Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.02.2014 ПО ДЕЛУ N А46-6119/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2014 г. по делу N А46-6119/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веревкина А.В.,
судей Глухих А.Н., Еникеевой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кундос Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11145/2013) Администрации Омского муниципального района Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 01.11.2013 по делу N А46-6119/2013 (судья Голобородько Н.А.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (ОГРН 1055553036274; место нахождения: Омская область, Омский район, с. Петровка, ул. Заводская, 8) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, при участии в деле в качестве третьих лиц: открытого акционерного общества "БИНБАНК", Администрации Омского муниципального района Омской области, об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" - представителя Шишковой Н.М. по доверенности от 15.01.2014 сроком действия три года,
от Администрации Омского муниципального района Омской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, открытого акционерного общества "БИНБАНК" - представители не явились,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 11 256 кв. м, расположенного относительно нежилого строения (производственный корпус), имеющий почтовый адрес: Омская область, Омский район, с. Петровка, ул. Заводская, 8, кадастровый номер 55:20:170501:3174, равной его рыночной стоимости в размере 445 000 руб.; об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") с момента вступления в силу решения суда внести в государственный кадастр недвижимости сведения о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:20:170501:3174 составляет 445 000 руб.
Определениями суда от 18.06.2013, от 18.07.2013 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области); в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "БИНБАНК" (далее - ОАО "БИНБАНК"), Администрация Омского муниципального района Омской области (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Омской области от 01.11.2013 по делу N А46-6119/2013 исковые требования удовлетворены. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:20:170501:3174, площадью 11 256 кв. м, расположенного относительно нежилого строения (производственный корпус), имеющего почтовый адрес: Омская область, Омский район, с. Петровка, ул. Заводская, 8, равная его рыночной стоимости в размере 445 000 руб., с момента вступления в силу решения суда по делу N А46-6119/2013. Суд обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:20:170501:3174, составляющую 445 000 руб., в качестве кадастровой стоимости данного земельного участка с момента вступления в силу решения суда по делу N А46-6119/2013.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, Администрация в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Администрация указывает, что изменение размера налоговой платы (вследствие изменения кадастровой стоимости земельного участка) влечет неблагоприятные последствия для бюджета Омского муниципального района и бюджета Петровского сельского поселения в виде непоступления в бюджет запланированных доходов.
ФГБУ "ФКП Росреестра", Управление Росреестра по Омской области, Администрация, ОАО "БИНБАНК", надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Перспектива" просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя истца, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, спорный земельный участок с кадастровым номером 55:20:170501:3174 принадлежит ООО "Перспектива" на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности 55АВ N 990800 от 24.07.2009.
Приложением N 1 к Приказу Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 N 36-П "Об утверждении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Омской области" утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 на 01.01.2011.
В соответствии с указанным приложением и сведениями, содержащимися в кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером 55:20:170501:3174, его кадастровая стоимость составляет 6 341 715 руб. 41 коп., удельный показатель кадастровой стоимости - 563,41 руб. /кв. м.
Согласно отчету N 315-6 от 15.04.2013 об оценке, подготовленному обществом с ограниченной ответственностью "Гермесис", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:20:170501:3174 по состоянию на 01.01.2011 составляет 445 000 руб. (том 1 л. 13-66).
Некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет", оценив вышеуказанный отчет об оценке, установила полное соответствие его содержания и выводов требованиям действующего законодательства (положительное экспертное заключение N Э-150413-1 от 07.05.2013, том 1 л. 67-72).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Перспектива" в суд с настоящим иском.
Удовлетворение исковых требований явилось причиной подачи Администрацией апелляционной жалобы, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции учел следующие обстоятельства.
В силу части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности".
В соответствии частями 1, 2 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости отдельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных частью 3 настоящей статьи.
Частью 3 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, часть 3 статьи 66 ЗК РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем, сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении, предметом оспаривания в этом случае не являются.
Согласно статье 24.19 Закона об оценочной деятельности одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В силу части 5 статьи 4 Закона о кадастре орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном этим Законом порядке.
Согласно правовой позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, права землепользователя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами АПК РФ назначается экспертиза.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела принят во внимание представленный истцом отчет оценщика N 315-6 от 15.04.2013, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:20:170501:3174 составляет 445 000 руб.
Согласно статье 17.1 Закона об оценочной деятельности под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете. Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.
Посредством экспертизы отчета оценщика достигается цель независимой и объективной оценки объекта, с учетом существенного расхождения между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по заказу истца.
Как указано выше Некоммерческим партнерством "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" подготовлено положительное экспертное заключение N Э-150413-1 от 07.05.2013 на отчет N 315-6 от 15.04.2013 об определении рыночной стоимости спорного земельного участка.
В силу статей 12 и 14 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. При этом оценщик вправе применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки.
Противоречий в выводах оценщика, по мнению суда апелляционной инстанции, не имеется.
При рассмотрении настоящего спора не были установлены обстоятельства недостоверности данного отчета либо несоответствия его требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Выводы, содержащиеся в отчете, не были опровергнуты другими участвующими в деле лицами. Доказательств иной величины рыночной стоимости земельного участка ответчиком не представлено.
Каких-либо доказательств иной величины рыночной стоимости спорного земельного участка в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, отчет N 315-6 от 15.04.2013 об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:20:170501:3174, является допустимым доказательством по настоящему делу, а указанная в нем рыночная стоимость земельного участка - достоверной.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Проанализировав в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о доказанности истцом действительной рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:20:170501:3174 в размере 445 000 руб.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в законную силу судебного акта.
При таких обстоятельствах, удовлетворив заявленные исковые требования, суд первой инстанции принял правомерное решение.
Доводы апелляционной жалобы о том, что изменение размера налоговой платы (вследствие изменения кадастровой стоимости спорного земельного участка) влечет неблагоприятные последствия для бюджета Омского муниципального района и бюджета Петровского сельского поселения, не имеют правого значения для рассмотрения настоящего дела.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как Администрации в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождена.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Омской области от 01 ноября 2013 года по делу N А46-6119/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
А.В.ВЕРЕВКИН

Судьи
А.Н.ГЛУХИХ
Л.И.ЕНИКЕЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)