Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 02.07.2015 N Ф06-24013/2015, Ф06-25096/2015 ПО ДЕЛУ N А55-18463/2014

Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Общество - собственник земельного участка полагало, что определенная в установленном порядке и внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость данного земельного участка не соответствует его рыночной стоимости.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 2015 г. N Ф06-24013/2015

Дело N А55-18463/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрова А.Л.,
судей Петрушкина В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09.10.2014 (судья Шабанов А.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2015 (председательствующий судья Романенко С.Ш., судьи Николаева С.Ю., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-18463/2014
по иску закрытого акционерного общества "Вис-Сервис" (ОГРН 1096382001319), г. Димитровград, Ульяновская область, к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), г. Самара, с участием третьего лица - администрации муниципального района Ставропольский Самарской области, г. Тольятти, об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

установил:

закрытое акционерное общество "ВИС-Сервис" (далее - ЗАО "ВИС-Сервис") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском, с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") об установлении кадастровой стоимости, равной рыночной, в отношении земельных участков: с кадастровым номером 63:32:2501002:120 площадью 7 893 кв. м, находящегося по адресу: п/ст Приморский, пер. Строителей, уч. 2; с кадастровым номером 63:09:0102164:510 площадью 541 кв. м, находящегося по адресу: город Тольятти, ул. Заставная, д. 20; с кадастровым номером 63:26:1902016:284 площадью 8 000 кв. м, находящегося по адресу: село Красный Яр, ул. Придорожная, уч. 1; с кадастровым номером 63:12:1401005:0045 площадью 1244 кв. м, находящегося по адресу: п.г.т. Безенчук, ул. Мамистова, д. 97; с кадастровым номером 63:32:1204006:372 площадью 8 020 кв. м, находящегося по адресу: село Русская Борковка, ул. Северная, уч. 8; с кадастровым номером 63:09:0102164:509 площадью 3130 кв. м, находящегося по адресу: город Тольятти, ул. Заставная, д. 20; с кадастровым номером 63:32:2601035:114 площадью 5000 кв. м, находящегося по адресу: село Тимофеевка, ул. Обводная, 21; с кадастровым номером 63:09:0000000:0027 площадью 4592 кв. м, находящегося по адресу: город Тольятти, Обводное шоссе, д. 107; с кадастровым номером 63:09:0301165:11 площадью 4657 кв. м, находящегося по адресу: город Тольятти, Автозаводское шоссе, 4; с кадастровым номером 63:09:0101155:33 площадью 4668 кв. м, находящегося по адресу: город Тольятти, Южное шоссе, д. 97; с кадастровым номером 63:09:0102160:687 площадью 32 565 кв. м, находящегося по адресу: город Тольятти, ул. Вокзальная, д. 7а.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 04.08.2014 по делу N А55-9212/2014 исковое требование об установлении кадастровой стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:32:1204006:372 площадью 8 020 кв. м, находящегося по адресу: Самарская область, Ставропольский район, село Русская Борковка, ул. Северная, уч. 8, равной его рыночной стоимости выделено в отдельное производство, выделенному делу присвоен номер N А55-18463/2014.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального района Ставропольский Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.10.2015 по делу N А55-18463/2014 требования истца удовлетворены. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:32:1204006:372 площадью 8020,00 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под АЗС типа "Евростандарт", расположенного по адресу: Самарская область, Ставропольский район, с. Русская Борковка, ул. Северная, уч. 8, установлена равной рыночной стоимости земельного участка в размере 5 492 960 руб. 00 коп.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФГБУ "ФКП Росреестра" - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" просит отменить состоявшиеся судебные акты и в удовлетворении заявленных требований отказать. Считает, что действующее законодательство не содержит указаний на возможность произвольной замены кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимостью; заявленные требования должны быть рассмотрены в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в рамках оспаривания ненормативного акта органа власти; надлежащими ответчиками по делу являются Правительство Самарской области и администрация муниципального района Ставропольский Самарской области.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со статьями 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явились.
Проверив законность обжалованных решения и постановления, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела, ЗАО "Вис-Сервис" является собственником земельного участка по адресу: Самарская область, Ставропольский район, с. Русская Борковка, ул. Северная, уч. 8, кадастровый номер 63:32:1204006:372, площадью 8 020 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под АЗС типа "Евростандарт", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.07.2010 серии 63-АЕ N 073605.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610 утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области.
Согласно указанному постановлению Правительства Самарской области кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:32:1204006:372 по состоянию на 01.01.2013 установлена в размере 16 284 850 руб. 60 коп.
Истец по своей инициативе провел рыночную оценку указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2013. Согласно выполненному обществом с ограниченной ответственностью ПКФ "Киселевых" отчету от 30.06.2014 N 6108/14 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:32:1204006:372 составила 5 492 960 руб.
ЗАО "Вис-Сервис", полагая, что определенная в установленном порядке и внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость спорного земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о внесении изменений в сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, указав кадастровую стоимость равной рыночной стоимости.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суды обоснованно исходили из следующего.
Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Для целей налогообложения и в иных случаях предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на дату подачи искового заявления) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Для определения действительной рыночной стоимости земельного участка может быть назначена как судебная экспертиза определения рыночной стоимости, так и судебная экспертиза представленного истцом отчета оценки (данная правовая позиция подтверждена Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11).
Лица, участвующие в деле, при рассмотрении дела в суде первой инстанции ходатайство о назначении экспертизы по определению рыночной стоимости земельных участков не заявили.
Однако в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на дату подачи искового заявления) при наличии спора о кадастровой стоимости объекта недвижимости к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости прилагается положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно представленному истцом экспертному заключению от 30.07.2014 N 2573/2014-7 общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" отчет от 30.06.2014 N 6108/14 об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:32:1204006:372 площадью 8020 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, Ставропольский район, с. Русская Борковка, ул. Северная, уч. 8, соответствует требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности.
Надлежаще исследовав все доказательства и установив все обстоятельства дела, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные исковые требования.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд подтвердил законность и обоснованность судебного акта первой инстанции.
Довод кассационной жалобы о том, что действующее законодательство не содержит указаний на возможность замены кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимостью, не принимается судом кассационной инстанции, поскольку прямо противоречит действующему законодательству, в частности пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что заявленные требования должны быть рассмотрены в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в рамках оспаривания ненормативного акта органа власти и надлежащими ответчиками по делу являются Правительство Самарской области и администрация муниципального района Ставропольский Самарской области отклоняются судом в силу следующего.
Дела по спорам о результатах определения кадастровой стоимости исключены из сферы арбитражных судов с 06.08.2014 - дата вступления Федерального закона от 04.06.2014 N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами".
В связи с тем, поскольку дело по настоящему спору возбуждено по заявлению, поданному в арбитражный суд до указанной даты, такое дело подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном АПК РФ, и существующими правоприменительными подходами, устанавливающими исковое производство по названной категории спора.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) является федеральным органом и осуществляет государственную функцию, в том числе и по организации государственной кадастровой оценки земель.
Полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости на основании решения Росреестра вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В свою очередь кадастровой палате были переданы полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости и государственного кадастрового учета недвижимости, что соответствует части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", где установлено, что полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений Росреестра вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения, которые признаются органами кадастрового учета.
Передача таких полномочий кадастровой палате подтверждается приказами Росреестра от 11.03.2010 N П/93, от 31.05.2011 N П/200, от 18.05.2012 N П/213 и уставами учреждений.
Таким образом, из указанных положений закона следует, что передача полномочий кадастровой палате является основанием для привлечения таких учреждений в качестве ответчиков.
Привлечение же Правительства и администрации в качестве ответчиков было бы неправомерным, поскольку по данному делу ненормативный акт - постановление Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610 - не являлся предметом оспаривания.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалованных судебных актов суд кассационной инстанции не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 09.10.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2015 по делу N А55-18463/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья
А.Л.ПЕТРОВ

Судьи
В.А.ПЕТРУШКИН
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)