Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 13 января 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кувшинова В.Е., судей Корнилова А.Б., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коминой Т.Н.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 января 2015 года в помещении суда апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 октября 2014 года по делу N А55-15512/2014 (судья Медведев А.А.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "САВ ИНВЕСТ" (ОГРН 1036300001704, ИНН 6311044474), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным бездействия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "САВ ИНВЕСТ" (далее - общество, ООО "САВ ИНВЕСТ") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившееся в уклонении от принятия решения по заявлению от 24.05.2011 N 12-1/1480/11с о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 1514 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0419004:763, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Грозненская, д. 43а, занимаемого производственными зданиями и прилегающей территорией; не направлении в адрес ООО "САВ ИНВЕСТ" проекта договора купли-продажи земельного участка площадью 1514 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0419004:763; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в двухнедельный срок после вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - рассмотреть заявление от 24.05.2011 N 12-1/1480/11с о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 1514 кв. м с кадастровым номером 63:01:0419004:763, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Грозненская, д. 43а, занимаемого производственными зданиями и прилегающей территорией, и сообщить ООО "САВ ИНВЕСТ" о результатах рассмотрения данного заявления (л.д. 4-6, 82).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.10.2014 по делу N А55-15512/2014 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившееся в нарушении сроков проведения процедур рассмотрения заявления от 24.05.2011 N 12-1/1480/11с о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 1514 кв. м с кадастровым номером 63:01:0419004:763, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Грозненская, д. 43а, занимаемого производственными зданиями и прилегающей территорией.
Суд обязал Министерство имущественных отношений Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - в двухнедельный срок после вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление от 24.05.2011 N 12-1/1480/11с о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 1514 кв. м с кадастровым номером 63:01:0419004:763, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Грозненская, д. 43а, занимаемого производственными зданиями и прилегающей территорией, и сообщить ООО "САВ ИНВЕСТ" о результатах рассмотрения данного заявления.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано (л.д. 85-93).
В апелляционной жалобе министерство просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д. 96-99).
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "САВ ИНВЕСТ" на праве собственности принадлежит склад металлический (литер Б), нежилое здание (литер А), здание служебно-техническое (литер В), по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Грозненская, д. 43а, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 23.03.2007 серии 63-АВ N 321507, от 23.03.2007 серии 63-АВ N 321331, от 11.03.2003 серии 63-АА N 805037 (л.д. 7-9).
13.05.2011 ООО "САВ ИНВЕСТ" обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 1514 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Грозненская, д. 43а, занимаемого производственными зданиями и прилегающей территорией (л.д. 78).
Распоряжением Департамента управления имуществом г.о. Самара от 18.02.2013 N 100 утверждена схема расположения земельного участка площадью 1514 кв. м на кадастровом плане территории кадастрового квартала N 63:01:0419004, занимаемого производственными зданиями и прилегающей территорией (л.д. 10, 63).
01.08.2013 земельный участок площадью 1514 кв. м по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Грозненская, д. 43а, поставлен на кадастровый учет с присвоением номера 63:01:0419004:763 (л.д. 11).
13.08.2013 кадастровый паспорт на вышеуказанный земельный участок был приобщен к ранее поданному заявлению о предоставлении в собственность земельного участка (л.д. 14, 60).
В настоящее время решение о предоставлении за выкуп земельного участка по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Грозненская, д. 43а, с кадастровым номером 63:01:0419004:763, не принято, проект договора купли-продажи земельного участка в адрес заявителя не направлен.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "САВ ИНВЕСТ" в арбитражный суд с настоящими требованиями.
ООО "САВ ИНВЕСТ", полагая такое бездействие министерства незаконным, существенно нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не позволяющим заявителю в полной мере реализовать его права на земельный участок, занимаемый объектом недвижимости, принадлежащим заявителю на праве собственности, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования частично, правильно применил нормы материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" органом, осуществляющим распоряжение вышеуказанными земельными участками, является Министерство имущественных отношений Самарской области.
В силу положений пункта 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно пункту 8 статьи 36 ЗК РФ, министерство в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка должно было принять решение о предоставлении земельного участка в собственность заявителю и направить заявителю копию такого решения с приложением кадастрового паспорта земельного участка.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ министерство в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности, должно было подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Как установлено судом первой инстанции, кадастровый паспорт на вышеуказанный земельный участок представлен ООО "САВ ИНВЕСТ" в министерство 13.08.2013 (л.д. 14, 60).
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации министерство не представило в суд доказательств, опровергающих данный вывод.
Следовательно, не позднее 27.08.2013 министерство должно было принять решение о предоставлении земельного участка в собственность заявителю и направить заявителю копию такого решения с приложением кадастрового паспорта земельного участка.
Не позднее 27.09.2013 министерство должно было подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Указанные сроки осуществления процедур по предоставлению земельного участка нарушены министерством.
Министерство, в обоснование своих доводов указывает, что в целях получения необходимых для принятия решения сведений министерством направлены письма и запросы: запрос от 27.07.2011 N 12-1/1480/11 в департамент управления имуществом городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка, письмо от 03.02.2012 в адрес ООО "САВ ИНВЕСТ" о предоставлении сведений, запрос от 15.08.2013 N 12-1/1480/11 в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, запрос от 02.09.2013 N 12-1/1480/11 в Главное управление МЧС России по Самарской области, заявка от 09.12.2013 N 12-1/1480/11 на проведение осмотра земельного участка, запрос от 11.09.2014 в департамент строительства и архитектуры городского округа Самара.
На указанные запросы получены следующие ответы: 09.04.2013 ответ департамента управления имуществом городского округа Самара от 01.04.2013 N 15-07-22/17884, 03.09.2013 ответ филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, ответ Главного управления МЧС России по Самарской области, 31.01.2014 ответ государственного бюджетного учреждения Самарской области "Региональный центр недвижимости" от 31.01.2014 N 08-04/140-0 с приложением акта осмотра испрашиваемого земельного участка от 23.01.2014 N 116, 26.09.2014 ответ департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 12.09.2014 N САМВ-144287.
Суд первой инстанции правомерно признал необоснованным довод министерства о том, что работа министерства по предоставлению испрашиваемого заявителем земельного участка не могла быть продолжена ввиду отсутствия запрашиваемой информации.
Статьей 36 ЗК РФ установлен конкретный срок принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность заявителю и направления заявителю копии такого решения.
Указанная правовая норма не предусматривает возможности продления данного срока для получения министерством какой-либо информации.
Следовательно, все необходимые действия по направлению запросов в уполномоченные органы и получению и обработке их ответов должны быть осуществлены в указанный срок.
В соответствии с пунктом 2.4 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в течение 14 рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку.
При выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
В случае отсутствия оснований для принятия решения об отказе в приеме документов и возвращения заявления о предоставлении земельного участка или принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка министерство в течение 14 рабочих дней направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка).
В рассматриваемом случае ООО "САВ ИНВЕСТ" обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка 13.05.2011 (л.д. 78).
Следовательно, не позднее 02.06.2011 министерство должно было направить межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка.
Указанные сроки осуществления процедур по предоставлению земельного участка были нарушены Министерством.
Из материалов дела следует, что первый запрос направлен министерством лишь 27.07.2011 (Департамент управления имуществом городского округа Самара), а затем 15.08.2013 (филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области), 02.09.2013 (Главное управление МЧС России по Самарской области), 09.12.2013 и 11.09.2014 (департамент строительства и архитектуры городского округа Самара).
Обоснование невозможности своевременного направления указанных запросов министерство не представило.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации министерство не подтвердило необходимость запросов на осмотр земельного участка и о принадлежности его к лесным участкам после получения кадастрового паспорта на вышеуказанный земельный участок.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что нарушение министерством сроков проведения процедур рассмотрения заявления от 24.05.2011 г. N 12-1/1480/11с о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 1514 кв. м с кадастровым номером 63:01:0419004:763, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Грозненская, д. 43а, занимаемого производственными зданиями и прилегающей территорией, существенно нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не позволяет заявителю в полной мере реализовать его права на земельный участок, занимаемый объектом недвижимости, принадлежащим заявителю на праве собственности.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Суд первой инстанции правильно указал, что требования заявителя обязать министерство в двухнедельный срок после вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - рассмотреть заявление от 24.05.2011 N 12-1/1480/11с о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 1514 кв. м с кадастровым номером 63:01:0419004:763, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Грозненская, д. 43а, занимаемого производственными зданиями и прилегающей территорией, и сообщить ООО "САВ ИНВЕСТ" о результатах рассмотрения данного заявления, являются надлежащей формой устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования частично.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод апеллянта, что работа министерства по предоставлению испрашиваемого заявителем земельного участка не могла быть продолжена ввиду отсутствия запрашиваемых от общества сведений.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации министерство не представило в суд доказательств, подтверждающих данный довод. В апелляционной жалобе перечислены только запросы, направленные министерством в государственные органы.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина министерством в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 октября 2014 года по делу N А55-15512/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
А.Б.КОРНИЛОВ
Е.М.РОГАЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.01.2015 N 11АП-18592/2014 ПО ДЕЛУ N А55-15512/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 января 2015 г. по делу N А55-15512/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 13 января 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кувшинова В.Е., судей Корнилова А.Б., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коминой Т.Н.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 января 2015 года в помещении суда апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 октября 2014 года по делу N А55-15512/2014 (судья Медведев А.А.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "САВ ИНВЕСТ" (ОГРН 1036300001704, ИНН 6311044474), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным бездействия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "САВ ИНВЕСТ" (далее - общество, ООО "САВ ИНВЕСТ") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившееся в уклонении от принятия решения по заявлению от 24.05.2011 N 12-1/1480/11с о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 1514 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0419004:763, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Грозненская, д. 43а, занимаемого производственными зданиями и прилегающей территорией; не направлении в адрес ООО "САВ ИНВЕСТ" проекта договора купли-продажи земельного участка площадью 1514 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0419004:763; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в двухнедельный срок после вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - рассмотреть заявление от 24.05.2011 N 12-1/1480/11с о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 1514 кв. м с кадастровым номером 63:01:0419004:763, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Грозненская, д. 43а, занимаемого производственными зданиями и прилегающей территорией, и сообщить ООО "САВ ИНВЕСТ" о результатах рассмотрения данного заявления (л.д. 4-6, 82).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.10.2014 по делу N А55-15512/2014 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившееся в нарушении сроков проведения процедур рассмотрения заявления от 24.05.2011 N 12-1/1480/11с о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 1514 кв. м с кадастровым номером 63:01:0419004:763, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Грозненская, д. 43а, занимаемого производственными зданиями и прилегающей территорией.
Суд обязал Министерство имущественных отношений Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - в двухнедельный срок после вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление от 24.05.2011 N 12-1/1480/11с о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 1514 кв. м с кадастровым номером 63:01:0419004:763, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Грозненская, д. 43а, занимаемого производственными зданиями и прилегающей территорией, и сообщить ООО "САВ ИНВЕСТ" о результатах рассмотрения данного заявления.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано (л.д. 85-93).
В апелляционной жалобе министерство просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д. 96-99).
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "САВ ИНВЕСТ" на праве собственности принадлежит склад металлический (литер Б), нежилое здание (литер А), здание служебно-техническое (литер В), по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Грозненская, д. 43а, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 23.03.2007 серии 63-АВ N 321507, от 23.03.2007 серии 63-АВ N 321331, от 11.03.2003 серии 63-АА N 805037 (л.д. 7-9).
13.05.2011 ООО "САВ ИНВЕСТ" обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 1514 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Грозненская, д. 43а, занимаемого производственными зданиями и прилегающей территорией (л.д. 78).
Распоряжением Департамента управления имуществом г.о. Самара от 18.02.2013 N 100 утверждена схема расположения земельного участка площадью 1514 кв. м на кадастровом плане территории кадастрового квартала N 63:01:0419004, занимаемого производственными зданиями и прилегающей территорией (л.д. 10, 63).
01.08.2013 земельный участок площадью 1514 кв. м по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Грозненская, д. 43а, поставлен на кадастровый учет с присвоением номера 63:01:0419004:763 (л.д. 11).
13.08.2013 кадастровый паспорт на вышеуказанный земельный участок был приобщен к ранее поданному заявлению о предоставлении в собственность земельного участка (л.д. 14, 60).
В настоящее время решение о предоставлении за выкуп земельного участка по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Грозненская, д. 43а, с кадастровым номером 63:01:0419004:763, не принято, проект договора купли-продажи земельного участка в адрес заявителя не направлен.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "САВ ИНВЕСТ" в арбитражный суд с настоящими требованиями.
ООО "САВ ИНВЕСТ", полагая такое бездействие министерства незаконным, существенно нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не позволяющим заявителю в полной мере реализовать его права на земельный участок, занимаемый объектом недвижимости, принадлежащим заявителю на праве собственности, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования частично, правильно применил нормы материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" органом, осуществляющим распоряжение вышеуказанными земельными участками, является Министерство имущественных отношений Самарской области.
В силу положений пункта 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно пункту 8 статьи 36 ЗК РФ, министерство в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка должно было принять решение о предоставлении земельного участка в собственность заявителю и направить заявителю копию такого решения с приложением кадастрового паспорта земельного участка.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ министерство в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности, должно было подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Как установлено судом первой инстанции, кадастровый паспорт на вышеуказанный земельный участок представлен ООО "САВ ИНВЕСТ" в министерство 13.08.2013 (л.д. 14, 60).
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации министерство не представило в суд доказательств, опровергающих данный вывод.
Следовательно, не позднее 27.08.2013 министерство должно было принять решение о предоставлении земельного участка в собственность заявителю и направить заявителю копию такого решения с приложением кадастрового паспорта земельного участка.
Не позднее 27.09.2013 министерство должно было подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Указанные сроки осуществления процедур по предоставлению земельного участка нарушены министерством.
Министерство, в обоснование своих доводов указывает, что в целях получения необходимых для принятия решения сведений министерством направлены письма и запросы: запрос от 27.07.2011 N 12-1/1480/11 в департамент управления имуществом городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка, письмо от 03.02.2012 в адрес ООО "САВ ИНВЕСТ" о предоставлении сведений, запрос от 15.08.2013 N 12-1/1480/11 в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, запрос от 02.09.2013 N 12-1/1480/11 в Главное управление МЧС России по Самарской области, заявка от 09.12.2013 N 12-1/1480/11 на проведение осмотра земельного участка, запрос от 11.09.2014 в департамент строительства и архитектуры городского округа Самара.
На указанные запросы получены следующие ответы: 09.04.2013 ответ департамента управления имуществом городского округа Самара от 01.04.2013 N 15-07-22/17884, 03.09.2013 ответ филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, ответ Главного управления МЧС России по Самарской области, 31.01.2014 ответ государственного бюджетного учреждения Самарской области "Региональный центр недвижимости" от 31.01.2014 N 08-04/140-0 с приложением акта осмотра испрашиваемого земельного участка от 23.01.2014 N 116, 26.09.2014 ответ департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 12.09.2014 N САМВ-144287.
Суд первой инстанции правомерно признал необоснованным довод министерства о том, что работа министерства по предоставлению испрашиваемого заявителем земельного участка не могла быть продолжена ввиду отсутствия запрашиваемой информации.
Статьей 36 ЗК РФ установлен конкретный срок принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность заявителю и направления заявителю копии такого решения.
Указанная правовая норма не предусматривает возможности продления данного срока для получения министерством какой-либо информации.
Следовательно, все необходимые действия по направлению запросов в уполномоченные органы и получению и обработке их ответов должны быть осуществлены в указанный срок.
В соответствии с пунктом 2.4 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в течение 14 рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку.
При выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
В случае отсутствия оснований для принятия решения об отказе в приеме документов и возвращения заявления о предоставлении земельного участка или принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка министерство в течение 14 рабочих дней направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка).
В рассматриваемом случае ООО "САВ ИНВЕСТ" обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка 13.05.2011 (л.д. 78).
Следовательно, не позднее 02.06.2011 министерство должно было направить межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка.
Указанные сроки осуществления процедур по предоставлению земельного участка были нарушены Министерством.
Из материалов дела следует, что первый запрос направлен министерством лишь 27.07.2011 (Департамент управления имуществом городского округа Самара), а затем 15.08.2013 (филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области), 02.09.2013 (Главное управление МЧС России по Самарской области), 09.12.2013 и 11.09.2014 (департамент строительства и архитектуры городского округа Самара).
Обоснование невозможности своевременного направления указанных запросов министерство не представило.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации министерство не подтвердило необходимость запросов на осмотр земельного участка и о принадлежности его к лесным участкам после получения кадастрового паспорта на вышеуказанный земельный участок.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что нарушение министерством сроков проведения процедур рассмотрения заявления от 24.05.2011 г. N 12-1/1480/11с о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 1514 кв. м с кадастровым номером 63:01:0419004:763, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Грозненская, д. 43а, занимаемого производственными зданиями и прилегающей территорией, существенно нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не позволяет заявителю в полной мере реализовать его права на земельный участок, занимаемый объектом недвижимости, принадлежащим заявителю на праве собственности.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Суд первой инстанции правильно указал, что требования заявителя обязать министерство в двухнедельный срок после вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - рассмотреть заявление от 24.05.2011 N 12-1/1480/11с о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 1514 кв. м с кадастровым номером 63:01:0419004:763, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Грозненская, д. 43а, занимаемого производственными зданиями и прилегающей территорией, и сообщить ООО "САВ ИНВЕСТ" о результатах рассмотрения данного заявления, являются надлежащей формой устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования частично.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод апеллянта, что работа министерства по предоставлению испрашиваемого заявителем земельного участка не могла быть продолжена ввиду отсутствия запрашиваемых от общества сведений.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации министерство не представило в суд доказательств, подтверждающих данный довод. В апелляционной жалобе перечислены только запросы, направленные министерством в государственные органы.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина министерством в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 октября 2014 года по делу N А55-15512/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
А.Б.КОРНИЛОВ
Е.М.РОГАЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)