрация и Агентство лесного хозяйства обратились в суд апелляционной инстанции с апелляционными жалобами, в которых ставят вопрос об отмене обжалуемого судебного акта как незаконного и необоснованного по мотивам, изложенным в жалобе.
ДНТ "Сосновый Бор" доводы апеллянтов оспорило по мотивам, изложенным в отзывах на апелляционные жалобы.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 11.06.2014, 21.06.2014. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 200 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, отзывы на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела, ДНТ "Сосновый бор" 16 февраля 2011 года обратилось в администрацию Иркутского районного муниципального образования Иркутской области с заявлением N 1110-ю о выборе и предоставлении земельного участка для дачного строительства.
Постановлением администрации Иркутского районного МО от 10.01.2012 N 5 ДНТ "Сосновый бор" предоставлен земельный участок общей площадью 270000 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 38:06:144005:217, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 28 км Байкальского тракта, для дачного строительства, бесплатно в пользование на срок до утверждения проекта организации и застройки территории.
На основании указанного постановления Комитет по управлению муниципальным имуществом Иркутского района (КУМИ Иркутского района, ссудодатель) и ДНТ "Сосновый бор" (ссудополучатель) 12 января 2012 года заключили договор N 2 безвозмездного срочного пользования земельным участком.
Согласно п. 1.2 договора земельный участок передан ссудополучателю в безвозмездное, срочное пользование до утверждения проекта организации и застройки территории и предоставления земельных участков в собственность граждан - членов товарищества.
В соответствии с п. 2.1 договора ссудодатель передал ссудополучателю земельный участок по акту приема-передачи 12 января 2012 года.
28 декабря 2012 года администрация Иркутского районного МО утвердила проект организации и застройки территории ДНТ "Сосновый бор".
20 декабря 2013 года администрация Иркутского районного МО постановлением N 5703 отменила постановление от 10.01.2012 N 5 "О предоставлении земельного участка ДНТ "Сосновый бор", как незаконно изданное.
Постановление N 5 от 10.01.2012 отменено администрацией Иркутского районного муниципального образования на основании протеста Прокуратуры Иркутского района от 12.12.2013 N 7-19а/13, как незаконно изданное. Протест Прокуратуры содержит требование об отмене постановления N 5 от 10.01.2012 в связи с расположением предоставленного ДНТ "Сосновый Бор" земельного участка на землях лесного фонда и отсутствием у органа местного самоуправления полномочий по распоряжению землями федеральной собственности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как установлено судом и следует из материалов дела, основанием для отмены постановления от 10.01.2012 N 5 "О предоставлении земельного участка ДНТ "Сосновый бор" послужил протест прокуратуры Иркутского района N 7-19а/13 от 12.12.2013.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - закон N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 48 названного закона N 131-ФЗ, муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Из положений данных норм следует, что муниципальные правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля уполномоченными органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления в случае принятия ненормативного правового акта с нарушением или в противоречие с действующим законодательством.
С учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.07.2004 N 1424/04, суд первой инстанции правильно исходил из того, что реализация органами местного самоуправления названного полномочия не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов и осуществляться произвольно. Орган местного самоуправления должен доказать, что отмененный им ненормативный правовой акт не соответствовал нормам действующего законодательства, а отменяющий акт должен соответствовать закону и не нарушать законных прав и интересов заинтересованных лиц, произвольно ограничивая их субъективные права.
Апелляционный суд считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что указанным требованиям оспариваемое постановление не отвечает, поскольку не содержит ссылок на конкретные основания и фактические обстоятельства, по которым оно было вынесено, также в постановлении не приведены доказательства несоответствия закону ранее принятого им постановления.
При этом суд первой инстанции установил и сторонами указанное обстоятельство не оспаривается, что отмененное постановление N 5 от 10.01.2012 "О предоставлении земельного участка дачному некоммерческому товариществу "Сосновый Бор" издано администрацией Иркутского районного муниципального образования правомерно, в соответствии с предоставленными законом полномочиями.
В силу п. 10 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно представленной в материалы дела по запросу суда кадастровой выписке от 04.03.2014 N 3800/601/14-99849 о земельном участке с кадастровым номером 38:06:144005:217, земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для дачного строительства. Сведения о зарегистрированных правах на земельный участок отсутствуют.
Согласно письму Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от 16.01.2014 N 15-940, спорный земельный участок, с местоположением: Иркутская область, Иркутский район, 28 км Байкальского тракта, по состоянию на 09.12.2011 года относился к землям сельскохозяйственного назначения, категория земельного участка не изменялась.
В силу п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Абзацем 1 пунктом 4 статьи 14 Федерального закона N 66 - ФЗ установлено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
При таких обстоятельствах, распоряжение земельным участком с кадастровым номером 38:06:144005:217 осуществлено заинтересованным лицом в пределах предоставленных полномочий как участком сельскохозяйственного назначения с неразграниченным правом собственности.
Между тем, в материалы дела представлено заключение Прибайкальского филиала государственной инвентаризации лесов ФГУП "Рослесинфорг" "Прибайкаллеспроект" от 19.11.2013 N 310/429, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 38:06:144005:217 частично налагается на выделы 4, 6, 11, 12, 13, 14, 15, 19, 20 Технического участка N 10 ГУСХП ОПХ "Иркутское" Тальцинское участковое лесничество, входящее в состав Ангарского лесничества.
Из пояснений агентства лесного хозяйства Иркутской области следует, что для проведения государственной регистрации прав на лесные участки, государственный кадастровый учет которых до 01.01.2012 года не осуществлялся, вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта предоставляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном лесном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Факт наложения границ установлен на основании сопоставления границ земельного участка с кадастровым номером 38:06:144005:217 с материалами лесоустройства, и с планом лесного участка.
Однако иных сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кроме имеющихся в материалах дела и подтверждающих нахождение земельного участка с кадастровым номером 38:06:144005:217 на землях сельскохозяйственного назначения в материалах дела не имеется.
Также, материалами дела не подтверждается проведение третьим лицом землеустройства земельного участка лесного фонда с целью установления местоположения и координат границ указанного земельного участка.
Межевые работы по установлению границ участка лесного фонда не проводились, границы земельного участка лесного фонда не определены, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно исходил из недоказанности нахождения спорного земельного участка на землях лесного фонда.
При таких обстоятельствах, администрация Иркутского районного муниципального образования, отменяя постановление N 5 от 10.01.2012, не установила обстоятельство нахождения земельного участка в составе земель лесного фонда и не имела в связи с этим оснований для отмены постановления. Такими сведениями администрация не обладала и при рассмотрении протеста Прокуратуры Иркутского района имела возможность представить мотивированные возражения, однако по требованию прокуратуры постановление N 5 от 10.01.2012 было отменено.
С учетом изложенного доводы агентства лесного хозяйства апелляционным судом признаются необоснованными.
Таким образом, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что постановление N 5703 от 20.12.2013 принято в отсутствие законных оснований и нарушило тем самым права заявителя на пользование земельным участком с кадастровым номером 38:06:144005:217.
Более того, из договора безвозмездного пользования, заключенного на основании постановления администрация Иркутского районного МО от 10.01.2012 N 5, усматривается, что заявителю предоставлен земельный участок площадью 270000 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 38:06:144005:217, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 28 км Байкальского тракта, в безвозмездное срочное пользование. Следовательно, право безвозмездного срочного пользования подлежит защите, как соответствующее нормам Земельного кодекса РФ.
При заключении в установленном порядке договора срочного безвозмездного пользования земельным участком, публично-правовые отношения по предоставлению земли прекратились, административный акт считается исполненным, а между сторонами возникли иные - гражданско-правовые (обязательственные) правоотношения по пользованию и распоряжению земельным участком, которые основаны на самостоятельной гражданско-правовой сделке.
Оспариваемое постановление непосредственно затронуло права и интересы заявителя, который к моменту вынесения этого постановления осуществлял правомочия по пользованию земельным участком в соответствии с договором.
С учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2010 N 15951/09, суд первой инстанции правильно исходил из того, что возникшие в данном случае гражданские права заявителя могут быть оспорены только в судебном порядке, тогда как возможность решения этого вопроса в административной порядке законодательством не допускается.
При наличии заключенного между администрацией и товариществом договора безвозмездного срочного пользования земельным участком орган местного самоуправления не вправе во внесудебном порядке признавать утратившими силу постановление, послужившие основанием для заключения договора безвозмездного срочного пользования земельным участком.
Согласно главе IX Земельного кодекса РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок (пункт 1 статьи 60 Земельного кодекса РФ).
Ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным (пункт 1 статьи 61 Земельного кодекса РФ).
При таких установленных обстоятельствах и выявленном правовом регулировании оспариваемое постановление Администрации Иркутского районного муниципального образования от 20.12.2013 N 5703 об отмене постановления администрации Иркутского района от 10.01.2012 N 5 как нарушающее права и законные интересы заявителя судом правомерно признано недействительным, поскольку не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Доводы администрации апелляционным судом во внимание не принимаются, как не имеющие правового значения для разрешения настоящего спора.
При оценке судом всех доказательств, представленных сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, доводы заявителей апелляционных жалоб, оспаривающие приведенные выводы суда, основаны на неверном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства и получивших надлежащую правовую оценку, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 апреля 2014 года по делу N А19-1032/2014 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ
Судьи
Э.В.ТКАЧЕНКО
Д.Н.РЫЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)