Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.10.2014 ПО ДЕЛУ N А56-25235/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 2014 г. по делу N А56-25235/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Есиповой О.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Хандусенко О.А. по доверенности от 24.02.2014 N 01-19/1520
от заинтересованного лица: Лабик К.Ю. по доверенности от 03.12.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19593/2014) ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.07.2014 года по делу N А56-25235/2014 (судья Рогова Ю.В.), принятое
по иску Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу
к ОАО "Российские железные дороги"
о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде

установил:

Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу, ОГРН 1099847008546, адрес: 191104, город Санкт-Петербург, проспект Литейный, дом 39 (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" ОГРН 1037739877295, адрес: 107174, город Москва, Новая Басманная, дом 2 (далее - общество) возмещения вреда окружающей среде в размере 618 280 руб.
Решением суда от 04.07.2014 заявленное требование удовлетворено.
ОАО "Российские железные дороги" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 04.07.2014 и принять новый судебный акт.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества апелляционную жалобу поддержал, представитель департамента против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Департамента от 28.05.2013 N ПВ-51/16-13-14 в отношении Общества проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства, по результатам которой составлен акт проверки от 01.08.2013 N ПВ-51/16-13-14/А.
Как следует из акта проверки, Обществом используется для целей своей деятельности земельный участок с кадастровым номером 47:06:00-00-000:0001, расположенный в полосе отвода железной дороги по адресу: Ленинградская область, Лодейнопольский район, г. Лодейное Поле, Северный переезд, д. 1, база топлива ст. Лодейное Поле, ориентир: железная дорога под объекты железнодорожного транспорта в границах участка, категория земель - земли населенных пунктов, земли промышленности.
Земельный участок используется Обществом на основании договора аренды от 25.12.2003 N 8-Н-ГП, его общая площадь составляет 712,6831 Га.
На названном земельном участке расположена база топлива ст. Лодейное Поле, которая используется Обществом для приема нефтепродуктов (дизельного топлива), масел и экипировки тепловозов и другой ж/д техники.
На территории базы были обнаружены следы загрязнения земли нефтепродуктами.
Определением от 16.09.2013 в целях установления площади земельного участка подвергнутого порче, а также количества содержания нефтепродуктов в почве было назначено проведение экспертизы.
Из экспертного заключения ФБУ "ЦЛАТИ по Северо-Западному федеральному округу" от 21.10.2013 N 089-Э-13 следует, что содержание нефтепродуктов в грунте на территории базы топлива ст. Лодейное Поле на пробоотборной площадке N 1, между путями N 40 и N 39 (на восток от здания насосной станции) больше фонового в 31,7 раза; на пробоотборной площадке N 2, между путями N 40 и N 39 (на запад от здания насосной станции) больше фонового в 43,5 раза; на пробоотборной площадке N 3, между путями N 40 и административно-бытовым корпусом больше фонового в 82,6 раза.
Из технического отчета ЗАО "ЭКОПРОМ" следует, что по результатам проведенных исследований (газохимической съемки) подтверждается наличие на территории базы топлива загрязнения почв нефтепродуктами, превышающим фоновое значение.
Постановлением от 07.11.2013 N 16-096/2013 Общество привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 35 000 рублей.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление департамента, пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, расчет суммы ущерба окружающей природной среде произведен в соответствии с утвержденной Методикой, а проект рекультивации земель обществом не реализован, а также не установил нарушения порядка проведения проверки и процедуры привлечения к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции признал жалобу ОАО "РЖД" не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ установлена ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно статье 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Закон N 7-ФЗ) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы. Особой охране подлежат объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.
Согласно статье 46 Закона N 7-ФЗ эксплуатация объектов хранения и реализации нефти и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.
Часть 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7 устанавливает, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Часть 2 данной статьи запрещает сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Судом установлено, материалами дела подтверждается и обществом не оспаривается наличие состава вменяемого административного правонарушения.
Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, установлен статьей 78 Закона N 7-ФЗ, в части 1 которой указано, что определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Пунктом 6 части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлена обязанность рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 июля 2010 г. N 238 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (далее - Методика), которая предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Расчет суммы ущерба окружающей природной среде произведен ФБУ "ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО" в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ.
Общий размер вреда, причиненного ОАО "РЖД" почвам вследствие химического загрязнения нефтепродуктами, составил 618280 руб.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" рекультивация земель осуществляется за счет собственных средств юридических лиц в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
По смыслу указанных нормативных правовых актов рекультивация земель осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан не только в случае нарушения природоохранного и земельного законодательства, но и во всех случаях, когда требуется восстановление земель при снятии плодородного слоя почвы при производстве работ.
Восстановление нарушенного состояния земель, устранение последствий нарушения природоохранного законодательства и возмещение причиненного вреда в результате этого нарушения являются самостоятельными действиями, которые прямо предусмотрены законодательством и исполнение установленной обязанности не освобождает общество от обязанности возмещения вреда окружающей природной среде, причиненного почве вследствие химического загрязнения нефтепродуктами.
При указанных обстоятельствах ссылка общества на то, что им разработаны проекты рекультивации земельного участка до 01.10.2016, подлежит отклонению апелляционной инстанцией, поскольку обязанность рекультивации нарушенных земель не освобождает общество от обязанности возместить, причиненный окружающей природной среде, вред, кроме того, указанный проект обществом не реализован.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о принятии обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения.
На основании исследования и оценки представленных доказательств в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о доказанности административным органом наличия в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.07.2014 по делу N А56-25235/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
Н.И.ПРОТАС

Судьи
О.И.ЕСИПОВА
Л.В.ЗОТЕЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)