Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 05.03.2014 ПО ДЕЛУ N 33-2113/2014

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 марта 2014 г. по делу N 33-2113/2014


Судья: Харитонов А.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Макаровой Ю.М.
судей Маркатюк Г.В., Русанова Р.А.,
при секретаре В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Русанова Р.А. гражданское дело по иску П. <данные изъяты> к Администрации г. Красноярска о признании права собственности на гаражные боксы, по встречному иску ОАО "Российские Железные Дороги" к П. <данные изъяты> об обязании произвести снос гаражных боксов,
по апелляционной жалобе с дополнениями П.
на решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 03 декабря 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований П. <данные изъяты> к Администрации г. Красноярска о признании права собственности на гаражные боксы <данные изъяты> отказать в полном объеме.
Встречные исковые требования ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала - Красноярской железной дороги к П. <данные изъяты> - удовлетворить.
Обязать П. <данные изъяты> освободить занятую часть земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, находящегося в федеральной собственности и переданного ОАО "Российские железные дороги", в лице филиала Красноярской железной дороги на праве аренды, путем сноса возведенных гаражных боксов <данные изъяты>, своими силами и за счет собственных средств.
ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала - Красноярской железной дороги в случае неисполнения П. <данные изъяты> в добровольном порядке решения суда, в десятидневный срок после вступления решения суда в законную силу вправе осуществить соответствующие действия по сносу гаражных боксов <данные изъяты> за счет П. <данные изъяты> с взысканием с последнего необходимых расходов по сносу в случае, если он не исполнит решение суда в течение установленного срока.
Взыскать с П. <данные изъяты> в пользу ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала - Красноярской железной дороги расходы по оплате государственной пошлины в размере 8 000 рублей"
Заслушав докладчика, судебная коллегия,

установила:

П. обратился в суд с иском к Администрации г. Красноярска о признании права собственности на гаражные боксы <данные изъяты>. каждый, расположенные по адресу: <данные изъяты> Требования мотивировал тем, что 17 июля 1975 года начальником станции "Бугач" и начальником Красноярского отделения Восточно-Сибирской железной дороги было разрешено строительство семи гаражей. 05 июня 1991 года лицами, осуществляющими строительство гаражей, было принято решение о создании гаражного общества "Уголек", избрании его председателем истца П. 14 октября 1993 года первым заместителем главы администрации Октябрьского района г. Красноярска было согласовано отведение земельного участка под ранее построенными гаражами, а также отведение земельного участка под строительство гаражей рядом с имеющимися ранее выстроенными гаражами. Актами от 16 января 2003 года и от 16 января 2004 года председателем гаражного общества "Уголек" совместно с представителями Красноярской железной дороги был произведен натуральный обмер площади занимаемой гаражным обществом "Уголек". 13 февраля 2006 года согласно письма за N НРИ-1/40 начальником службы управления имущества Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" - М. было дано согласие на раздел земельного участка полосы отвода железной дороги с целью выделения земельного участка для эксплуатации построенных ранее гаражей боксового типа, принадлежащих гаражному обществу "Уголек" при выполнении ряда условий, а именно: строительство забора, проведение работ по разделу земельного участка за счет гаражного общества. В целях выполнения данных указаний вокруг гаражей был возведен железобетонный забор, изготовлен топографический план. Письмом от 10 декабря 2008 года исх. НОДРИ-2-285 начальника службы управления имуществом Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" Т. в целях принятия решения о заключении договора субаренды земельного участка от потребительского кооператива был запрошен ряд документов, в том числе, межевое дело, отчет независимого оценщика, учредительные документы, ситуационный план. Все необходимые документы были изготовлены, площадь участка была скорректирована межевым делом и составила 3336,00 кв. м по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, 4091 км. Транссибирской магистрали, ст. Бугач. 03 сентября 2009 года за N НРИ-2/33 был заключен договор субаренды, проведена адресация земельного участка. В настоящее время истцом паевой взнос за указанные гаражи выплачен в полном объеме, также изготовлены технические паспорта на спорные объекты, собраны все необходимые положительные заключения. Право на указанные гаражные боксы ни за кем не зарегистрировано. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в государственной регистрации указанных объектов было отказано по причине отсутствия документов на гаражные боксы. В настоящее время возникла необходимость в оформлении правоустанавливающих документов на указанные гаражи, отвечающие всем требованиям, предъявляемым к строительству, что подтверждается представленными заключениями, не нарушают чьих-либо прав. При этом, признаки их самовольного строительства отсутствуют, поскольку они были возведены с учетом требований законодательства, действовавшего на момент постройки. По изложенным основаниям просил заявленные требования удовлетворить.
ОАО "РЖД" филиал "Красноярская железная дорога" обратилось в суд со встречным иском к П., требуя обязать освободить самовольно занятую часть земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> находящегося в федеральной собственности и переданного ОАО "РЖД" в лице филиала "Красноярской железной дороги" на праве аренды, путем сноса самовольно возведенных гаражных боксов N <данные изъяты> своими силами и за счет собственных средств. В соответствии с п. 1 ст. 206 ГПК РФ в случае неисполнения П. решения суда в добровольном порядке, в десятидневный срок после вступления решения суда в законную силу ОАО "РЖД", в лиц филиала - Красноярская железная дорога предоставить право произвести снос (демонтаж) гаражных боксов за счет ответчика, с последующим взысканием с П. необходимых расходов по сносу, а также о взыскании расходов по оплате государственной пошлины.
Встречные требования мотивированы тем, что между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю (арендодатель) и ОАО "РЖД" (арендатор) заключен договор аренды N 50-39 от 06 июня 2007 года находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, сроком на 49 лет, договор зарегистрирован в установленном законом порядке. На территории переданного ОАО "РЖД" указанного земельного участка находятся спорные боксы, возведенные стороной ответчика без надлежащего соблюдения процедуры по выборке и предоставлению земельного участка для строительства, предусмотренной законодательством на момент возникновения отношений, что нарушает права ОАО "РЖД" как арендатора указанного земельного участка. Так стороной ответчика, в частности с учетом требований ранее действующего законодательства (ст. 28 и ст. 29 ЗК РСФСР) не была соблюдена установленная законодательством процедура предоставления земельного участка, а следовательно, указанные гаражные боксы обладают признаками самовольной постройки.
Определением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 08 июля 2013 года дела объединены в одно производство.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе с дополнениями П. просит отменить решение суда, указывая на то, что суд первой инстанции удовлетворил встречные требования третьего лица, не обладающего в силу ст. 137 ГПК РФ правом на подачу встречного иска, при этом принял решение в отношении прав и обязанностей лица, не привлеченного к участию в деле - потребительского кооператива по строительству и эксплуатации гаражей "Уголек", которому спорный земельный участок был отведен в установленном законом порядке под строительство на нем гаражных боксов согласовано компетентными органами. Потребительский кооператив "Уголек" пользуется земельным участком и оплачивает его пользование по настоящий момент, несет расходы на охрану и содержание. Граница земельного участка, в пределах которой осуществлялось строительство, никогда менялась, всегда находилась в пользовании лиц, осуществлявших на ней строительство гаражей. Претензии со стороны смежных землепользователей и иных заинтересованных лиц отсутствуют. Доказательств нарушения прав железной дороги не представлено. Действующее на момент строительства гаражей законодательство не предусматривало необходимости государственной экспертизы проектной документации и осуществление государственного строительного надзора. Строительство гаражей осуществлено на свободных землях, отведенных Министерству путей сообщения, а не на полосах отвода. Истец добросовестно, открыто и непрерывно владеет спорными гаражами более 15 лет, у него возникло право собственности на них в силу приобретательной давности. При предоставлении железной дорогой земельного участка в субаренду гаражному обществу, со стороны субарендодателя каких-либо запретов на строительство спорных гаражей с 1975 года не заявлялось. Выводы суда о наличии признаков самовольного строения у спорных гаражей противоречат имеющимся доказательствам.
Проверив материалы дела и решение суда в порядке, установленном ч. 1 ст. 327 - 1 ГПК РФ, заслушав П., поддержавшего жалобу, представителя Администрации г. Красноярска Г., представителя ОАО "Российские железные дороги" А., согласных с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим правовым основаниям.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ к способам защиты нарушенного права собственности относятся иски о признании права.
Статьей 218 ГК РФ предусмотрено, что право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В силу ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с положениями ст. 36 Конституции РФ, условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ, земли в Российской Федерации подразделяются по целевому назначению на категории, среди которых выделена категория "земли транспорта", использование которых должно осуществляться в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В соответствии с п. 3 ст. 27 Земельного кодекса РФ содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается данным Кодексом, федеральными законами.
Исходя из положений п. 1 ст. 87 и п. 1 ст. 90 Земельного кодекса РФ, землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 90 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения железнодорожных путей, размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта, установления полос отвода и охранных зон железных дорог.
Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов, и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Земли транспорта, занятые федеральным транспортом, путями сообщения, в соответствии со статьей 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью (пункт 4 статьи 87).
В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 года N 29-ФЗ (ред. от 21.11.2011 года) "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью. Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 9 Федерального закона от 10.01.2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", закреплено, что земли железнодорожного транспорта (в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог) должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации.
Полосой отвода железных дорог являются земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 года N 264 (ред. от 04.04.2011 года) "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", пользование земельным участком осуществляется с учетом требований Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 года N 611.
Согласно пунктов 4, 6 указанных Правил, в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана не допускать размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Размещение объектов капитального строительства в границах полосы отвода допускается только по согласованию с заинтересованной организацией.
Анализ приведенных правовых норм свидетельствует о наличии особенностей правового режима земель транспорта, которые установлены статьей 90 Земельного кодекса РФ и нормативными правовыми актами, изданными по вопросам деятельности различных видов транспорта.
Согласно статьи 12 ранее действовавшего Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970 года, предоставление земельных участков в пользование в порядке осуществлялось отвода, который производился на основании постановления Совета Министров РСФСР либо решения Исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР. В постановлениях или решениях о предоставлении земельных участков указываются цель, для которой они отводятся, и основные условия пользования землей.
В силу ч. 4 ст. 13 ЗК РСФСР 1970 г. исполнительные комитеты городских Советов народных депутатов предоставляют земельные участки из земель городов, к которым в соответствии со ст. 80 этого же Кодекса относятся все земли, находящиеся в пределах городской черты, находящиеся в ведении городских Советов народных депутатов.
Статьей 81 ЗК РСФСР 1970 г. было предусмотрено, что в состав земель городов входят, в том числе, земли железнодорожного транспорта.
Статьей 84 этого же Кодекса предусматривалось, что земельные участки в городах предоставляются в бессрочное или временное пользование на основании решения исполнительного комитета городского Совета народных депутатов. Предприятия, организации и учреждения из закрепленных за ними земель могут по решению исполнительного комитета городского Совета народных депутатов предоставлять земельные участки во временное пользование для культурно-бытового обслуживания, сельскохозяйственных и других целей.
Согласно ст. 95 ЗК РСФСР, к землям железнодорожного транспорта в городах относятся земли, предоставленные в пользование предприятиям, организациям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. Размеры земельных участков, предоставляемых для указанных целей, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией. Размещение на этих землях построек и сооружений, а также проведение работ по благоустройству осуществляются по согласованию с исполнительными комитетами городских Советов народных депутатов.
В силу ст. 106 этого же Кодекса землями транспорта признаются земли, предоставленные в пользование предприятиям, организациям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. Размеры земельных участков, предоставляемых для указанных целей, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией, а отвод участков осуществляется с учетом очередности их освоения. В соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик порядок пользования землями транспорта, установления зон с особыми условиями землепользования (округа санитарной охраны и т.п.) определяется положениями об этих землях, утверждаемыми Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР.
Кроме Земельного кодекса РСФСР и вплоть до принятия Земельного кодекса РФ отношения по использованию земель транспорта регулировались также Постановлением Совмина СССР от 08.01.1981 года N 24 (ред. от 08.10.1990 года) "Об утверждении Положения о землях транспорта", в соответствии с пунктами 4 и 6 которого размещение сооружений, устройств и других объектов транспорта на предоставленных предприятиям, учреждениям и организациям транспорта землях, расположенных в пределах населенных пунктов, производится по согласованию с соответствующими исполнительными комитетами Советов народных депутатов. Земли транспорта могут также предоставляться во временное пользование колхозам, совхозам, другим государственным и общественным предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам - для сельскохозяйственных целей; отдельным категориям работников транспорта - под служебные земельные наделы; гражданам - для выпаса скота и сенокошения.
Помимо названного Положения, действовала Инструкция о нормах и порядке отвода земель для железных дорог и использовании полосы отвода, утвержденная 30.01.1963 года заместителем Министра путей сообщения СССР, утратившая силу в связи изданием названного выше Приказа МПС РФ N 26Ц от 15.05.1999 года "Об утверждении Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог", в соответствии с которой земли полосы отвода железных дорог входили в земли транспорта. Отведенные МПС земли должны были использоваться строго по назначению, то есть для нужд, предусмотренных решением об отводе, для осуществления возложенных на МПС специальных задач. Свободные земельные площади в полосе отвода, не занятые служебным наделами рабочих и служащих железнодорожного транспорта, могли предоставляться колхозам совхозам для использования только под посевы сельскохозяйственных культур.
В силу пункта 31 этой Инструкции, Министерством путей сообщения земли должны использоваться строго по назначению, то есть для нужд, предусмотренных решением об отводе. Излишние земли, не занятые сооружениями, защитными лесными насаждениями и постройками, должны быть возвращены колхозам, совхозам и другим землепользователям. Свободные земельные площади в полосе отвода, не занятые служебными наделами рабочих и служащих железнодорожного транспорта, могут предоставляться колхозам и совхозам для использования только под посевы сельскохозяйственных культур.
Таким образом, как действующее законодательство, так и законодательство, действовавшее на дату получения стороной истца названных в исковом заявлении согласований и на момент возведения и окончания строительства истцом капитальных гаражей (2008 год - завершение строительства), не содержало и по настоящее время не содержит разрешения на возведение в полосе отвода железной дороги капитальных зданий и сооружений.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что начальником станции "Бугач" и начальником Красноярского отделения Восточно-Сибирской железной дороги было согласовано заявление Администрации и местного комитета станции Бугач от 17.07.1975 года о разрешении строительства 7-ми индивидуальных гаражей для работников станции (т. 1, л.д. 8).
27.05.1993 года зам. Главы администрации Октябрьского района г. Красноярска и начальником отделения дороги поставлены согласования на заявлении председателя гаражного кооператива "Уголек" об отводе и узаконивании земельного участка под построенными гаражами рядом с территорией ПМК-9 и Бугачевским производственным участком МЧ-3-4091 кв. железной дороги (т. 1, л.д. 10).
К ранее разрешенным к строительству 7-ми гаражам разрешено строительство еще 8 гаражей исходя из резолюции на представленном Топоплане, согласовано размещение еще 20 гаражных боксов (том 2 л.д. 8 - 12).
Спорные гаражи носят порядковые номера <данные изъяты> и расположены, согласно представленной выписки из адресного реестра - <данные изъяты>, на расстоянии 100 метров от виадука.
Согласно представленных технических паспортов на гаражные боксы, год их завершения строительства - 2008, площадь каждого из боксов составляет 291,7 кв. м.
05.06.1991 года лицами, осуществляющими строительство гаражей было принято решение о создании гаражного обществ "Уголек", избрании его председателем истца П. В 1993 году проведена топографическая съемка земельного участка, на котором расположены спорные гаражи. Актами от 16.01.2003 года и от 16.01.2004 года председателем гаражного общества "Уголек" совместно с представителями Красноярской железной дороги был произведен натуральный обмер площади занимаемой гаражным обществом "Уголек".
13.02.2006 года согласно письма за N НРИ-1/40 начальником службы управления имущества Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" - М. было дано согласие на раздел земельного участка полосы отвода железной дороги с целью выделения земельного участка для эксплуатации построенных ранее гаражей боксового типа, принадлежащих ГК "Уголек" при выполнении ряда условий, а именно: строительство забора, проведение работ по разделу земельного участка за счет гаражного общества. В целях выполнения данных указаний вокруг гаражей был возведен железобетонный забор, изготовлен топографический план.
Письмом от 10.12.2008 года исх. НОДРИ-2-285 начальника службы управления имуществом Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" Т. в целях принятия решения о заключении договора субаренды земельного участка от потребительского кооператива был запрошен ряд документов, в том числе межевое дело, отчет независимого оценщика, учредительные документы, ситуационный план. Все необходимые документы были изготовлены, площадь участка была скорректирована межевым делом и составила 3336,00 кв. м по адресу: <данные изъяты>
03.03.2009 года за N НРИ-2/33 между ОАО "Российские железные дороги" (арендатор), в лице начальника службы управления имуществом Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" Т. и Потребительским кооперативом по строительству и эксплуатации гаражей "Уголек" (субарендатор) в лице председателя П. был заключен договор субаренды, по условиям которого арендатор передает, а субарендатор принимает за плату во временное владение и пользование на условиях субаренды земельный участок в полосе отвода железной дороги, расположенный по адресу: <данные изъяты> площадью 3336,00 кв. м, в границах, указанных в межевом деле, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью. Передаваемый в субаренду земельный участок является частью земельного участка полосы отвода Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД". Земельный участок полосы отвода, площадью 1167645 кв. м, из категории земель - земли поселений с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты> является федеральной собственностью и принадлежит арендатору на праве аренды в соответствии с договором аренды N 50-39 от 06.06.2007 г. Балансодержателем является Красноярская дистанция пути. Субарендатор использует участок с даты подписания договора. Цель использования участка: для размещения и эксплуатации гаражных боксов.
В течение пяти рабочих дней после окончания срока действия настоящего договора и в случае, если новый договор субаренды участка не заключен, за свой счет освободить участок от самовольно возведенных на нем субарендатором строений и сооружений, других объектов, а также находящихся на участке грузов и передать участок арендатору по акту приема-передачи в состоянии и качестве не хуже первоначального (п. 3.3 договора).
Согласно пункту 5.4.3 договора, субарендатор обязан соблюдать правила и режим использования полосы отвода железной дороги в соответствии с законодательством РФ.
В настоящее время со стороны ОАО "РЖД", согласно представленному в деле уведомлению от августа 2012 года, отказано Потребительскому кооперативу по строительству и эксплуатации гаражей "Уголек" в договоре субаренды, а именно в его продлении (том 2, л.д. 193).
Из представленных в деле материалов также следует, что обратившись в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю с заявлением о государственной регистрации спорных объектов, в регистрации права на гаражные боксы П. было отказано по причине отсутствия правоустанавливающих документов, в том числе ввиду отсутствия необходимых правоустанавливающих документов на земельный участок под испрашиваемыми гаражными боксами.
По сведениям Департамента градостроительства Администрации г. Красноярска от 22.02.2013 года N П-1321-ек, гаражные боксы расположены в границах земельного участка ОАО "РЖД" с кадастровым номером <данные изъяты>. Территориальная зона: зона коммуникационного коридора железной дороги (ИТ. 1) согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденным решением Красноярского городского Совета от 29.05.2007 года N В-306. Любые строительные изменения недвижимости осуществлять в соответствии с градостроительным регламентом зоны.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 30.06.2004 года, а также выписки из кадастрового паспорта земельного участка от 04.12.2003 года, земельный участок, на котором возведены, в том числе спорные капитальные гаражи в полосе отвода железной дороги, о праве собственности на которые заявлены требования П., с кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, разрешенное использование (назначение) - занимаемый полосой отвода железной дороги (том 2 л.д. л.д. 96, 99).
В соответствии с договором аренды N 50-39 находящегося в федеральной собственности земельного участка от 06.06.2007 года, заключенным между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю от имени Российской Федерации - собственника федерального имущества (арендодатель), в лице и.о. заместителя руководителя Территориального управления О. и ОАО "Российские железные дороги" (арендатор), в лице заместителя начальника Красноярской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги" по экономике и финансам Л., ОАО "Российские железные дороги" на основании распоряжения Территориального управления от 06.06.2007 года N 05-1015р передан в аренду сроком на 49 лет вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 1167645 кв. м, для размещения и эксплуатации магистральных железнодорожных линий и других объектов железнодорожного транспорта в полосе отвода железной дороги. Границы участка определены на кадастровой карте (плане) земельного участка, прилагаемой к договору являющейся его неотъемлемой частью (приложение N 1). По условиям названного договора аренды (п. 4.4.1) арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием (том 2 л.д. 149 - 183).
Согласно заключения специалиста ООО "КрасТехИнвентаризация" от 04.07.2013 года N 93, земельный участок по адресу: <данные изъяты> расположен на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты>. Расстояния: от виадука до гаражного массива - 126,3 м, от перрона основных железнодорожных путей до гаражного массива 136,8 м, от ближайших рельсов, идущих на склад угля, до гаражного массива 51,3 м (том 2 (л.д. 140).
Таким образом, судом первой инстанции бесспорно установлен факт нахождения спорных капитальных гаражей по <данные изъяты> в полосе отвода железной дороги, что также подтверждается представленной выпиской из информационной базы данных "ГБД ЗООН" (том 2 л.д. 119 - 121) и это не оспаривалось сторонами.
Границы полосы отвода железной дороги были определены в 2003 году, ранее они определены не были, однако имелся План полосы отвода Красноярская дистанция пути Красноярская железная дорога (том 2 л.д. 189 - 191) Земля, на которой расположены спорные гаражи, являлась государственной собственностью и была отведена, то есть находилась в пользовании Министерства путей сообщения (МПС). Указанное в судебном заседании сторонами также не оспаривалось.
Отказывая в удовлетворении иска П., суд первой инстанции правомерно исходил из установленных по делу фактических обстоятельств о том, что спорные гаражные боксы находятся в полосе отвода железной дороги, в то время как П. не доказан факт строительства капитальных гаражных боксов в соответствии с требованиями как действовавшего на момент их возведения законодательства, так и действующего ныне законодательства, регулирующего спорные правоотношения, которое не содержало и в настоящее время не предусматривает возможности возведения в полосе отвода железной дороги капитальных зданий и сооружений.
При этом, судом обоснованно отклонены представленные истцом согласования должностных лиц железной дороги (1975 год) и администрации Октябрьского района г. Красноярска (1993 год), поскольку таковые не могли повлечь возникновение права собственности как на возведенные истцом в полосе отвода железной дороги капитальные гаражи, так и каких-либо имущественных прав на расположенные под ними земли, в отношении которых существовал и поныне существует специальный ограниченный режим использования, не предполагающий возведение капитальных строений.
Суд верно указал в решении о том, что в силу действовавшего на тот период времени законодательства начальник станции "Бугач", начальник Красноярского отделения Восточно-Сибирской железной дороги, а также зам. Главы администрации Октябрьского района г. Красноярска не вправе были разрешать строительство в полосе отвода железной дороги капитальных гаражей, в связи с чем правомерно отклонил доводы истца о том, что согласование указанными лицами строительства гаражей само по себе является достаточным основанием для признания за ним в судебном порядке права собственности на самовольно возведенные в полосе отвода железной дороги капитальные гаражи.
Верно отклонен судом также и довод истца о том, что границы полосы отвода до 2003 года не были определены, поскольку судом установлено, что до определения границ земельного участка, занимаемого полосой отвода железной дороги, земля находилась в государственной собственности и фактически была отведена для использования МПС (Министерства путей сообщения), в потому должна была использоваться строго по целевому назначению с учетом также требований вышеприведенного на тот период времени законодательства. При этом, П. не доказал факта строительства капитальных гаражных боксов в соответствии с требованиями закона, действовавшего на момент их возведения, не оформил в установленном законом порядке свои права на спорные объекты, не представил доказательств наличия землеотвода по их строительство.
Установленная на период строительства гаражей законодательством процедура предоставления земельного участка, П. соблюдена не была (статьи 28, 29 Земельного кодекса РСФСР), что свидетельствует о фактическом создании самовольных построек, под которыми в соответствии со ст. 222 ГК РФ понимаются строения, созданные на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом или иными правовыми актами, либо без получения на это необходимых разрешений.
В силу пункта 2 этой нормы, лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Такая постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
При таких обстоятельствах, учитывая, что П. не имеет каких-либо прав на земельный участок, занимаемый самовольными постройками, возведенными П. без надлежащего соблюдения процедуры по выборке и предоставлению земельного участка для строительства, чем нарушаются права ОАО "РЖД" как арендатора земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по его использованию в предусмотренных договором и законом целях в связи с чем, суд правомерно и обоснованно удовлетворил встречные исковые требования ОАО "РЖД" - филиал Красноярская железная дорога.
Учитывая, что земельный участок под строительство спорных гаражей в установленном законом порядке не отводился как истцу П., так и возглавляемому им гаражному кооперативу "Уголек", в то время как с требованием о признании права собственности в суд обратился фактических владелец спорных гаражей П., то необоснованным является довод апелляционной жалобы последнего о принятии судом решения в отношении прав и законных интересов не привлеченного к участию в деле лица - ГК "Уголек", поскольку постановленным судебным решением, обязанность произвести снос спорных гаражей возложена именно на фактического собственника спорного имущества, ввиду чего имущественные права ГК "Уголек" ничем не нарушаются.
Также судебная коллегия считает необходимым указать на наличие Положения о процедуре подготовки документов для государственной регистрации прав на ранее возведенные объекты гаражного строительства и овощехранилища в городе Красноярске, утвержденного Постановлением администрации г. Красноярска от 21.06.2002 года N 392, в силу которого документом, свидетельствующим об одобрении законченного строительством объекта и подтверждающим факт создания объекта, независимо от времени и способа постройки, является акт рабочей комиссии, утверждаемый главой администрации района в городе, на территории которого расположен объект постройки. Согласно пункту 5 этого Положения, до момента подписания акта рабочей комиссии заявитель должен представить в администрацию района, в том числе сведения о разрешенном использовании земельного участка, устанавливающие соответствие земельного участка, занимаемого объектом, документам территориального планирования, документации по планировке территории, Правилам землепользования и застройки г. Красноярска, выдаваемые Управлением архитектуры администрации города. В силу пункта 7 указанного Положения, акт рабочей комиссии является документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества и является основанием для государственной регистрации права собственности на данный объект. Согласно пункту 1 Постановления, оно распространяется на объекты гаражного строительства и овощехранилища, возведенные до вступления в силу Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 года.
Истцом не представлено суду доказательств создания спорных объектов, отвечающих вышеназванному Положению, которые позволили бы в настоящее время узаконить эти объекты недвижимости, которые с учетом их площадей нельзя отнести к объектам, созданным исключительно в целях бытового использования, с учетом также пояснения П. о хранении им в спорных боксах нескольких единиц тяжелой техники.
Вопрос о распределении судебных расходов по оплате государственной пошлины правильно разрешен судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 88, 98 ГПК РФ.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, установил их полно и объективно в ходе судебного разбирательства, дал им надлежащую оценку и постановил решение, отвечающее подлежащим применению нормам материального права, при соблюдении норм процессуального права, в связи с чем решение является законным и обоснованным.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены или не учтены судом первой инстанции при разрешении спора, и опровергали бы выводы суда первой инстанции либо влияли на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловными основаниями для отмены решения, судом первой инстанции также не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Октябрьского районного суда города Красноярска от 03 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)