Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истцы ссылались на то, что было незаконно приостановлено осуществление государственного кадастрового учета предоставленных им земельных участков.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Камалова С.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Л.И. Сибгатуллиной,
судей Р.Ш. Адиятуллина, С.М. Тютчева
при секретаре судебного заседания Г.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Ш. Адиятуллина гражданское дело по апелляционной жалобе А. и К. на решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 09 февраля 2015 года.
Этим решением постановлено:
в удовлетворении исковых требований А. ФИО21, Карасевой ФИО22 к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан, ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама", ООО "Кадастр" о признании права собственности на земельные участки, о признании частично недействительным свидетельства о государственной регистрации права, о признании недействительным постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером.... (Национальный парк "Нижняя Кама") в части включения в него земельных участков N...., о признании кадастровой ошибки в сведениях ГКН в отношении земельного участка с кадастровым номером.... и обязании исправить кадастровую ошибку путем исключения из него земельных участков N...., об обязании подготовить межевой план для исправления кадастровой ошибки в сведениях ГКН в отношении земельного участка с кадастровым номером...., исключить из него земельные участки N.... включить в границы земельного участка с кадастровым номером.... (<адрес>), отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения в поддержку доводов жалобы А., К. и их представителя О., заслушав возражения против доводов жалобы представителя ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама" Г.Ч. и представителя ООО "Кадастр" В.Р.И., судебная коллегия
установила:
А., К. обратились к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан, ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама", ООО "Кадастр" с иском о признании права собственности на земельные участки, о признании частично недействительным свидетельства о государственной регистрации права, о признании недействительным постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером.... (Национальный парк "Нижняя Кама") в части включения в него земельных участков N...., о признании кадастровой ошибки в сведениях ГКН в отношении земельного участка с кадастровым номером.... и обязании исправить кадастровую ошибку путем исключения из него земельных участков N.... об обязании подготовить межевой план для исправления кадастровой ошибки в сведениях ГКН в отношении земельного участка с кадастровым номером...., исключить из него земельные участки N.... и включить их в границы земельного участка с кадастровым номером.... (<адрес>
В обоснование требований указали, что являются членами садоводческого некоммерческого товарищества "Искра" потребительское общество (далее по тексту - СНТ "Искра" ПО). В фактическом пользовании А. находится земельный участок N.... общей площадью 1121 кв. м, К. - N.... общей площадью 1186 кв. м. В 2011 года они приступили к оформлению прав собственности на земельные участки.
А. вступила в права владения участком и садовым домом в 2008 году. Первоначальному собственнику С. земельный участок принадлежал на основании государственного акта на право пожизненного наследуемого владения землей N..... Государственный акт был выдан на основании постановления от 08 октября 1993 года N 594 Кабинета Министров Республики Татарстан. Постановлением руководителя исполнительного комитета Тукаевского муниципального района от 08 июля 2011 года ей был предоставлен земельный участок N 682 общей площадью 1121 кв. м из земель категории сельскохозяйственного назначения в собственность бесплатно.
Документы были переданы в кадастровую палату. 11 октября 2011 года принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости. Основание - земельный участок находится в границах участка с кадастровым номером.... (национальный парк), а не в границах участка с кадастровым номером....СНТ "Искра").
21 ноября 2011 года вновь принято решение о приостановлении учета. В ответ на ее обращение ТУ Росимущества по Республике Татарстан дало ответ, что земельный участок может быть предоставлен лишь на праве аренды после проведения мероприятий, направленных на раздел участка национального парка.
К. вступила в права владения участком и садовым домом в 2011 году. Первоначальным собственником участка являлся ее отец Е.С.Е., участок принадлежал ему на основании членской книжки от 15 октября 1992 года. Постановлением руководителя исполнительного комитета Тукаевского муниципального района от 14 ноября 2011 года ей был предоставлен земельный участок N.... общей площадью 1186 кв. м из земель категории сельскохозяйственного назначения в собственность бесплатно. Собранный пакет документов был передан в кадастровую палату. Ситуация К. оказалась аналогичной А.
Потребительскому обществу "Искра" садоводческому товариществу (прежнее наименование СНТ "Искра" ПО) выдан государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N.... Государственный акт был выдан на основании постановления от 03 сентября 1998 года N 641 Главы Тукаевского района площадью 138,5 га для размещения коллективных садов - огородов. 15 октября 2010 года произошла постановка на кадастровый учет земельного участка СНТ "Искра" площадью 1 337 516, 5 кв. м, то есть практически на 3 гектара меньше. Между тем согласно решению кадастровой палаты о приостановлении кадастрового учета земельный участок национального парка поставлен на учет 01 марта 2008 года. При этом никто из истцов или прежних владельцев при согласовании границ земельных участков не присутствовал.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истцы просили признать право собственности А. на земельный участок N.... общей площадью 1065 кв. м, право собственности К. на земельный участок N.... общей площадью 1186 кв. м, расположенные по адресу: <адрес> ПО, признать частично недействительным свидетельство о государственной регистрации права от 29 сентября 2009 года серия.... ответчика Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан с исключением спорных земельных участков N.... площадью 1065 кв. м и 1186 кв. м из площади земельного участка с кадастровым номером...., признать недействительным постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером.... (национальный парк "Нижняя Кама") в части включения в него земельных участков N...., признать кадастровую ошибку в сведениях ГКН в отношении земельного участка с кадастровым номером.... и обязать ООО "Кадастр" исправить кадастровую ошибку путем исключения из него земельных участков N.... обязать подготовить межевой план для исправления кадастровой ошибки в сведениях ГКН в отношении земельного участка с кадастровым номером.... исключив из него земельные участки N.... и включить их в границы участка с кадастровым номером.... (СНТ "Искра" ПО), направить межевой план в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан для внесения изменений в ГКН относительно границ указанных земельных участков.
В судебном заседании представитель ответчика ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама" Г.Ч. исковые требования не признала.
Представитель ответчика филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан Р. иск не признала.
Представители ООО "Кадастр" З. и В.Р.Я. иск не признали.
Представитель третьего лица ООО "Земельное бюро" Г.Ю. пояснила, что исковые требования являются обоснованными.
Представитель третьего лица СНТ "Искра" ПО И. пояснил, что исковые требования считает обоснованными.
Представитель Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан на судебное заседание не явился, в представленном отзыве просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Республике Татарстан на судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель третьего лица исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явился, надлежаще извещен.
Суд, отказав в удовлетворении исковых требований, принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе А. и К. ставят вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований. Выражают несогласие с выводами суд, который в качестве основания для отказа в удовлетворении исковых требований указал, что земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации, однако таких требований ими заявлено не было. Полагают, что нарушение прав истцов произошло вследствие исключения спорных земельных участков из состава СНТ "Искра" и последующего включения в состав земель ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама".
Настаивают на доводах, изложенных ими в суде первой инстанции. Указывают, что по государственному акту, выданному на основании постановления Главы Тукаевского района площадь земельного участка для размещения коллективных садов-огородов СНТ "Искра" составляла 138,5 га, при постановке же на кадастровый учет данного земельного участка в 2010 году площадь его уменьшилась на 3 гектара.
Более того, при постановке земель ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама" на кадастровый учет согласование границ с владельцами участков не происходило.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама" Г.Ч. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции А., К. и их представитель О. апелляционную жалобу поддержали по изложенным в ней основаниям.
Представитель ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама" Г.Ч. просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представитель ООО "Кадастр" В.Р.И. возражал против доводов жалобы.
На заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, выслушав объяснения лиц, участвующих по делу, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 95 Земельного кодекса Российской Федерации, земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации.
На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются: предоставление садоводческих и дачных участков.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что земельные участки истцов расположены на территории "Национального парка "Нижняя Кама". С данным выводом суда первой инстанции согласна и судебная коллегия по следующим основаниям.
Так, в соответствии с государственным актом N.... ПО "Искра" СТ постановлением Главы администрации N.... от 3 сентября 1998 года предоставлено в бессрочное (постоянное) пользование 138, 5 га земли для размещения коллективных садов-огородов.
По данным кадастровой выписки земельный участок с кадастровым номером.... площадью 1337516, 5 кв. м, по адресу: <адрес> внесен в ГКН 15 ноября 2007 года, сведения о регистрации прав отсутствуют. Площадь и местоположение границ соответствует материалам межевания.
Постановлением руководителя исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан N 2209 от 8 июля 2011 года А. предоставлен в собственность бесплатно земельный участок площадью 1121 кв. м по адресу: <адрес> для ведения садоводства.
Согласно государственному акту N.... С. предоставлен земельный участок площадью 0,1 га в пожизненное наследуемое владение для ведения садоводства в с/о <адрес>", участок N...., постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 594 от 8 октября 1993 года.
По постановлению руководителя исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 14 ноября 2011 года К. предоставлен в собственность бесплатно земельный участок площадью 1186 кв. м по адресу: <адрес>, для ведения садоводства.
В соответствии с государственным актом N.... Е.С.В. предоставлен земельный участок площадью 0,1 га в пожизненное наследуемое владение для ведения садоводства в с/о "Искра-2", участок N...., постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 594 от 8 октября 1993 года.
20 октября 2011 года по заявлению А. проведены кадастровые работы в связи с образованием земельного участка N.... площадью 1121 +/- 23 кв. м путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером.... по адресу: <адрес> Согласно межевому плану вновь образуемый участок находится за пределами границ земельного участка с кадастровым номером....
9 декабря 2011 года проведены кадастровые работы по заявлению К. в связи с образованием земельного участка N 681 площадью 1186 +/- 24 кв. м путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером.... по адресу: <адрес>. Согласно межевому плану вновь образуемый участок находится за пределами границ земельного участка.....
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 29 сентября 2009 года зарегистрировано право собственности за Российской Федерацией на земельный участок с кадастровым номером.... площадью 282044 кв. м по адресу: <адрес>. В 2009 году земельный участок НП "Нижняя Кама" поставлен на кадастровый учет.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 09 января 1998 года N 1-П и от 07 июня 2000 года N 10-П, определениях от 27 июня 2000 года N 92-О и от 03 февраля 2010 года N 238-О-О, лесной фонд, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов, представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, предполагает обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство и основывается на принципе приоритета публичных интересов.
На основании статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом.
В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Тем самым право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона, а не в силу осуществления самой процедуры государственной регистрации такого права.
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации). При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Учитывая изложенное, доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
Согласно пункту 1 постановления Кабинета Министров ТССР от 19 сентября 1991 года N 410 "О создании государственного природного национального парка "Нижняя Кама" в Татарской ССР" государственный природный национальный парк "Нижняя Кама" создан общей площадью 26112 гектаров в соответствии с экспликацией земель согласно приложению.
В пользование государственному природному национальному парку "Нижняя Кама" передано 17518 гектаров земель государственного лесного фонда Елабужского мехлесхоза Министерства лесного хозяйства Татарской ССР и 553 гектара земель государственного запаса Елабужского района.
В состав государственного природного национального парка "Нижняя Кама" включены 7111 гектаров земель сельскохозяйственных предприятий Министерства сельского хозяйства и продовольствия Татарской ССР, 436 гектаров земель города Елабуги и 494 гектара земель, переданных промышленным предприятиям и организациям под учреждения отдыха, без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
Местоположение и площадь лесных массивов, включенных в состав Национального парка "Нижняя Кама", закреплены материалами лесоустройства и отражены в карте-схеме функциональных зон Национального парка "Нижняя Кама", а также на планшетах М1:10000, выполненных Государственным объединением "Леспроект". Материалы лесоустройств, карта-схема и планшеты являются неотъемлемым приложением к положению "О Национальном парке "Нижняя Кама" от 30 декабря 1999 года, утвержденному руководителем Федеральной службы лесного хозяйства России.
С учетом вышеизложенных правовых норм, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, обстоятельств дела оснований считать постановку на кадастровый учет земельного участка "Национального парка "Нижняя Кама" недействительной у суда первой инстанции не имелось.
Поскольку земельные участки истцов N N.... и.... находятся в границах ФГБУ "НП Нижняя Кама", районный суд правомерно в удовлетворении исковых требований отказал.
В данной связи доводы апелляционной жалобы о том, что при постановке земель ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама" на кадастровый учет согласование границ с владельцами участков не происходило, не могут повлечь отмену правильного по существу судебного постановления. На основании изложенных выше норм права суд первой инстанции правомерно исходил из того, что отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации. Согласно заключению эксперта ООО "Ликад" местоположение и площадь принадлежащего "НП "Нижняя Кама" земельного участка закреплены материалами лесоустройства 1992 года, отражены в карте-схеме функциональных зон Национального парка "Нижняя Кама", а также в соответствующих планшетах, что нашло свое отражение в приложении N 5 к заключению экспертизы.
Ссылка в жалобе на то, что по государственному акту, выданному на основании постановления Главы Тукаевского района, площадь земельного участка для размещения коллективных садов-огородов СНТ "ИСКРА" составляла 138,5 га, при постановке же на кадастровый учет данного земельного участка в 2010 году площадь его уменьшилась на 3 гектара, не опровергает правильных по существу выводов суда первой инстанции и не может повлечь отмены правильного по существу судебного постановления.
В соответствии с заключением ООО "Ликад" в 2007 году в результате проведения кадастровых работ ООО "Земельное Бюро" по уточнению границ земельного участка, принадлежащего СНТ "Искра", на кадастровый учет были поставлены участки с общей площадью 138,5 га, т.е. площадь сохранена как в государственном акте, но изменилась конфигурация границы земельного участка. В результате чего садовые участки истцов К. и А. оказались за пределами границы СНТ.
При таких данных решение суда по данному делу следует признать законным и обоснованным, поскольку юридически значимые обстоятельства по гражданскому делу установлены судом правильно и в необходимом объеме, выводы судом сделаны с учетом обстоятельств дела, установленных на основании представленных сторонами доказательств, которым дана надлежащая оценка. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 09 февраля 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу А. и К. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 23.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-5974/2015
Требование: О признании права собственности на земельные участки, признании частично недействительным свидетельства о государственной регистрации права.Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истцы ссылались на то, что было незаконно приостановлено осуществление государственного кадастрового учета предоставленных им земельных участков.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 апреля 2015 г. по делу N 33-5974/2015
Судья: Камалова С.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Л.И. Сибгатуллиной,
судей Р.Ш. Адиятуллина, С.М. Тютчева
при секретаре судебного заседания Г.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Ш. Адиятуллина гражданское дело по апелляционной жалобе А. и К. на решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 09 февраля 2015 года.
Этим решением постановлено:
в удовлетворении исковых требований А. ФИО21, Карасевой ФИО22 к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан, ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама", ООО "Кадастр" о признании права собственности на земельные участки, о признании частично недействительным свидетельства о государственной регистрации права, о признании недействительным постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером.... (Национальный парк "Нижняя Кама") в части включения в него земельных участков N...., о признании кадастровой ошибки в сведениях ГКН в отношении земельного участка с кадастровым номером.... и обязании исправить кадастровую ошибку путем исключения из него земельных участков N...., об обязании подготовить межевой план для исправления кадастровой ошибки в сведениях ГКН в отношении земельного участка с кадастровым номером...., исключить из него земельные участки N.... включить в границы земельного участка с кадастровым номером.... (<адрес>), отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения в поддержку доводов жалобы А., К. и их представителя О., заслушав возражения против доводов жалобы представителя ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама" Г.Ч. и представителя ООО "Кадастр" В.Р.И., судебная коллегия
установила:
А., К. обратились к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан, ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама", ООО "Кадастр" с иском о признании права собственности на земельные участки, о признании частично недействительным свидетельства о государственной регистрации права, о признании недействительным постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером.... (Национальный парк "Нижняя Кама") в части включения в него земельных участков N...., о признании кадастровой ошибки в сведениях ГКН в отношении земельного участка с кадастровым номером.... и обязании исправить кадастровую ошибку путем исключения из него земельных участков N.... об обязании подготовить межевой план для исправления кадастровой ошибки в сведениях ГКН в отношении земельного участка с кадастровым номером...., исключить из него земельные участки N.... и включить их в границы земельного участка с кадастровым номером.... (<адрес>
В обоснование требований указали, что являются членами садоводческого некоммерческого товарищества "Искра" потребительское общество (далее по тексту - СНТ "Искра" ПО). В фактическом пользовании А. находится земельный участок N.... общей площадью 1121 кв. м, К. - N.... общей площадью 1186 кв. м. В 2011 года они приступили к оформлению прав собственности на земельные участки.
А. вступила в права владения участком и садовым домом в 2008 году. Первоначальному собственнику С. земельный участок принадлежал на основании государственного акта на право пожизненного наследуемого владения землей N..... Государственный акт был выдан на основании постановления от 08 октября 1993 года N 594 Кабинета Министров Республики Татарстан. Постановлением руководителя исполнительного комитета Тукаевского муниципального района от 08 июля 2011 года ей был предоставлен земельный участок N 682 общей площадью 1121 кв. м из земель категории сельскохозяйственного назначения в собственность бесплатно.
Документы были переданы в кадастровую палату. 11 октября 2011 года принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости. Основание - земельный участок находится в границах участка с кадастровым номером.... (национальный парк), а не в границах участка с кадастровым номером....СНТ "Искра").
21 ноября 2011 года вновь принято решение о приостановлении учета. В ответ на ее обращение ТУ Росимущества по Республике Татарстан дало ответ, что земельный участок может быть предоставлен лишь на праве аренды после проведения мероприятий, направленных на раздел участка национального парка.
К. вступила в права владения участком и садовым домом в 2011 году. Первоначальным собственником участка являлся ее отец Е.С.Е., участок принадлежал ему на основании членской книжки от 15 октября 1992 года. Постановлением руководителя исполнительного комитета Тукаевского муниципального района от 14 ноября 2011 года ей был предоставлен земельный участок N.... общей площадью 1186 кв. м из земель категории сельскохозяйственного назначения в собственность бесплатно. Собранный пакет документов был передан в кадастровую палату. Ситуация К. оказалась аналогичной А.
Потребительскому обществу "Искра" садоводческому товариществу (прежнее наименование СНТ "Искра" ПО) выдан государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N.... Государственный акт был выдан на основании постановления от 03 сентября 1998 года N 641 Главы Тукаевского района площадью 138,5 га для размещения коллективных садов - огородов. 15 октября 2010 года произошла постановка на кадастровый учет земельного участка СНТ "Искра" площадью 1 337 516, 5 кв. м, то есть практически на 3 гектара меньше. Между тем согласно решению кадастровой палаты о приостановлении кадастрового учета земельный участок национального парка поставлен на учет 01 марта 2008 года. При этом никто из истцов или прежних владельцев при согласовании границ земельных участков не присутствовал.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истцы просили признать право собственности А. на земельный участок N.... общей площадью 1065 кв. м, право собственности К. на земельный участок N.... общей площадью 1186 кв. м, расположенные по адресу: <адрес> ПО, признать частично недействительным свидетельство о государственной регистрации права от 29 сентября 2009 года серия.... ответчика Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан с исключением спорных земельных участков N.... площадью 1065 кв. м и 1186 кв. м из площади земельного участка с кадастровым номером...., признать недействительным постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером.... (национальный парк "Нижняя Кама") в части включения в него земельных участков N...., признать кадастровую ошибку в сведениях ГКН в отношении земельного участка с кадастровым номером.... и обязать ООО "Кадастр" исправить кадастровую ошибку путем исключения из него земельных участков N.... обязать подготовить межевой план для исправления кадастровой ошибки в сведениях ГКН в отношении земельного участка с кадастровым номером.... исключив из него земельные участки N.... и включить их в границы участка с кадастровым номером.... (СНТ "Искра" ПО), направить межевой план в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан для внесения изменений в ГКН относительно границ указанных земельных участков.
В судебном заседании представитель ответчика ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама" Г.Ч. исковые требования не признала.
Представитель ответчика филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан Р. иск не признала.
Представители ООО "Кадастр" З. и В.Р.Я. иск не признали.
Представитель третьего лица ООО "Земельное бюро" Г.Ю. пояснила, что исковые требования являются обоснованными.
Представитель третьего лица СНТ "Искра" ПО И. пояснил, что исковые требования считает обоснованными.
Представитель Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан на судебное заседание не явился, в представленном отзыве просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Республике Татарстан на судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель третьего лица исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явился, надлежаще извещен.
Суд, отказав в удовлетворении исковых требований, принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе А. и К. ставят вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований. Выражают несогласие с выводами суд, который в качестве основания для отказа в удовлетворении исковых требований указал, что земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации, однако таких требований ими заявлено не было. Полагают, что нарушение прав истцов произошло вследствие исключения спорных земельных участков из состава СНТ "Искра" и последующего включения в состав земель ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама".
Настаивают на доводах, изложенных ими в суде первой инстанции. Указывают, что по государственному акту, выданному на основании постановления Главы Тукаевского района площадь земельного участка для размещения коллективных садов-огородов СНТ "Искра" составляла 138,5 га, при постановке же на кадастровый учет данного земельного участка в 2010 году площадь его уменьшилась на 3 гектара.
Более того, при постановке земель ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама" на кадастровый учет согласование границ с владельцами участков не происходило.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама" Г.Ч. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции А., К. и их представитель О. апелляционную жалобу поддержали по изложенным в ней основаниям.
Представитель ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама" Г.Ч. просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представитель ООО "Кадастр" В.Р.И. возражал против доводов жалобы.
На заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, выслушав объяснения лиц, участвующих по делу, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 95 Земельного кодекса Российской Федерации, земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации.
На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются: предоставление садоводческих и дачных участков.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что земельные участки истцов расположены на территории "Национального парка "Нижняя Кама". С данным выводом суда первой инстанции согласна и судебная коллегия по следующим основаниям.
Так, в соответствии с государственным актом N.... ПО "Искра" СТ постановлением Главы администрации N.... от 3 сентября 1998 года предоставлено в бессрочное (постоянное) пользование 138, 5 га земли для размещения коллективных садов-огородов.
По данным кадастровой выписки земельный участок с кадастровым номером.... площадью 1337516, 5 кв. м, по адресу: <адрес> внесен в ГКН 15 ноября 2007 года, сведения о регистрации прав отсутствуют. Площадь и местоположение границ соответствует материалам межевания.
Постановлением руководителя исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан N 2209 от 8 июля 2011 года А. предоставлен в собственность бесплатно земельный участок площадью 1121 кв. м по адресу: <адрес> для ведения садоводства.
Согласно государственному акту N.... С. предоставлен земельный участок площадью 0,1 га в пожизненное наследуемое владение для ведения садоводства в с/о <адрес>", участок N...., постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 594 от 8 октября 1993 года.
По постановлению руководителя исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 14 ноября 2011 года К. предоставлен в собственность бесплатно земельный участок площадью 1186 кв. м по адресу: <адрес>, для ведения садоводства.
В соответствии с государственным актом N.... Е.С.В. предоставлен земельный участок площадью 0,1 га в пожизненное наследуемое владение для ведения садоводства в с/о "Искра-2", участок N...., постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 594 от 8 октября 1993 года.
20 октября 2011 года по заявлению А. проведены кадастровые работы в связи с образованием земельного участка N.... площадью 1121 +/- 23 кв. м путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером.... по адресу: <адрес> Согласно межевому плану вновь образуемый участок находится за пределами границ земельного участка с кадастровым номером....
9 декабря 2011 года проведены кадастровые работы по заявлению К. в связи с образованием земельного участка N 681 площадью 1186 +/- 24 кв. м путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером.... по адресу: <адрес>. Согласно межевому плану вновь образуемый участок находится за пределами границ земельного участка.....
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 29 сентября 2009 года зарегистрировано право собственности за Российской Федерацией на земельный участок с кадастровым номером.... площадью 282044 кв. м по адресу: <адрес>. В 2009 году земельный участок НП "Нижняя Кама" поставлен на кадастровый учет.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 09 января 1998 года N 1-П и от 07 июня 2000 года N 10-П, определениях от 27 июня 2000 года N 92-О и от 03 февраля 2010 года N 238-О-О, лесной фонд, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов, представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, предполагает обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство и основывается на принципе приоритета публичных интересов.
На основании статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом.
В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Тем самым право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона, а не в силу осуществления самой процедуры государственной регистрации такого права.
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации). При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Учитывая изложенное, доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
Согласно пункту 1 постановления Кабинета Министров ТССР от 19 сентября 1991 года N 410 "О создании государственного природного национального парка "Нижняя Кама" в Татарской ССР" государственный природный национальный парк "Нижняя Кама" создан общей площадью 26112 гектаров в соответствии с экспликацией земель согласно приложению.
В пользование государственному природному национальному парку "Нижняя Кама" передано 17518 гектаров земель государственного лесного фонда Елабужского мехлесхоза Министерства лесного хозяйства Татарской ССР и 553 гектара земель государственного запаса Елабужского района.
В состав государственного природного национального парка "Нижняя Кама" включены 7111 гектаров земель сельскохозяйственных предприятий Министерства сельского хозяйства и продовольствия Татарской ССР, 436 гектаров земель города Елабуги и 494 гектара земель, переданных промышленным предприятиям и организациям под учреждения отдыха, без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
Местоположение и площадь лесных массивов, включенных в состав Национального парка "Нижняя Кама", закреплены материалами лесоустройства и отражены в карте-схеме функциональных зон Национального парка "Нижняя Кама", а также на планшетах М1:10000, выполненных Государственным объединением "Леспроект". Материалы лесоустройств, карта-схема и планшеты являются неотъемлемым приложением к положению "О Национальном парке "Нижняя Кама" от 30 декабря 1999 года, утвержденному руководителем Федеральной службы лесного хозяйства России.
С учетом вышеизложенных правовых норм, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, обстоятельств дела оснований считать постановку на кадастровый учет земельного участка "Национального парка "Нижняя Кама" недействительной у суда первой инстанции не имелось.
Поскольку земельные участки истцов N N.... и.... находятся в границах ФГБУ "НП Нижняя Кама", районный суд правомерно в удовлетворении исковых требований отказал.
В данной связи доводы апелляционной жалобы о том, что при постановке земель ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама" на кадастровый учет согласование границ с владельцами участков не происходило, не могут повлечь отмену правильного по существу судебного постановления. На основании изложенных выше норм права суд первой инстанции правомерно исходил из того, что отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации. Согласно заключению эксперта ООО "Ликад" местоположение и площадь принадлежащего "НП "Нижняя Кама" земельного участка закреплены материалами лесоустройства 1992 года, отражены в карте-схеме функциональных зон Национального парка "Нижняя Кама", а также в соответствующих планшетах, что нашло свое отражение в приложении N 5 к заключению экспертизы.
Ссылка в жалобе на то, что по государственному акту, выданному на основании постановления Главы Тукаевского района, площадь земельного участка для размещения коллективных садов-огородов СНТ "ИСКРА" составляла 138,5 га, при постановке же на кадастровый учет данного земельного участка в 2010 году площадь его уменьшилась на 3 гектара, не опровергает правильных по существу выводов суда первой инстанции и не может повлечь отмены правильного по существу судебного постановления.
В соответствии с заключением ООО "Ликад" в 2007 году в результате проведения кадастровых работ ООО "Земельное Бюро" по уточнению границ земельного участка, принадлежащего СНТ "Искра", на кадастровый учет были поставлены участки с общей площадью 138,5 га, т.е. площадь сохранена как в государственном акте, но изменилась конфигурация границы земельного участка. В результате чего садовые участки истцов К. и А. оказались за пределами границы СНТ.
При таких данных решение суда по данному делу следует признать законным и обоснованным, поскольку юридически значимые обстоятельства по гражданскому делу установлены судом правильно и в необходимом объеме, выводы судом сделаны с учетом обстоятельств дела, установленных на основании представленных сторонами доказательств, которым дана надлежащая оценка. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 09 февраля 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу А. и К. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)