Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2014 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Крекотнева С.Н.,
судей Туболец И.В., Кузнецова А.М.,
при участии в заседании:
от истца Чурикова Е.В. по дов. б/н от 20.10.2014; Лукичев К.Е. по дов. N 23/27-1122 от 10.07.2014
от ответчика не явился, извещен
- третьи лица: Правительство города Москвы Вейн К.В. по дов. N 4-47-737/4 от 01.09.2014;
- Департамент городского имущества города Москвы Вейн К.В. по дов N 33-д-960/13 от 27.12.2013;
- Управление делами Президента Российской Федерации Брагин Д.А. по дов. N УДИ-954 от 09.04.2014
рассмотрев 05 ноября 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу ФГБУ "Клиническая больница" Управления делами президента Российской Федерации
на постановление от 15 августа 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Каменецким Д.В., Бекетовой И.В., Свиридовым В.А.
по иску ФГБУ "Клиническая больница" Управления делами президента Российской Федерации к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра"), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" филиал по городу Москве "филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве об установлении кадастровой стоимости земельного участка
третьи лица Правительство города Москвы; Департамент городского имущества города Москвы; Управление Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве; ОАО "Городской кадастр"; ООО "Независимая оценочная компания "ПРОФИТ ЛАЙН"; ТУ Росимущества в Москве; Управление делами Президента Российской Федерации,
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Клиническая больница" Управления делами Президента Российской Федерации (истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" филиал по Москве (Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") об установлении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Москва, ул. Лосиноостровская, вл. 45, кадастровый номер: 77:03:02001:3, площадью 879900 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "Эксплуатация зданий больницы в соответствии с установленными видами деятельности", по состоянию на 01 января 2012 года равной его рыночной стоимости 1 093 237 000 руб. и обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" филиал по Москве внести в государственный кадастр недвижимости, указав с 01 января 2012 года, в качестве новой кадастровой стоимости - рыночную стоимость земельного участка 1 093 237 000 руб.
Решением от 25 апреля 2014 года Арбитражный суд города Москвы удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Постановлением от 15 августа 2014 года Девятого арбитражного апелляционного суда, решение суда первой инстанции - отменено.
В удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным апелляционной инстанцией судебным актом, ФГБУ "Клиническая больница" Управления делами президента Российской Федерации обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которых просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что суды неправильно применили нормы материального права. Решение первой инстанции оставить в силе.
Законность принятых судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Представители ФГБУ "Клиническая больница" Управления делами президента Российской Федерации и третьего лица Управления делами президента Российской Федерации в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе. Просили отменить постановление апелляционной инстанции как незаконное и принятое с нарушением норм права, а решение первой инстанции оставить в силе.
Представители Правительства Москвы и Департамента против доводов жалобы возражали, отметив законность принятого постановления. Просили оставить постановление без изменения.
Представители ответчиков и третьих лиц (Управление Росреестра по Москве, ОАО "Городской кадастр", ООО "Независимая оценочная компания "ПРОФИТ ЛАЙН", ТУ Росимущества по Москве) в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежаще. Суд, руководствуясь частью 3 статьи 284 АПК РФ, считает возможным рассмотреть поданную жалобу в отсутствие данных представителей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене постановления суда апелляционной инстанции.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Распоряжением ТУ ФАУФИ по городу Москве от 03 ноября 2006 года N 1117 ФГБУ Клиническая больница Управления делами Президента Российской Федерации на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Лосиноостровская, вл. 45, кадастровый номер 77:03:02001:3, площадью 879900 кв. м.
Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2012 года N 670-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы по состоянию на 01 января 2012 года, согласно которым кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена в размере 9 780 713 229 руб.
Полагая, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка не соответствуют его рыночной стоимости, ФГБУ Клиническая больница Управления делами Президента Российской Федерации обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Правильно установив, что иск заявлен к надлежащему ответчику и установление завышенной в сравнении с рыночной кадастровой стоимости земельного участка нарушает права истца, суд первой инстанции, основываясь на нормах ст. ст. 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с правильностью и обоснованностью выводов, суда апелляционной инстанции об отмене решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2012 года N 670-ПП в рамках полномочий, предоставленных ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01 января 2012 года, в силу которых кадастровая стоимость предоставленного истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка составляет 9 780 713 229 руб.
ООО "Независимая оценочная компания "ПРОФИТ ЛАЙН" определено, что по состоянию на 01 января 2012 года рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 1 093 237 000 руб. Данная оценка подтверждена положительным экспертным заключением НП СРО оценщиков "Деловой союз оценщиков" от 11 декабря 2013 года N 1391/12/13.
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 года N 751-ПП, были утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01 января 2013 года.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка влечет за собой обязанность органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Вместе с тем, кассационная инстанция, оставляя без изменения постановление суда апелляционной инстанции об отказе в иске, исходит из того, что апелляционная инстанция правомерно указала, что установление судом кадастровой стоимости в размере рыночной является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости и, следовательно, производится на будущее время. Сведения о размере такой стоимости вносятся в государственный кадастр недвижимости не ранее вступления в законную силу соответствующего судебного акта.
То обстоятельство, что размер рыночной стоимости определяется по состоянию на дату определения кадастровой стоимости - в настоящем случае по состоянию на 13 марта 2012 года, не является основанием для установления нового размера кадастровой стоимости с даты, ранее даты вступления в законную силу судебного акта об установлении нового размера кадастровой стоимости.
Более того, как следует из материалов дела, в процессе рассмотрения дела органом исполнительной власти были утверждены иные результаты государственной кадастровой оценки земель.
Следовательно, определение рыночной стоимости на прежнюю дату (13 марта 2012 г.) кадастровой оценки утрачивает правовое значение, поскольку к возникновению, изменению, прекращению прав и обязанностей не приведет.
Принимая во внимание изложенное, вывод суда апелляционной инстанции об отказе в иске является правильным.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 августа 2014 года по делу N А40-180008/13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
С.Н.КРЕКОТНЕВ
Судьи
И.В.ТУБОЛЕЦ
А.М.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 11.11.2014 N Ф05-11806/2014 ПО ДЕЛУ N А40-180008/13
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 ноября 2014 г. по делу N А40-180008/13
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2014 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Крекотнева С.Н.,
судей Туболец И.В., Кузнецова А.М.,
при участии в заседании:
от истца Чурикова Е.В. по дов. б/н от 20.10.2014; Лукичев К.Е. по дов. N 23/27-1122 от 10.07.2014
от ответчика не явился, извещен
- третьи лица: Правительство города Москвы Вейн К.В. по дов. N 4-47-737/4 от 01.09.2014;
- Департамент городского имущества города Москвы Вейн К.В. по дов N 33-д-960/13 от 27.12.2013;
- Управление делами Президента Российской Федерации Брагин Д.А. по дов. N УДИ-954 от 09.04.2014
рассмотрев 05 ноября 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу ФГБУ "Клиническая больница" Управления делами президента Российской Федерации
на постановление от 15 августа 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Каменецким Д.В., Бекетовой И.В., Свиридовым В.А.
по иску ФГБУ "Клиническая больница" Управления делами президента Российской Федерации к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра"), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" филиал по городу Москве "филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве об установлении кадастровой стоимости земельного участка
третьи лица Правительство города Москвы; Департамент городского имущества города Москвы; Управление Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве; ОАО "Городской кадастр"; ООО "Независимая оценочная компания "ПРОФИТ ЛАЙН"; ТУ Росимущества в Москве; Управление делами Президента Российской Федерации,
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Клиническая больница" Управления делами Президента Российской Федерации (истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" филиал по Москве (Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") об установлении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Москва, ул. Лосиноостровская, вл. 45, кадастровый номер: 77:03:02001:3, площадью 879900 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "Эксплуатация зданий больницы в соответствии с установленными видами деятельности", по состоянию на 01 января 2012 года равной его рыночной стоимости 1 093 237 000 руб. и обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" филиал по Москве внести в государственный кадастр недвижимости, указав с 01 января 2012 года, в качестве новой кадастровой стоимости - рыночную стоимость земельного участка 1 093 237 000 руб.
Решением от 25 апреля 2014 года Арбитражный суд города Москвы удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Постановлением от 15 августа 2014 года Девятого арбитражного апелляционного суда, решение суда первой инстанции - отменено.
В удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным апелляционной инстанцией судебным актом, ФГБУ "Клиническая больница" Управления делами президента Российской Федерации обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которых просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что суды неправильно применили нормы материального права. Решение первой инстанции оставить в силе.
Законность принятых судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Представители ФГБУ "Клиническая больница" Управления делами президента Российской Федерации и третьего лица Управления делами президента Российской Федерации в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе. Просили отменить постановление апелляционной инстанции как незаконное и принятое с нарушением норм права, а решение первой инстанции оставить в силе.
Представители Правительства Москвы и Департамента против доводов жалобы возражали, отметив законность принятого постановления. Просили оставить постановление без изменения.
Представители ответчиков и третьих лиц (Управление Росреестра по Москве, ОАО "Городской кадастр", ООО "Независимая оценочная компания "ПРОФИТ ЛАЙН", ТУ Росимущества по Москве) в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежаще. Суд, руководствуясь частью 3 статьи 284 АПК РФ, считает возможным рассмотреть поданную жалобу в отсутствие данных представителей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене постановления суда апелляционной инстанции.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Распоряжением ТУ ФАУФИ по городу Москве от 03 ноября 2006 года N 1117 ФГБУ Клиническая больница Управления делами Президента Российской Федерации на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Лосиноостровская, вл. 45, кадастровый номер 77:03:02001:3, площадью 879900 кв. м.
Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2012 года N 670-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы по состоянию на 01 января 2012 года, согласно которым кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена в размере 9 780 713 229 руб.
Полагая, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка не соответствуют его рыночной стоимости, ФГБУ Клиническая больница Управления делами Президента Российской Федерации обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Правильно установив, что иск заявлен к надлежащему ответчику и установление завышенной в сравнении с рыночной кадастровой стоимости земельного участка нарушает права истца, суд первой инстанции, основываясь на нормах ст. ст. 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с правильностью и обоснованностью выводов, суда апелляционной инстанции об отмене решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2012 года N 670-ПП в рамках полномочий, предоставленных ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01 января 2012 года, в силу которых кадастровая стоимость предоставленного истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка составляет 9 780 713 229 руб.
ООО "Независимая оценочная компания "ПРОФИТ ЛАЙН" определено, что по состоянию на 01 января 2012 года рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 1 093 237 000 руб. Данная оценка подтверждена положительным экспертным заключением НП СРО оценщиков "Деловой союз оценщиков" от 11 декабря 2013 года N 1391/12/13.
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 года N 751-ПП, были утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01 января 2013 года.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка влечет за собой обязанность органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Вместе с тем, кассационная инстанция, оставляя без изменения постановление суда апелляционной инстанции об отказе в иске, исходит из того, что апелляционная инстанция правомерно указала, что установление судом кадастровой стоимости в размере рыночной является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости и, следовательно, производится на будущее время. Сведения о размере такой стоимости вносятся в государственный кадастр недвижимости не ранее вступления в законную силу соответствующего судебного акта.
То обстоятельство, что размер рыночной стоимости определяется по состоянию на дату определения кадастровой стоимости - в настоящем случае по состоянию на 13 марта 2012 года, не является основанием для установления нового размера кадастровой стоимости с даты, ранее даты вступления в законную силу судебного акта об установлении нового размера кадастровой стоимости.
Более того, как следует из материалов дела, в процессе рассмотрения дела органом исполнительной власти были утверждены иные результаты государственной кадастровой оценки земель.
Следовательно, определение рыночной стоимости на прежнюю дату (13 марта 2012 г.) кадастровой оценки утрачивает правовое значение, поскольку к возникновению, изменению, прекращению прав и обязанностей не приведет.
Принимая во внимание изложенное, вывод суда апелляционной инстанции об отказе в иске является правильным.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 августа 2014 года по делу N А40-180008/13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
С.Н.КРЕКОТНЕВ
Судьи
И.В.ТУБОЛЕЦ
А.М.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)